Возрастная психология. Абрамова Г. С._Возрастная психология. Что такое возрастная психология 4 Глава 2 в которой коечто о прогрессе 42 оглавление 1241 Абрамова Г. С
Скачать 4.11 Mb.
|
О ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ (30-35 ЛЕТ) 19 Г С Абрамова Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли - это по- ручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, ко- торые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные Я Корчак Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай Р Роллан Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по сво- им последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого Д.И.Писарев Душа человека узнает сама себя только в собственной своей деятельности К.Д.Ушинский Об этом возрасте известно очень много и очень мало од- новременно. Известен он, в первую очередь, тем, что это воз- раст Иисуса Христа. Этот образ и окрашивает все психологи- ческие задачи, которые встают перед людьми в переходный период. Прежде всего надо разобраться в том, переход кем и от чего к чему осуществляется в это время. Женщины дости- гают пика в развитии своей сексуальности, а мужчины начи- нают, наоборот, испытывать первые признаки перестройки репродуктивной системы далеко не в лучшую сторону. В это время у мужчин (ярче, чем у женщин) проявляются первые признаки старения - морщины, избыточный вес, сердечно- сосудистые заболевания. По данным психотерапевтов и сексологов - это время за- вершения критического периода в семейной жизни, который, как известно, может закончиться стабилизацией отношений или их существенными изменениями вплоть до развода. Об этом (очень частом явлении) придется поговорить в этой гла- ве, так как переходный возраст своим началом совпадает с серединой критического периода в жизни семьи. В 35 лет заканчивается официальный возраст молодости - молодых ученых, начинающих писателей и тому подобное. С 36 лет их уже не будут называть молодыми. Значит, это переход к официальной, формальной зрелости, предполагаю- щей развитую способность к социальному бытию. Кроме того, переходный возраст взрослых совпадает с на- чалом подросткового возраста их старших детей, это создает для взрослых членов семьи особые проблемы. О них мы пого- ворим чуть позже и, по возможности, подробно. Переходный возраст, к сожалению, для большинства лю- дей - это половина прожитой жизни. Переходный возраст - это очень короткий период жизни, когда у человека много сил, чтобы чувствовать свои воз- можности действия и достаточно ума, чтобы контролиро- вать свои цели... Переходный возраст для женщин - это бальзаковский возраст, с него я и начну. Думаю, что читатель помнит «Тридцатилетнюю женщину», но не только она будет моей героиней. Обобщенный, в меру моих возможностей, портрет моей современницы, женщины бальзаковского возраста написан будет на основе социологических и психологиче- ских исследований, случаев из практики, дорожных впечат- лений, своих и чужих экспериментов, полученных с помо- щью различных научных методов (опросов, анкетирования, интервью). Семейный статус бальзаковской женщины - от юной ба- бушки до матери первенца, которому чуть больше пяти лет. За этими ролями стоят живые лица - Катюша, ставшая ба- бушкой в 31 год, и Марина, родившая сына в 32 года. Так было всегда, именно в это время у женщины в большой семье могли появиться первые внуки, которые оказывались старше своих дядей или теть, а то и вместе с ними качались в одной люльке. Сегодня это бывает не часто, но бывает. В семье, особенно в семье, где есть дочери, возникает осо- бая проблема, которая наиболее остро дает о себе знать в ситуациях драматических. Об одной из них - житейской исто- рии - и расскажу очень кратко. На эту женщину я обратила внимание еще во время лек- ции, потому не удивилась, когда она попросила о консульта- ции. Необыкновенно привлекательная, она выглядела просто смертельно замученной, слезы на ее глазах выступили при первых же словах рассказа. Суть дела была в том, что ее 15-лет- няя дочь (маме 34 года) делает все, чтобы «отбить» у матери отчима. Отец умер три года назад, полгода как в семье появил- ся новый человек - отчим. Дочка, по словам матери, соблазняет его «бессовестным образом» и при этом не скрывает от матери, что хочет его увести. Мол, зачем тебе, ты уже старая... Сколько таких историй уже знает мир! Сколько драм пе- реросло в трагедии. Бальзаковский возраст - период расцвета женственности, период мудрости и силы, соединение зре- лой чувственности и разума. Об этом скажу словами велико- го романиста: «... в ту пору ей было тридцать лет... удиви- тельным обаянием дышало ее лицо, спокойствие которого обнаруживало редкостную глубину души. Ее горящий, но словно затуманенный какой-то неотвязной думою взгляд говорил о кипучей внутренней жизни и полнейшей покорно- сти судьбе. Если рассудок и пытался разгадать, отчего она постоянно оказывает внутреннее противодействие настоя- щему во имя прошедшего, обществу во имя уединения, то душа старалась проникнуть в тайны этого сердца, видимо, гордого своими страданиями... Но что же открывает три- дцатилетней женщине секрет выразительной внешности: радость или печаль, счастье или несчастье? Это живая загад- ка, и всякий истолкует ее так, как подскажут ему желания, надежды, убеждения... В женщине тридцати лет есть что-то неотразимо привлека- тельное для человека молодого. Тридцатилетнюю женщину жестоко терзают нерешительность, страх, опасения, тревоги, бури, которые несвойственны влюбленной девушке. Женщи- на, вступив в этот возраст, требует, чтобы мужчина питал к ней уважение, возмещая этим то, чем она пожертвовала ради него... Наконец, тридцатилетняя женщина, помимо всех иных своих преимуществ, может вести себя по-девичьи, играть лю- бые роли, быть целомудренной, стать еще пленительнее в своем несчастье. Между ними неизмеримое несходство, отли- чающее предусмотренное от случайного, силу от слабости. Тридцатилетняя женщина идет на все, а девушка из девичьего страха вынуждена перед всем отступать... Молчание ее так же опасно, как и ее речь. Вам никогда не угадать, искренна ли женщина этого возраста, или полна при- творства, насмешлива или чистосердечна. Она дает вам право вступить в борьбу с нею, но достаточно слова ее, взгляда или одного из тех жестов, сила которых ей хорошо известна, и сражение вдруг прекращается...»' Конечно, это художественное описание, но, мне думается, что по глубине и точности ему вряд ли найдется соответст- вие в специальной научной литературе. Все блестящие кли- нические характерологии (А.Лазурского, Т.Рибо, К. Юнга, Платона, Теофраста и многих-многих других) отличаются безвозрастностью и бесполостью, ориентируясь на глобаль- ные, существенные, вневременные характеристики, тогда 'О. де Бальзак. Сцены частной жизни. - М., 1984. - С. 202-205. 580 как в жизнь женщины (думаю, что в значительно большей степени, чем мужчины) тесно вплетены временные пережи- вания. Для нее время не только хронология, измерение, но и мощный источник сильных переживаний, обнажающих эк- зистенциальность жизни. Они описаны, скорее, в литерату- ре, чем в психологии, поэтому, понимая ограниченность своих возможностей и практическое отсутствие специальных исследований по проблемам переходного возраста взрослых женщин, использую данные социологических исследований", которые позволят уточнить то, что происходит с женщиной в возрасте бальзаковской героини. Остановлюсь только на одной группе цифр. Результаты показали, что существует жесткая зависимость между количеством детей и тенденцией к продолжению учебы у матерей: из 100 женщин, не имею- щих детей, учатся 28; из 100, имеющих одного ребенка, - 13, двух детей - 9, трех - 7, четырех и более - 0,6. В вечерних и заочных вузах семейные мужчины составляют 35-50%, се- мейные женщины - 2-0%. Из их числа лишь немногие име- ют детей. Приведенные цифры лишний раз убеждают, как много предпосылок успешного «вертикального» продвиже- ния женщины в мире труда находится вне этого мира. Эти цифры говорят мне о том социальном пространстве, в кото- ром протекает жизнь моей современницы в переходном воз- расте. Воздержусь пока от его характеристики, чтобы попы- таться обобщить, пусть приблизительно, то, что происходит в переходном возрасте для женщины: она достигает макси- мума в своем физиологическом развитии, то есть чувствует себя сильной, источник этой силы - ее тело, его органиче- ская, полноценная жизнь; это рождает переживание своих потенциальных возможностей действия («Я могу, потому что у меня есть силы»); дети к этому времени подрастают, связь между ними и матерью становится не только (не столько) эмоциональной, но и интеллектуализированной отношением к психологической информации о ребенке (о детях). Психо- логи называют эту новую ситуацию в семейных отношениях ситуацией передачи ответственности за жизнь самому ре- бенку. (На ее содержании остановлюсь несколько позже.) Сила материнских чувств проходит испытание разумом. Это проявляется, в частности, в том, что психологическая дис- танция между матерью и ребенком (детьми) изменяется как пространственно (дети большую часть времени проводят вне I См., например: Кузнецова Л.Н. Женщина на работе и дома. - М. 1980; Афанасьева Т.М. Семейные портреты. - М., 1993. 581 семьи), так и содержательно. У детей появляется «своя жизнь», которая может быть мало известна или совсем не известна их матери. Психологическое пространство семейных отношений на- чинает испытывать на себе более-менее опосредованное влияние чужих людей (друзей и учителей детей, сослуживцев жены и мужа и др.). Это делает его не только более широ- ким, но одновременно и менее защищенным. Женщина за счет этого сталкивается с новыми для нее проблемами - проблемами защиты социальных прав своих близких от воз- действия чужих людей. (Возможно, именно это переживание приводит женщин в переходном возрасте в общественную и политическую жизнь.) Обновление чувств для нее связано с острыми переживаниями несоответствия ее «домашних» чувств к близким и того, как к ним относятся другие люди. Это далеко не простая жизненная ситуация, когда женщина и ее домашние попадают под прицел социальных оценок. Ее любимого ребенка учительница бранит на каждом уроке, он - такой красивый и умный - безобразно дерется с одно- классниками, а их родители... Надо решать, именно решать - обдуманно и взвешенно - на чьей она стороне, как она будет реагировать на вторжение «чужих» оценок и мнений в мир ее семейных чувств. Трудность этой ситуации обусловлена еще и тем, что ее материнская роль далеко не всегда воспри- нимается окружающими с должным вниманием и понимани- ем, а тут еще работа... Специальные обследования неумолимо показывают, что на рабочую усталость женщины не так влияют какие-то спе- цифические особенности, связанные с ее профессиональным трудом, как семейное положение и количество детей. Бес- страстная закономерность: процент сильно устающих ра- ботниц возрастает прямо пропорционально числу детей. Что же, давно известно, что деловое продвижение - карьера дается женщине труднее, чем мужчине. В переходном воз- расте отношение женщины к карьере обостряется тем, что она на фоне естественного прилива сил в то же время начи- нает по-новому реагировать на социальные отношения, вторгающиеся в ее семейную жизнь. Социологи иногда на- зывают этот период в жизни женщины периодом «кухонного бунта», когда женщина делает попытку изменить свое соци- альное положение за счет профессионального совершенст- вования, психологи говорят о переоценке решений о карье- ре, о стиле жизни. Думаю, что можно сказать о социализа- ции психологического пространства жизни женщины. На- 582 верное, именно в это время можно наблюдать в ее жизни то, что связывают обычно с понятием эмоциональной оглушен- ности. Эта «оглушенность» проходит, сменяясь более разно- образным реестром чувств. Эмоциональная оглушенность или власть одного (или нескольких) чувств характерна для женщины тогда, когда она поглощена каким-то одним чув- ством, определяющим ее положение среди других людей, особенно среди близких. Обычно оно связано с эмоциональ- ным освоением ролей матери и жены. Думаю, что одна из важнейших особенностей переходного возраста женщины состоит в том, что развитие ролевых от- ношений в семье приводит к тому, что в них недостаточно только реагировать (жить по чувству), но надо уже и уметь строить поведение в соответствии со своей ролью. Обуслов- лено это тем, что психологическое пространство осуществле- ния роли становится сложнее и шире за счет уже упоминав- шихся чужих людей. Подросшие дети это тоже очень хорошо чувствуют и по- нимают, они уже вполне могут выступить в роли маминого психотерапевта, говоря ей, например, что она их учит непра- вильно, сейчас у детей другие правила. Не умея выразить сло- вами несоответствие женского поведения социальной ситуа- ции, дети могут всеми способами препятствовать присутст- вию матери в их социальной жизни, объясняя это тем, что мать не знает всех обстоятельств (стыдятся своих матерей, стесняющих их свободу избыточным проявлением чувств). Матери приходится осознать (преодолеть оглушенность чувства), что ее ребенок уже не маленький. Он может давать ей об этом знать десятками способов (вырывает руку, прини- мает и осуществляет рискованные действия, поступает наобо- рот, умалчивает и тому подобное), но в конце концов говорит прямо: «Не приходи туда, где буду я». Это тоже надо уметь пережить - принять как необходимость проявления в новой форме (рационализированной, интеллектуализированной) своего чувства, даже если оно ее поглощало без остатка (материнское чувство). Встает совершенно новая задача - контроля, самоконтроля за осуществлением этого чувства. Аналогичная задача возни- кает и в отношении чувства к мужу - надо учиться (заново, снова и так всю жизнь) проявлять свое чувство, чтобы оно жило. Сколько потом возникает раскаяния: «Мы могли бы не расходиться, если бы понимали...» Вместо многоточия можно поставить слова о том, что понимали бы законы проявления и развития собственных чувств. 583 Мне кажется удивительной закономерность, которую при- ходится наблюдать у женщин в семьях с подрастающими детьми, я сформулировала бы ее следующим образом: «Я вся испереживалась, а им все равно...» «Испереживалась» по по- воду близких (детей, мужа), которым и дела нет до пережива- ний женщины. Вот эта оглушенность собственными же пере- живаниями и делает женщину уязвимой в принятии решений о изменении отношений с близкими. Мне приходится наблю- дать, что чаще всего в семье роль психотерапевта выполняет мужчина или ребенок, но не женщина. (Это в первую очередь относится к женщине в переходном возрасте.) Факты эти, столь разнообразные, сходны в том, что женщина, встав перед задачей самоконтроля собственных чувств, оказывается в большом затруднении при ее решении. Почему? Ответ мой будет на уровне гипотезы, доказательства которой вижу в отсутствии необходимых социокультурных условий передачи психологической информации о возрастных особенностях человека. Современному человеку (особенно женщине) их надо получать через осознание своего эмоционального опыта. Кстати, к этому в той или иной форме призывают и современ- ные психотехнические знания'. Итак, почему женщине в переходном возрасте трудно решить задачу самоконтроля собственных чувств? Думаю, что она сталкивается с проблемой существования в потоке жизни нескольких ее проявлений - проявления реального, фантомного и полного (творческого). Эту проблему обост- ряют подрастающие дети, так как они становятся другими людьми. Надо ориентироваться не в своих фантомах по их поводу, а в реальности их жизни, в возможной полноте ее осуществления. Женщине надо осознавать концепцию жизни и концепцию другого человека, чтобы разобраться в появ- лении качественно новой психической реальности, отра- жающей изменение психологического пространства жизни и ее, и ее детей, и ее мужа. Реальность диктует свои законы, они нетождественны чув- ствам по поводу ее. Нужны знания. Я была очень рада, когда прочла у В. Сатир слова о том, что «если вам не нравится, как вас воспитывали, то, конечно, вы постараетесь, чтобы в ва- шей семье все было иначе. К сожалению, понять, чего не надо делать, это только часть проблемы. Вы должны хорошо об- думать, что именно вы будете делать по-другому и как вы I См., например: Пэйдж С. Если я такая замечательная, то почему до сих пор одна?- М., 1995; и др. 584 будете действовать. Здесь-то и начинаются проблемы: вы ока- зываетесь в роли первопроходца, и у вас нет примеров, кото- рым можно было бы последовать. Где же найти эти примеры? Что взять за образец?... Разрушить сложившиеся стереотипы можно, только имея запас терпения, помощь извне и постоянно анализируя проис- ходящее»'. Женщина бесконечно попадает в психологические ловуш- ки своих несбывшихся надежд и неоправдавшихся мечтаний, если она пренебрегает возможностью осознать собственные чувства. Терпение, которое дает такую возможность, связано с наличием развитой концепции жизни, позволяющей под- няться над суетой, осуществить известное и мудрое древнее изречение, обращенное к господу: «Господи, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить, дай мне муже- ство, чтобы бороться с тем, что я должен изменить, и дай мне мудрость, чтобы я сумел отличить одно от другого». Мне кажется, что именно с необходимостью различения разных проявлений своей и чужой жизни встречается жен- щина в переходном возрасте. Обостряются противоречия между всеми проявлениями психической реальности: «Я могу» как переживание собственной силы может не соответство- вать Я-концепции, где собственное Я воспринимается как слабое и безвольное, «Я хочу» может не соответствовать реальным возможностям и тому подобное. Я женщины, ограниченное, оглушенное ее чувствами, может не спра- виться самостоятельно с необходимой реорганизацией психической реальности, даже с фактом признания в пото- ке жизни разных ее проявлений. Я опять процитирую В.Са- тир: «Честное признание нашего невежества - большая победа над собой. Если вы чувствуете, что в вашей семье что-то не ладится, постарайтесь исправить ситуацию - ведь вы же сразу беретесь за ремонт, если ваш автомобиль барахлит. Поделитесь своими наблюдениями с мужем, с друзьями, и решите, что делать. Если вы не можете изменить ситуацию самостоятельно, обра- титесь за помощью к человеку, которому вы доверяете. За что бы вы ни брались, никогда не тратьте время на жалобы: "Пожалей меня", "Он такой плохой..." И вы увидите, как много можно изменить, если начать от- носиться к негативным, неприятным событиям в жизни семьи как к сигналам бедствия. Радуйтесь, что наконец-то сигнал I Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992. -С. 113 и далее. 585 принят и понят вами. Он может оказаться не из приятных, но будет отражать действительность». Слова, написанные мудрой женщиной, много лет рабо- тавшей с теми, кто заслуживает, по-моему, самого вниматель- ного отношения к себе со стороны разных людей, тем более женщин, переживающих переходный возраст. Одна из психологических ловушек этого возраста состо- ит в соблазне уйти в собственные чувства, как больные ухо- дят в болезнь, получая от этого необходимое внимание со стороны окружающих. Уход в собственные чувства создает иллюзию жизни. Напряжение при этом возникает высокое, но... оно же толкает в пропасть отстраненности от психиче- ской реальности, в которой кроме чувств есть и множество других модальностей. Природная эмоциональность женщины может послужить ей препятствием на пути преобразований отношений между людьми в изменившемся социальном пространстве жизни ее семьи. Возможность перемен, как известно, зависит от изме- нений в сознании, в готовности искать и осуществлять эти изменения. Переживания женщины, основанные на ее чувствах и эмо- циях, создают еще одну психологическую ловушку - ловушку участия, или, точнее, со-участия в жизни близких людей, о которых она постоянно думает. Психологи давно отметили, что среди важнейших состав- ляющих характера человека главное место занимает соотно- шение между развитостью чувства и воли. Особое внимание этому уделял Т.Рибо, идеи которого, как мне кажется, заслу- живают внимания. Рибо считал', что характер определяется большим или меньшим развитием чувства и воли. Умственная деятельность не имеет в этом смысле существенного значения. Для истинного характера требуются два условия: единство и устойчивость. Единство как направление всех стремлений человека к общей цели. Устойчивость - это единство, прояв- ляемое на протяжении более продолжительного времени. Со- гласно Рибо, единство и устойчивость присущи далеко не всем людям. Аморфных, неустойчивых людей нельзя назвать людь- ми, обладающими характером; о них нельзя говорить как об индивидуальностях, имеющих Я-концепцию. Аморфные, или мягкие, натуры, зависящие от случайных влияний, не могут оказать противодействие среде. Их желания не принадлежат им самим. ' См.: Лазурский А. Очерки науки о характерах. - СПб., 1908. 586 Рибо исключает эти типы из своей классификации и уста- навливает три большие группы, различающиеся отношением чувств и воли: чувствительные, активные и апатичные. На основе представленности в характере интеллектуального компонента в чувствительных характерах выделяются под- группы: кроткие, созерцательные, эмоциональные. Кроткий характер - сильное развитие чувств, слабая во- ля, слабый интеллект. Созерцательный характер - сильные чувства и ум, слабая воля. Эмоциональный характер - силь- ное развитие чувств и интеллекта, хорошо развитая воля. Волевая деятельность отличается порывистостью и нерав- номерностью. Активные характеры отличаются особым развитием воли, а степень умственных способностей проявляется в выборе деятельности. Апатичные люди обладают слабой волей и сла- бым чувством... Думаю, что идеи Рибо помогут еще раз выделить пробле- му, возникающую в индивидуальной судьбе женщины в пере- ходном возрасте, - проблему осознания собственных чувств. Роль их в становлении индивидуальности нельзя недооцени- вать. Именно они дают основание поставить вопрос о воз- можности и степени воздействия человека на собственные чувства, что оказывается крайне важным в дальнейшем ос- воении и осуществлении женской роли в данный период. Нагрузка на чувства возрастает многократно из-за изме- нившихся социально-психологических обстоятельств. Какова вероятность того, что женщина с ней справится? Разрешить себе жить не только чувствами, порождаемыми близкими людьми, - так можно было бы сформулировать задачу лично- стного развития женщины в переходном возрасте. Для этого, как минимум, надо обнаружить в себе свое собственное Я, свою собственную психическую реальность, а это невозможно без переоценки значимости других людей для осуществления собственной жизни. Психологи давно заметили удивительный факт - семейная жизнь многими людьми, особенно женщинами, воспринима- ется чрезмерно серьезно - как долг, как обязанность, как пра- вило или правила. Социально-психологические причины это- го явления мало изучены, но, смею предполагать, что они связаны с содержанием концепции жизни, реализуемой семь- ей, с общим отношением к жизни, которое, в конечном счете, выливается в жизненные этические принципы («что такое хорошо и что такое плохо»). Соотношение юмора и серьезно- сти в семейной жизни - основа для регуляции чувств всех ее 587 членов, а особенно женщин, так как в силу ее природных осо- бенностей она больше, чем мужчина (конечно, среднестати- стически или как правило), попадает под влияние инерции, свойственной ее же собственным эмоциям. Юмор - одно из средств, которое позволяет человеку пе- рейти от одного проявления жизни к другому, отделяя их друг от друга и в то же время объединяя' в едином потоке. Я бы взяла на себя смелость утверждать, что та женщина справится с задачей личностного развития в переходном возрасте, у которой достаточно силы разума для того, чтобы относиться к жизненным проблемам с юмором, то есть ви- деть их относительность, многозначность, если хотите, ме- тафоричность... Источником жизнеутверждающего юмора может (а по- моему, и должна) стать концепция жизни, где искусству на- слаждения жизнью отводится должное место в умениях ре- шать жизненные проблемы. Смех и веселье - умение радо- ваться жизни - это и ощущение своей ответственности и жиз- ненной компетентности. В конечном счете это проявление жизненной силы Я, ощущение его как принадлежащего тебе, и в принципе это одно из средств преодоления несоответствия требований конвенциональной семейной роли - роли, опреде- ленной правом, моралью, традицией, и реальной, настоящей, или, как говорят, межличностной роли, определяемой инди- видуальностью человека. Серьезность, безличность конвенциональной роли преодо- левается живой индивидуальностью без труда, так как она в силу своей целостности и динамичности способна восприни- мать ее относительность как появление экзистенциальное™ человека - его свободы и творчества. Итак, в жизни женщины бальзаковского возраста со всей остротой встает проблема осознания содержания своей инди- видуальности, которая связана со сменой оценки привязанно- стей и принятых обязательств в отношении близких людей и самой себя. В то же время продолжается освоение родитель- ской роли, которое основывается на существенном изменении психологической дистанции с детьми, включающем и пере- оценку значимости людей в осуществлении собственной ин- дивидуальной судьбы. Решение этой проблемы приводит к обновлению всех переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. I См. подробно: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990. 588 Если же этого не происходит, то женщина погружается в мир своих чувств, отстраняясь от других проявлений жизни за счет пребывания в фантомном мире собственного Я'. Переходный возраст в жизни мужчины предполагает реше- ние тех же жизненных задач, что и в жизни женщины, но они имеют другой вектор - другое направление. Я бы назвала его вектором практической философии. Освоение мужчиной его родительской роли приводит к тому, что (естественно, в норме развития) он начинает осознавать необходимость осуществле- ния правильной жизни не только в рамках своей семьи, но и в более широкой социальной ситуации (вплоть до космической, планетарной). Это приводит к пересмотру очень многих пара- метров своей индивидуальности, которые в дальнейшем стано- вятся основой для принятия новых жизненно важных решений. Может быть, я неверно расставляю акценты, но мне кажет- ся, что в переходном возрасте для мужчины очень большое значение имеют первые признаки естественного старения. Именно они обращают его взор к обобщенным, отстраненно философским проблемам как к собственным. Говоря высоким стилем, вечность заглядывает в глаза мужчины. Смотрит она туда не только глазами старости, но и глазами взрослеющих детей, которым... часто не очень понятно, что надо. Сейчас я попробую описать, что происходит с нормаль- ным, здоровым мужчиной, переживающим переходный воз- раст, используя в качестве главного критерия позитивных (обеспечивающих личностный рост) изменений проявления практической философии жизни, которая на уровне психоло- гических факторов всегда связана с переживанием ответст- венности за разные проявления своей и чужой жизни. Когда я читаю книги о семейном психологическом консультировании, о психотерапии семейных отношений, меня часто заставляет задуматься такой факт: есть очень много описаний и класси- фикаций типов детско-родительских отношений, определяю- щих, по мнению их авторов, особенности развития детей, но (может быть, мне просто не пришлось встретить) нет типоло- гии отцов с точки зрения детей. Такая типология мне кажется необходимой для понимания того, что же происходит с самим мужчиной (особенно в пере- ходном возрасте) в семейной жизни. Я попробовала предпринять такую попытку, используя для построения классификации данные работы с семьями, где I См. подробно: Короленко И.П., Фролова Г.В. Чудо воображе- ния (воображение в норме и патологии). - Новосибирск, 1975. 589 родители находились в переходном возрасте. Вот что у меня получилось. В основу классификации положены данные о переживании ребенком содержания отношений с отцом; полу- чились следующие типы: 1) отец-друг, 2) отец - судья, 3) отец - кормилец, 4)отец - психотерапевт, 5) отец - «нет дома». 1. «Отец - друг» - это человек, с которым всегда интерес- но, потому что он много знает и много умеет, он справедлив, никогда не обижает. 2. «Отец - судья» - он всегда всех проверяет, ругает, если кто-то что-то сделал неправильно. 3. «Отец - кормилец» - все покупает, приносит деньги, сле- дит, чтобы все у всех было. 4. «Отец - психотерапевт» - всех мирит, с ним интересно, он может посоветовать, никогда не ругает зря, с ним можно обо всем поговорить. 5. «Отец - «нет дома»» - ни во что не вмешивается, работа- ет, зарабатывает деньги, дома отдыхает. В этой простенькой классификации мне хотелось пока- зать различную степень связи отца с членами семьи, которая проходит по линии распределения ответственности за раз- ные проявления их жизни. С сожалением приходится кон- статировать тот факт, что во многих семьях отцы в той или иной степени находятся вне психической реальности, кото- рую сами же создали (создают), то есть они как бы не живут в семье, а находятся в ней, так как не берут на себя ответст- венность за содержание отношений с членами семьи, пола- гаясь на естественное, спонтанное их осуществление и про- явление. Обычно эта сторона отношений в семье анализиру- ется как проблема лидерства, но я думаю, что семья - это особая группа, в которой лидерство - понятие весьма отно- сительное, важнее переживания своего места в системе се- мейных отношений как именно своего, соответствующего индивидуальным свойствам Я, обеспечивающего проявление силы Я. Именно ощущение своей уникальности делает чело- века человеком, а не роботом. Я уже пыталась говорить о том, что чувства мужчины от- личаются от чувств женщины, особенно это проявляется при освоении родительской роли, когда надо найти (действитель- но найти, выбрать) свое место в семейных отношениях, где уже не только надо чувствовать, но и действовать - устраивать жизнь семьи, принимать на себя ответственность за раз- ные проявления этой жизни. В переходном возрасте границы семейной жизни расши- ряются для всех ее членов, что, естественно, сказывается и на переживании мужчиной своего места в изменившемся жиз- ненном пространстве, в том числе и в пространстве собствен- ного тела. Встает проблема определения своего нового места в системе семейных и социальных отношений, которая, есте- ственно, предполагает изменение ответственности. Замеча- тельно написано об этом в книге Дж. и Р. Байярд «Ваш беспо- койный подросток», где речь идет не только о подростках, но и (для меня - главное) о взрослых - маме, а особенно папе, переживающих поиск места в системе семейных отношений, который далеко не всегда связан с приятными переживаниями своей компетентности и полноценности. Для мужчины важно чувствовать себя сильным', особен- но проявляется необходимость в этом переживании в пере- ходный период, когда появляются сбои в реализации физи- ческих качеств. Вот тут-то и возникает проблема существо- вания различных сил, которые можно демонстрировать себе и другим как проявление мужских качеств, было бы место для их проявления. Эти различные силы мужчина может обнаружить в себе, если он обладает развитой концепцией жизни, которая по- зволяет находить в разных ее проявлениях место для прило- жения эмоциональных, социальных, интеллектуальных, ма- териальных и духовных сил. С их существованием и воз- можностью реализации связаны контроль, ответственность и принятие решений как в отношении самого себя, так и других людей. Интеллектуальные силы проявляются в учении, в освоении нового, в способности к сосредоточению. Готовность мужчи- ны к применению интеллектуальной силы для построения нового места в системе социально-психологических отноше- ний связана с принятием решений о карьере, стиле жизни, о пересмотре и обновлении решений, касающихся его социаль- ного положения. У нормального здорового мужчины в пере- ходный период применение интеллектуальных сил приводит к переосмыслению его жизненных принципов и установок в отношении правильной жизни. Он становится способным к построению целостной картины социальной жизни. Мне при- ходилось встречать утверждения о том, что переходный воз- ' Даже социальные стереотипы требуют проявления именно этого качества. 591 раст для мужчины - это возраст интеллектуальной готовности их к политической карьере. Эмоциональная сила мужчины проявляется в его возмож- ности свободно переживать свои чувства, ясно выражать их и управлять ими. Именно эта сила заставляет мужчину в пере- ходном возрасте переживать то, что Роберт Байярд выразил так: «Во мне что-то не так. Я не могу установить добрые и близкие отношения со своими детьми. Они не видят во мне человека»'. Статистика неумолимо говорит о том, что мужчи- ны живут меньше, чем женщины. Есть все основания думать, что это связано с тем, что мужчины привыкают скрывать свои чувства, ведь им предписывается быть выдержанным в любых обстоятельствах. Невыраженные, не проявленные эмо- ции подтачивают организм, в прямом смысле слова разру- шая сердечно-сосудистую и нервную систему. Я согласна с мнением о том, что если люди подавляют сильные чувства, то они становятся апатичными лежебоками или попадают в лапы злодеев. Хочу процитировать знаменитого Г.Селье: «Разным людям требуются усилия для счастья. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, чисто растительной жизни. Даже наименее честолюбивые не довольствуются ми- нимальным жизненным уровнем, обеспечивающим лишь пи- щу, одежду и жилье. Люди нуждаются в чем-то большем. Но человек, беззаветно преданный идеалу и готовый посвятить всю свою жизнь совершенствованию в областях, требующих яркой одаренности и упорства (наука, искусство, философия), встречается так же редко, как и чисто растительный тип. Большинство людей представляют собой нечто среднее между этими двумя крайностями. Средний гражданин страдал бы от тоски бесцельного су- ществования, точно так же как и от неизбежного утомления, вызванного настойчивым стремлением к совершенству. Иными словами, большинству людей в равной мере не нра- вится и отсутствие стресса и избыток его. Поэтому (внима- ние, читатель! - А. Г.) каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чув- ствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал, кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистрес- са, вызванного отсутствием стоящего дела, либо постоянной чрезмерной перегрузкой»2. ' Байярд Дж. и Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.-С. 8. 2 Селье Г. Стресс без болезней // Стресс жизни. Понять, противостоять и управлять им. - СПб., 1994. - С. 342. 592 Таким образом, переходный возраст ставит перед муж- чиной совершенно конкретную проблему проявления собст- венной эмоциональной силы в осуществлении родительской роли - какую концепцию правильной жизни предложит он подрастающим детям, как сам сумеет осуществить ее - это очень конкретно, это очень буднично, это очень трудно и очень просто как формула о необходимости любви к ближне- му. В осуществлении этой любви и будет проявляться соци- альная сила мужчины - его умение общаться с другими людь- ми, понимать их, сотрудничать с ними для достижения общих высоких целей. Реализовать свою социальную силу мужчине очень непросто, так как она приходит, на первый взгляд, в противоречие с пресловутым мужским эгоизмом (потом при- дется подобное говорить и о старческом эгоизме). Но мне близка идея Г.Селье о том, что все живые существа имеют эгоистическую природу (индивидуальность, нетождествен- ность другим подобным же существам). На деле же ситуация выглядит так, что чем больше мужчи- на утверждает свой эгоизм, то есть становится индивидуаль- ностью, тем больше возрастает его социальная сила - он ста- новится незаменимым. Незаменимость - нужность другим людям - это и есть проявление социальной силы. То, что он может и умеет делать для других, то, что только он может и умеет делать для других, создает переживание собственной социальной силы. Увы, но банальная, фантомная идея о том, что незамени- мых нет, отравляет сознание людей уже не одно поколение. Как бы хотелось найти ей противоядие, чтобы особенно у сильной половины человечества возросла ответственность за собственное Я, тысячами нитей вплетенное в жизнь других людей - ближних. Социальная сила человека невозможна без его материаль- ной силы, проявляющейся в умении владеть материальными предметами - уметь делать, уметь устраивать жизнь, не раз- рушая ее, она естественно соединяется с проявлениями духов- ной силы - отношении к жизни в целом. Переживание собственной силы и ее проявлений для муж- чины в переходном возрасте связано и с важнейшим пережи- ванием последствий применения своей силы - своего воздей- ствия на другого человека. Думаю, что момент личностного развития для мужчины проявляется в это время в том, что он переживает независимость от себя жизни другого человека как проявление его свободы. Другими словами, он восприни- мает как реальные границы своего влияния на другую жизнь 593 (я говорю в первую очередь о жизни в собственной семье). Границы своего влияния на другого человека предполагают перераспределение ответственности за течение жизни, за раз- ные ее проявления. Степень свободы, степень ответственности, если хотите, степень неучастия отца и мужа в жизни всей семьи и каж- дого из ее членов - это решение мужчиной задачи своего личностного развития, так как за этим стоит смена оценок, привязанностей и переосмысление принятых обязательств. Если хотите, то это пересмотр собственной Я-концепции на основе обновленной концепции жизни. Это отказ от собст- венного влияния на жизнь людей, порожденных тобой (дети), это отношение к собственному эгоизму как реаль- ности. Это трудно. Вчитаемся еще раз вместе в строки книги Дж. и Р. Байярд: «У каждого из нас есть своего рода внутренний сигнальщик, внутреннее я, постоянно посылающее нам сокровенные и дерзкие мысли: Я чувствую... Я хочу... Я желаю... Я могу... Я намерен (а)... Я собираюсь... В идеале существует сильная позитивная связь между вами и этим внутренним сигнальщиком. Вы слышите его, уважаете его, заботитесь о нем, доверяете ему руководить вашими дей- ствиями, и в свою очередь он вполне заслуживает такого рода отношения и доверия. Вашу главную задачу в жизни можно рассматривать как осуществление, реализацию этого вашего внутреннего я. Однако многие из нас еще в очень раннем возрасте науча- ются игнорировать этот внутренний голос и даже бояться его. Мы доходим до того, что даже не слышим его и вместо этого вырабатываем у себя привычку концентрировать внимание на информации, поступающей к нам извне, чтобы с ее помощью руководить своим поведением... Игнорирование своего внутреннего голоса настолько об- щепринято, что входит в привычку, и человек становится способным слышать и заботиться о том, что нужно другим людям, но не слышит и не обращает внимания на собственные нужды и потребности»'. •Байярд Дж. и Р. Ваш беспокойный подросток. -С. 82. 594 К этим словам стоит прислушаться, так как они описы- вают ситуацию отсутствия диалогичности сознания - одну из психологических ловушек переходного периода, в кото- рую легко попасть, если мужчина не доверяет своему собст- венному мышлению, не может рефлексировать над содержа- нием собственной мысли. Мне хотелось специально обратить внимание читателя на существование этой возможности именно в переходном возрасте, так как в нем есть много объективных (даже уже упоминавшихся физиологических особенностей) причин для появления переживаний неодно- значности своего Я. Некоторые авторы' это связывают с объективными огра- ничениями активности взрослого человека, которые убав- ляют оптимизма молодости. В этой позиции есть свой смысл, но мне она кажется несколько упрощенной - и молодость далеко не всегда оптимистична, и «объективные ограниче- ния активности» на деле могут оказаться просто фантомами сознания... В переходном возрасте условиями, способствующими раз- витию рефлексии мужчины на содержание собственного мышления, по-моему, являются: - смена оценок близких людей за счет появления в психо- логическом пространстве большего числа чужих людей; - необходимость осуществлять по отношению к подрас- тающим детям осознанную концепцию «правильной» жизни; - необходимость выстраивать отношения с собственным меняющимся телом и его свойствами; - необходимость оценивать пройденный жизненный путь как его возможную половину (возможное несоответствие пе- реживаний психологического и физического возраста). Это обостряет чувствительность к жизни собственного Я, думаю, что мужской вариант этой чувствительности связан с появлением нового отношения к собственному мышлению. Крайние проявления этого: полное доверие к собственной мысли (рефлексивность, диалогичность, обобщенность на новом уровне и тому подобное) или отказ от собственного мышления, подмена его фантомами мысли (переживание за- вершенности собственного развития, отсутствие стремления к новым знаниям и тому подобное). Думаю, что примером полного доверия к собственному мышлению, а значит, к собственной способности действовать ' См., например: Толстых А. В. Наедине со всеми: О психологии обще- ния. - Мн., 1990;Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. 595 ответственно, этически правильно, может быть Данте, напи- савший в 33 года «Божественную комедию». Недаром древние греки называли этот возраст и сопутствующие ему психоло- гические изменения порой «акмэ», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, цветущую пору, то есть момент наиболее полного расцвета человека. Подчеркнутое отношение к этому возрасту есть и в рус- ских былинах и, конечно, в Библии. Переходный возраст, пережитый мужчиной как решение жизненных задач, пере- оценки изменившихся обстоятельств и условий осуществле- ния его индивидуальной судьбы, делает его практическим философом. Он не только отвечает перед собой за содержа- ние своей жизни, он чувствует в себе силы и возможности для воздействия на людей. Воздействие это обосновывается результатами собственного мышления, где критерий истины так же доступен для рефлексивной оценки, как и процесс собственного мышления. Мне бы не хотелось как-то с оттенком фатализма отно- ситься к этому периоду в жизни мужчины, но похоже на то, что именно в это время жизнь дает ему шанс стать хозяином своей судьбы, своей индивидуальности, это время, когда сво- бода и ответственность как качества человеческой экзистен- ции практически тождественны. Свобода быть самим собой и ответственность таковым стать. Если для женщины эта ситуация в большей степени раз- вивается в области чувств, то для мужчины она выражена в интеллектуальной сфере. В свое время меня поразил факт, что именно на этот период жизни человека приходится время манифестации шизофрении, до того никак о себе не заявлявшей. Может быть, нет больших оснований прово- дить аналогии, но решение мужчиной жизненных задач, связанных с переоценкой значимости других людей, приня- тых семейных обязательств - это сугубо интеллектуальная деятельность, которая может (и должна) вызвать измене- ния в сознании. Без напряжения изменения в сознании не происходят. Существенное значение для мужчины, переживающего пе- реходный возраст, приобретают дружеские связи, дружеские отношения. Это потребность в осуществлении диалогичности мышления, потребность в экстериоризации внутреннего диа- лога Я. Формула: «Ты меня уважаешь?» приобретает в этот период особое значение, так как друг необходим для того вида общения, которое психологи обычно называют интим- но-личностным. Темой такого общения становится динамика собственного Я, трагедия начинается там, где она обращена в прошлое, где ностальгия по пережитому и изжитому превы- шает интерес к настоящему и будущему. Это именно трагедия, так как именно она говорит о наступающей отстраненности от возможности ответственного и свободного осуществления своей судьбы. Бытовым симптомом такой отстраненности можно считать появление в отношении с взрослеющими деть- ми формулы нотации: «Я в твои годы...» Вместо того чтобы понимать и анализировать настоящее отношение с собствен- ным ребенком, мужчина обрушивает на него ношу своего прошлого, в котором просто не было его детей. Друзьями мужчины потенциально могут стать члены его семьи - самые близкие ему люди, если... Если они сумеют най- ти необходимые темы для интимно-личностного общения друг с другом. С огромным сожалением приходится конста- тировать, что это бывает далеко не всегда, а тип отца, кото- рого нет дома, является весьма и весьма распространенным, как распространены и мужские компании, объединенные да- леко не романтическим образом чаши с вином. Конечно, однозначную причину алкоголизации мужчин найти весьма сложно, может быть, ее и нет, но, думаю, что одна из них связана с явлениями подросткового возраста и возраста переходного, которые едины в переживании своего одиночества. Это переживание вызвано необходимостью вести диалог с собственным Я, диалог, который обеспечива- ет само существование Я, вот тут-то и появляется та тоска по экзистенциальности, которую не каждый человек может выдержать, если он остается один, без поддержки другого человека. Подростку нужен взрослый друг, мужчине в переходном возрасте нужен друг - ученик, у которого можно учиться, обучая его самому. Это рождает чувство собственной нуж- ности, значимости, включенности в полную жизнь, чувство причастности ко всем проявлениям своей жизни... Есть мно- го слов, чтобы выразить это состояние человека, но я ду- маю, что его можно было бы назвать одним словом - чувст- вовать себя живущим. Тогда не надо масок фантомного мира, тогда не надо бо- яться реальности, тогда творчество своей жизни переживается как осуществимое вместе с другими людьми, тогда жизнь ста- новится радостной не потому, что она дарит радость, а пото- му, что она сама радость. Может быть, это путь, по которому приходит мудрость. Наверное, об этом можно сказать слова- ми М.Волошина: 597 Замер дух - стыдливый и суровый, Знаньем новой истины объят... Стал я ближе плоти, больше людям брач Я познал сегодня ночью новый Грех... И строже стала тишина - Тишина души в провалах сна... Чрез желанье, слабость и склоненье, Чрез принятье жизненных вериг - Я к земле доверчивей приник. Есть в грехе великое смиренье: Гордый дух да не осудит плоть! Через грех взыскует тварь Господь. |