Главная страница
Навигация по странице:

  • Среда и человек в романе «Западня»

  • Творчество Эмиля Золя (презентация)_зарубежная литература. золя. Цикл РугонМаккары


    Скачать 33.54 Kb.
    НазваниеЦикл РугонМаккары
    АнкорТворчество Эмиля Золя (презентация)_зарубежная литература
    Дата22.03.2022
    Размер33.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазоля.docx
    ТипДокументы
    #408385

    Цикл «Ругон-Маккары»

    Наблюдая жизнь Второй империи, Золя с каждым годом все энергичнее высказывает свое отрицательное отношение к ее политическим порядкам. Его публицистические выступления этого времени свидетельствуют о симпатиях к республике, о желании скорейшего изменения государственного строя Франции. Главным этапом в творчестве писателя стала серия «Ругон-Маккары». Грандиозный замысел романа-хроники о семье Ругон-Маккаров сразу же поставил Э. Золя в один ряд с такими писателями, как В. Гюго, О. Бальзак, Г. Флобер.

    Как писатель аналитического склада Эмиль Золя едва ли не первым заметил и в своих романах раскрыл связь главных взаимодействующих сил, составляющих первооснову буржуазного общества: политики, прессы, финансов. Он ставил в зависимость от них многочисленное семейство Ругон-Маккаров, одни представители которого преуспевают на этих поприщах, другие этими же силами вытолкнуты из жизненной колеи.

    С 1868 по 1893 годы, за четверть века, Золя создал 20 томов естественной и социальной истории семьи во Второй империи, отражающих, по его замыслу, целую эпоху современной ему жизни. Выполнение гигантского замысла потребовало от Золя решения проблем, неизбежно встающих перед каждым художником, - вопросов об отношении искусства и действительности, о связи между наукой и искусством, о движущих силах истории и каждой отдельной личности. Золя подошел к их решению чрезвычайно серьезно, изучил труды по биологии, физиологии и истории и создал свою «теорию научного романа», выступив в качестве идеолога и практика складывающейся литературной школы. Его сборники статей «натурализм в театре», «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и «Литературные документы» стали литературными манифестами натурализма.

    Первый роман серии - "Карьера Ругонов", в котором показаны истоки семьи и бонапартистский государственный переворот 1851 года, вышел в 1871 году, последний - "Доктор Паскаль", где ученый Паскаль составил генеалогическое древо этой семьи, увидел свет в 1893 году. Золя это сделал намеренно, чтобы читатель с первого и до последнего романа мог проследить все многочисленные линии семейства Ругон-Маккаров и без труда разобраться в родстве героев.

    В двадцати романах серии действуют 32 представителя раздвоившейся семьи Ругон-Маккаров, всего же персонажей - около двух тысяч. Генеалогическое древо героев начало произрастать в первом из задуманных Эмилем Золя романов - «Карьере Ругонов» (1871). Это экспозиция и завязка всей серии.

    Аделаида Фук, владелица богатой усадьбы в Плассане, занималась огородничеством и садоводством. Восемнадцати лет от роду она вышла замуж за своего садовника Ругона. Через год она родила сына Пьера, а еще через год она овдовела. В 1789 г. она на виду всего Плассана сожительствовала с пьяницей Маккаром, вспыльчивым неуравновешенным бродягой. От него она прижила сына Антуана и дочь Урсулу. В молодости она отличалась странностями, а в старости сошла с ума. Все герои «Ругон-Маккаров» в большей или меньшей степени связаны с этими прародителями сумасшедшими и пьяницами.

    События романа «Карьера Ругонов» продолжаются всего-навсего в течение нескольких дней, но каждому персонажу в момент исторического катаклизма предстоит сделать свой гражданский выбор. Мастерство писателя сказалось в том, что политический переворот он воспроизводит в отраженном свете. Плассан находится далеко от Парижа, известия приходят сюда с опозданием, а порой и в искаженном свете. Семейка Ругонов с напряжением следит за событиями в столице, дабы не опоздать зачислить себя в ряды союзников Бонапарта и его партии. Но в романе есть и борцы против узурпатора власти.

    Эмиль Золя делает в «Карьере Ругонов» проницательное умозаключение, замечая, что в момент, когда общество вступает в новую историческую стадию, опорой режима становятся те деклассированные силы, которые не могли ничего добиться на предыдущем историческом этапе. Ими движет ненависть к тому общественному порядку, который не позволил им выбиться в люди.

    Самым удачливым в семье Ругонов стал старший сын Эжен, карьере которого посвящен роман «Его превосходительство Эжен Ругон» (1875). Ловко компрометируя и устраняя противников, он проникает в правительственные круги, избирается депутатом, назначается министром внутренних дел, борется с прессой, становится опорой самого императора.

    Среднему сыну Пьера Паскалю Ругону - Золя отводит роль исследователя и летописца всего семейства. Именно Паскаль, скрупулезно изучив клан Ругон-Маккаров, делает вывод о всесильной власти наследственности, о биологической обреченности всех потомков плассанской огородницы. Врач и ученый, к которому Золя относится с заметной симпатией, он выступает главным героем романа «Доктор Паскаль» (1893).

    Давид Ругон, дабы замаскировать близость к брату-министру, взял себе фамилию Саккар. Уже в самом звучании ее слышится хруст ассигнаций. «Да, с таким именем либо на каторгу попадешь, либо наживешь миллионы», - сказано по этому поводу в «Добыче». Давиду удалось избежать возмездия за спекуляции. Главный герой романов «Добыча» (1871) и «Деньги» (1891) Давид Саккар испытывает алчное вожделение к деньгам. Создав фальшивую компанию, выпустив подложные акции, выстроив некое подобие пирамиды, он сумел прикарманить грандиозное состояние. Прототипом Давида Саккара послужил банкир Ротшильд.

    История рода Ругонов - это скользкий путь в высшее общество, тогда как история Маккаров отражает преимущественно жизнь низших и средних слоев французского общества после прихода к власти Наполеона III. В романе «Западня» есть весьма примечательный эпизод. Когда Жервеза выходила замуж за кровельщика Купо, свадебная процессия, пережидая ливень, невзначай забрела в Лувр и шумной компанией прошлась по всем залам. Лувр ошеломляет их роскошью и несметным количеством картин. Проходя мимо обнаженных героинь мифов и легенд, гости, как замечает Золя, «искоса поглядывали на голых женщин и хихикали, подталкивая друг друга локтями». Над невежеством случайных посетителей потешаются художники, копирующие луврские шедевры. Дождь кончился, и подуставшие гости заспешили в трактир, где был заказан свадебный ужин. Вот и весь вставной эпизод, который как будто бы и не имеет никакого отношения к основному сюжету. Но на самом деле автор «Ругон-Маккаров», соединяя разрозненные фрагменты, никогда не забывает о том, что мозаика образует целостную картину. У невежественной прачки растет сын Клод, которому суждено стать гениальным художником. Над его необычными картинами сначала будут потешаться знатоки, потом его создания будут признаны шедеврами и повесят в Лувре.

    Случайное посещение музея матерью художника и ее гостями воспринимается в контексте всей эпопеи «Ругон-Маккаров» как своеобразная увертюра к роману «Творчество» (1886). Тема романа была близка писателю. Золя рассказывал о себе, о своих друзьях, о художественной интеллигенции, испытывавшей гнет буржуазного общественного мнения.

    Годы упорной борьбы за писательскую независимость, лишения и невзгоды убедили Золя в том, что подлинное искусство, создаваемое не на потребу буржуазного обывателя, с невероятными трудностями утверждает себя в жизни. Буржуазная действительность враждебна настоящему искусству. Она губит нераскрытые таланты и уродует тех, кто не в состоянии отстоять свою независимость, свои убеждения. Произведение Золя во многом автобиографично. Ему хорошо были знакомы муки творчества, отчаянная борьба, непризнание, клевета, длительная нужда.

    «Салон отверженных», который упоминается в начале романа, был открыт в сезон 1864 года. Таким образом, Золя обращается к дням своей молодости, когда он выступал с горячей защитой ранних импрессионистов, во многом отстаивавших еще принципы реализма. Для писателя эти годы борьбы и исканий навсегда остались незабываемыми. Именно в это время складываются его собственные эстетические взгляды, создаются первые произведения, в которых он пытается сказать новое слово в искусстве. Автор наделяет Клода Лантье способностью радостно воспринимать и по-своему видеть окружающий мир. Исследователи творчества Эмиля Золя спорят о том, кто послужил прототипом Клода Лантье, при этом называют имена Поля Сезанна, Эдуарда Мане, Клода Моне и других импрессионистов. Но биографии этих художников не совпадают с тем творческим путем, который прошел герой Золя. Да и картины Клода Лантье не похожи на общеизвестные шедевры импрессионистов. Это неслучайно. Несмотря на то, что Золя-теоретик ратовал за документальную достоверность натуралистического романа, он тем не менее не повторял в художественном творчестве открытий, сделанных знаменитыми живописцами. Его Клод Лантье - типическое обобщение, в котором запечатлен опыт художников, чьим искусством восхищался автор романа «Творчество».

    Эмиль Золя постоянно чередовал социальные полотна с картинами, воссоздающими камерный мир интимных переживаний. К числу лучших его лирических романов относятся «Страница любви» (1877), «Радость жизни» (1883). Роман «Жерминаль» (1885) - одно из самых ярких произведений в семейной хронике «Ругон-Маккары». В нем Золя, как ранее в «Западне», значительное место отводит картинам тяжелых условий труда и жизни рабочих. С многочисленными подробностями рассказывает он о физической деградации обитателей поселка в Монсу. В романе естественная история рода отходит на второй план, так как писатель, несмотря на свою приверженность натурализму, сосредотачивает все свое внимание на конфликте социальном, предвидя, что политическая борьба на многие последующие десятилетия предопределит общественную жизнь не только Франции, но и всей цивилизации. Хотя рабочие терпят поражение, жерминаль - месяц всходов по революционному календарю! - предвещает грядущее торжество социальной справедливости.

    Золя упорно продвигался к завершению «Ругон-Маккаров». После романа «Жерминаль» ему оставалось создать еще семь произведений, подвести читателя к финалу эпопеи - крушению Второй империи. От частных вопросов социальной и политической жизни Золя все чаще и чаще переходит к решению общих вопросов, связанных с судьбами буржуазной Франции. Золя обращается к изображению индустриального пролетариата (роман «Жерминаль»), представителей новой финансовой олигархии (роман «Деньги»). Через два года после создания романа о рабочих Золя решает показать современную деревню, многомиллионную массу крестьян, которые кормят и одевают Францию (роман «Земля»). Современный рабочий, современный крестьянин, современный капиталист - три главные темы времени. Золя подошел к ним умудренный большим жизненным и творческим опытом, и не случайно, что эти произведения создавались им с небольшими интервалами на подступах к окончанию социальной эпопеи.

    Золя разрабатывает свой метод написания романа, и этот метод будет оставаться у него в дальнейшем неизменным. «Вот как я создаю роман. Я не создаю его в буквальном смысле этого слова, я предоставляю ему возможность создаваться самому. Я не умею выдумывать факты: этот вид воображения у меня полностью отсутствует. Я решил никогда не заниматься сюжетом. Приступая к работе над романом, я не знаю, какие события в нём произойдут, какие персонажи будут в нём участвовать, как начнётся и чем кончится. Я знаю только своего главного героя, своего Ругона или Маккара. Я размышляю о его темпераменте, о семье, в которой он родился, его первых жизненных впечатлениях и о том классе, к которому, как я решил, он будет принадлежать». После этого периода обдумывания и собирания необходимых материалов Золя стремится «связать одной нитью все эти неясные картины и разрозненные впечатления. Почти всегда это требует длительной работы. Но я хладнокровно приступаю к ней и, вместо того чтобы прибегнуть к воображению, прибегаю к логике. Я ищу прямых последствий самого незначительного события, того, что логически, естественно, неизбежно вытекает из характера и положения моих персонажей. Порой остаётся связать лишь две нити, обнаружить самое простое следствие, но я не в состоянии этого сделать. В таком случае я перестаю об этом думать, зная, что это потерянное время. И вот, наконец, в одно прекрасное утро, когда я завтракаю и думаю совершенно о другом, обе нити внезапно связываются воедино. И тогда свет проливается на весь роман». И он принимается писать по три, четыре, пять страниц в день. В его рукописях мало помарок и поправок.

    Логическим завершением социальной эпопеи Золя был «Разгром» (1892). Во многих романах, которые создавались в 80-х и начале 90-х годов, писатель относил события к последним годам Империи и, пользуясь прямыми намеками и символикой, давал читателю почувствовать близость неизбежной развязки. Круг замкнулся. Раздираемая социальными и экономическими противоречиями, Вторая империя ринулась в последнюю авантюру и завершила свое бесславное существование.

    Патриотический роман завершает социальную эпопею. Следующий и последний роман серии - «Доктор Паскаль» (1893) - понадобился Золя для обоснования его естественнонаучных взглядов на природу и общество. Доктор Паскаль - убежденный последователь теории наследственности. В течение долгих лет собирает он данные о своих предках, ближайших родственниках, следит за жизнью отдельных представителей семьи Ругонов и делает вывод о закономерности их индивидуальных судеб. Множество страниц романа посвящено анализу психологии и поступков уже знакомых персонажей. При этом Золя нередко отступает от прежней реалистической и социальной трактовки созданных им характеров, выдвигая на первый план биологический фактор.

    Понимая, однако, что поступки персонажей, связанных с семьей Ругонов и Макаров, далеко не всегда объяснялись в его произведениях лишь прямым влиянием наследственности, Золя делает в «Докторе Паскале» существенную оговорку: «Жизнь на каждом шагу опровергала эту теорию. Наследственность, вместо того чтобы стать сходством, была лишь стремлением к этому сходству, ограниченным средой и обстановкой». Таким образом, Золя оправдывая свой первоначальный замысел «истории одной семьи», подчеркивал решающее значение социального начала в формировании характеров его героев.

    Большое место в романе занимает философия «радости жизни», которую на этот раз Золя почти полностью освобождает от всякой связи со своими социальными воззрениями и выводит из биологических законов жизни.

    И все же «Доктор Паскаль» представляет известный интерес как книга, в которой Золя подводит итоги своей почти двадцатипятилетней работы над «Ругон-Маккарами». Несколько страниц «Доктора Паскаля» посвящены краткому изложению содержания «Ругон-Маккаров». Особенный интерес представляет итоговая характеристика грандиозной эпопеи: «Здесь и подлинная история Второй империи - Империя, основанная на крови, вначале жадная к наслаждениям, жестокая и могущественная, завоевывающая мятежные города, потом скользящая вниз, медленно разлагаясь и утопая в крови, в таком море крови, что в ней едва не утонула вся нация.. Здесь и целый курс социальных наук, мелкая и крупная торговля, проституция, преступления, земля, деньги, буржуазия, народ - тот, что восстает в крупных промышленных центрах, - это усиливающееся наступление властительного социализма, таящего в зародыше новую эпоху. Здесь все: прекрасное и отвратительное, грубое и возвышенное, цветы и грязь, рыдания, смех, весь поток жизни, безостановочно влекущий человечество».

    В этой масштабной панораме представлены все его классы и социальные группы: финансовая и торговая буржуазия, ремесленники и рабочие, церковники, политики, военные и др.

    Действие романов происходит в Париже и провинциальных городах, в дворянском особняке и лачуге бедняка, фешенебельном магазине и на рынке, в шахте и на полях сражений, в приемной министра и будуаре куртизанки. Эпопея "Ругон-Маккары" по мнению критиков, является как бы продолжением такой же многотомной художественной истории французского общества, как "Человеческая комедия " Бальзака.







    Среда и человек в романе «Западня»

    Два романа о рабочем классе — «Западня» (L’assomoir, 1877) и «Жерминаль» (Germinal, 1885) — представляются характерными произведениями в том смысле, что здесь в мелкобуржуазном мировосприятии преломляется проблема пролетариата. Эти романы можно назвать романами о «классовом соседстве». Золя сам предупреждал, что его романы о рабочих имеют своей целью упорядочение, усовершенствование системы отношений буржуазного общества и отнюдь не «крамольны». В этих произведениях имеется много объективно-истинного в смысле изображения современного Золя пролетариата.

    Бытие этой социальной группы в произведениях Золя полно величайшего трагизма. Все здесь охвачено смятением, все стоит под знаком неотвратимости рока. Пессимизм романов Золя находит выражение в их своеобразном, «катастрофическом» строении. Всегда противоречие разрешается так, что трагическая гибель является необходимостью. Все эти романы Золя имеют одинаковое развитие — от потрясения к потрясению, от одного пароксизма к другому развертывается действие, чтобы докатиться до катастрофы, все взрывающей.

    Это трагическое осознание действительности очень специфично для Золя — здесь лежит характерная особенность его стиля. Вместе с этим возникает отношение к мещанскому миру, которое можно назвать сентиментализирующим.

    Публикация романа Золя «Западня» в 1877 году вызвала огромный резонанс во французском обществе. Естественно парижская аристократия понимала, что рядом с их миром богатства есть и другой мир – мир нищеты, но никто до Золя не показывал его с такой натуралистичностью и откровенной прямотой.

    Для парижан, жизнь которых представляла собой бесконечную череду званых вечеров, светских бесед, балов, новых нарядов, развлечений, живущих в мировом центре роскоши и моды, представить, что мечтой молодой и красивой женщины может быть чистая комнатушка и отсутствие побоев, было чем-то невозможным и невероятным. События романа разворачиваются в городских предместьях и описывают перипетии жизненного пути обычной французской девушки Жервезы. В литературе есть немало произведений, рассказывающих историю падения человека – от богатства к нищете, от благородства до порока, от нравственной чистоты до духовного разложения. Но особенность романа Золя в том, что падение Жервезы обусловлено не только и не столько личными причинами, сколько условиями, социальной средой в которой ей и многим тысячам других людей приходилось жить.

    Городская среда, сама потворствующая пороку, где грязь привычна, а на пошлость никто уже и не обращает внимание, превращает жизнь в замкнутый круг, выбраться из которого, несмотря на все усилия, невозможно. Несчастный случай (падение мужа Жервезы Купо) ознаменовывает для семьи начало катастрофы. Стоит только на немного потерять рассудительность и силу воли, предаться лени, как человек одной ногой попадает в огромную западню, гигантский капкан. И пытаясь выбраться из него, Купо лишь сильнее втягивает сначала себя, а после и Жервезу с детьми в пучину нужды и порока.

    Золя целенаправленно показывает как низость городской среды воспроизводит саму себя. Дочь Жервезы и Купо Нана, героиня одноименного романа из монументального цикла «Ругон-Маккары» становится тем, кем, похоже, она не могла не стать. С детства, напрочь лишенная родительского внимания и любви, испытывающая на себе бесконечные побои, и не видевшая ничего, кроме беспробудного пьянства отца, грязи, грубости и склок, у девочки в душе нет ничего благородного и чистого. Напротив, с ранних лет в ней обнаруживаются властолюбие, лживость и даже жестокость по отношению к другим детям, перенося, таким образом, виденное и усвоенное у взрослых на жизнь детей.

    Стоит ли удивляться тому, что Нана мечтала пуститься в мир удовольствий и развлечений, на которые был так богат Париж, и в результате убегает с престарелым, но зато обеспеченным человеком. Однако, не имея каких-либо жизненных ориентиров, не имея ясных целей и путей их достижения, Нана вынуждена раз за разом возвращаться домой, вызывая удивление и гнев своих родителей.

    С невероятной выразительностью Э.Золя показывает как с каждой рюмкой алкогольных напитков Купо падает в пропасть все глубже и глубже, даже не пытаясь зацепиться за те редкие возможности, которые ему выпадают. Он лишается ума и погибает, не вызывая ни толики сочувствия

    Созданная в 1877 году «Западня» стала седьмым романом, входящим в большой литературный цикл «Ругон-Маккары». Главная героиня произведения – парижская прачка Жервеза Маккар – стала той основой, которая позволила писателю показать практически весь рабочий класс французской столицы и дать натуралистический анализ его жизни.

    Первый любовник и гражданский муж Жервезы – Огюст Лантье, отец Клода и Этьена Лантье (одного из главных героев романа «Жерминаль»). По роду своей деятельности он – шапочник (заведует шапочным производством), но по существу – обычный прожигатель жизни и альфонс, живущий за счёт любовниц. Огюст бросает Жервезу с двумя маленькими детьми, как только семья проедает все деньги, но возвращается к ней, когда её прачечная начинает приносить доход, а сама прачка – швырять деньгами направо и налево. Впоследствии то же самое Огюст прокручивает с Виржини Пуассон – сестрой Адели, к которой он когда-то ушёл от Жервезы. Разорив кондитерскую лавку Виржини, Лантье ищет себе новую жертву и пропадает на бесконечных улицах Парижа.

    Муж Жервезы, кровельщик Купо – представитель самого что ни на есть рабочего класса. Он занимается чёрной, грязной и опасной работой, после которой ему хочется только одного – выпить. Пить Купо начинает в «Западне» дядюшки Коломба ещё во времена ухаживания за Жервезой. Впоследствии он пристращается к выпивке, переходя от лёгкой сливянки к вину, а затем и водке. После падения с крыши Купо понимает, как прекрасна жизнь, когда не нужно постоянно ей рисковать и особенно работать. С этого момента и начинается трансформация героя. «Сгоревший» в кровельном деле, Купо ни в какую не желает отрываться от бутылки, допивается до белой горячки и умирает в жутких мучениях.

    Платонический возлюбленный Жервезы, кузнец Гужо – сын кружевницы. Наивный, добрый и верно любящий свою даму сердца, он столь же сильно обожает и свою работу. Когда любимая женщина посещает его в кузнице, Гужо высекает из металла настоящие любовные искры, в то время как тянущаяся к нему всем сердцем прачка не чувствует на своём теле обжигающих укусов пламени. Воспитанный порядочной женщиной, Гужо – честный, работящий, верный своим чувствам и принципам человек. Он всё готов отдать любимой, но взять её, даже в период самой крайней нужды (когда Жервеза принимает решение торговать телом ради куска хлеба), он не может.

    Дочь Жервезы и Купо – Нана – испорченная с детства девушка. Выросшая в атмосфере всеобщей любви, она с юных лет начала тянуться к любви телесной. Разорение родителей становится для Наны прекрасным поводом для оправдания своего распутства. После первого причастия она сразу же принимает решение работать цветочницей под руководством своей тёти, г-жи Лера, поскольку слышит, как нелестно взрослые отзывают о женщинах, занятых в этой профессии. Нищенствование семьи Купо и собственная юная красота приводит Нану к мысли о том, что можно жить припеваючи, продавая себя богатым фабрикантам или танцуя в кафешантанах эротические номера.

    Художественное время романа «Западня» включает в себя около двух десятков лет жизни Жервезы Купо, начиная с её приезда в Париж вместе с Лантье и заканчивая голодной смертью. Изнурительная работа в прачечной, свадьба с кровельщиком, рождение дочери, открытие собственного дела и разорение показаны в произведении как одна из самых естественных схем жизни простого человека. Художественное пространство «Западни» ограничено ещё в самом начале повествования смотрящей из гостиничного окна Жервезой. Глядя на парижские улицы, прачка чувствует, что вся её жизнь отныне будет сосредоточена между бойней и больницей. Название романа – «Западня» - глубоко символичное. Оно определяет истинную суть жизни представителя рабочего класса во французской столице.

    В своём романе Золя с неподражаемым мастерством раскрывает профессиональные особенности построения прачечного дела, кузнечного и ювелирного производства, ресторанного и цветочного бизнеса, больничного лечения. Многие рабочие процессы (стирка, ковка, изготовление золотых цепочек и т.п.) описаны настолько подробно, будто сам автор не один год занимался ими. Натурализм романа прослеживается и в описании деталей быта (чаще всего, нищенского), и в мельчайших подробностях насыщения героев пищей.

    Еда периодически становится главной героиней в «Западне». Вкусные блюда – отдушина тяжело работающей Жервезы. Другие герои с радостью тянутся вслед за ней к столу, поглощая предложенную прачкой пищу с такой страстью, словно едят в последний раз в жизни. Пиршество в честь именин Жервезы – последняя отрада разоряющейся прачки – напоминает собой пир во время чумы. Родственники и гости едят жадно, на показ и зависть всему Парижу. Женские животы вздуваются дсостояния «беременности», люди начинают выпускать газы, изрыгать наружу принятую пищу, но ничто не мешает им наслаждаться очередным блюдом и вином – и дорогим, и самым дешёвым. Еда – смысл жизни простого парижского рабочего – пожалуй, единственное, что может объединить всех героев романа за одним столом. Разобщённые завистью, ненавистью, мелочностью, персонажи «Западни» объединяются только под покровительством добродушной Жервезы, мечтавшей прожить спокойную, сытую жизнь, но умершей, как большинство парижских женщин – в голоде и нищете.


    написать администратору сайта