Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность / Первопричина Вещи / Мир Причины Человек Переживания Эмоции Преодоления экзистенциализм

  • Связи / коммуникации Система постмодернизм

  • 1) бытие есть, а небытия нет ●2) бытие едино, неделимо ●3) бытие познаваемо

  • Сущность / Первопричина Вещи / Мир Причины Натурфилософия(первопричины)Фалес – вода Анаксимандр – апейрон

  • – воздух Гераклит – огонь Пифагор - число Левкипп, Демокрит — атом

  • Бытия нет. Души нет.

  • Человек Переживания Эмоции Преодоления экзистенциализм Связи / коммуникации Система постмодернизм

  • философия. философия 2. Что является причиной существования


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеЧто является причиной существования
    Анкорфилософия
    Дата07.04.2022
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлафилософия 2.pdf
    ТипДокументы
    #450714

    БЫТИЕ

    Проблема Бытия

    Что существует?

    Что является причиной существования?

    Существует ли окружающий мир?

    Как устроен мир?

    Есть вещи. Есть их Бытие.

    Отношения мышления, вещи и Бытия

    Бытие

    Одно из центральных понятий философии

    В самом широком значении - существование

    Понятия «сущее», «сущность»,
    «существование», «субстанция» производимы от «бытия» и представляют собой его различные аспекты

    Онтология—учение о бытии

    Бытие - предельно общее понятие, все существующее.

    Фиксирует убеждение человека о существовании окружающего его мира и самого человека в его сознании.

    Объединяет мир в одно целое

    Сущность / Первопричина
    Вещи /
    Мир
    Причины

    Человек
    Переживания
    Эмоции
    Преодоления
    экзистенциализм

    Связи /
    коммуникации
    Система
    постмодернизм

    Философская проблема мышления о бытии — чувственно воспринимаемый мир не очевиден

    Бытие не существует

    Бытие существует


    1. Причинное-следственное объяснение (от
    Античности до XIX века)
    натурфилософские первопричины (вода, апейорн, воздух, огонь, число, атом)
    эйдосы (идеи) Платона, форма и архэ
    Аристотеля
    Бог (средние века)
    Бытие — Природа (Новое время), причина —
    Разум (Декарт), модусы (Спиноза), монады
    (Лейбниц)
    «вещь-в-себе» (ноуменальное) Канта
    Абсолютный дух (Гегель)


    2. Объяснение через взаимосвязи (причины нет)

    Мир — реализация воли к власти (Ницше)

    Мир загадка, существует сам по себе, смысл в существовании человека

    Мир и человек — проект (экзистенциализм)

    Есть игра слов и структур знаков
    (постмодерн)

    Мир — система

    Мир — Вселенная (стандартная модель)


    Если выходить из системного подхода — новая наука, новые культуры, понимание мира

    Остаться в системном подходе - образование и техника, инженерия

    Нужны новые способы мыслить

    Античность

    Считается, что первым понятие бытие применил древнегреческий философ
    Парменид (
    540- 470 до н. э.)

    «О природе» - основная работа (поэма).

    Впервые упоминает термин бытие Пифагор


    «Бытие есть, небытия — вовсе нет»

    «Мыслить и быть есть одно и то же»

    «Одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется»

    «У Бытия нет ни прошлого, ни будущего.
    Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара»

    Важное

    1) бытие есть, а небытия нет

    2) бытие едино, неделимо

    3) бытие познаваемо

    4) движения нет

    5) ничто не возникает, ничто не уничтожается

    Сущность / Первопричина
    Вещи /
    Мир
    Причины

    Натурфилософия
    (первопричины)
    Фалес – вода
    Анаксимандр – апейрон
    Анаксимен – воздух
    Гераклит – огонь
    Пифагор - число
    Левкипп, Демокрит — атом
    Идея единства мира
    — единое, целое преобладает надо частями, разным


    Платон (429-327 до н.э.)


    Идеи (эйдосы) — сущности, объективны, совершенны, умопостигаемы

    Чувственный мир преходящих вещей — в постоянном изменении

    Единое — Идеи (эйдосы) - вещи

    Аристотель (384-322 до н.э.)
    Субстанции — сущность и архэ

    Сущность — категории

    Архэ (субстанции) — форма (существующее реализуется в форме)

    мир не порожден, конечен, целенаправлен, обладает качественными характеристиками
    (нематематичен), без всеобщих физических законов (подлунный и надлунный миры отдельно), все устроено иерархически

    В философии Востока

    Основа мира — первоматерия, непроявленное первоначало (Пракрити), приводится в движение и проявляется независимым чистым сознанием —
    Пурушей (субъективное Я, взгляд изнутри)

    Видимая вселенная образуется комбинацией четырех типов вечных атомов (земли, воды, огня и ветра) и всепроникающих субстанций акаши, направления- места, времени, Атмана и манаса

    Дао - одинокое, отделенное от всего, пребывающее в покое, недоступное восприятию и словесно- понятийному выражению, дающее начало Небу и
    Земле

    Дао - всеохватное, всепроникающее, действующее, доступное «прохождению», восприятию и познанию

    Всеобщая изменчивост ь

    Средние века

    Августин Аврелий

    «Бог дал бытие тем вещам, которые сотворил из ничего; одним дал больше, другим меньше и таким образом распределил природы существ по степеням»

    Бытие есть благо. Бог - это благо как таковое, или «простое благо». Благом сотворены все блага, но не простые, а потому и изменяемые.

    Зло — это небытие


    Учение о бытии Августина близко к
    неоплатонизму.

    По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо.

    Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие.

    Бог есть источник бытия, чистая форма,
    наивысшая красота, источник блага.


    Фома Аквинский

    Высшее начало есть бытие, акт которого заставляет вселенную существовать

    «Первое из созданий (primus efiectus) есть само бытие, которое предшествует (в качестве их условия) всем другим созданиям, но которому ничто не предшествует»

    Субстанции (сущности) обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (качества), которые существуют только благодаря субстанциям.


    Спор об универсалиях

    Universalia - общие понятия, обобщающие большой класс предметов

    Cуществуют ли эти общие понятия реально, самостоятельно, как и вещи, или они – только названия и поэтому существуют только в качестве слов и не во внешнем мире, а в нашем уме?


    Реализм

    Универсалии реально самостоятельно существуют

    Ансельм Кентерберийский, Аврелий
    Августин, Альберт Великий

    Номинализм

    Универсалии лишь имена, названия, несамостоятельны

    (Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр, Уильям
    Оккам)

    Новое время
    (XVI-XVIII вв.)

    Дух и разум теряют свой онтологический статус и выступают как противополюс бытия

    Гносеологическая проблематика становится доминирующей, а онтология перерастает в натурфилософию (познание природы)

    Бытие все чаще отождествляется с природой, а онтология - с естествознанием

    Мир /
    Природа /
    Материя
    Дух
    Разум

    Мир /
    Природа /
    Материя
    Дух
    Разум


    Эмпиризм (Френсис Бэкон)

    Предмет философии — тело (материя)

    Есть философия божественная, естественная и философия человека

    Сущность - лишь соединение имен посредством слова «есть»

    Духовные субстанции, если бы и существовали, то были бы непознаваемы.
    Да их и нет совсем


    Рене Декарт

    Только одна реальность непосредственно открыта нашему сознанию - оно само

    Скептицизм

    «Мыслю, следовательно, существую»

    Субстанция разум - мыслящее

    Субстанция материя — протяженное

    Мир — машина

    Деонтологизация и становление механистической картины мира


    Б. Спиноза.

    Пантеизм — Бог-субстанция-природа

    Модусы

    Г. Лейбниц

    Субстанция — монада — действующая

    Гармония и согласованность

    Панпсихизм

    Метафизика (умопостигаема) и естествознание (эмпирически)

    Бытия нет. Души нет.



    И. Кант

    Критика познания, скептицизм

    Априорные формы познания — врмя и пространство

    «Вещь в себе»

    Трансцендентальное единство апперцепции

    Для нас мир таков, каковы наши категории, теории


    Г. Гегель

    Абсолютный дух

    Мир есть способ самопроявления
    (отражения) духа

    Мир развивается. Диалектика

    Бытие и мышление одно и тоже в абсолютном духе

    1) «единство теоретического и практического отношения к природе, реализующееся в единстве объективного и субъективного, физических стихий и чувств человека»;
    2) требование рассматривать природу в ее целостности;
    3) синтетический (а не чисто аналитический, как в естествознании) подход;
    4) качественный характер сфер, или ступеней природы;
    5) антиредукционизм (критика механистического, количественного, химического редукционизма);
    6) подход к органической целостности как развивающейся;
    7) рассмотрение природы под углом зрения ее индивидуализации;
    8) трактовка природы как одного из способов самопроявления («отражения») духа»


    «Абсолютная идея имеет содержанием себя самое как бесконечную форму, ибо она вечно полагает себя как другое и опять снимает различие в тождестве полагающего и полагаемого»

    Проявления духа: сознание, самосознание, чувственное познание, рассудок, разум, мышление, понятие, идея

    Разум, мышление:
    1) принцип идеалистического субстанциализма, или логицистского, сверхрационалистического идеализма
    2) способен к саморазвитию и самоосуществлению; мир в целом есть «осуществление божественного разума»
    3) реализация духа, способная достичь апогея своего развития – «знающий себя разум, абсолютно всеобщее»

    «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно»

    Диалектика

    «подлинная, собственная природа» определений рассудка, вещей и конечного вообще;

    «является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в действительности»

    общезначимый способ научного и философского познания, суть которого – преодоление изолированности различных определений, приведение их в отношение друг с другом

    одна из специфических сторон логики: если рассудок схватывает наличные предметы «в их определенных различиях (и фиксирует вещества, силы, виды в их самостоятельности)... то диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность»

    Законы диалектики

    Закон единства и борьбы противоположносей

    Закон перехода количественных изменений в качественные

    Закон отрицания отрицания
    «Абсолютная идея имеет содержанием себя самое как бесконечную форму, ибо она вечно полагает себя как другое и опять снимает различие в тождестве полагающего и полагаемого»


    Ф. Ницше

    Никакого трансцендентного нет, смысла нет

    Воля к власти и самоутверждению составляет сущность бытия, которое и есть
    «жизнь»

    Жизнь — это мощь, сила, активное самоутверждение природного индивида, не связывающего себя никакими внешними по отношению к его витальности требованиями морали.


    У Хайдеггера человека надо понимать как
    «тут-бытие» (Dasein)

    Бытийная структура человека — экзистенция

    Человек придает смысл

    «Бытие — это не Бог и не основа мира.
    Бытие дальше, чем все сущее, и все же ближе человеку, чем любое сущее, будь то камень, животное, произведение искусства, машина, будь то ангел или Бог. Бытие есть наиближайшее. Однако близкое остается человеку самьм далеким»

    Экзистенциализм

    Бытия нет (без Бога), смыслов / сущностей нет

    Бытие необходимо постигать интуитивно (против рационализма, интеллектуализма)

    Есть онтологический смысл переживания, направленность на нечто трансцендентное самому переживанию

    Бытие - незамкнутость, открытость трансценденции (как оно открыто нам), наше собственное бытие, экзистенция

    Бытие - трансцендирование, выход за свои пределы

    Начало - конечность (смертность) и историчность (человек находит себя как смертного в определенной исторической ситуации - принадлежность к какому-то народу, сословию, наличие у индивида каких-то биологических, психологических и др. качеств) - отсюда напряженное переживание собственного существования

    Человек
    Переживания
    Эмоции
    Преодоления
    экзистенциализм

    Связи /
    коммуникации
    Система
    постмодернизм

    Постмодернизм

    Поверхность (резома) и отказ от основ Бытия

    Деконструкция

    Есть лишь единичные вещи

    Все есть текст, языковая практика

    Креативность — комбинаторика как способ создания всего, конструирование

    Высокий темп изменений

    Перфоманс, эпатаж, ирония, троллинг

    Дискурс

    Виртуальная реальность


    Прогресс, истина, смысл, порядок, справедливое общество — все это миф и идеология

    Отказ от истины (нет познания)

    Отказ от реальности

    Отказ от диктата разума

    Отказ от идеологий, нарративов

    Отказ от мифов

    Отказ от сущностей

    Отказ о автора (человека)


    Формами материи являются пространство
    (протяженность, структурность, взаимодействие) и время (длительность, последовательность)
    Материя существует в виде вещества
    (обладает массой, в агрегатных состояниях твердое, жидкое, газооброазное, плазма и т.д.) и поля (переносчик магнитного, электро- магнитного, сильного, слабого, гравитационного взаимодействий).



    Уровни организации материи:

    физические (механические) и химические - субатомные частицы (кварки, мезоны),
    (электроны, протоны, нейтроны), атомы, молекулы, вещество, планеты, кометы, астероиды, звезды, галактики, галактические кластеры, вселенная;

    биологические - одноклеточные, многоклеточные организмы, мхи, лишайники, грибы, растения, животные, биосфера;

    социальные - человек, социальные группы, сообщества, слои, общество, цивилизация.


    Идеализм объективный (Платон)

    Критический (трансцендентальный) идеализм (И.
    Кант)

    Субъективный идеализм (Фихте)

    Абсолютный идеализм (панлогизм) (Гегель)

    Материализм (от Демокрита до марксизма и современной аналитической философии)


    Реализм - наше (чувственное) восприятие обеспечивает прямой, непосредственный доступ к объектам окружающего мира; реальность не зависит от нашего мышления. (Гегель)

    Монизм - все сводится к единой субстанции, первоначалу. Идеалистический монизм
    (натурфилософы) Материалистический монизм
    (Демокрит)

    Дуализм - есть два первоначала, суюстанции, несводимые друг к другу или даже противоположные (Палатон)

    Плюрализм - существует много различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу первоначал (Эмпедокл)

    Современность

    Новые идеи сейчас идут из направления
    Спекулятивный реализм, Темные онтологии

    Всю философию, которую мы изучали, можно поместить в луч от фонарика. «Свет разума». Это рационализм от первых античных философов до
    Декарта и Канта. И антрпоцентризм от Сократа.

    За границами света фонаря - темные теории. И там совсем непонятно что делать, как мыслить. Нет категорий и понятий для мышления. Нет способов.
    Непонятно как выделить проблемы. Вообще ничего непонятно. Но надо. И интересно. Темные теории/онтологии предлагают разные способы как решить эту задачу. Все это еще и избавление от антропоцентризма.


    Бруно Латур. «Лабораторная жизнь» Название теории - акторно-сетевая теория.

    Грэм Харман «Спекулятивный реализм», «Четвероякий объект», «Имматериализм». Название теории - объектно ориентированная онтология.

    Рэй Брассье.

    Иен Гамильтон Грант.

    Квентин Мейясу «После конечности». Название теории - спекулятивный материализм (хотя там не совсем про материализм).

    Бен Вудард «Динамика слизи». Темный витализм.

    Тимати Мортон «Экология без природы». Темная экология.

    Ник Лэнд «Жажда аннигиляции», «Киберготика».
    Акселерационизм.

    Леви Брайант «Демократяи объектов». Тесно связан с теорией Г. Хармана.

    К теме про Бытие

    биологические системы — системы (реагируют, действуют в ответ)

    общество — не очень и не всегда система

    отношение к истории как к системе — оказалось, не система

    отношение к глобальному климату как к системе — не система, какая-то другая модель должна быть

    планета не объект (для отдельных предметов), не система (биологическая система), а (живет собственной жизнью, а не реагирует)

    Мы рассматриваем себя как субъекта отдельно от объекта. Не устарел ли данный подход? Не исчерпали ли мы такой способ смотреть на ми?

    «кзистенциальный страх чего-то большего / разумного, чем мы сами


    написать администратору сайта