Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Как им образом удается реконструировать идеи мысли и конкретные деяния, которые имели место в далеком прошлом

  • На какие вопросы позволяют ответить знания о политико-правовых идеях и концепциях

  • 4. Как решаются вопросы о происхождении, сущности, задачах, формах власти и государства, содержании, основных принципах и источниках права

  • Идеология политических. Тема 1. Что изучает история политических и правовых учений


    Скачать 18.58 Kb.
    НазваниеЧто изучает история политических и правовых учений
    АнкорИдеология политических
    Дата13.12.2022
    Размер18.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 1.docx
    ТипДокументы
    #843260

    1. Что изучает история политических и правовых учений?

     История политических и правовых учений — основополагающая дисциплина, изучающая различные политико-правовые теории и доктрины, обосновывающие происхождение государства и права, раскрывающие их сущность, развитие правовых и государственных институтов, что позволяет получить представление об их многообразии. Данная дисциплина рассматривает эволюцию представлений человека о политике, власти и их назначении, о государстве и его формах, о праве и связанных с ним правоотношениях. Eё изучение основано на тесной связи с другими дисциплинами гуманитарного, политического и юридического, что позволяет иметь целостное представление о становлении, развитии и трансформации государства и права, нашедших отражение в политико-правовых воззрениях глубокой древности и современных теориях о государстве и праве.
    2. Каким образом удается реконструировать идеи мысли и конкретные деяния, которые имели место в далеком прошлом?
    Наука истории политических и правовых учений, в рамках которой накоплен огромный фактический материал, предоставляет возможность соотносить с учетом многовековых споров разные теории, направления, течения политико-правовой мысли. С середины 90-х годов XX века в нашей юридической литературе в качестве особенностей этого времени назывались становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления, в том числе, юридического. Справедливо отмечалось, что соревнование идейных течений, обмен доводами «дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, строго ориентированного на господствующее официальное мировоззрение»
    Содержание и формы политико-правовых учений различны (философские письма, научные трактаты, политические памфлеты и др.), однако каждая политико-правовая доктрина (учение, концепция, теория), а не случайно высказанная, даже оригинальная, мысль (суждение, настроение, взгляд) предполагает определенную структуру, включающую философско-теоретическую основу /методологию/, содержательную часть, предметно раскрывающую вопросы государства и права и предлагающую для решения этих вопросов ряд мер, содержащихся в программной части учения.
    Составные элементы доктрины не всегда очевидны в творчестве мыслителя, но в том или ином объеме обязательно присутствуют. Так, например, при явном приоритете философско-методологической составляющей философия права И. Канта содержит конкретную антифеодальную политико-правовую программу преобразования государственно-правового строя Пруссии XVIII века. П.И. Пестель, помимо детального перечня первоочередных мер радикального переустройства России, являлся сторонником теории естественного права в качестве логико-теоретической основы своих программных построений. Одной из задач для специалистов в сфере истории политико-правовых учений является поиск, раскрытие и анализ всех частей концепции. Наличие политического и правового учения предполагает связанность элементов структуры, что выражается в относительной устойчивости доктрин. При анализе политических и правовых учений крайне нежелательно разрывать части системы, выбирать из контекста отдельные фразы и оценивать их вне общего понимания доктрины.

    3.  На какие вопросы позволяют ответить знания о политико-правовых идеях и концепциях?


    Знания о политико-правовых идеях и концепциях помогают в выявление «сильных» и «слабых» сторон рассматриваемых концепций, учений, различных теорий, после проведения сравнительного анализа правовых концепция разных государств разных эпох, которое вскрывает взаимосвязь между некоторыми из них, устанавливается их влияние на изменения, произошедшие и происходящие в политико-правовой реальности
    4.  Как решаются вопросы о происхождении, сущности, задачах, формах власти и государства, содержании, основных принципах и источниках права?

    Теологическая концепция объясняет происхождение государства Божьей волей; патриархальная теория доказывает, что государство — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье (патриарха); договорная теория исходит из того, что государство возникло в результате договора между людьми, т.е. выводит государство не из экономических отношений, а непосредственно из воли и сознания людей (Гоббс, Локк, Руссо); теория покорения утверждает, что государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными. Классовая теория происхождение государства объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы. Государство появляется как выразитель интересов экономически господствующего класса. Со становлением бесклассового общества предполагалось, что государство отомрет.

    Примерно до XVII в. государство понималось в широком смысле как общность людей, проживающих на определенной территории и организуемая органом высшей власти. Государства назывались “полисом”, “княжеством”, “королевством”, “империей”, “республикой” и др. И лишь Н. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки Нового времени – государство (“stati”), которое, по его мнению, означает политическое состояние общества, отношения властвующих и подвластных, наличие организованной политической власти, существование правовых институтов. Классовая теория трактует государство как машину власти над обществом, как аппарат классового принуждения. Государство, в понимании М. Вебера, “есть отношение господства людей над людьми, основывающееся на легитимном насилии”. Многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление.

    В современной политической науке понятие “государство” понимается в широком и узком смысле. В широком смысле государство – это исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной. В узком смысле государство – это аппарат управления обществом на определенной территории.

    Говоря о функциях государства как основных направлениях его деятельности, необходимо выделять функции не только классового взаимодействия, но и регулирования всех других общественных отношений, направленных на соблюдение интересов граждан и общества в целом.

    Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние: конституционная, правоохранительная, экономического регулирования, социальной защиты населения и т.д. – направлены прежде всего на управление общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние: внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-идеологическая – направлены на отстаивание интересов в межгосударственных отношениях.

    Государство имеет свои признаки: 1) наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и т.д.; 2) территориальное деление населения; 3) налоги, необходимые для содержания государственного аппарата и обеспечивающие финансовую основу государственной деятельности.

    Государства различаются по форме, которая включает в себя: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.


    написать администратору сайта