Главная страница

Дискусия 2. Что значит "быть летучей мышью" (Т. Нагель)


Скачать 14.54 Kb.
НазваниеЧто значит "быть летучей мышью" (Т. Нагель)
Дата27.03.2022
Размер14.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДискусия 2.docx
ТипДокументы
#419301

Проблемный вопрос: верно ли, что связь деятельности мозга с процессами сознания, равно как и содержание сознания, не могут быть познаны достоверно?

«Что значит “быть летучей мышью”?» (Т. Нагель)

Аргументы «за»:

«…Я попытаюсь объяснить, почему обычные примеры не помогают нам понять отношений мозг -- разум, и почему в настоящее время мы не представляем себе, каким могло бы быть объяснение физической природы мыслительных явлений. Если бы самосознания не было, загадка тело--разум была бы гораздо менее интересной. С самосознанием эта проблема кажется безнадежной. Самая важная и характерная черта сознательных мыслительных феноменов почти не понята. Большинство редукционистов даже не пытаются ее объяснить. Детальное рассмотрение покажет, что ни одно из имеющихся на сегодня понятий редукционизма здесь не подходит. Может быть, для этой цели возможно разработать новую теоретическую форму, но это решение, если оно существует, лежит в далеком будущем интеллекта…»

Любая редукционистская программа должна быть основана на анализе того, что предстоит редуцировать. Если анализ оставит без внимания какие-то аспекты, задача будет поставлена неверно. Бесполезно основывать защиту материализма на таком анализе феномена разума, который не учитывает его субъективного характера. Нет причин ожидать, что редукция, кажущаяся достоверной без учета сознания, может быть расширена до включения в нее сознания. Не понимая, что представляет собой субъективный характер опыта, невозможно понять, что требуется от физикалистской теории.

Аргументы «против»:

В этой статье философ критиковал господствующий в те времена подход к определению сознания и очерчиванию границ поиска, а, соответственно, и методов этого поиска. В общем-то, впервые было показано, что субъективный опыт лежащий в основе сознания, не может рассматриваться объективно. Поэтому аргументов «против» в тексте я не наблюдал.

Нагель хочет сказать, что можно сколь угодно тщательно изучить все процессы в голове у летучей мыши (или у другого человека), можно даже понять на 100% как всё работает, но никогда не станет понятно что это значит - быть летучей мышью; ведь единственная для этого возможность - быть летучей мышью

Сознание невозможно описать в чисто физических терминах. Оно всегда представляет собой личное, субъективное переживание, некоторую частичку опыта, называемую квалиа, которую никак невозможно описать или передать другому человеку, потому что оно принадлежит только мне. А потому и вопрос о сознании невозможно решить с чисто материалистических позиций.


написать администратору сайта