Главная страница
Навигация по странице:

  • Современная трактовка истины

  • Диалектика абсолютной и относительной истин

  • ПРАКТИКА

  • фил доклад истина. Что есть истина относится к одному из фундаментальных вопросов гносеологии


    Скачать 22.54 Kb.
    НазваниеЧто есть истина относится к одному из фундаментальных вопросов гносеологии
    Дата30.05.2018
    Размер22.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафил доклад истина.docx
    ТипДокументы
    #45424

    Вопрос, «Что есть истина?» относится к одному из фундаментальных вопросов гносеологии.

    В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

    • Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)

    • Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)

    • Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)

    • Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)

    • Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

    Имеются разные концепции понимания истины:

    1. "Истина - есть соответствие знания действительности",

    2. "Истина - это опытная подтверждаемость",

    3. "Истина - это свойство самоорганизованности знаний",

    4. "Истина - это соглашение",

    5. "Истина - это полезность знания, его эффективность".

    Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности. Оно является главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и Маркс, многие философы XX Века.

    Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и даже агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.

    Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:

    1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которую входит -объективная  реальность,  субъективная реальность она - в связи с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой она - в независимости содержания истины от отдельных людей

    2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна   по   своим   внутренним идеальным   содержанию   и   форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

    3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.

    Для характеристики объективной истины как процесса применяются   категории   абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

    Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) -это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д. - это вечные истины.

    Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин.

    Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

    При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе).

    В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - есть догматизм.

    Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется:

    1) характером объекта к которому относится,

    2) условиями места, времени;

    3) ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.

    Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные "сорта" истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами.

    Кроме названных выделяются и другие свойства истины:

    • непротиворечивость (с точки зрения формальной логики)

    • когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями),

    • простота, красота, эвристичность, плюрализм, антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин).

    Существуют и разные формы истины:

    • экзистенциальная (понимание  духовного  мира)

    • предметная  (знание  о материальных системах)

    • концептуальная

    • а также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная.

    При этом постоянный спутник истины в любой её форме - заблуждение. И истина, и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания.

    ЗАБЛУЖДЕНИЕ - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические.

    Заблуждение следует отличать от ЛЖИ - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и ДЕЗИНФОРМАЦИИ -передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.

    Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают логическими и фактическими.

    Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о "вечном двигателе"), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию)

    Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о КРИТЕРИИ ИСТИНЫ.

    1. соответствие законам логики;

    2. соответствие ранее открытым законам науки;

    3. соответствие фундаментальным законам;

    4. простота, экономичность формулы;

    5. парадоксальность идеи;

    6. практика.

    Коренным пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов.

    Такими свойствами обладает ПРАКТИКА, но во всём её объёме и   историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии - общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность (взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует соглашению).

    Так, математики склоняются к когерентной концепции истины, гуманитарии к общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к практицизму и практике.

    ПРАКТИКА -  активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.

    С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт её.

    В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру. Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе. Назовем важнейшие формы практикиЭто

    материальное производство (труд),

    - социальная деятельность,

    - научный эксперимент;

    - техническая деятельность;

    - военно-политическая деятельность.

    Практика   и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания.

    Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:

    1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики.

    креатиеная функция

    2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и  стороны  мира, обеспечивает познание техническими средствами. - детерминирующая функция

    3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей

    целеполагающая функция

    4. практика представляет собой и решающий критерий истины

    - критериальная функция 

    Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения. Относителен потому,  что  сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания.

    Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий.


    написать администратору сайта