Главная страница

Этика (тема 1). Что такое этика


Скачать 21.66 Kb.
НазваниеЧто такое этика
Дата17.11.2020
Размер21.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭтика (тема 1).docx
ТипДокументы
#151333

  1. Что такое этика?

Этика – философская наука, объектом изучения которой являются мораль (нравственность) как специфический регулятор человеческого поведения и общественных отношений. Термин «этика» происходит от древнегреческого «этос», означающего «нрав», «привычка», «обычай». Позже возникло понятие «этический», подразумевающее группу добродетелей (мужество, щедрость и т. п.). Науку, призванную изучать эти добродетели, древнегреческий философ Аристотел(384–322 гг. до н. э.) назвал этикой. Он был первым, кто создал развернутую концепцию моральных отношений в обществе, систематизировал и осмыслил накопившиеся этические суждения.

Этика как наука о морали изучает закономерности возникновения, развития и функционирования морали, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций, определяет моральную ценность поступков личнти, а также место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру.

Этика как наука развивается в двух направлениях. Во-первых, это разработка теории о сущности морали, и, во-вторых, это совершенствование учения о том, какими принципами и нормами поведения обязан человек руководствоваться, как он должен поступать в той или иной жизненной ситуации. В настоящее время этика имеет два значения: 1. Учение о морали (нравственности), ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы1.

В структуре этики выделяют: 1) нормативную этику, предметом изучения которой является моральный идеал человека, его ценности и требования к нему, особенности функционирования; 2) социальную этику, изучающую нравственность социальной жизни общества в целом; 3) индивидуальную этику, исследующую моральную жизнь конкретного индивидуума; 4) профессиональную этику как систему норм нравственного поведения человека какой-либо профессиональной группы. Юридическую этику следует рассматривать как один из видов профессиональной этики.

Профессиональная этика – это исторически сложившаяся совокупность нравственных норм, предписаний, кодексов, научных теорий о должном поведении представителя конкретной профессии, его нравственных качествах и профессиональных обязанностях2. Профессиональная этика исключительно важна в тех профессиях, в которых существует высокая зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. Профессиональная этика первоначально складывалась в профессиях типа «человек – человек», в которых объектом труда специалиста является другой человек (педагог, врач, юрист, журналист, политик, офицер, психолог и др.). Позднее профессиональная этика появилась в профессиях других типов («человек – природа», «человек – художественный образ», «человек – техника», «человек – знак») в связи с возрастанием их значимости для жизни общества, например, этика предпринимателя, биоэтика, космическая этика, этика актера, этика ученого, этика инженера.

Принципы профессиональной этики включают как общие этические принципы, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, так и частные, вытекающие из специфики той или иной профессиональной деятельности. Общие принципы профессиональной этики предполагают: а) профессиональную солидарность; б) особое понимание профессионального долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.



  1. Особенности современной моральной ситуации


На сегодняшний день исследователями, философами выдвигается гипотеза: в современном мире мораль, исчерпав свои возможности, передает свои функции праву, более эффективному регулятору общественных отношений. На смену моральным обязательствам приходят договорно-правовые отношения. Современные ученые говорят о том, что мораль исчерпала свои возможности. Тое сть если раньше в традиционном обществе она играла очень важную роль. Она диктовала условия жизни, она определяла способы и формы жизни, модель жизни. А сегодня век плюрализма, терпимости толерантности и мораль остается прерогативой исключительно самого субъекта, то есть она носит субъективный характер – каждый для себя выбирает то, что считается для себя нужным в жизни и выбирает то, чему хочет следовать.

Каковые основания выдвижения такой гипотезы? Давайте обратимся к тем сферам, в которых мораль проявляется проявляется наиболее ярко. Это сфера семейных отношений, отношений дружбы, отношений родителей и детей, бабушек и внуков. Давайте посмотрим на эти отношения. Итак, в основе брачного союза на протяжении всех предыдущих веков лежала любовь, которая объекдиняет людей и связывает их на всю жизнь, они клянутся верности друг другу, произносят клятву перед алтарем, что они будут вместе в горести, любви, радости, то есть будут разделять вместе все тяготы жизни. Смысл любви в том, чтобы так воспринимать другого человека, так строить свои отношения с ним, что если вдруг ситуация разворачивается в сторону «ты или я», любящий человек не задумывается. То есть формула любви «жизнь на жизнь». а что мы видим в современных отношениях? Романтическая любовь заменяется брачным договором. Тоесть на смену любви приходит брачный договор (то есть когда они расстаются, то происходит так, что каждый начинает делить имущество).

Отношения дружбы. В современном мире нет времени на дружбу. А друг это кто? С другом нужно все время поддерживать отношения, о нем нужно заботиться, нужно звонить и встречаться, где-то помочь, где-то поддержать. Это очень много времени и большая трата душевных сил.

Отношения детей и родителей. Сегодня все работают и все заняты. В Европе развивается сеть пансионатов.

Отношения бабушек и внуков. Если взять европейский опыт, то там бабушки особо не занимаются своими внуками в отличие от наших бабушек.

Появляются транзитный брак, гостевой брак, отказ от брака, гостевой брак – новые феномены.

Также для современной этической ситуации характерны:

  1. Освобождение от этического патернализма (мораль обладает авторитетом и предъявляется серьезные требования ко всем представителям социума);

  2. Моральная автономия (на сегодняшний день субъект сам выбирает как ему жить и как поступать);

  3. Этический плюрализм.


  1. Структура морали


Со стр.19 этого учебника: https://znanium.com/read?id=340960


написать администратору сайта