Реферат о Юрии Норштейне. Норштейн. Алентьев 1061. Чудо анимации Юрия Норштейна
Скачать 47.14 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» Творческая работа по дисциплине «История отечественного кино» на тему «Чудо анимации Юрия Норштейна» Работу выполнил: Алентьев Александр Группа 1061 Проверила: Хлыстунова Светлана Викторовна Санкт-Петербург 2021 СодержаниеВведение 3 Глава 1 Путь 4 1.1Выходец из Марьиной рощи 4 1.2Союзмультфильм и «творческий союз» 5 1.3Режиссёрский дебют 6 1.4Совместная работа с Иваном Ивановым-Вано 7 1.5Сказки. Народные и авторская 8 1.6Выходя из тумана 10 Глава 2 Сказка сказок 12 Заключение 14 Список источников 15 ВведениеВ чём заключается привлекательность анимации? Чем она манит? Почему люди, привыкшие к тому, что реалистичные картинки могут двигаться, так поражаются движению изображения нарисованного? В чём же заключается это чудо анимации? На мой взгляд, причина в том, что люди обычно зовут «свободой» и что я называю «контролем». Этой невиданной возможность формировать реальность по своему желанию, изменяя правила в угоду идее. Кто-то сказал: «После того как свиньи полетят!», - ну так вот мультфильм, в котором свиньи спокойно рассекают небеса! Впрочем, мультфильм это уже завершённое произведение, отточенное и целое, но перед тем как стать таковым оно рождается в сознании его создателя и долгое время преобразуется там, переходя из пространства сна в пространство реальности. И работы Юрия Борисовича Норштейна являются показательным примером такого перехода: в них реальность и сон переплетаются в нечто единое, создавая нечто фантасмагоричное, но при этом прекрасное, завораживающее и... уютное. Странное сочетание знаю, но именно этим работы Юрия Борисовича меня и захватили и именно поэтому я предлагаю сегодня, вам погрузиться со мной в его творчество. Глава 1 ПутьВыходец из Марьиной рощи Юрий Борисович Норштейн родился пятнадцатого сентября 1941 года в деревне Андреевке, находящейся в пензенской области. Там его мать, Бася Гиршевна Кричевская, и старший брат Григорий находилась в эвакуации, в то время как отец Берко Лейбович Норштейн был на фронте. В 1943 году они вернулись из эвакуации в Москву, в Марьину рощу, где и рос будущий режиссёр. В роще люди жили дружно, особенно в доме, в котором рос Норштейн. По словам режиссёра все крепко держались друг за друга, если кто-то умирал, старались всеми силами помогать, собирались по вечерам за одним столом, делили горести и радости. Он очень любил Марьину рощу. В 1946 году отец семейства вернулся с фронта, однако прожил с семьёй не очень долго, так как уже в 1951 году его не стало. Норштейн описывал своего отца как человека достаточно жестокого, который его нещадно бил, но несмотря на это маленький Юра любил его больше чем мать. У Берко был идеальный музыкальный слух, благодаря которому он мог насвистывать Вагнера. Его уволили с работы наладчика деревообрабатывающих станков после отказа стать стукачом. С 1956 по 1958 годы учился в детской художественной школе Краснопресненского района, после чего в 1958 году безуспешно попытался поступить в художественную академию, но, провалившись, год проработал на мебельном комбинате. В 1959 году подал документы на курсы художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме», при чём был последним принятым, так как сразу после подачи им документов зашёл человек и сказал больше никого не принимать. И в 1961 по окончании курсов начал работать на студии в качестве художника-аниматора. Союзмультфильм и «творческий союз» До своего режиссёрского дебюта Юрий Норштейн поработал над одиннадцатью мультфильмами, в том числе: «Левша», «Каникулы Бонифация» и «Варежка». Однако самой важной в этот период для него стала работа над мультипликационным полнометражным фильмом «Поди туда, не знаю куда», так как во время работы над этим проектом он познакомился с Франческой Ярбусовой, своей будущей женой. Впрочем, Франческа является партнёром режиссёра не только в личной, но и в творческой жизни: она была художником в его мультфильмах, иллюстрировала его книги, помогала с организацией мероприятий. Норштейн искренне восхищается художественным талантом своей жены, отзываясь о нём следующим образом: «Я сравниваю ее с художниками Возрождения, потому что она, как и они, изучала природу. Такие художники, как Франческа, входят в пространство природы, как в храм, стараясь ничего в ней не нарушать»1. Себя же в этом творческом союзе режиссёр описывал как тирана и деспота, требовавшего чистой эмоциональности в рисунке, и если рисунок не являлся сам по себе всего лишь «молекулой чего-то большего», то он был ему не нужен. В семейной жизни тоже всё было далеко не идеально, ругань началась уже через неделю после начала совместной жизни. Как-то Норштейн зашёл на кухню и захлебнул из чашки кипячёного бульона (в их семье до этого никто бульонов не варил, только супы), выплюнув блюдо из обожженного рта, он разразился руганью с вопросами почему она его не предупредила, на которую Франческа ответила только: «Ну я же не знала, что ты такой идиот».2 Режиссёрский дебют В 1968 году свет увидел восьмиминутный анимационный фильм «25-е – первый день» ставший совместным режиссёрским дебютом Юрия Норштейна и Аркадия Тюрина. Как не трудно догадаться по названию фильм был посвящён Октябрьской революции и приурочен к её пятидесятилетию. Визуальный стиль фильма и его сюжет основаны на работах художников авангардистов: Альтмана, Малевича, Шагала, Петрова-Водкина и многих других. В том числе использовались графические работы Владимира Маяковского, строчка из поэмы «Владимир Ильич Ленин» которого стала названием фильма. Фильм задумывался как революционно-романтический этюд, вдохновлённый авангардистскими картинами и наполненный звучанием музыки Шостаковича. Вот как режиссёр описывал работу над фильмом: «Живопись этого времени невероятно кинематографична; в ней скрыта, сжата метафизика времени. Мы делали фильм с ощущением Революции как начала мощного культурного процесса. Нас вдохновлял тот факт, что произведения художников были наполнены идеей обновления мира, творения своей судьбы».3 При создании фильма статичные изображения оживали, начинали двигаться. В изображении чувствуется жизнь, движение, толпы людей, окрашенные красным, так и излучают энергию, силу, стремление к переменам. Революционный настрой произведения читается сходу. Однако же «25-е первый день» не получил завершение в той форме, в которой задумывался, к фильму протянула свои лапы советская цензура: «Мы с моим соавтором, Аркадием Тюриным, на себе испытали силу политической редактуры. Нас заставили выбросить эпизод, сделанный по гравюре Фаворского «Ленин и Революция». Вместо него в фильме плакатный Ленин, на фоне всего монтажного куска ставший чудовищем. Нам пришлось убрать недоснятый финал. Фильм так и не появился в задуманном варианте».4 Совместная работа с Иваном Ивановым-Вано Следующие две крупные работы в портфолио нашего героя это «Времена года» 1969 года и «Сеча при Керженце» 1971 года. Особенностью этих двух работ в фильмографии Норштейна является то, что они обе создавались в соавторстве с другим известным советским мультипликатором, Иваном Петровичем Ивановым-Вано. Собственно он и написал сценарии к обоим работам, и в его фильмографии вместе с ещё одним мультфильмом «Аве Мария» 1972 они образуют тематическую трилогию фильмов, снятых по мотивам произведений композиторов-классиков и отражающих сложность восприятия мира современным человеком. Однако же речь здесь идёт не о Иванове-Вано, а о Норштейне, так что и говорить об этих двух проектах я буду в контексте его творчества. Приступим. «Времена года» отличаются невероятной заворажительностью, каждый раз при попытке просмотра я достаточно быстро терял нить происходящего и просто погружался в этот нарисованный мир. Музыка Чайковского в сочетании с визуальным рядом создаёт словно бы гипнотический эффект и ты уже не наблюдаешь историю двух влюблённых, а словно бы сам оказался в этом маленьком мирке. Я хотел бы рассказать о сюжете, но воспринять его во «Временах года» полноценно мне так и не удалось. Чего нельзя сказать о «Сече при Керженце». Сюжет этого произведения повествует о нашествии монголо-татар, битве при Керженц и о том как славный город Китеж ушёл подводу, дабы избежать этого нашествия, и в результате чего стал эдакой старо-русской Атлантидой. Особенно на это играют финальные сцены, в которых жизнь в подводном городе изображена весьма утопичной. Этот фильм в творчестве Юрия Борисовича очень хорошо рифмуется с «25-е первый день», по двум причинам. Во-первых стиль и подход к анимации. Во обоих случаях анимировались уже существующие произведения, но если в Первом дне это были работы авангардистов, то в Сече в качестве основы для анимации послужили христианские фрески и иконы. Во-вторых, сюжет обоих произведений повествует о прошлом, однако в случае с Сечью это прошлое куда более дальнее. Таким образом получается, что это два произведения, повествующие о двух различных временных периодах и их ключевых событиях и раскрывающие их посредством искусства характерного для этого времени. Ключевой идеей при создании было объединение звука и пластики: «Хотелось сделать не просто цветовые сопряжения в согласии с музыкальным звучанием, а всё-таки добиться того, чтобы изображение имело эмоционально-чувственное воздействие на зрителя»5. Сказки. Народные и авторская В 1973 выходит экранизация сказки «Лиса и заяц». Достаточно простая история, в которой добро побеждает зло, и справедливость торжествует в конце. Здесь прекрасная работа с деталями, навроде ножа и вилки у волка, которые он втыкает в землю, когда идёт выгонять лису из зайцевой избушки, или цветочков, которые носит с собой медведь, или, моё любимое, трубки, которую курит петушок, и которую закуривает заяц дабы набраться смелости. Со сдачей этого фильма возникли проблемы о чём впоследствии вспоминала Франческа Ярбусова: «А как они „Лису и зайца“ не принимали, то есть, они говорили, что у зайчика еврейские глаза грустные»6. Следом в 1974 году выходит экранизация другой народной сказки «Цапля и журавль». Если «Лиса и заяц» это классическая сказка в самом народном понимании, то «Цапля и журавль» куда больше напоминает притчу рассказанную в сказочной форме. Притча эта повествует о том как гордыня, не желание признавать свои ошибки и идти на уступки приводят к вечному разладу. Оба героя этой истории крайне одиноки: они живут посреди болота, в каких-то руинах и по одному. Когда другие птицы, сбившись в косяки, улетают эти двое остаются на своих местах. Все их попытки наладить контакт друг с другом приводят только к очередным ссорам, так как вместо попытки извиниться за свои прошлые ошибки, тот, кто приходит с предложением совместной жизни, старается вести себя снисходительно по отношению ко второму и казаться выше него. В 1975 году выходит «Ёжик в тумане». По-хорошему ему бы стоило здесь посвятить если не целую главу, то хотя бы подраздел, однако я позволю себе наглость и в отношении этого фильма буду говорить неформально, так как сказано о нём уже и без того невероятно много, а переливать воду из пустого в порожнее я смысла особо не вижу. Расскажу только о том как именно формулировал проблематику фильма конкретно подуставший от него за годы Норштейн: «Это история о том, как наше привычное состояние внезапно может перейти в катострафическое под воздействием каких-то обстоятельств, о которых мы не подозреваем, что они существуют»7. Я отчётливо помню, как посмотрел Ёжика в первый раз. Это случилось, когда мне было четыре года, он шёл по телевизору следом за мультиком «38 попугаев» (его к слову тоже анимировал Норштейн), я по инерции продолжал смотреть то, что шло по телевизору, тем более, что это был мультик. Однако тогда он меня напугал. Я даже не уверен чем конкретно, то ли гигантской совой, то ли странной рисовкой, то ли рыбой в реке. На вопросы ребёнка о том, что же это за мультфильм такой взрослые сказали, что это довольно сложная для понимания вещь и сами они не вполне его понимают. Я никогда не был большим его фанатом, однако каждый раз после первого просмотра, когда я натыкался на, идущего где-то, Ёжика, я не мог ничего поделать, кроме как досмотреть его до конца. Он словно бы утягивает тебя за собой в туман, в этот причудливый, но уютный мир. Мир, в котором растёт гигантское дерево, мир, в котором собака поможет тебе найти узелок с варением, мир, в котором бродит где-то лошадка. После просмотра Ёжика сложно говорить о чём-то ещё. Выходя из тумана Следующей крупной, режиссёрской работой стала «Сказка сказок», вышедшая в 1979 году. Фильм стал последней работой режиссёра, выполненной на студии «Союзмультфильм». О нём подробнее во второй главе. После завершения работы над Сказкой Норштейн принялся за экранизацию Гоголевской «Шинели», над которой трудится и по сей день. Он описывает «Шинель» как «тьму», противопоставляя её «Сказке сказок», которая по его словам является «светом». После ухода из «Союзмультфильма» режиссёр основал свою студию, занялся преподавательской деятельностью, выступая с лекциями во ВГИКе. На протяжении нескольких лет ежегодно выступал в Японии и выпустил короткометражку по мотивам хокку «Безумные стихи для японского сборника новелл «Зимние дни». А так же сделал на заказ заставку для телепередачи «Спокойной ночи малыши». Заставка прожила в эфире всего год после чего её убрали. Глава 2 Сказка сказокКак в одной работе объединить мотивы детского мира грёз и войны? Серенького волчка из колыбельной и людей танцующих танго? Зиму и яблоки на деревьях? Полагаю нужно быть мастером своего дела и пережить немало трудностей. По крайней мере примерно так описывается производство «Сказки сказок». Пытаться описать сюжет этой картины достаточно сложно, так как она представляет из себя набор перемежающихся сказочных историй, которые порой прерываются на мир реальный, в котором идёт война, вкотором летят письма с фронта и в котором мужчины в шинелях на этот самый фронт и уходят. Одним из самых запоминающихся эпизодов картины пожалуй является зимний эпизод, в котором мальчик сидит на дереве, играет на дереве с воронами и жуёт яблоко, пока его родители сидят внизу на скамейке. Этот эпизод так же эпизод сна, так как и мальчиков на самом деле два и треуголка на голове отца появляется истинно магическим образом. Позднее в конце фильма этот эпизод появляется вновь, но уже с огромными яблоками упавшими вниз и мальчиком, бегающим вокруг них. Вообще не будь этого эпизода, могло бы и не быть самого фильма. Во время производства Норштейн сказал оператору и Франческе, что фильм идёт не туда, после чего производство закрыли на месяц. Он тогда решил, что, если не решит как должно всё идти дальше, его биография на этом закончится. Пережив серьёзнейшее нервное напряжение, по сути, потеряв на месяц голос, он решил проблему, обнаружив во время прогулки обыкновенное чудо: большой белый гриб в траве. После этого он вернулся домой и раскадровал зимний эпизод, которого до этого в фильме не было вообще. Главным героем фильма является Серенький волчок из той самой колыбельной, который является проводником в мире снов. Сказка сказок – это эдакий экскурс в восприятие мира ребёнком: вот тебе большие взрослые люди, которые занимаются, какими-то важными делами, а вот они уже танцуют. Вот снег и зима, а вот и яблоки этой же зимой, вот сказочный Волчок, а вот и автомобили на магистрали. Фильм не стремится донести какую-то великую идею, он хочет погрузить вас в свой мир, поэтому в нём так много автобиографических элементов, поэтому в нём нет рассказчика, поэтому в нём такая завораживающая музыка и поэтому он такой уютный. ЗаключениеФильмы Юрия Борисовича Норштейна представляют собой невероятный иной мир, наполненный туманом и запахом россы. Они причудливы и странны, но от этого не менее очаровательны. В его фильмах есть какой-то невероятный гуманизм и доброта и если вы незнакомы ещё не с одним из них, то я крайне рекомендую вам как можно скорее исправить эту оплошность. Список источников«Творчество – это всегда недосказанность»: https://www.kommersant.ru/doc/3089143 О. Фокина – «Один» - док. фильм – «КОД-фильм+» - 2011 Норштейн Ю., Ярбусова Ф. - Сказка сказок. – Москва – Красная площадь,2005 с. 39 Норштейн Ю. Б. - Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусству анимации. — М.: ВГИК, - журнал «Искусство кино», 2005. — 254 с. «Мир анимации или анимация мира» - Ирина Марголина – Док. сериал - студия Ф. А. Ф., 2002 год. Студия Норштейна: http://www.norshteyn.ru/ Норштейн Ю -. Движение стиля [: «лабораторные записи»] - Искусство кино. 1988. № 10. С. 104—116. Норштейн Ю.Б. - «Реальность, созданная художником» - сб. "Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своём искусстве" М., 1983). Цапля и журавль: https://www.kinopoisk.ru/film/224058/ Лиса и заяц: https://www.kinopoisk.ru/film/260062/ 1 «Творчество – это всегда недосказанность»: https://www.kommersant.ru/doc/3089143 2 О. Фокина – «Один» - док. фильм – «КОД-фильм+» - 2011 3 Норштейн Ю., Ярбусова Ф. - Сказка сказок. – Москва – Красная площадь,2005 с. 39 4 Норштейн Ю., Ярбусова Ф. - Сказка сказок. – Москва – Красная площадь,2005 с. 39 5 Норштейн Ю. Б. - Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусству анимации. — М.: ВГИК, - журнал «Искусство кино», 2005. — 254 с. 6 «Мир анимации или анимация мира» - Ирина Марголина – Док. сериал - студия Ф. А. Ф., 2002 год. 7 О. Фокина – «Один» - док. фильм – «КОД-фильм+» - 2011 |