Главная страница

Черты постмодернизма в поэме Венедикта Ерофеева. Черты постмодернизма в поэме Венедикта Ерофеева "МоскваПетушки"


Скачать 14.76 Kb.
НазваниеЧерты постмодернизма в поэме Венедикта Ерофеева "МоскваПетушки"
Дата21.12.2021
Размер14.76 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЧерты постмодернизма в поэме Венедикта Ерофеева.docx
ТипДокументы
#312482

Черты постмодернизма в поэме Венедикта Ерофеева “Москва-Петушки”.

Постмодернизм как литературное направление новой культурно-исторической эпохи - постмодерна - сформировался в 60-е годы XX столетия на Западе. Множественность интерпретаций обусловливает и «двухадресность» произведений искусства постмодернизма. Они обращены и к интеллектуальной элите, знакомой с кодами культурно-исторических эпох, претворенных в данном произведении, и к массовому читателю, которому окажется доступным лишь один, лежащий на поверхности культурный код, но и он тем не менее дает почву для интерпретации, одной из бесконечного множества.

На первый взгляд, поэма «Москва-Петушки» вполне соответствует постмодернистскому произведению, однако О.В. Богданова в своей книге «Постмодернизм в контексте современной русской литературы» отмечает, что черты новой поэтики лишь намечались в произведении Ерофеева, обозначилась тенденция, которой только предстояло оформиться. Именно в столкновении старого и нового в поэме исследовательница видит объяснение того, что вокруг «Москвы-Петушков» сложилась устойчивая традиция «разночтения», миролюбивого сосуществования противонаправленных интерпретаций одних и тех же составляющих повествования.

Для того, чтобы согласиться с О.В.Богдановой или опровергнуть её точку зрения, обратимся к основным вопросам, вызывающим споры у критиков: вопрос о типе героя, вопрос о жанре, вопрос о языке и стиле повествования. 

По словам М. Липовецкого, «Москва-Петушки» становится переходным мостиком от духовного учительства русской классики к безудержной игре постмодернизма, а позиция юродивого как нельзя лучше соединяет в себе оба берега - и нравственную проповедь, и игровую свободу. 

 Веничка стал первым литературным представителем не-героя поколения сторожей и дворников, истопников и ассенизаторов, будущих писателей-постмодернистов, которые вслед за писателями начала века обнаружили, что «истина в вине».

    Не герой  Ерофеева – спившийся интеллектуал, социально пассивный, общественно  индифферентный, но достаточно умный, наблюдательный и проницательный, образованный, весьма ироничный, аполитичный: «Я остаюсь внизу, и снизу плюю на всю вашу общественную лестницу». Кроме того, Ерофеев моделирует образ героя, находящегося вне литературного закона тех лет: с одной стороны, он лишён значимо-общественной мотивированности, с другой – Веничка вырисован по типу «как все», это герой, типический для своего времени и круга, бывалый, знающий, умудрённый опытом человек.

 Писатель не сосредотачивается на отрицательных сторонах натуры героя (в частности, на тяге к алкоголю), и даже наоборот, разрабатывает глубоко положительные его качества, при этом не лишая его ни тех, ни других в полной мере. Исчезает привычная для того времени оценочность, обличительно-разоблачительная нота.

По словам Н.В. Живолуповой, «философские установки Венички определяют идеи контркультуры, уход в царство тёмной свободы. Бегство в мир иррационального, одним из художественных адекватов которого в поэме является пьянство, - средство сделать себя нечувствительным к воздействиям действительности».

Несмотря на то, что поэму называют классическим постмодернистским текстом, а ее автора основоположником отечественного постмодернизма, нужно отметить, что не все признаки данного направления представлены в тексте в чистом виде. Не проявляется идея смерти автора (автор и герой в какой-то степени близки, авторское начало проявляется в иронии, игре).

«Москва - Петушки» во многом отражает действительную жизнь самого писателя. Своего рода это автобиографическое произведение. Герой является постмодернистским персонажем, но с признаками реалистического (можно провести параллель с главными героями произведений Достоевского). Кроме того, Венедикт Ерофеев не ограничивается художественной работой только в области формы, что характерно для более позднего постмодернизма. Исследователи постмодернизма отмечают, что русские постмодернисты преодолели вечную оппозиционность элитарной и массовой литературы.


написать администратору сайта