философия. Что такое бытие. Что такое бытие
Скачать 14.97 Kb.
|
Что такое бытие? Бытие можно определить как все, что реально существует, как то, что существует как истинное, а не как видимое, как реальность, определенная независимо от сознания человека, как общий способ существования человека. Философа занимает не мысль, а возможность мысли, т.е. его занимает само бытие, поскольку оно чревато мыслью, рождает мысль, иначе говоря, — поскольку оно (бытие) не совпадает с тем, что в качестве бытия разумеется само собой. Философа занимает бытие не в его неопределенной наличности, а в его собственной бытийности, т.е. в его мыслимой возможности быть бытием (как возможно то, что не может не быть?) и в мыслимой же невозможности быть мыслью. «Ум находит искомое бытие там, где находится (находит себя) сам». Что означает слово «быть» в философском понимании? В нем заложена не просто констатация самого факта существования, но и обоснование того, что существует на самом деле, независимо от нашего к нему отношения. Не случайно древнегреческий мыслитель Парменид, который впервые ввел это понятие в философию, использовал слово, близкое по своему значению к термину «истина». С тех пор под бытием понимают мир, как он есть сам по себе, а не каким он может казаться. В этом отношении философское понимание бытия имеет сходство с его значением в обыденной речи, поскольку слово «быть» означает для нас нечто, существующее в самой действительности, а не только в нашем воображении. Таким образом, бытие – это категория, которая представляет совокупность всего существующего, неся в себе критерий его существования. Бытие охватывает всё существующее: как материальные, так и духовные феномены. Бытие – это то, что существует, небытия нет. Бытие – это жизнь, оно не имеет ни прошлого, ни будущего. чем глубже мы вдумываемся в мысль, вслушиваемся в слово, чем добросовестней мучаемся смыслом бытия, тем отчетливее начинаем мы слышать голоса всемирноисторической тяжбы о бытии, тем точнее научаемся их различать, тем совестливее становится каше внимание к другому, тем насыщенней и тот смысл, в котором мы способны мыслить бытие (а вместе с ним и — что значит быть человеком (в чем человечность человека), что значит мыслить (что это за событие) и т. д.) Но если дело в философии идет, по общему признанию, о Мудрости, — об Истине, Благе и Красоте, о Началах и Корнях всего, — как трудно допустить подобную вольность в отношении к тому, что рука невольно пишет с большой буквы, от чего зависит осмысленность всего, что мы делаем, а значит и все наше бытие. Философа занимает не мысль, а возможность мысли, т.е. его занимает самобытие, поскольку оно чревато мыслью, рождает мысль, иначе говоря, — поскольку оно (бытие) не совпадает с тем, что в качестве бытия разумеется само собой. Философа занимает бытие не в его неопределенной наличности, а в его собственной бытийности, т.е. в его мыслимой возможности быть бытием (как возможно то, что не может не быть?) и в мыслимой же невозможности быть мыслью, не бытием (которое не есть мысль). Философа, можно сказать, занимает мысль, поскольку она мыслит бытие, и мысля бытие, мыслит как именно бытие не есть знание о бытии. чем глубже мы вдумываемся в мысль, вслушиваемся в слово, чем добросовестней мучаемся смыслом бытия, тем отчетливее начинаем мы слышать голоса всемирноисторической тяжбы о бытии, тем точнее научаемся их различать, тем совестливее становится каше внимание к другому, тем насыщенней и тот смысл, в котором мы способны мыслить бытие (а вместе с ним и — что значит быть человеком (в чем человечность человека), что значит мыслить (что это за событие) и т. д.) Но если дело в философии идет, по общему признанию, о Мудрости, — об Истине, Благе и Красоте, о Началах и Корнях всего, — как трудно допустить подобную вольность в отношении к тому, что рука невольно пишет с большой буквы, от чего зависит осмысленность всего, что мы делаем, а значит и все наше бытие. Философа занимает не мысль, а возможность мысли, т.е. его занимает самобытие, поскольку оно чревато мыслью, рождает мысль, иначе говоря, — поскольку оно (бытие) не совпадает с тем, что в качестве бытия разумеется само собой. Философа занимает бытие не в его неопределенной наличности, а в его собственной бытийности, т.е. в его мыслимой возможности быть бытием (как возможно то, что не может не быть?) и в мыслимой же невозможности быть мыслью, не бытием (которое не есть мысль). Философа, можно сказать, занимает мысль, поскольку она мыслит бытие, и мысля бытие, мыслит как именно бытие не есть знание о бытии. чем глубже мы вдумываемся в мысль, вслушиваемся в слово, чем добросовестней мучаемся смыслом бытия, тем отчетливее начинаем мы слышать голоса всемирноисторической тяжбы о бытии, тем точнее научаемся их различать, тем совестливее становится каше внимание к другому, тем насыщенней и тот смысл, в котором мы способны мыслить бытие (а вместе с ним и — что значит быть человеком (в чем человечность человека), что значит мыслить (что это за событие) и т. д.) |