ипз 1 -. Человек
Скачать 34.98 Kb.
|
ОглавлениеВведение 2 1.Человек 3 2.Индивид 5 . 6 3.Личность 7 3.1 Личность и общество 9 Заключение 11 Список используемой литературы 12 ВведениеВся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность. Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр. Лукач, «Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество. Цель работы: изучить понятия «человек», «индивид» и «личность». Человек Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцентируется социальное начало. В социологии личность определяется, во-первых, как системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Непременным условием этого развития являются: биологические, генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: с точки зрения ее структуры; с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Человек рождается на свет уже человеком. Понятие человекявляется самым широким, это основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Основные характеристики человека: особое строение организма; способность к трудовой деятельности; наличие сознания и т.д Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим (природным) и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду. Основой и точкой отсчета обозначенного анализа выступает человек как социоприродный феномен. Природный вектор развития человека: вид в биологической классификации эволюции жизни на земле; природное существо, относящееся к классу млекопитающих; вид - приматы; классификационная категоризация - Homo sapiens. Человек как существо, принадлежащее социуму, человечеству, представляет в себе человечество, и в этом его сущность. Человечество (человеческий род, человеческий мир) - особая, исторически развивающаяся социальная, социально-психологическая и духовная общность, которая отличается от всех иных материальных систем на планете присущим ей способом жизнедеятельности. Главная социально-психологическая характеристика этого способа жизнедеятельности – механизм «САМО…»: самоорганизация, самопознание, самосознание, саморегуляция, саморазвитие, самодвижение и т.д. Индивид Индивид – это отдельная особь, которая сочетает в себе уникальный комплекс врожденных качеств и приобретенных свойств. С позиции социологии индивид является характеристикой человека, как отдельного репрезентанта биологического вида людей. То есть это отдельное человеческое существо, которое объединяет в себе социальное и биологическое и определяется уникальным набором генетически запрограммированных качеств и индивидуального социально приобретенного комплекса черт, характеристик, свойств. В психологии первым понятием, с которого начинают изучение личности, считается индивид. Дословно под этим понятием можно понимать неделимую частицу единого целого. Человек как индивид изучается не только с точки зрения единичного представителя рода людей, но и в качестве члена определенной социальной группы. Такая характеристика человека является самой простой и абстрактной, говорящей только лишь о том, что отделен он от других. Эта отдаленность не является его существенной характеристикой, так как отгорожены друг от друга и в таком понимании “индивиды” все живые существа во Вселенной. Таким образом, индивидуальность - это уникальность, оригинальность, оригинальность качеств и свойств человека, которые отличают его от окружающих. Индивидуальности фокусирует внимание на той конкретной, специфической, своеобразной, которая отличает этого конкретного человека от других людей. Его можно рассматривать как антитезу к понятию среднего. С идеей развитой индивидуальности существует связь между наличием разнообразных социальных качеств, которые информируют человека о подлинной уникальности. Социальным индивидом человек становится не сразу. Он рождается беззащитным и беспомощным существом. Социальность индивида достигается за счет общества. Сначала это его родители и ближайшие родственники. Потом это поле расширяется (детский сад, школа, СМИ, друзья, учителя, соседи и т.д). Ребенок приобретает социальные навыки того общества, в котором он развивается. Именно поэтому разные народы отличаются своими взглядами на жизнь, традициями, культурными веяниями. Это отделяет конкретный народ от других национальностей. Взаимоотношения индивида и группы всегда имеют двухсторонний характер. С одной стороны, человек выполняет для общества определённую работу, способствует решению общих задач. С другой стороны, общество тоже некоторым образом влияет на человека, помогая ему удовлетворять свои потребности – в самовыражении, уважении, любви, безопасности и т. д. Конечно, это всё в идеальном случае. В реальности же отношения индивида и общества нередко имеют конфликтный характер. Замечено, что в «хороших группах», в которых отношения человека и общества строятся на взаимном уважении и доверии, люди даже живут дольше и меньше болеют. Отношения человека и группы могут иметь характер кооперации, слияния или конфликта. При кооперации личность сохраняет относительную независимость, но плодотворно сотрудничает с обществом, понимая, что задачи группы не противоречат его собственным. Слияние – более тесное взаимодействие, когда человек и группа ощущают себя единым целым и уже не могут существовать друг без друга; человек строит свои цели, исходя из целей общества, подчиняет свои интересы интересам группы; группа также берёт на себя ответственность в заботе о человеке, решая не только собственные задачи, но и его личные проблемы. Человека такая группа осознаёт не как исполнителя определённо задачи, а как полностью преданную ей личность. . Личность Личность- понятие историческое, появление личности закрепляется в языке и считается изобретением Святого Августина (ассоциируется с проявлением божественного персонажа). В дальнейшем – светский статус, лицо человеческое уподобляется божественному происхождению. Чем глубже заглядываем в историю, тем больше феномен личности растворяется в ней, в древнейших языках человек деперсонифицируется. Понятие личности определяется как её социальной зрелостью так и политической и экономической. Афинянин- человек, имеющий личность – свободен и имеет собственность, он гражданин. В эпоху нового времени слово гражданин наделяется признаками свободы, светской самостоятельности и наличием собственности. Этим определяется статус гражданина. После французской буржуазной революции личность определяется социально-психологическими признаками неповторимости, уникальности и индивидуальности. Личность – понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, – это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность – это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии – это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается “вещью в себе”. Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только с лицом человека, но и со всем телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность”, куда входят и духовные качества. Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего “лица”, т.е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица Земли. 3.1 Личность и общество Понятие «личность и общество» в социологии выступает в двух ракурсах: Личность нацелена на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности; насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной логике развития. Это один из основных вопросов социологии как науки. Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так или иначе организует свои изобретения, творения как явления в конечном счете производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный институт выражает личные интересы и обслуживает их. Вместе с тем, приобретает определенную и довольно ощутимую независимость, обладает собственной логикой развития, которая впрямую несводима к логике элементарных связей между людьми. В глубинах социальной жизни идет поиск более рациональных форм самоорганизации, в том числе самоограничения человека, ради самого человека. Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека, в жизни развитых демократий и т.д. Второй ракурс проблемы «личность и общество»: как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения. При этом внимание фокусируется на устойчивых, повторяющихся элементах реальной жизнедеятельности личности, ее взаимосвязей в обществе. Все это серьезно продвинуло общественное и гуманитарное знание. Взаимодействие личности и социальной среды в самом общем виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, о ее самостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности. В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в той мере и личность естественно зависит от внешних условий, обстоятельств своей жизни. Автономия, а значит и ответственность личности проявляется как в процессе восприятия осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по-своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей. Заключение Человек, включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, он приобретает личностные качества и становится социальным субъектом. В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального “Я”.Содержание процесса становления социального “Я” – это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса – это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих. Список используемой литературы Литературные источники Человек и общество: Учебник обществознания/ Социальный статус личности/ А.Ю. Лазебников. – М.: Просвещение, 2012, - 417 с. Общая психология: Учебное пособие для студентов./ В.В. Богословский, А.А. Степанов. – М.: Просвещение, 2014, - 348с. Общая психология. В 3 т. Том III. В 2 кн. Книга 1. Теории личности : учебник и практикум для СПО / Р. С. Немов. — 6-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. Боголюбов, Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10 класс. Уроки 25-30 / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кинкулькин и др. - М.: Просвещение, 2003. - 160 с. Интернет источники https://ifilosofia.ru/konspekt-lektsij-po-teme-filosofiya-nauki/246-ponjatie-lichnosti-v-socialnyh-i-gumanitarnyh.html - Понятие личности в социальных и гуманитарных науках https://studme.org/115202025224/filosofiya/ponyatie_lichnosti_sotsialnyh_gumanitarnyh_naukah - Понятие личности в социальных и гуманитарных науках |