Философия права - ответы на вопросы по Ильину. Задание по первоисточнику И.А. Ильин. Что такое правосознание, по И. А. Ильину и каковы его черты
Скачать 19.12 Kb.
|
Что такое правосознание, по И.А. Ильину и каковы его черты? И.А. Ильи отмечал, что правосознание представляется более глубоким и широким понятием, чем сознание. Правосознание состоит не только из знания и мышления, но и таких составляющих, как воображение, воля, чувство и вся человеческая душа. Правосознание представляет собой естественное чувство права и правоты, особую духовную настроенность инстинкта в отношении к себе и к другим людям. Философ отмечал, что Правосознание - это особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей. В подтверждение этого довода И.А. Ильин приводил следующие аксиомы правосознания: «чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению и взаимное уважение и доверие людей друг к другу». По мнению автора, именно эти аксиомы учат человека «самостоянию, свободе, совместности, взаимности и солидарности». И, что самое важное, духовной воле. Как связаны право и дух? Согласно философским взглядам И.А. Ильина право представляется как необходимый для человека образ его духовной жизни на земле, выражаясь другими словами, «необходимая форма «встречи» между верховным благом и человеческою душою». Право выступает в качестве право человека быть независимым духом, «право бытия и право свободы, право самостоятельно обращаться к Богу, искать, находить, исповедовать и осуществлять узренное и предпочтенное совершенство». В данном контексте право выступает в качестве атрибута духа, необходимого проявление духа. Связь правосознания и права философ подчеркивал следующим изречением: «правосознание есть воля к верному праву и к единой, верховной цели права как таковой». Существование правосознания невозможно без тесной связи духа и сознания. Духовная жизнь человечества нуждается в естественном и содержательно-совершенном праве. Что такое государственное правосознание Ильин отмечал, что государство определяется тем, что оно является «положительно- правовой формой родины», в свою очередь родина есть его «творческое, духовное содержание». Отсюда - сущность государства, его способ бытия, его обоснование, его цель, его средства и нормальное строение. Государство философ рассматривал в контексте взаимозависимости права и правосознания, отмечая, что «если право бессильно и бессмысленно вне правосознания, то государство унизительно, эфемерно и мертво вне государственного образа мыслей». Государство представляет собой «нечто от духа и нечто для души», выражаясь как «духовное единство людей», в основе которого находится «духовная связь», предназначенная для того, чтобы «жить в душах и создавать в них мотивы для правильного внешнего поведения». Именно данный постулат, по мнению Ильина, лежит в основе всякой государственности и политики; в осуществлении этого - первое условие ее истинного расцвета. Государственный образ мыслей есть разновидность «правосознания». Ильин отмечал, что вне мысли политическое правосознание смутно и беспредметно, а государство бесформенно и незрело. Вне чувства политическое правосознание поверхностно и немощно, а государство неустойчиво и подвержено распылению; вне воли - политическое правосознание пассивно и инертно, а государство обречено на рыхлое и экстенсивное прозябании. Что относится к аксиомам правосознания И.А. Ильин приводил следующие аксиомы правосознания: «чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению и взаимное уважение и доверие людей друг к другу». Философ отмечал, что аксиомы правосознания являются его основными истинами, которым в жизни соответствуют основные способы бытия, мотивирования и действования. Там, где существует правосознание, там проявляются его основные аксиомы, и чем духовнее человек, тем сильнее эти проявления. Раскройте содержание каждой аксиомы правосознания. В качестве первой аксиомы правосознания И.А. Ильин выделял закон духовного достоинства. гласно данному закону форма человеческой жизни определяется в том числе духовностью. Человек, даже самый первобытный, таит в себе волю к духу, форму духа и способность к духу. Основа человеческого бытия заключается в присущих ему духовном достоинстве и живом чувствование его в самом себе. Чувство собственного достоинства, по мнению философа, является необходимым и подлинным проявлением духовной жизни; «оно есть знак того духовного самоутверждения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоуправление, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства, - политически недееспособен; народ, не движимый им, - обречен на тяжкие исторические унижения». Чувство собственного достоинства зарождается в душе человека как результат подлинного, хотя бы элементарного и формального духовного опыта. Одним из важнейших выводов первой аксиомы правосознания является то, что человеку как субъекту права и творцу права необходимо уважать себя. Что немаловажно, чувство собственного духовного достоинства и проистекающее из него уважение к себе необходимо и отдельному гражданину, и народу в целом, и государственной власти, и армии; оно необходимо и в частной, и в политической, и в международной жизни. Первая аксиома правосознания формулирует живую основу ее правосознания, ее силы, ее бытия. Таким образом, духовное достоинство является источником всякой истинной жизни, а уважение к себе есть источник государственной силы и политического здоровья. Вторая аксиома правосознания, именуемая как закон автономии исходит из того, что человеку как существу духовному невозможно жить на земле вне права, ибо оно определяет и поддерживает социальные грани индивидуального духа. Именно духовный и только духовный состав человека может решать столкновения человеческих притязаний на основе идеи права, исходя из подлинной воли к объективному благу. Право является знаком духа. Право должно выражать и в действительности более или менее совершенно выражает природу духа. «Так, абсолютная ценность духовных содержаний сообщает праву его значение, его безусловную основу, его достоинство, а необходимая духу форма или способ его жизни сообщает праву его основной закон – автономию». И.А. Ильин выделял автономию (или другими словами самозаконность» как подлинную, основную форму духа; это присущий ему, необходимый для него способ бытия и деятельности. «Быть духом - индивидуумом или социальной организацией - значит определять себя и управлять собою; это значит иметь силу, направляющую жизнь к благим целям». Способность управлять собой определяет способность выбора жизненных ориентиров. В основе всей правовой и государственной жизни лежит способность человека к внутреннему самоуправлению, к духовной, волевой самодисциплине. Закон взаимного признания выделялся И.А. Ильиным в качестве третьей аксиомы правосознания. Столкновение интересов порождает между заинтересованными состязание, и это состязание должно находить себе конец и разрешение. Согласно указанной аксиоме такое столкновение должно разрешаться путями, достойными духа. Право проецирует это состязание в предметный спор о достойном способе жизни. Право каждого человека на духовно-достойную жизнь может рассматриваться как самостоятельный атрибут индивидуального духа, но в действительной жизни оно является связью между людьми: «тою гранью, которая связывает их своим пределом, или, что то же, тою скрепою, которая разграничивает их совместность». В действительности право возможно только там, где есть живое отношение между людьми: право зарождается впервые как настроение воли и осуществляется впервые как отношение духа к духу. Это отношение определяется как взаимное духовное признание. Значение данной аксиомы сложно переоценить, принимая во внимание тот факт, что человек в процессе своей жизнедеятельности неизбежно сталкивается с необходимостью вступать в отношения с другими людьми. Задача его состоит не в том, чтобы избавиться от этих отношений, но в том, чтобы обеспечить им духовно- и предметно-достойный уровень. Для этого ему неизбежно обращаться именно к духовному составу других людей, взывать к нему, воздействовать на него, рассчитывать на него и тем организовывать совместную жизнь. В основе всякого правопорядка и государства лежит взаимное духовное признание людей - уважение и доверие их друг к другу. |