Статья. Ценности в эпоху постмодернизма
Скачать 17.25 Kb.
|
Тема: Ценности в эпоху постмодернизма Во второй половине ХХ столетия происходит усложнение всех форм жизни. Уменьшение стабильности, ускорение процессов развития, нарастание мультимедийности, усиления общественных потрясений, деструктивные процессы в политической деятельности и обесценивания нравственных принципов. вызвали соответствующую реакцию в культуре. С этого момента принято начинать отсчет новой эпохи, получившей название постмодернизма. Постмодернизм – это понятие, используемое современной наукой для обозначения типа. существования общества. Постмодернизм понимается как продолжение эпохи модернизма с его культурными изменениями. Именно модернизм заложил основу для постмодернизма. Постмодернистские мыслители часто обращают внимание на условный или социально обусловленный характер требований к системам ценностей, позиционируя их как продукты определенных политических, исторических или культурных дискурсов и иерархий. Постмодернистская мысль в широком смысле характеризуется тенденциями к самопознанию, эпистемологическому и нравственному релятивизму, плюрализму, субъективизму и непочтительности. Постмодернизм, в самом общем виде, предстает в качестве совокупности способов осмысления постмодерна, основанных на идеях неодетерминизма, отказе от феномена внешней причинности, изучения нелинейной социокультурной динамики и процессов самоорганизации социума. Отличия нравственных ценностей постмодернизма от предыдущих ценностных систем, связаны с формированием новых субъектов морали, а значит – нового типа моральной регуляции. Это и привило к изменению нравственно-ценностной структуры морального сознания. Возникают новые нравственные понятия и изменяют свое содержание, структуру и статус ценности. Глубокие изменения в мировоззрении и ценностях изменяют экономическую, политическую и социальную жизнь в обществах по всему миру. «Всемирный обзор мировых ценностей» (WVS) выявил систематические изменения в ценностях среди развитых индустриальных обществ. Он измерил ценности на всех шести континентах, что составляет почти 75% мирового населения. На основе данных взятых из обзоров мировых ценностей (WVS) можно сделать выводы, что новые значения ценностей, прежде всего, отражаются на состоянии экзистенциональной безопасности, т.е. когда человек воспринимает жизнь как само собой разумеющее. Это в значительной мере повлияло на современное мировоззрение людей. В связи с этим, изменения ценностей происходят в социальных, политических, экономических нормах. Изменения в религиозной ориентации. За всю историю религий, одной из основных функций религии было обеспечить чувство уверенности в небезопасных условиях. Физическая опасность приводит к потребности в вере в высшие силы, но мир, процветания и благосостояния государств произвели небывалое чувство безопасности. Это снизило потребность в вере и религии. В политике отсутствие безопасности ведет к ксенофобии. Великая депрессия породила ксенофобскую и авторитарную политику во многих странах мира. Чувство безопасности в политике имеет обратный эффект. Постмодернистские ценности подчеркивают самовыражение, а не уважение к власти и терпимость к другим группам. Экономические перспективы современного индустриального общества подчеркивали, прежде всего, экономический рост. Современное индустриальное общество стало возможным благодаря двум ключевым институтам: конвейеру массового производства и бюрократическим организациям. Эти учреждения позволили обрабатывать огромное количество продуктов и огромное количество людей. Но с изменениями приоритетов в современном мире, централизованная система бюрократических институтов становятся все менее приемлема в обществе постмодерна т.к. постмодернистские ценности отдают приоритет охране окружающей среды и культурным вопросам, даже когда эти цели противоречат максимальному экономическому росту. Западные общества, которые первыми начали индустриализацию, постепенно стали подчеркивать постматериалистические ценности, отдавая более высокий приоритет качеству жизни, чем экономическому росту. Как в традиционном, так и в раннем промышленном обществе роль женщин в значительной степени ограничивалась деторождением и воспитанием детей, но сегодня, с более низкой смертностью и более длительным сроком жизни, постмодернистское общество движется к таким нормам, которые дают более широкую свободу для индивидуального самовыражения женщин. С самого начала истории, практически во всех обществах женщины были ограничены ролями, совершенно отличными от ролей мужчин, но сейчас в развитых обществах гендерные различия в ролях размываются. Таким образом, за последние несколько десятилетий новый набор постмодернистских ценностей изменил социальные, политические, экономические нормы стран. Социокультурные трансформации в постмодернистскую эпоху как "относительно самостоятельный и достаточно разобщающий процесс изменения культуры, норм, ценностей, менталитета, сознания, мировоззрения как неделимых, так и коллективных субъектов" привело к появлению социальной идентичности. В отличие от социальной идентичности, которая ориентирована на коллективные режимы, социальная идентичность сосредоточена на нематериальных культурных ценностях, с точки зрения индивидуальной идентификации с собственной целостностью и преемственностью собственных изменений". В постмодернистскую эпоху коллективные идентичности уступают ведущую роль индивидуализму. Соответственным образом изменился смысл такой фундаментальной нравственной ценности как свобода. Свобода модерна опиралась на гарантированные экономические. и политические права и на свободу потребления бесконечного многообразия товаров и услуг. Теперь свобода означает, прежде всего, свободу выбора. Выбор распространяется также на выбор самой системы нравственности. Трудолюбие как принцип традиционной нравственности и профессионализм как. добродетель модерна в равной степени подвергаются изменениям в постиндустриальном обществе. Так постэкономическое общество стало, как не общество профессионалов, а инноваторов, для которых труд из деятельности по созданию продукта все более становится деятельностью, направленной на самореализацию личности. Так процесс постмодернизма, способствует формированию нового типа общества с новыми ценностями. Сейчас одними из главенствующих ценностей становятся время и информация. На новом, постиндустриальном этапе развития общества на смену естественным, природным ресурсам приходят информационные. В новом информационном обществе знания неизбежно становятся важнейшим ресурсом и ценностью. До эпохи постмодернизма все фундаментальные новации в истории человечества, такие как: возникновение древних цивилизаций, приход мировых религий, капиталистическая модернизация, несли в себе нравственный смысл и содержали. нравственную программу, как для общества, так и для личности. Поэтому развитие нравственности эпохи постмодерна – это не только вопрос процедуры согласования имеющихся ценностей или поиска общих ценностных оснований в готовых нравственных кодексах, это возвращение классического вопроса об обосновании ценностей. |