чтение как компонент духовного развития детей. чтение как компонент духовного развития детей.статья. Чтение как компонент духовнонравственного развития подрастающего поколения
Скачать 26.77 Kb.
|
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365 © Л.Н. Чернышева УДК 371 ЧТЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Л.Н. Чернышева (Новосибирск, Россия) В данной статье рассматривается возможность освоения культуры личностью через овладение духовными и нравственными ценностями, и анализируется роль чтения в реализации этого процесса. Показаны тенденции, влияющие на снижение роли чтения в жизни современного подрастающего поколения: массовая культура, информатизация и дегуманизация общественного сознания. Ключевые слова: культура, духовно-нравственное развитие, чтение, подрастающее поколение. Одним из основных критериев высокого уровня развития общества является состояние его культуры. Национальная культура на современном этапе развития общества подвержена активному негативному влиянию по многим объективным причинам. Культура, прежде всего, становится заложницей общества потребления, и вполне очевидно, что в такой ситуации может быстро сформироваться примитивный, рациональнопотребительский тип сознания. Обеспечение развития культуры как ресурса социальной стабильности, духовного здоровья нации, экономического роста и национальной безопасности государства является приоритетным важнейшим направлением государственной политики. Выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности. Культурная преемственность осуществляется не автоматически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности [1, с. 130]. На современном этапе развития общества культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Ценности культуры реализуются в мировоззрении, интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии человека, способах и формах его общения с другими людьми и природой. Только посредством коммуникации становится возможным усвоение культуры и овладение ее достижениями. Культура человека - это уровень развития индивидуальности человека (усвоения им социального опыта), отражающий своеобразие Чернышева Лариса Николаевна - учитель высшей квалификационной категории, соискатель кафедры педагогики, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: chln2inbox.ru@inbox.ru Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365 народа, социальной среды и проявляющийся в повседневной жизни через его сознание, деятельность, поведение, взаимодействие [1, с. 137]. Именно благодаря тому, что в конкретном обществе существует определенный уровень согласия относительно базовых ценностей, норм и правил поведения, в нем возможна координация деятельности и поведения людей, а также создание условий для формирования личности, сохранения и приумножения культурного наследия. Наряду с такими базовыми национальными ценностями, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, человечество, в этом ряду стоят искусство и литература [2, с. 18-19]. Педагоги все чаще отмечают, что современная духовная жизнь России характеризуется критическим переосмыслением ценностей, утвердившихся в прежние годы. В этой связи важно воспитать и сохранить в человеке ощущение культуры как некоего высокого, но в то же время доступного и понятного феномена, способного поддержать в нем духовные и творческие силы, сформировать способность к достойному преодолению трудностей и нравственному самосовершенствованию. Освоение культуры личностью осуществляется через овладение духовнонравственными ценностями. Поэтому особое значение приобретает духовно-нравственное развитие личности. Это развитие осуществляется в процессе ее социализации и подразумевает последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [2, с. 9]. В уровне культуры человека заключены истоки его интереса к творческой деятельности, в том числе - к чтению [3, с. 75-76]. Чтение всегда рассматривалось как важнейшее средство воспитания души подрастающего поколения. В XIX в. детская литература, составной частью которой являлась детская периодика, - единственное средство массовой коммуникации в то время -старалась учитывать стремление детей к активному познанию мира, особенности протекания у них высших психических процессов, используя наиболее эффективные по своему эмоциональному воздействию выразительные художественные средства. На страницах русских педагогических журналов широко обсуждались проблемы детского чтения, его роли в нравственном воспитании формирующейся личности. Главной целью детской литературы и детской периодики, считалось всестороннее воспитание и образование юных читателей. В.Г. Белинский, основоположник критики и теории детской литературы и педагогики детского чтения, рассматривал детскую литературу и чтение детей как важное звено воспитания, предъявляя высокие требования к произведениям для них: такие произведения должны быть правдивыми, показывать полноту жизни, ее реальность, не искажать и не приукрашивать действительность. По его убеждению, чтение и книга должны способствовать развитию в ребенке патриотических чувств, преданной, страстной любви к своей Родине, к своему народу, но также важно развивать в нем и общечеловеческое сознание, понимание других культур [4]. По мнению Н. А. Добролюбова [5] и Н.Г. Чернышевского [6] человек должен быть Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365 истинным патриотом своей родины, всесторонне развитым в физическом и духовном отношении, обладающим единством мыслей, слов и действий. Важную роль в формировании такого человека играют книги. Действительно полезные книги охватывают все существо человека: они дают пищу для размышления, будят в ребенке любознательность, знакомят его с действительным миром и укрепляют в нем нравственное чувство. Нельзя забывать и о том, что язык книг, как и язык педагогов, является орудием образования и воспитания, при помощи которого учащиеся овладевают знаниями, культурой речи. К.Д. Ушинский обращал внимание на необходимость формирования в детском сознании духовной иерархии ценностей, поиска ее в гармонии повседневной жизни, природы, материальной и духовной жизни человека, способного воспринимать высшие ценности и делать их своими духовными потребностями, направленными на облагораживание души, сердца и ума [7]. Мнения классиков педагогики о роли чтения в жизни подрастающего поколения созвучны с позицией современных ученых и педагогов, рассматривающих формирование культурно развитой личности ребенка в неразрывной связи с чтением и книгой. Исследователи в области развития читателя отмечают возросшее внимание общества к гуманитарным проблемам, к заботам о сохранении и развитии духовнонравственных традиций отечественной культуры, в том числе к формированию читательской культуры детей в новом тысячелетии. Чтение в современном мире является важнейшим способом освоения базовой социально значимой информации, составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры: профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений. Это самый мощный механизм поддержания и приумножения богатства родного языка в экономической, политической и правовой областях, на уровне мировоззрения, а также на уровне трансляции социально значимого опыта [8]. Известно, что книги обладают силой приобщать людей к ранее незнакомым местам, культурам и религиям, а также формируют у них чувство гордости за свое собственной культурное и религиозное наследие. Книги могут воспитывать расовое и культурное взаимопонимание, становясь положительным примером для подражания независимо от национальности, пола или окружающих читателя обстоятельств. Именно через художественные произведения каждый может прийти к согласию с самим собой и стать человеком, соответствующим своему времени. Как отмечается в многочисленных исследованиях российских и зарубежных специалистов в области чтения, отношение к нему, а также к образованию и культуре в последние годы стало рассматриваться в развитых странах в качестве национальных приоритетов развития [9]. Тем не менее, исследователи отмечают преобладание материальных потребностей над духовными в силу социальных и экономических причин, насаждения безнравственности и прагматизма через средства массовой информации, что особенно часто встречается у современного подрастающего поколения. Такие нравственные качества, как порядочность, ответственность, человеколюбие, терпимость, Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365 доброта и желание следовать нормам морали постепенно теряют лидирующие позиции в иерархии потребностей формирующейся личности. Данная ситуация позволяет сделать вывод о необходимости привлечения нового потенциала, поиска новых путей, способствующих формированию и поддержанию у подрастающего поколения стойких духовных потребностей. В целом, необходимо подчеркнуть, что хотя большая ответственность в сложившейся ситуации ложится на систему образования, в данном случае немаловажна роль и самообразования, саморефлексии, которое должно занимать существенное место в становлении личности [10]. Каждый человек должен сам отвечать за свой сознательный, душевный и духовный уровень, повышать этот уровень, следить за его развитием, заниматься самообразованием и самосовершенствованием. В то же время любой человек неотделим от семьи, в которой он родился и воспитывался, от общества, в котором он живет и продуктом которого является. Поэтому причины, которые стоят за его духовным обнищанием, также являются с одной стороны глобальными, а с другой стороны, они - результат той системы ценностей, которая принята в его семье, ближайшем окружении и культивируется в нем с самого раннего детства. Особым явлением, связанным со снижением духовной составляющей подрастающего поколения, является массовая культура. Массовая культура - феномен современной культуры, получивший распространение в связи с научнотехническим прогрессом, индустриализацией и урбанизацией общества, а также развитием средств массовой коммуникации. Под массовой культурой понимается широкий спектр самых различных явлений, ориентированных на массовую аудиторию и удовлетворение ее потребностей в досуге, развлечении и общении [11, с. 137]. Массовая культура обращается к эмоциональной сфере человека, при этом ее потребителю не требуются особое образование и подготовка, поскольку происходит своего рода тривиализация культуры, то есть сведение всего разнообразия художественного опыта к тривиальному, элементарному, банальному. Можно отметить следующие признаки массовой культуры: • тиражирование, возможное благодаря новым технологиям; • коммерческий характер функционирования; • ориентация на массового потребителя, на большие аудитории; • расчет на пассивное, некритическое восприятие. Обозначая тенденции свободного чтения подростков последних десятилетий, И.И. Тихомирова подчеркивает, что свобода чтения современных подростков обусловлена модой, книжным рынком и фондами библиотек, поскольку выбор книг зависит в настоящее время от вкусов книгоиздателей и их коммерческих соображений [12]. Следующее явление также вызывает неоднозначную реакцию, поскольку постепенный переход к информационному обществу и становление общества нового типа меняют поведение человека, его привычки и структуру его свободного времени. В результате появляются новые формы организации и проведения досуга, а прежние и привычные (в том числе чтение) утрачивают свои лидирующие позиции. В конечном итоге меняется иерархия социальных, индивидуальных ценностей и Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365 потребностей. Появляется несколько иной тип личности, формируется новый тип сознания. Информатизация наряду со многими положительными моментами (быстрый поиск необходимой информации, возможность ее оперативного обновления, расширение границ коммуникации, реализация принципа равного доступа к образованию, подготовленность к жизни в меняющемся мире), имеет и негативные последствия. Нарушаются привычные механизмы восприятия печатного текста, и возникает снижение потребности в чтении книг и другой печатной продукции. Как следствие внедрения в жизнь современного общества массовой культуры и информатизации меняется система отношений между людьми, нормы поведения, иерархия потребностей. Особенно это касается подрастающего поколения и проявляется в снижении значимости у молодых людей таких нравственных качеств, как порядочность, ответственность, человеколюбие, терпимость, доброта и желание следовать нормам морали. То есть идет постепенная дегуманизация общественного сознания, которая наиболее остро отражается именно на подрастающем поколении и понимается как утрата духовных и нравственных ценностей, отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, внимании и уважении к личности, к индивидуальным качествам человека. Дегуманизация общества, которая сегодня наблюдается практически повсеместно, является крайне опасной, поскольку ведет к изменению представлений о нормах морали и критериев нравственного воспитания личности. Дегуманизация касается и такой важной стороны человеческой жизни, как чтение. Поток различных сомнительных периодических изданий подтверждает, что истинно гуманистическая литература, отечественная и зарубежная, зачастую сдает свои прежние позиции. Все эти факторы приводят к снижению доли активно читающего населения. Снижение же статуса чтения ведет возрастающему дефициту знаний и мешает передовому движению общества на пути к прогрессу, сказывается на уровне общей образованности, формировании у молодого поколения системы нравственных и духовных ценностей и ориентиров. В результате книга как культурный феномен, источник знаний утрачивает свою роль учителя и наставника, транслятора накопленного поколениями духовного опыта и постепенно вытесняется альтернативными видами деятельности. Современная ситуация такова, что, несмотря на бурное развитие научнотехнического прогресса, он не приближает молодежь к чтению и книге, а скорее отдаляет и от них, и от созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, прежде всего достижений в области культуры, науки и просвещения. Формируется рационально-потребительский тип сознания, ухудшаются условия для формирования гуманной личности, способной сохранить и приумножить культурное наследие, созданное предыдущими поколениями. Поэтому перед угрозой роста деструктивных социальных явлений защита чтения, поддержание интереса к нему, становятся в ряд задач государственной важности. Являясь связующим звеном на пути к международному сотрудничеству и взаимопониманию, мощным средством воспитания расового и культурного взаимопонимания, книги становятся положительным примером для подражания. Чтение приносит человеку интеллектуальное удовлетворение, обогащает его воображение, дает человеку свободу и личностное развитие, 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365 представляя собой серьезный себя, особенно на постижение своего внутреннего мира и личности, на осмысление своей роли и назначения в истории, отношений с другими людьми с позиций добра и зла. В этом творческом поиске формируется духовно развитая личность, способная взять на себя ответственность не только за свою судьбу, за судьбу своих близких, но и за судьбу страны, в которой она живет. образовательный и информационный ресурс, способствующий повышению качества жизни, формирующий читательскую культуру современного поколения, сохраняющий и приумножающий культурное наследие. Чтение необходимо современному молодому человеку, духовный путь которого начинается с умения мобилизовать свои внутренние ресурсы на постижение самого СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Педагогика : Большая современная энциклопедия / сост. Е. Ц. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с. 3. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Электронный ресурс] : дисс... канд. пед. наук : 13.00.01. - М.: РГБ, 1999 (из фондов Российской Государственной библиотеки). - 440 с. 4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. -Т. 4. - С. 366-378. 5. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений : в 9 т. - М., Л.: Художественная литература, 1962. - Т. 4 - 6. Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений : в 10 т. - М., Л.: Художественная литература, 1962. -Т. 5 - 620 с. 7. Ушинский К.Д. Избранные труды : в 4 кн. - М.: Дрофа, 2005. - Кн. 2. - 447 с. 8. Кузьмин Е.И. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сбор. науч.-практ. работ / сост. В.Я. Аскарова. - М.: МЦБС, 2007. - 272 с. 9. Чернышева Л.Н. Актуализация и пропаганда чтения как социально педагогическая проблема: опыт Великобритании // Глобализация и образование в современном мире : мат. междунар. конф. - М.: ИТИП, 2008. - С. 177-181. 10. Пушкарёва Е.А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 1. - С. 74-78. 11. Пенская Е.Н. Детское чтение: локальные и глобальные проблемы // Вопросы образования. - 2008. - 2005. - 720 с. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. 495 с. № 1.- С. 283-285. 12. Тихомирова И.И. Свободное или обязательное чтение в XX веке : конфликт или диалог? // Школьная библиотека. - 2006. - № 7. - С. 75-77. Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365 UDC 371 © 2011-2012 Вестник НГПУ Все права защищены |