Крылатые выражения и афоризмы
| Описание
|
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь
| Говорится в I действии во 2 явлении Лизой.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что лучше держаться подальше от особого внимания людей, от которых зависишь, поскольку от их любви до их ненависти - один шаг.
В наше время это можно использовать, когда сидишь с другом и жалуешься на начальство.
|
Счастливые часов не наблюдают.
| Говорится в I действии в 3 явлении Софьей.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что влюбленные друг в друга люди, когда они вместе, теряют счёт времени и не замечают ничего вокруг.
В наше время это можно использовать, когда у влюбленной пары спрашивают, почему они опоздали.
|
Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?
| Говорится в I действии в 4 явлении Фамусовым.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что человека не желают здесь видеть в определенный момент времени.
В наше время это можно использовать, когда присутствует человек, которого не хочется видеть.
|
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
| Говорится в I действии в 4 явлении Фамусовым.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что отец должен быть главным примером, на который надо равняться.
В наше время это можно использовать для поучения своих детей.
|
Мечусь как словно угорелый.
| Говорится в I действии в 4 явлении Фамусовым.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что Фамусов все время в суматохе, в спешке.
В наше время это можно использовать, чтобы пожаловаться на свою занятость или выразить недовольство по этому поводу.
|
Подписано, так с плеч долой
| Говорится в I действии в 4 явлении Фамусовым.
Данное выражение в контексте пьесы означает: сделано - вот и хорошо. Значит, на одну проблему меньше и не надо проверять, что ты там понаписал.
В наше время это можно использовать, чтобы сказать, как ты делаешь работу или как другие это делают.
|
А горе ждет из-за угла.
| Говорится в I действии в 5 явлении Софьей.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что горе может прийти нежданно и оно только этого и ждет.
В наше время это можно использовать, чтобы предупредить близкого вам человека
|
Грех не беда, молва не хороша.
| Говорится в I действии в 5 явлении Лизой.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что, если твой грех выставлен всем напоказ, тебе будет довольно плохо, но если он не получил огласки, все можно замять.
В наше время это можно использовать, когда совершил что-то постыдное и никто пока об этом не знает.
|
Чуть свет — уж на ногах!
| Говорится в I действии в 7 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что человек - ранняя пташка и чуть солнце выглянет, он уже тут как тут.
В наше время это можно использовать, когда рано приходишь в гости, никого не предупредив.
|
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
| Говорится в I действии в 7 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает то, что счастлив, кто верит в то, что рады ему в этом мире. В наше время это можно использовать в споре.
|
Сам толст, его артисты тощи.
| Говорится в I действии в 7 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает: богат он только благодаря своим нищим работникам. В наше время это можно использовать, когда характеризуешь довольно толстого начальника.
|
И дым Отечества нам сладок и приятен!
| Говорится в I действии в 7 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что человеку в родных местах все дорого.
В наше время это можно использовать, когда возвращаешься в родные места после долгого отсутствия.
|
Ведь нынче любят бессловесных.
| Говорится в I действии в 7 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что в то время не любили тех, у кого было свое мнение и кто шел против системы. В наше время это можно использовать, когда говоришь о власти.
|
Не человек, змея!
| Говорится в I действии в 7 явлении Софьей.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что у человека довольно саркастичный и неприятный характер, из-за чего тот похож на змею. В наше время это можно использовать, когда говоришь о неприятном для себя человеке.
|
Где ж лучше? Где нас нет
| Говорится в I действии в 7 явлении Чацким и Софьей.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что человек очень часто бывает недоволен своим нынешним положением, считая,
что где-то в другом месте ему будет гораздо лучше, совершенно не задумываясь, что и там, где его нет сейчас, точно так же полно проблем.
В наше время это можно использовать в философском диалоге.
|
И грянул вдруг как с облаков.
| Говорится в I действии в 8 явлении Фамусовым.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что человека совершенно не ждали, а он вдруг объявился.
В наше время это можно использовать в ситуации неожиданной встречи со старым другом, которого не видел много лет.
|
Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
| Говорится в I действии в 8 явлении Фамусовым.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что быть отцом взрослой дочери - довольно трудная обязанность.
В наше время это можно использовать в случае ссоры с дочерью.
|
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
| Говорится в II действии во 2 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что человек готов выполнять должностные обязанности, но льстить, врать и петь дифирамбы начальству не готов. В наше время это можно воспринимать как принцип служения делу, а не лицам.
|
Свежо предание, а верится с трудом.
| Говорится в II действии во 2 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает историю недавнюю, но звучащую неправдоподобно. Даже возможно, что она недостоверна или выдумана.
В наше время это можно использовать, когда твой собеседник рассказывает историю, которая происходила на днях, но явно приукрашивает.
|
Ну как не порадеть родному человечку!
| Говорится в II действии в 5 явлении Фамусовым.
Данное выражение в контексте пьесы означает стремление покровительствовать родственникам, обеспечить этим легкое продвижение по службе. В наше время это выражение – синоним такого явления как кумовство.
|
Судьи́ всему, везде, над ними нет судей.
| Говорится в II действии в 5 явлении Фамусовым.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что дамы судят и обсуждают всех на свете, но их судить никто не смеет.
В наше время это можно использовать, когда говоришь о высокопоставленных господах, которым нельзя сказать лишнее слово.
|
Дома новы́, но предрассудки стары.
| Говорится в II действии в 5 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что часто общество живет, опираясь на старые догмы и представления, хотя вокруг все ново.
|
Эй, завяжи на память узелок;
| Говорится в II действии в 5 явлении Фамусовым.
Данное выражение в контексте пьесы значит сохранить в памяти просьбу.
В наше время это можно использовать, когда просишь человека что-то запомнить.
|
А судьи кто?
| Говорится в II действии в 5 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает презрение к мнению выступающих судьями авторитетов, которые ничем не лучше, чем те, кого они пытаются порицать или критиковать.
В наше время это можно использовать в споре.
|
Злые языки страшнее пистолета.
| Говорится в II действии в 11 явлении Молчалиным.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что злые, колкие разговоры про кого-либо ранят не хуже пистолета. В наше время это можно использовать в философском диалоге.
|
Кто влюблен — на все готов.
| Говорится в II действии в 11 явлении Лизой.
Данное выражение в контексте пьесы означает неразумные поступки, сделанные из-за любви.
В наше время это можно использовать в том же контексте, что и в пьесе.
|
Я странен; а не странен кто ж?
| Говорится в III действии в 1 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает неповторимость каждого человека и неприятие ограниченности.
В наше время это можно использовать, чтобы упрекнуть людей.
|
Герой… Не моего романа.
| Говорится в III действии в 1 явлении Чацким и Софьей.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что Софье неинтересен человек.
В наше время это можно использовать в том же контексте, что и в пьесе.
|
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
| Говорится в III действии во 2 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает презрительное отношение к пустому, недалекому человеку, который способен только на физиологические действия.
В наше время это можно использовать, чтобы сказать о глупости человека.
|
Чины людьми даются;
А люди могут обмануться.
| Говорится в III действии в 3 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что мнение большинства - это ещё не мнение всех. А многие люди склоняются к мнению большинства - и потом разочаровываются. Чтобы не обмануться, слушать нужно свой внутренний голос, а не смотреть на чин. В наше время это можно использовать в том же контексте, что и в пьесе.
|
День за день, завтра, как вчера.
| Говорится в III действии в 3 явлении Молчалиным.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что ничего не меняется, все по-прежнему.
В наше время это можно использовать, когда говоришь о скуке, однообразии жизни.
|
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
| Говорится в III действии в 3 явлении Молчалиным.
Данное выражение в контексте пьесы означает комментарий к поведению человека, который по ряду причин (робость, страх перед вышестоящими) не имеет своего, личного мнения по тому или иному вопросу или боится его заявлять, отстаивать, аргументировать.
В наше время это можно использовать, чтобы характеризировать себя.
|
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
| Говорится в III действии в 5 явлении Платоном Михайловичем.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что от скуки ты совершенно будешь делать одно и то же.
В наше время это можно использовать в том же контексте, что и в пьесе.
|
Зла, в девках целый век, уж бог ее простит.
| Говорится в III действии в 8 явлении Княгиней.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что старая дева не может найти себе мужа, потому и такая злая.
В наше время это можно использовать, когда говоришь о незамужней женщине в возрасте.
|
Ученье — вот чума, ученость — вот причина.
| Говорится в III действии в 21 явлении Фамусовым.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что учеба, по мнению Фамусова, является главной причиной вольностей молодого поколения.
В наше время это можно использовать в том же контексте, что и в пьесе.
|
Есть от чего в отчаянье прийти.
| Говорится в IV действии в 4 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает характеристику сложного, запутанного положения дел; как реакция на неприятные обстоятельства.
|
Да умный человек не может быть не плутом.
| Говорится в IV действии в 4 явлении Репетиловым.
Данное выражение в контексте пьесы означает иронический комментарий к чьим-либо неблаговидным поступкам или циничным жизненным принципам.
В наше время это можно использовать для саркастичного указания на недостатки человека.
|
Если б кто в людей проник:
Что хуже в них? Душа или язык?
| Говорится в IV действии в 10 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает то, что общественное мнение часто основано на сплетнях и домыслах.
В наше время это можно использовать в том же контексте, что и в пьесе.
|
Поверили глупцы, другим передают,
Старухи вмиг тревогу бьют —
И вот общественное мненье!
| Говорится в IV действии в 10 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает любое высказывание, верное или же нет, в случае огласки может сильно ударить по вам, ведь на вас теперь будет давить общественное мнение, которое зависит от старшего поколения.
В наше время это можно использовать, когда высказываешь свое недовольство обществом.
|
Молчалины блаженствуют на свете!
| Говорится в IV действии в 13 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что в мире чинов и карьеризма гораздо проще зависеть от других, чтобы достичь каких-либо успехов.
В наше время это можно использовать в том же контексте, что и в пьесе.
|
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!
| Говорится в IV действии в 14 явлении Фамусовым.
Данное выражение в контексте пьесы означает намерение отправить в глухое место для раздумий о жизни и исправления поведения.
В наше время это можно использовать в том же контексте, что и в пьесе.
|
Отрезвился я сполна.
| Говорится в IV действии в 14 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что пришел в чувства, в трезвый рассудок.
В наше время это можно использовать в том же контексте, что и в пьесе.
|
Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!
| Говорится в IV действии в 14 явлении Чацким.
Данное выражение в контексте пьесы означает, что он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству.
В наше время это можно использовать как завершающую фразу в споре и указание на задетые чувства.
|