Главная страница

Сорвин, Сусоколов. Человек в обществе. Человек в обществе Система социологических понятий в кратком изложении Для учащихся старших классов


Скачать 1.2 Mb.
НазваниеЧеловек в обществе Система социологических понятий в кратком изложении Для учащихся старших классов
АнкорСорвин, Сусоколов. Человек в обществе.pdf
Дата01.02.2017
Размер1.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСорвин, Сусоколов. Человек в обществе.pdf
ТипДокументы
#1561
страница6 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Тема
7.
Социальная
мобильность.
Критерии
социальной
мобильности. Понятия горизонтальной и вертикальной социальной
мобильности. Мобильность и миграция. Групповая и индивидуальная
мобильность. Социальные процессы в российском обществе на разных
этапах его развития. Возникновение новых и распадение старых групп и
слоев как процессы мобильности.
7.1. Социальная мобильность - это изменение социального статуса
индивида, группы, организации, страны. Основателем концепции социальной мобильности является русский социолог, эмигрант "первой волны" в США,
П.А.Сорокин. Он трактовал мобильность весьма широко, применяя это понятие не только к перемещению индивидов и групп, но и социальных идеологий и теорий.
Из приведенного определения мобильности вытекает классификация ее видов.
Во-первых, она делится на индивидуальную, связанную с перемещением отдельных лиц, и групповую, когда изменяется статус целых социальных групп, слоев, категорий и даже государств.
Во-вторых, мобильность делится на вертикальную и горизонтальную.
К горизонтальной мобильности относится изменение номинального статуса, а также любое изменение статуса, не связанное с существенным перемещением по стратификационным переменным. Например, перемена религиозной принадлежности; переход из одной организации в другую на должность, примерно равную по престижности, при условии, что организации также примерно равностатусны.
Вертикальная мобильность - перемещение индивидумов и групп в
обществе между различными позициями в иерархии социальной
стратификации.
Иногда мобильность определяется лишь как вертикальная; но такой подход вряд ли правилен, хотя бы потому, что придется вводить отдельное понятие для обозначения перемещения между номинальными статусными позициями.
Вертикальная мобильность подразделяется на восходящую, связанную с повышением социального статуса, и нисходящую.
В-третьих, мобильность бывает внутрипоколенной и межпоколенной.
Внутрипоколенная мобильность - это изменение положения индивида в
течение его карьеры. Межпоколенная - изменение положения отдельных
индивидов, семей, социальных категорий и групп, по сравнению с
положением их родителей.
В-четвертых, мобильность бывает структурной и неструктурной.
Структурная мобильность приводит к изменению всей социальной
структуры общества. Пример - изменение структуры советского общества в период модернизации 30-60 гг. Неструктурная мобильность - любые
перемещения в системе статусных переменных, не связанные с
кардинальным изменением существующей социальной структуры.
7.2. Миграция и мобильность
Территориальное перемещение населения (миграции) также должно рассматриваться как форма социальной мобильности.

48 48
Под "миграцией" в широком смысле понимается любое перемещение населения за границы определенной территории(обычно - населенного пункта), независимо от того, на какой срок и с какой целью оно происходит.
Однако в научной и научно-популярной литературе гораздо чаще используется узкая трактовка: миграция – это перемещение, связанное с
изменением места (населенного пункта) постоянного проживания.
Миграция в широком смысле слова включает в себя также, помимо переезда на постоянное жительство, миграцию маятниковую и сезонную.
Маятниковая миграция - это регулярное перемещение населения между двумя и более населенными пунктами, без изменения места жительства, связанное с работой, учебой или отдыхом; чаще всего это ежедневные поездки, хотя иногда в качестве маятниковых миграций рассматриваются поездки и на более длительный срок (обычно в пределах недели).
Существует множество оснований для классификации миграционных потоков. Для социолога наиболее важными являются два:
1) Миграции между населенными пунктами различного ранга.
Миграции, как и любой другой вид социальной мобильности, могут быть "вертикальными" (связанными с повышением или понижением статуса места жительства), и "горизонтальными", когда переезд осуществляется между населенными пунктами одного и того же ранга. С вертикальными миграциями ассоциируются прежде всего процессы урбанизации, необходимым элементом которых является миграция населения из сел в города.
2) Миграции "внутренние" и "внешние". Это деление достаточно условно. Обычно в официальной статистике под "внутренними" миграциями понимается переезд на новое место жительства в пределах одного государства; под "внешними" - переезд на постоянное (или достаточно длительное) жительство в другое государство. Однако, в зависимости от целей исследования, иногда в качестве "внешних" рассматриваются миграции между различными субъектами Федерации.
Таким образом, все миграционные потоки можно классифицировать следующим образом:
Внешние внутренние
Вертикальные
I
II
Горизонтальные
III
IV
7.3. Характер социальной мобильности в России менялся на протяжении всей ее истории. Достаточно точно его можно фиксировать с начала XVIII в.
Как и любое аграрное и полуаграрное общество, Россия вплоть до конца
XIX в. характеризовалась весьма низкими темпами вертикальной социальной мобильности. Основу социальной структуры в эти годы составляли сословия.
Однако границы сословных групп были более проницаемыми, чем в Европе в период классического феодализма. Это было связано с политикой абсолютистского государства. Хотя по отношению к численности крестьянства отток был малозаметен ввиду чрезвычайно высокой доли крестьян в населении, однако по отношению к дворянству и городским сословиям темпы мобильности были очень высокими. Выходцы из крестьян, выплачивая выкуп и налоговую ставку, достаточно легко попадали в городские сословия, вплоть до купцов

49 49 первой гильдии. Ряды служилого дворянства также весьма интенсивно пополнялись из всех сословий российского общества - из крестьян, мещан, купцов, духовенства.
В то же время, по крайней мере со времен Петра I, не происходило существенной структурной мобильности, то есть слои, составляющие социальную структуру, оставались все теми же; до 1870-х годов незначительно менялось лишь их количественное соотношение.
Зато в течение последующих 140 лет Российское общество пережило не только интенсивную вертикальную мобильность, но и несколько этапов структурной мобильности. Сначала, в период 1870-1917 гг., формировался класс промышленной буржуазии и пролетариата. Затем, в основном в период с 1930 по 1970 г., происходил интенсивный процесс модернизации, и формировалась структура, близкая к структуре индустриального и постиндустриального общества, с тем отличием, что отсутствовал класс частных предпринимателей и весьма ограничена была сфера действия рыночных отношений. Наконец, с 1990- х годов начался третий этап структурной мобильности, связанный с формированием постиндустриального общества, основанного на рыночной экономике.
В процессе этих структурных сдвигов менялось не только количественное соотношение социальных слоев, но и относительный престиж профессий. Так, в
1930-50 гг. наиболее престижными были технические профессии (инженер, квалифицированный рабочий); в 50-70 - профессии, связанные с наукой; с середины 80-х годов - профессии, связанные с торговлей и финансами. В течение всего этого периода наблюдались необычайно высокие темпы внутрипоколенной и межпоколенной мобильности и низкий уровень замкнутости профессиональных групп, что отмечалось не только советскими, но и западными социологами.
Чрезвычайно высокими были в этот период также темпы территориальной мобильности (как вертикальной - из села в город, так и горизонтальной - во вновь осваиваемые районы и на стройки). Только с середины 70-х годов миграция стала сокращаться; однако с начала 90-х вновь наблюдается рост темпов миграции из бывших союзных республик в регионы РФ.
Тема 8. Социальный конфликт и пути его разрешения
Внутригрупповые и межгрупповые конфликты. Классовый конфликт как
частный случай социального конфликта. Классовое сотрудничество.
Экстремизм, компромисс, толерантность. Социальное законодательство и
социальная политика.
8.1. "Конфликт - открытая борьба между индивидуумами или
группами в обществе или между государствами-нациями... Конфликт часто
возникает из-за конкуренции за доступ (к) или контроль над
недостаточными ресурсами или возможностями."
Если попытаться более строго определить конфликт, можно выделить следующие его компоненты:
1) две или более сторон, каждая из которых стремится обладать каким-то ресурсом (или ресурсами) в возможно большем количестве;
2) определенный ограниченный ресурс, в обладании которым заинтересована каждая из сторон;

50 50 3) правила взаимодействия, согласно которым увеличение количества ресурса в распоряжении одной из сторон ведет к уменьшению его в ведении другой стороны (или других сторон);
4) наконец, возможности для каждой из сторон вести необходимые
действия для достижения своих целей или защиты интересов.
Таким образом, конфликт - это открытые активные действия, которые
как правило вырастают на базе скрытого напряжения.
Конфликты, рассматриваемые в социологии, делятся на
внутригрупповые и межгрупповые.
Причины внутригрупповых конфликтов могут лежать как внутри, так и вне группы.
Внутригрупповыми факторами вызываются:
- личностный конфликт между индивидами или индивида с группой;
- конфликт принадлежности, когда внутри группы образуются подгруппы;
Внешними по отношению к группе факторами вызывается социальный
конфликт, когда некоторые (или многие) члены группы являются одновременно членами других групп, чьи интересы противоречат интересам данной группы.
Групповая динамика - это процесс, посредством которого
взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение
каждого из них в данной ситуации или приводит к их взаимному
удовлетворению.
Жизнь группы представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушения. Равновесие существует в том случае, если силы сплочения преобладают над силами распада.
Групповая динамика находит выражение в разрешении конфликтов.
Основными стратегиями разрешения внутригрупповых конфликтов
являются:
-образование нескольких подгрупп и принятие своеобразной конвенции о взаимоотношениях между ними;
-удаление инакомыслящих членов группы;
-выбор "козла отпущения", то есть члена группы, которому приписывается вина за все ее неудачи, приведшие к конфликту;
-организационные изменения в группе (фиксация общей цели или изменение групповой цели; изменение в плане действий; выбор новых средств для достижения целей; реформа структуры - централизация-децентрализация);
-появление или смена руководителя, изменение способа управления группой;
-распад группы.
8.2. Межгрупповое взаимодействие и межгрупповой конфликт
Межгрупповой конфликт является частным случаем межгруппового
взаимодействия.
В темах 2-4 мы рассматривали социальную группу как самостоятельную единицу, не связанную с другими группами, все процессы в которой ограничиваются самой этой группой.
Однако ни одна социальная группа не может существовать сама по себе, вне взаимодействия с другими группами. Это вытекает из самого ее определения. Два из трех признаков группы (идентичность и членство)

51 51 предполагают, что существует по крайней мере еще одна группа, от которой члены данной группы могли бы себя отличать и представители которой, в свою очередь, могли бы их идентифицировать.
Этот факт в социологии и социальной психологии был осознан очень давно, и поэтому были предложены специальные термины "своя группа" ("in-
group") и "чужая (внешняя) группа" ("out-group").
Таким образом, межгрупповое взаимодействие - необходимый элемент социальной действительности, без которого нельзя понять не только общественные процессы в целом, но и многие явления в самих социальных группах.
Взаимодействие между социальными группами, как и внутригрупповые процессы, проявляются на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях.
8.3. Стереотипы
В основе любого межгруппового общения лежит образ представителей внешней группы, который формируется у людей, входящих в «свою» социальную группу.
Действительно, от человека, приехавшего в Москву, нередко можно услышать "Ну, москвичи, они такие ..."; и дальше приводится набор определений, который меняется в зависимости от того, насколько успешным оказался визит человека. Если успешным - то определения будут скорее положительными, а если не очень - то наоборот.
И у москвичей также складывается определенный образ гостей столицы, причем разные категории приезжих могут восприниматься очень по-разному.
Стереотипом восприятия называется формирующееся в определенной
социальной группе обобщенное и упрощенное представление о нормах,
ценностях и правилах поведения представителей своей или внешней
социальной группы.
Если это представление касается своей собственной группы, то такие стереотипы называются автостереотипами. Если же речь идет об образе
внешней группы, то стереотип называется гетеростереотипом. Поскольку в большинстве случаев в социологии изучаются именно образы внешней группы, то под "стереотипом" понимается именно гетеростереотип.
Почему же люди обычно склонны к обобщению образа какой-либо группы, почему они не могут реагировать на поведение каждого отдельного человека, вне зависимости от его групповой принадлежности? На это есть несколько причин.
Прежде всего, мир очень сложен, а информационные возможности каждого отдельного человека ограничены. Человек просто физически не способен оценивать поступки каждого, с кем он встречается в жизни, с учетом всего многообразия его жизненных обстоятельств и психологических особенностей. Поэтому мы обычно делим людей на категории (иногда эти категории совпадают с реально существующими социальными группами) и, на основании своего личного опыта, или опыта других людей, сами для себя выдвигаем предположения об общих нормах и ценностях, свойственных "этим" людям, принадлежащим к какой-либо категории, об их психологических качествах и манере поведения.

52 52
Потребность в выработке стереотипов имеет и чисто практический смысл.
Встречаясь и общаясь с людьми, входящими в различные социальные группы, человек должен прогнозировать их поведение. Естественно, что для этого он должен иметь хотя бы предварительное представление о том, как ведут себя "эти" люди в целом. Встречаясь с фанатом Спартака, я вряд ли буду заводить с ним разговор о Моцарте или о котировке акций, и уж наверняка не заикнусь о достоинствах ЦСКА. Хотя вполне может оказаться, что для данного конкретного представителя "спартачей" эти темы могут быть интересны. Но, скорее всего, такой болельщик будет исключением из общей массы.
Наконец, стереотипы возникают из-за того, что люди склонны поддерживать и оправдывать цели деятельности, нормы и ценности своей группы, и относиться к другим группам в зависимости от того, соответствуют ли они этим целям, нормам, ценностям.
Все перечисленные факторы составляют индивидуальные предпосылки формирования стереотипа. Однако собственно групповой стереотип возникает тогда, такое представление перестает быть моим личным представлением, и будет разделяться всеми членами моей группы или, по крайней мере, их большинством.
Лишь очень редко стереотипы ограничиваются только представлением о другой группе, чаще всего они включают и ее оценку. Стереотипы могут быть
положительными и отрицательными. Другими словами, стереотипы включают не только когнитивный, но и аффективный, оценочный элемент.
Как правило,
автостереотипы бывают
положительными, а
гетеростереотипы - нейтральными или более отрицательными, чем автостереотипы. Однако в ряде случаев бывает и наоборот. Например, когда значительная часть группы разочаровалась в ее ценностях, гетеростереотипы могут стать более положительными, чем автостереотипы.
8.4. Маргинальность.
Очень важным элементом межгруппового взаимодействия является
маргинальность - состояние социальных категорий или личностей,
принадлежащим двум или более социальным группам, но не принимающим
до конца нормы ни одной из них, при условии, что нормы и/или ценности
этих групп взаимно несовместимы.
Маргинальные индивиды и группы появляются в самых разных социальных условиях; одним из наиболее важных факторов формирования маргинальности служат межрегиональные миграции.
Маргиналы часто находятся в состоянии межролевого и внутриролевого напряжения, поскольку вынуждены играть плохо совместимые или даже взаимоисключающие роли в группах, на стыке которых они находятся; им приходится также подчиняться противоречащим друг другу социальным нормам и ценностям.
Маргиналы играют неоднозначную роль как в жизни групп, в которые они входят, так и в жизни всего общества. Именно среди маргиналов чаще всего наблюдается девиантное поведение, они могут выступать в качестве разрушительной силы; но одновременно именно маргиналы чаще всего оказываются движущей силой социального развития.
8.5. Групповой фаворитизм

53 53
Формированием стереотипов восприятия и маргинальности не ограничиваются виды межгруппового взаимодействия. Психологов и социологов, изучавших межгрупповые отношения, в первую очередь интересовали два аспекта: межгрупповая дискриминация (ингрупповой фаворитизм) и межгрупповая агрессия. Под межгрупповой дискриминацией
понимается явление, когда в ходе межличностного общения, при
распределении различного рода ресурсов, предпочтение отдается
представителям "своей" группы в ущерб "чужой". Под межгрупповой
агрессией понимаются коллективные действия одной или обеих
контактирующих
групп,
осуществляемые
посредством
прямого
физического воздействия (избиение, убийство или угроза таковых)
направленные на то, чтобы лишить противоположную группу доступа к
какому-либо ресурсу, подчинить эту группу своему влиянию или физически
уничтожить ее как целое.
То, что люди часто предпочитают "своих" "чужим" известно безо всяких исследований. Но почему возникает это явление, насколько оно устойчиво, от каких факторов зависит? Это вопросы далеко не праздные, поскольку в повседневной жизни, в политике, в экономике люди постоянно сталкиваются с дискриминацией по признаку групповой принадлежности.
К объяснению этого явления ученые пытались подойти с двух сторон; различия здесь прослеживаются по тем же линиям, что и при определении объективности существования группы. Представители североамериканской науки настаивали на том, что люди предпочитают "своих" "чужим", когда это приносит им личную выгоду или позволяет добиться общегрупповых целей.
Однако более правильной оказалась позиция европейских исследователей во главе с английским психологом Генри Таджфелом. Они показали, что стремление к идентификации с определенной группой не зависит ни от каких корыстных соображений, а часто даже осуществляется вопреки последним.
Таким образом, согласно результатам европейских исследователей, стремление к групповой идентичности является внутренним свойством человека, а не объясняется только ситуативными соображениями личной выгоды. Так, в экспериментах было показано, что люди склонны поддерживать "своих", даже если им лично это не несет никакой выгоды. Более того, многие люди часто испытывают гораздо более сильный стресс из-за неудачи "своих", чем из-за собственных проблем.
В экспериментах европейских исследователей было показано, что люди стремятся поддерживать представителей "своей" группы тем сильнее, чем больше она отличается по каким-либо явным признакам от другой группы (или других групп) - по внешности, одежде, символическим элементам культуры, и т.д. На характер отношений влияет также опыт предыдущего общения между группами: если это опыт позитивного успешного сотрудничества, то и в последующем можно ожидать проявления дружественных или, по крайней мере, нейтральных отношений. Если же в прошлом группы конкурировали, если между ними были открытые конфликты, то это влияет на характер их взаимодействия даже в самой благоприятной для позитивного сотрудничества ситуации.
Лучше всего, если члены двух групп начинают воспринимать друг друга как представителей некоторой более широкой общности.
Все эти выводы имеют большое значение для понимания не только отдельных групп, но и общества в целом. Действительно, все процессы

54 54 выглядят совершенно по-разному, если в них участвуют отдельные индивиды, каждый из которых действует в соответствии со своими эгоистическими интересами, и в том случае, если реальными "актерами" в театре жизни являются социальные группы.
8.6. Межгрупповые конфликты
Межгрупповой конфликт является крайней формой проявления
межгруппового напряжения. Большинство социологов конца XIX - первой половины XX вв. рассматривали конфликт как исключительное явление, нарушающее равновесие в обществе. Однако еще в середине XIX в. К. Маркс утверждал, что конфликт является не просто необходимым элементом любой социальной системы, но и движущей силой развития. Главным источником конфликта в рамках любой антагонистической формации он считал противостояние двух основных классов: эксплуататоров и эксплуатируемых. В условиях буржуазного общества - это класс буржуазии и рабочий класс
(пролетариат).
Маркс полагал, что предпосылки для социальных конфликтов имеются и в бесклассовых обществах (при родовом строе, а также в условиях социализма и коммунизма).
Однако в этих формациях конфликты не носят антагонистического характера, то есть, в отличие от остальных формаций, они могут разрешаться без уничтожения самих основ общества, за счет сближения позиций конфликтующих сторон.
Большинство современных социологов согласны с Марксом в том, что конфликты органичны и даже плодотворны для общества, но не разделяют его позиций относительно неизбежности уничтожения основ общества, и прежде всего частной собственности, вследствие антагонистических конфликтов.
С этой точки зрения, выделяются два вида конфликтов:
- неинституализированные, то есть протекающие без правил и без стремления противостоящих сторон найти консенсус;
- институализированные, предполагающие наличие правил ведения конфликтов, позволяющих избежать катастрофических последствий для цивилизации и находить оптимальные пути разрешения.
Прав ли Маркс или его критики, покажет время. Несомненно, однако, что в условиях современной сверхтехнологичной цивилизации все разумные люди должны искать путей мирного разрешения конфликтов.
К сожалению, как показывает опыт, во многих современных конфликтах всегда находятся их участники, которые в принципе не ориентированы на поиск оптимального решения. Поскольку классовое противостояние в глобальном обществе также носит глобальный характер, многие современные межгосударственные военные конфликты фактически являются межклассовыми. Политический экстремизм представляет опасность для всего человечества. Обычно, говоря о политическом экстремизме, имеют в виду только экстремизм бедных и угнетенных. Но основную опасность для человечества представляет именно экстремизм богатых и сильных.
В заключение несколько слов о соотношение конфликтов и ролевого напряжения.
Участие человека в межгрупповом конфликте совсем не обязательно ведет к возникновению ролевого напряжения. Институализированный конфликт, в котором каждый участник хорошо исполняет свои роли, может не вызывать ролевого напряжения (например, футбольный матч, результат которого

55 55 устраивает обе команды, и каждый игрок которых сыграл в соответствии с требованиями тренера).
Раздел 2. Культура и духовная жизнь общества
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта