МЦЫРИ. Черты характера и поступки
Скачать 23.38 Kb.
|
Черты характера и поступки С раннего детства Мцыри отличается стойким, волевым, гордым характером — таким же, как и у всех горцев. «…Развил тогда могучий дух Его отцов. Без жалоб он Томился, даже слабый стон Из детских губ не вылетал, Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал». Источник: Глава 2 «И если б хоть минутный крик Мне изменил — клянусь, старик, Я б вырвал слабый мой язык». Источник: Глава 15 «Ты помнишь детские года: Слезы не знал я никогда…» Источник: Глава 16 В монастыре Мцыри долгое время не может привыкнуть к своей неволе. Он избегает всякого общения, дичится людей. Монастырь для Мцыри является тюрьмой. «Но, чужд ребяческих утех, Сначала бегал он от всех, Бродил безмолвен, одинок, Смотрел, вздыхая, на восток, Томим неясною тоской По стороне своей родной». Источник: Глава 2 «Я мало жил, и жил в плену». Источник: Глава 3 «Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах…» Источник: Глава 4 «На мне печать свою тюрьма Оставила…» Источник: Глава 21 Несмотря на сильную ненависть к своим похитителям, Мцыри сохраняет в себе человечность. Он никому никогда не причинил зла. «Но людям я не делал зла». Источник: Глава 3 Превыше всего Мцыри ценит свободу, ради которой готов отдать собственную жизнь. Он страстно мечтает о свободной, полной событиями жизни. «Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог». Источник: Глава 3 «Я знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы». Источник: Глава 3 «Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил,— я также мог бы жить!» Источник: Глава 5 Особенно сильно угнетает Мцыри тот факт, что он влачит жалкую жизнь пленника и не имеет даже малейшего шанса вновь вернуться в свою семью. «И я как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой». Источник: Глава 4 Мцыри страдает от того, что лишен родительской любви, родных, друзей. « Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ — могил!» Источник: Глава 4 «Я никому не мог сказать Священных слов “отец” и “мать”» Источник: Глава 4 Жизнь в ненавистном монастыре, вдали от родины, так сильно угнетает Мцыри, что он даёт себе клятву вырваться из неволи. «Тогда, пустых не тратя слез, В душе я клятву произнес: Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной». Источник: Глава 4 «Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы». Источник: Глава 8 «Я цель одну — Пройти в родимую страну — Имел в душе…» Источник: Глава 14 Мцыри — бесстрашный юноша, который не боится смерти. «Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине». Источник: Глава 5 «Но страх не сжал души моей…» Источник: Глава 9 «Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна!» Источник: Глава 11 Свободолюбивая, неспокойная душа Мцыри ликует, когда ему удаётся бежать из монастыря. Он всем сердцем радуется грозе, ненастью, которое олицетворяет для него свободную, настоящую жизнь. «Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил…» Источник: Глава 8 «Мне было весело вдохнуть В мою измученную грудь Ночную свежесть тех лесов…» Источник: Глава 9 В попытке отыскать дорогу домой Мцыри блуждает по окрестностям в течение трёх дней. И эти дни становятся для него самыми счастливыми. «Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей». Источник: Глава 8 Юное, пылкое сердце Мцыри готово любить. При виде красавицы-грузинки в нём просыпаются ранее неведомые чувства. «Так полон тайнами любви, Что думы пылкие мои Смутились». Источник: Глава 13 «И снова видел я во сне Грузинки образ молодой. И странной, сладкою тоской Опять моя заныла грудь». Источник: Глава 14 Мцыри сравнивает себя с диким зверем, который старается быть подальше от людей, принесших ему столько несчастья. «Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей». Источник: Глава 9 «Но, верь мне, помощи людской Я не желал… Я был чужой Для них навек, как зверь степной…» Источник: Глава 15 Мцыри впервые за всю свою короткую жизнь даёт волю чувствам и горько плачет, когда понимает, что не сможет добраться до своей родины. «И в исступлении рыдал, И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горючею росой…» Источник: Глава 15 «Ты помнишь детские года: Слезы не знал я никогда; Но тут я плакал без стыда». Источник: Глава 16 Мцыри — смелый, отважный воин, которому удается одолеть барса. Битва приносит Мцыри ни с чем не сравнимое удовольствие, несмотря на то, что он получает страшные раны от опасного хищника. «То был пустыни вечный гость — Могучий барс… …Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы; сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы И крови… …Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов». Источник: Глава 16 «Бой продолжался на земле. И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков…» Источник: Глава 18 «Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек…» Источник: Глава 17 «Ты видишь на груди моей Следы глубокие когтей; Еще они не заросли И не закрылись…» Источник: Глава 19 Когда израненный, измученный Мцыри вновь оказывается возле монастыря, он понимает, что обречён. Юношу угнетает лишь тот факт, что его могила будет находиться вдали от родных мест. «Вдруг дальний колокола звон Раздался снова в тишине — И тут все ясно стало мне… …Казалось, звон тот выходил Из сердца — будто кто-нибудь Железом ударял мне в грудь. И смутно понял я тогда, Что мне на родину следа Не проложить уж никогда». Источник: Глава 20 «Меня печалит лишь одно: Мой труп холодный и немой Не будет тлеть в земле родной». Источник: Глава 24 Перед смертью Мцыри лишь просит монаха оставить его в саду, откуда открывается вид на Кавказ. Герой примиряется со своей кончиной и никого не винит в ней. «Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад… …Там положить вели меня. Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ!» Источник: Глава 26 «И стану думать я, что друг Иль брат, склонившись надо мной, Отер внимательной рукой. С лица кончины хладный пот И что вполголоса поет Он мне про милую страну… И с этой мыслью я засну, И никого не прокляну!» Источник: Глава 26 Воспитание Мцыри был воспитан монахами таким образом, чтобы уже в юности он посвятил себя служению Господу. «Был окрещен святым отцом И, с шумным светом незнаком, Уже хотел во цвете лет Изречь монашеский обет». Источник: Глава 2 Народная характеристика Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения. Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту. Давайте создадим самую подробную характеристику Мцыри вместе! Жанровая характеристика поэмы «Мцыри» Поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» можно отнести к лиро-эпическому произведению, написанному в жанре романтической поэмы-исповеди. Уникальность произведения заключается в том, что оно совмещает в себе сразу два литературных рода: эпос и лирику, и при этом имеет ряд собственных особенностей и отличий. «Мцыри» — романтическая поэма, поскольку обладает характерными для этого жанра чертами. Это, прежде всего, наличие яркого, харизматичного главного героя, переживающего бурю эмоций и переживаний. Для поэмы характерна остросюжетность, которая на протяжении всего повествования держит читателя в напряжении. Типичным для романтизма является и сам сюжет поэмы — долгожданный побег героя на свободу. Но, в отличие от классической интерпретации данного сюжета, в котором герой стремится покинуть опостылевшее общество, Мцыри, напротив, всей душой хочет вернуться к людям: родным и близким, от которых его оторвали в раннем детстве. Ещё одним отклонением является и почти полное отсутствие темы любви, столь характерной для лирической поэмы. Автор гораздо больше внимания уделяет душевным переживаниям романтического героя, его многолетним страданиям. Любовная линия лишь тенью проскальзывает в произведении, когда Мцыри встречает юную грузинку. С её появлением становится понятно, что молодое горячее сердце юноши открыто для любви, но он вынужден подчиниться внешним обстоятельствам, отказавшись от возможности любить и быть любимым. К чертам эпоса следует отнести отсутствие любовной линии, тщательное описание характера героя, его жизненного пути. Кроме того, в произведении нет какой-либо тайны, мистических событий, недосказанности, чтобы читатель мог поразмыслить над завершением сюжета. Логичность и последовательность повествования, статичность образов — главная черта эпоса. Для более полного раскрытия внутреннего мира Мцыри Лермонтов выбирает форму исповеди. При этом исповедальность героя очень плотно переплетается с откровениями самого автора. Образ свободолюбивого, пылкого Мцыри был очень близок Лермонтову, благодаря чему поэма получилась настолько искренней. Речевая характеристика Мцыри Главная особенность речевой характеристики Мцыри — эмоциональность, способность ярко и красочно описывать свои чувства, переживания. Оказавшись на смертном одре, он исповедуется старому монаху, описывая свой побег и делясь с ними своими несбывшимися надеждами на счастливую жизнь в родном краю. Чтобы показать всю глубину переживаний лирического героя, Лермонтов использует множество изобразительных средств. С их помощью создается страстный, эмоционально высокий тон поэмы. Наиболее часто в своих высказываниях Мцыри использует такое средство художественной выразительности, как сравнение. С его помощью отражается мечтательная натура юноши («…я видел горные хребты, причудливые, как мечты…»), его близость и отождествление с дикой природой («…сплетаясь, как пара змей…»), отдаление от мира людей («Я сам ,как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей…»). Подобные сравнения отражают неукротимый дух Мцыри, его страсть и энергию. Особенно стоит отметить трепетную любовь героя к природе, описание которой он передает при помощи красочных метафор и олицетворений («…в тени рассыпанный аул…», «…там, где, сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры…»). Сильные душевные переживания герой передает при помощи риторических вопросов и восклицаний («Старик! я слышал много раз, // Что ты меня от смерти спас — // Зачем?…», «…О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад!…»). Биография Родиной Мцыри является Кавказ, где в одном из горных аулов он проживал вместе со своей большой семьёй. Отцом мальчика был отважный воин, который был примером мужества и чести. В младенчестве Мцыри был любимцем семьи, о нём нежно заботились его старшие сёстры. Жизнь мальчика резко изменилась, когда ему исполнилось 6 лет. В ходе Кавказской войны, которую вела Российская империя против народов Кавказа, Мцыри был похищен русским генералом. Он вез мальчика домой в качестве военного трофея, однако по дороге тот заболел, и генерал был вынужден оставить умирающего ребенка на попечение монахам в одном из православных монастырей в Грузии. Мцыри выходили, обратили в православную веру, и он стал жить в монастыре в качестве послушника. Повзрослев, Мцыри должен был сам стать монахом. Однако этим планам не суждено было сбыться. Жизнь Мцыри в монастыре была очень несчастной, и юноша, давно мечтавший о свободе, решился на побег. Он планировал вернуться на родной Кавказ, но так и не смог отыскать путь домой. За несколько дней, что он блуждал в лесу, он успел почувствовать любовь к юной грузинке и в рукопашной схватке одолеть барса. В итоге Мцыри, обессилевший от голода и полученных ран, оказался неподалеку от ненавистного монастыря. Умирая, он попросил монаха положить его в саду, откуда открывался вид на Кавказ. Образ Мцыри Мцыри — глубоко трагический образ, который раскрывается во время всего повествования. Поначалу он предстает перед читателями робким, надломленным юношей, который готов покориться судьбе и стать монахом. Этот поступок не вызывает удивления: всё детство Мцыри провел за стенами монастыря, не зная ни родительской ласки, ни детских забав. Оторванный от отчего дома в раннем возрасте, он провёл унылую, безрадостную жизнь на чужбине, среди суровых старцев-монахов. Однако за внешней замкнутостью и угрюмостью скрывается живая душа, трепетное сердце, которое отчаянно тоскует по родине, свободной жизни, наполненной приключениями и опасностями. Скучный, однообразный уклад в монастыре не по нутру этой страстной натуре, которая отчаянно мечтает выбраться из этой темницы. Мцыри дает себе клятву, что обязательно совершит побег, чтобы вкусить настоящую жизнь, и в итоге сдерживает свое слово. Всем своим нутром Мцыри стремится на родину, к своей семье. Для него, горца, большое значение имеют родственные связи, принадлежность к своей общине, своему народу. Именно поэтому ему так тяжело живется в монастыре, где он чувствует себя одиноким чужаком. Оказавшись на свободе, Мцыри впервые за долгие годы чувствует себя по-настоящему счастливым человеком, в нём раскрываются дремавшие прежде романтические черты. Он радуется грозе, наслаждается красотой дикой природы, его переполняют чувства и эмоции. За короткий промежуток времени юноше успевает и почувствовать влюблённость к грузинке, и проявить себя ловким и отважным воином в схватке с разъяренным барсом. Всего за три дня Мцыри успевает пережить полный спектр эмоций, которых он был лишен в монастыре. Герой не жалеет о совершенном побеге, поскольку понимает, каким он есть на самом деле: свободным, сильным и несокрушимым. Физически ослабленный, он сохраняет удивительную стойкость духа и грустит лишь о том, что не смог осуществить свою давнишнюю клятву и вернуться домой. Мцыри покидает этот мир с улыбкой на устах, никого не обвиняя в своей страшной судьбе. 5 фактов о Мцыри Замысел поэмы у М. Ю. Лермонтова появился во время его первой ссылки на Кавказ в 1837 году, когда он странствовал по живописной Военно-Грузинской дороге. Согласно исследователям творчества Лермонтова, прототипом Мцыри мог послужить российский художник П. З. Захаров, чеченец по национальности. В раннем детстве он оказался в русском плену и спустя время был отвезён генералом в Тифлис. Подобные истории были не редкостью во время Кавказской войны. Большое влияние на формирование образа Мцыри оказал грузинский фольклор. Так, один из главных эпизодов произведения — битва героя с барсом — был создан по мотивам старинной хевсурской песни о тигре и юноше, которая нашла свое отражение в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Первоначально поэма носила название «Бэри» с примечанием автора: «Бэри, по-грузински монах». Эпиграф к произведению тоже был другим, и гласил: «On n’a qu’une seule patrie» («У каждого есть только одно отечество»). Слово «мцири» в грузинском языке имеет двойное значение: «послушник», а также «пришелец», «чужеземец», одинокий человек, не имеющий родственников, близких. Вывод Мцыри в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова является олицетворением свободолюбия, отваги и целеустремленности. Он с радостью рискует собственной жизнью, чтобы в течение нескольких дней почувствовать вкус свободы, ощутить себя сильным, здоровым, полным сил человеком. Мцыри не жалеет о совершённом побеге и умирает со спокойной душой. Мцыри — олицетворение свободного, независимого духа, который неспособны сломить жизненные бури, и в этом заключается основная роль героя. Общая характеристика Мцыри позволит лучше подготовиться к уроку по литературе в 8 классе, кратко описать персонажа в докладе или презентацию на заданную тему. Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему Источник: https://sprint-olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/284629-harakteristika-mcyri-v-poeme-kratko-obraz-romanticheskogo-geroia-s-citatami-dlia-sochineniia-v-tablice-8-klass.html |