Эссе на тему Чтец. Невстреча героев. Чтец. Невстреча героев Если правда того, что говорится, заключается в том, что делается, то разговоры и вовсе не нужны
Скачать 16.63 Kb.
|
Эссе на тему «Чтец. Невстреча героев» «Если правда того, что говорится, заключается в том, что делается, то разговоры и вовсе не нужны» Б. Шлинк «Чтец» Хотелось бы начать с того, что роман Бернхарда Шлинка затрагивает, прежде всего, тему драматического внутреннего конфликта «второго поколения» между стремлением понять ужасные преступления нацизма, которые совершило поколение первое (поколение родителей). Для себя я прочертила грань, где Михаэль – второе поколение со стремлением осудить преступления поколения «родителей», но при этом попытаться со временем их искупить. Ханна, в свою очередь, выступает в роли «первого поколения», с чудовищным чувством вины за то, что уже не исправить, и с вопросом, витающем в воздухе «А что бы вы сделали на моем месте?» Отсюда и идет то самое чувство «коллективной вины», та печать, которая по сей день лежит на плечах немецкого народа. Именно поэтому первая проблема, которая поднимается в фильме — это некий спор поколений, но уже Германии старой, под влиянием фашизма, и Германии новой, которая не видела, как люди превращались в бездумных машин-убийц, готовых совершить преступление во имя мнимых целей. Фильм Стивена Долдри «Чтец» - само противоречие. Он задает много вопросов, на которые не может дать ответы. «Кто виноват?», «Что делать?», «Зачем» - вопросы, которые сопровождали на протяжении просмотра всей картины. Я прекрасно понимаю, что нет однозначных ответов на все вопросы. Очень сложно ответить самой себе, как бы ты поступила в той или иной ситуации, но меня больше всего волновало, какие мотивы двигали героями в фильме в собственном выборе. По сути, каждый бы из нас сделал разный выбор, и он не был бы одинаковым для всех. Но самый главный для меня вопрос фильма «почему Михаэль так и не встретился с Ханной?». Какой мотив двигал тогда им? Я долго рассуждала над этим вопросом и пришла к выводу, что Михаэль – человек совершенно иного времени: времени полного истребления нацизма, когда вся Германия была готова сжечь сама себя, чтобы только больше никогда не испытать подобного ужаса. Это стало временем Михаэля Берга, но не временем его возлюбленной Ханны Шмиц, той, что была надзирателем в концлагере и каждую неделю отправляла десяток людей на смерть. Может поэтому Михаэль решил не пойти к Ханне на свидание? Все дело в морали? Попытка понять мотивы поведения Ханны? Может, Михаэль воспринимает Ханну, как предателя, ведь он так и не смог поговорить о ее безграмотности ни с ней самой, ни с судьей. С другой стороны, Ханна сама не хотела, чтобы ее спасали. Поэтому и сам Михаэль рассудил, стоит ли способствовать справедливости, если человек сам не пытается себя спасти? Получается, он просто не захотел ввязываться в эту «грязную» историю. Но в конце этой истории, Михаэль, обвиняющий Ханну в смерти стольких людей, вдруг сам осознает, что он не только не спас некогда любимую женщину, но и стал для нее очередным приговором! И это чувство вины за неспособность помочь Ханне накладывается на совсем другое чувство - чувство стыда за свою любовь к ней. И вся его жизнь после Ханны — это борьба за то, чтобы освободиться от нее. Он остается несчастным. Но опять же, «Чтец» — это совсем не фильм о любви, не это тогда хотел сказать Шлинк в своем романе, а сейчас и Долдри в своем фильме. Это память. Немцам выпала тяжелая доля - помнить об ошибках своих предков. Но помнить прошлое должны не только немцы, но и каждый живущий на Земле человек. |