Урок 14 Зангеев Антон Николаевич. Число, урока, тема урока, основные понятия темы и их определения. Все
Скачать 75.23 Kb.
|
Внимание студентов гр. № 51! В тетрадях вы выполняете: число, № урока, тема урока, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ и их определения. Все задания темы (вопрос № 1, зад. 2, 3; вопрос № 2, зад. 2, 3) выполняете ТОЛЬКОв документе Word и отправляете в Дневник под свой фамилией (Урок № ФИО). Время выполнения: до 10.00 8.11.2021. Если ответы отправлены позже указанного времени, оценка снижается на 1 балл. Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века. Урок № 14Практическое занятие № 14 Тема Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. Глобализация культуры: понятие и последствия.Вопросы и задания: Проанализируйте УМ № 1. Составьте схему «Позитивные последствия глобализации культуры». Дайте определение понятий: глобализация культуры, культурный плюрализм, культурный стандарт, национально-культурная идентичность, мультикультурализм, национальная культура. Способствуетформированию представления о взаимосвязанном Позитивные последствияглобализациикультуры Глобализация создаёт предпосылки для выхода культуры на общепланетарный уровень Способствует формированию у различных народностей более точного представления о том что представляет та или иная культура Негативные последствия глобализации культуры. Вопросы и задания: Проанализируйте УМ № 2. Составьте схему «Негативные последствия глобализации культуры». Объясните главное негативное последствие глобализации культуры. УМ № 1. Глобализация культуры: понятие и последствияГлобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Термин "глобализация культуры" появился в конце 80-х гг. в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов народов. Большинство из тех, кто исследует социокультурные последствия глобализации, оценивают ее исключительно как феномен, несущий в себе ярко выраженное отрицательное начало. Однако очевидно, что глобализация способствует формированию представленияо взаимосвязанном мире, где существование различных народов и культур является возможным только тогда, когда они в качестве основы принимают принцип культурногоплюрализма. Глобализация явно увеличивает плотность "информационного потока", дает шанс различным культурам вырваться за пределы своей этнической или национальной ограниченности, обрести динамику собственного развития. В то же время глобализация вызывает перемены не только в экономической, политической или правовой сфере жизни общества, но и самым непосредственным образом отражается на тех процессах, которые протекают в сфере культуры, в таких ее отраслях, как искусство, науки, образование, воспитание. С одной стороны, глобализация явно способствует ускорению процесса «социодинамики культуры». Под ее воздействием резко возрастают темпы производства, распространения и потребления культурных ценностей. Время цикла производства и потребления культурных ценностей резко сокращается, что приводит к увеличению объема информации, получаемой индивидом, расширению его кругозора, повышению интеллектуального уровня. Благодаря новым информационным технологиям, человек глобального общества получил возможность познакомиться с целой совокупностью артефактов, которые были недоступны людям индустриального и постиндустриального общества из-за отсутствия у значительной их части возможности совершать экскурсионные поездки в различные страны, путешествовать по миру, пользоваться услугами, предоставляемыми знаменитыми хранилищами культурных ценностей, где сосредоточена значительная часть мирового культурного наследия. Виртуальные музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы, существующие в "мировой информационной паутине", дают возможность познакомиться со всем тем, что был создано гением того или иного художника, архитектора, композитора, независимо от того, где находятся те или иные шедевры: в Петербурге, Брюсселе или Вашингтоне. Для миллионов стали доступны хранилища крупнейших библиотек мира, в том числе библиотек Конгресса США, Британского музея, Российской государственной библиотеки и многих других библиотек, фондами которых на протяжении столетий пользовался узкий круг лиц, занимающихся законотворчеством, преподавательской и научно-исследовательской деятельностью. Глобализация узаконила существование определенного культурного стандарта, в соответствии с которым человек информационного общества должен владеть несколькими иностранными языками, уметь пользоваться персональным компьютером, осуществлять процесс коммуникации с представителями иных культурных миров, понимать тенденции развития современного искусства, литературы, философии, науки т.д. Глобализация усилилаинтенсивность культурных обменов, резко расширила круг тех, кто совершает бесконечный процесс перехода из одного культурного мира в другой. По сути, она сделалапрозрачными границы для талантов, сняла практически ограничения на перемещение из страны в страну выдающихся исполнителей, дирижеров, художников, режиссеров, многие из которых ныне проводят за рубежом значительно больше времени, чем у себя на родине. Результаты творчества в условиях глобализации перестают быть достоянием той или иной нации, а становятся достоянием всего человечества. Сегодня никого уже не удивляет, если на сцене Большого или Мариинского театров осуществляется постановка спектакля французским или американским балетмейстером; если на Красной площади поют величайшие теноры мира и т.д. Не будет преувеличением утверждение, что глобализация способствует культурной универсализации, сходной по своим характе- ристикам с универсализации античного времени. Глобализация создает предпосылки для выхода культуры на общепланетарный уровень. Благодаря новым информационным технологиям идеи, символы, знания и умения, накопленные тем или иным этносом, и т.д., получают широкое распространение в других культурных мирах. Это способствует формированию у различных народностей более точного представления о том, что собой представляет та или иная культура, какое место она занимает среди множества национальных и этнических культур. УМ 2. Негативные последствия глобализации культурыВ то же время нет никакого сомнения в том, что глобализация способствует стремительномууглублениюкультурногонеравенствамежду странами и народами. Сегодня по уровню образования, обеспеченности персональными компьютерами на душу населения, наличию личных библиотек, частоте посещения различных учреждений культуры, доле средств, выделяемых из бюджета на нужды культуры и т.д. страны "золотого миллиарда" на порядок опережают страны-аутсайдеры. На это обстоятельство обращают внимание практически все исследователи феномена глобализации, а также ведущие эксперты ООН и других широко известных международных организаций гуманитарной направленности. В частности, как указывается в докладе ЮНЕСКО по коммуникациям и информации, в конце 90-х г. XX в. в странах ЕЭС на приобретение телевизоров, видеомагнитофонов и видеокамер населением тратится более 50% средств, используемых на приобретение электронного оборудования. Немногим меньше (40%) тратится на приобретение персональных компьютеров и программного обеспечения. Оставшаяся доля средств идет на покупку бытовой техники (кухонных комбайнов, стиральных машин и т.д.). В странах Азии и Латинской Америки, не говоря уже о странах Африки, соотношение долей средств, расходуемых на приобретение товаров культурного и бытового назначения прямо противоположное. Если сегодня количество персональных компьютеров в США составляет более 100 млн., а активными пользователями Интернета в Северной Америке являются более 240 млн. человек, то в России количество тех, кто пользуется услугами Интернета хотя бы раз в неделю составляет 8,2 млн., или 7% от общей численности населения. В Африке же Интернет стал локально доступен в столицах африканских государств только в 1998 г. Им пользуется в лучшем случае один из 9 тыс. жителей, тогда как среднемировой показатель составляет. Практически ни одна из стран «третьего мира» (кроме Индии) не имеет собственного национального кинематографа, собственного национального театра и т.д. В индустрии развлечений этих стран в основном используются технологии и продукция, производимые членами "глобального клуба". Глобализация привела к коренным изменениям в системе взаимоотношений между народной, элитарной и массовой культурой. Она понизила статус не только первых двух, но и культуры как таковой, которая сегодня многими воспринимается отнюдь не как конечная цель человеческого рода, а как средство, способствующее достижению жизненного успеха и материального благополучия. Одновременно она возвеличила мас-совую культуру, превратив ее в ведущий элемент системы культуры постиндустриального общества. О массовой культуре, как некоем эрзаце, заменителе, рассчитанном на удовлетворение невзыскательных вкусов плохо образованной части населения, пишут многие отечественные и зарубежные исследователи. Результаты опроса молодежи свидетельствуют о том, что среди ценностей досуг и развлечения у них идут на втором месте после получения высшего образования (если не учитывать таких общепринятых ценностей как семья и личная свобода). Глобализация резко обострила проблему национально-культурной идентичности, которая сегодня превратилась в одну из важнейших проблем, тревожащих не только культурологов, но и политиков, общественных и религиозных деятелей, прогрессивно мыслящих представителей естественнонаучного знания. Как подчеркивают многие ис- следователи, ныне «даже экономические проблемы отходят на второй план в сравнении с невозможностью для представителей основных социальных групп найти приемлемый для себя ответ на вопрос «Кто мы такие?». Как показывает практика и результаты многочисленных социологических исследований, индивид, не идентифицирующий себя ни с цивилизаций, в рамках которой разворачивается его деятельность, ни с культурой той нации, к которой он принадлежит по факту своего рождения, ни с той точкой географического пространства, называемой "малой родиной", ни с тем периодом времени, который обозначается как определенная историческая эпоха, оказывается вне системы сложившихся связей и отношений, сформировавшихся в данном социуме в процессе его исторического развития. Он пре- вращается в автономного субъекта. Появление значительного числа личностей, утративших представление о своей национально-культурной принадлежности, приводит к дестабилизации общественной системы, резко повышает уровень социальной напряженности, ставит под вопрос способность той или иной страны сохранять свой суверенитет и территориальную целостность, противостоять давлению как извне, так и изнутри, находить необходимые ресурсы и эффективно их использовать в конфликтных ситуациях, которые сплошь и рядом возникают между различными странами, народами и государствами. Необходимо подчеркнуть, что кризис идентичности сегодня испытывают практически все страны. Однако наибольшую глубину и масштаб он получил в тех странах, которые в недавнем прошлом принадлежали к мировой социалистической системе, и прежде всего в России, где на протяжении почти двух десятилетий сознательно расшатывали базовые структуры национального сознания и самосознания, где средствами массовой информации настойчиво внушалась (и внушается) идея об отсталости русской нации, о необходимости при выборе стратегии и тактики дальнейшего развития страны исходить из приоритета не национальных, а общечеловеческих ценностей. По мере превращения России в страну, занимающую определенное место в системе международного разделения труда, усиливается процесс обесценивания базовых ценностей национальной культуры, быстрыми темпами возрастает число тех, кто считает себя "гражданином мира", кто склонен рассматривать отечественную историю как сплошную череду несуразностей, ошибок и преступлений. Нет необходимости доказывать тот факт, что принятие подобных установок широкими массами (а именно к этому стремятся идеологи глобализации) чрезвычайно опасно, ибо история не знает примеров того, чтобы нация, признавшая свое духовное поражение, сохранила бы свой креативный потенциал и смогла превратиться в активного исторического субъекта, оказывающего влияние на процессы, протекающие в различных сферах жизни общества. Глобализация утвердила в качестве базового принципа сосуществования различных культурных миров принцип мультикультурализма, который рассматривается как основа го- сударственной культурной политики, осуществляемый в информационном обществе. Однако, по мнению западных исследователей, реализация на практике идеи мультикультурализма оборачивается множеством негативных последствий, которые явно усугубляют и без того сложную социокультурную ситуацию, сложившуюся практически во всех развитых странах Запада. Мультикультурализм проявляется в попытках обосновать требования представителей тех или иных групп не их индивидуальными качествами, а статусом членов этих сообществ, стремлением сделать ту или иную культурную идентичность группы основанием для выдвижения разнообразных требований политического и экономического толка. В процессе глобализацииисчезаетмногообразиетиповкультурноговзаимодействия. По мере ее углубления и расширения доминирующим типом взаимодействия между различными культурными мирами становится экспансия, в ходе которой происходит насильственное внедрение в систему ценностей одной культуры ценностей другой культуры. Сегодня является очевидным, что на протяжении последних десятилетий происходит массированное насыщение культурного пространства различныхстранобразцамиамериканскоймассовойкультуры, что вызывает тревогу не только у ради- кально настроенных фундаменталистов и консерваторов, но и у трезвомыслящих политиков, общественных, религиозных деятелей, хорошо представляющих последствия переориентации широких слоев населения на ценности американского масскульта. Средствами, с помощью которых осуществляется культурная экспансия, выступают кино, телевидение, музыка, Интернет. Как свидетельствует статистика, сегодня 85% наиболее посещаемых фильмов – американские (а в таких странах, как Великобритания, Бразилия, Египет, Аргентина, – 100%). Электронная почта и Всемирная паутина позволяют Соединенным Штатам доминировать в глобальном перемещении информации и идей. Спут- ники переносят американские телевизионные программы на все широты. Информационное агентство США (ЮСИА), как прежде "Голос Америки", использует эти же технологии. По сути, получая доступ к информации, находящейся в Сети, каждый пользователь Интернета знакомится, прежде всего, с точкой зрения, выработанной интеллектуальной и политической элитой Соединенных Штатов. Соединенные Штаты закрепили господство в мировой науке. Мировая элита воспитывается в американских университетах, где многие тысячи иностранцев получают образование. В США учатся примерно 450 тыс. иностранных студентов. Как показывает практика, после возвращения домой по завершении обучения практически все они становятся в той или иной степени проводниками идей, сформировавшихся под влиянием американской профессуры, американского образа жизни, американского искусства, американских СМИ. Это создает исключительно благоприятные возможности для распространения американского влияния. Представители американской политической, деловой и интеллектуальной элиты не скрывают, что культурная агрессия, навязывание ценностей американской массовой культуры представителям других цивилизационных миров осуществляются сознательно. Один из крупнейших западных идеологов сегодняшнего дня Бжезинский в своей нашумевшей книге «Великая шахматная доска» писал, что американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире. Однако, демократические идеалы, связанные с американскими политическими традициями, еще больше укрепляет то, что некоторые воспринимают как американский "культурный империализм" (гегемонию развитых стран в различных сферах общественной жизни и принудительное распространение западных ценностей). Глобализация дискредитировалаидеалыПросвещения, продемонстрировав на практике, что в глобальном мире неприемлемо существование ни индивидов, ни государств, руководствующихся принципами свободы, равенства и братства. Она создала предпосылки для превращения интеллигенции в сообщество интеллектуалов. Ее идеологами были предложены новые критерии значимости этносов – не по культуре, а по способности вписаться в глобальную экономику, найти свою нишу в системе разделения труда. Но самое главное негативное последствие превращения глобализации в мировой феномен состоит в том, что глобализация нанесла мощный удар по базовым структурам практически всех национальных культур. Именно с отмеченными негативными последствиями и связано неприятие того варианта глобализации, который осуществляется в настоящее время. С этим связан и интенсивный поиск ее альтернативных моделей, который ведется сегодня учеными, полити- ками, общественными деятелями многих стран мира. Контрольные вопросы:Определите содержание такого явления в развитии современного общества, как культурный плюрализм. Приведите примеры культурного плюрализма (не менее двух). Укажите факты, подтверждающие прозрачность границ в условиях глобализации культуры (не менее трех фактов). Одним из ярких проявлений глобализации является превращение индивида в автономного субъекта, то есть человека, утратившего представление о своей национально-культурной принадлежности. Укажите негативные последствия данного проявления глобализации (не менее трех примеров). Объясните, в чем проявляется экспансия в процессе глобализации культуры. Ответ аргументировать (один пример). Критерии оценки:«5» - все задания темы выполнены правильно и своевременно; ответы развернутые, исчерпывающие, полные, аргументированные, логически построенные; полностью раскрыто содержание вопросов; «4» - все задания темы выполнены, но имеются неточности, ошибки; ответы неполные, частично аргументированные, раскрывают отдельные фрагменты содержания вопросов; логика рассуждения не всегда присутствует; «3» - выполнено 50-60 % заданий; ответы неполные, содержат общие формулировки; не аргументированные; содержание вопросов раскрыто в общем формате; «2» - выполнено менее 50 заданий; ответы содержат общие формулировки; не аргументированные, не раскрыто содержание вопросов. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 1. культурный плюрализм (все этнические общности в обществе не теряют своей идентичности, адаптация к другой культуре происходит, но своих корней человек не забывает). многопартийность (в Парламенте заседают несколько партий, представляющих интересы разных слоев общества, и ни одна из партий не является доминирующей, все партии честно конкурируют между собой) отсутствие государственной религии (в обществе есть и мусульмане, и христиане разных конфессий, и буддисты, синтоисты, даосисты, язычники и кто-то угодно, в то время как государство удовлетворяет интересы каждой религиозной 2. 2.1. Учёба по обмену 2.2. Торговля на мировой бирже валютой 2.3 Международные экономические контракты 3. 3.1. ставит под вопрос способность той или иной страны сохранять свой суверенитет и территориальную целостность 3.2. Дестабилизации общественной системы 3.3 резкое повышение уровня социальной напряженности4. В сфере культуры, глобализация приводит к изменению местных (национальных, этнических) традиций, ценностей и представлений, свойственных данному исторически сформированному социальному сообществу. Главный признак культурной глобализации – коммерциализация духовной сферы: культура становится товаром. |