Конспект по ИЗО по теме _Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы_ линии и тоновые пятн. Конспект по ИЗО по теме _Цвет - элемент композиционного творчест. Цвет элемент композиционного творчества. Свободные формы линии и тоновые пятна.( Изо, 7 класс)
Скачать 24.3 Kb.
|
Урок № Дата Тема : Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.( ИЗО , 7 класс) Цель урока: формирование представления о функциональных задачах цвета в конструктивных искусствах; научить использовать выразительность линии и пятна в композициях, делать акцент на цвет; развивать навыки наблюдательности, чувственность и способность образного видения . Задачи урока: Образовательные: познакомить обучающихся с основными понятиями: цветовой круг, теплые и холодные тона, контраст. Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции Воспитательные: воспитание интереса к искусству Планируемые результаты : Предметные ууд Метапредметные ууд Личностные ууд • понимать роль цвета в конструктивных искусствах; • различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; • при менять локальный цвет, сближенность цветов и контраст в композиции, передавать многоплановость, исходя из образного замысла; • применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту; • развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности Познавательные: • выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций. Регулятивные: • работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность и сгущенность); • определять цель, проблему в учебной и практической деятельности. Коммуникативные: • корректировать своё мнение, излагать своё мнение в диалоге, аргументировать его, оценивать свои достижения на уроке; • излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей) • осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели); • понимать 'Значение 'Знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор; • активно выражать свои эмоции, передавать их в практической работе; • вырабатывать и осознавать свои мировоззренческие позиции; • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности Тип урока : комбинированный . Оборудование : ММУ , презентация . иллюстрации , альбом , цв. бумага , клей , ножницы . Ход урока 1.Оргмомент . 2.Актуализация знаний . Опрос обучающихся по вопросам : - Какую тему мы рассматривали на предыдущем уроке? (прямые линии в организации пространства). -Как влияет прямая линия на организацию пространства? ( Линия делит пространство, объединяет элементы. Влияет на гармонию и ритм в композиции и на то, как мы воспринимаем образ). - Какие линии имеют более сложное воздействие на человека? (Линии, пересекающие изображение по диагонали). - Почему? (Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому сообщают изображению энергию и ощущение глубины). - Какие линии мы используем для привлечения взгляда зрителя? (Направляющие линии). -Для чего нам надо знания о линиях? (Для грамотного построения отношений между элементами и пространством и внешнего воздействия как единого целого). 3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание . 4.Формирование новых знаний . На прошлом уроке мы говорили с вами о прямых линиях и организации пространства в композиции. И сказали что главное — добиться гармоничного расположения линий и прямоугольников, создать целостную, ритмически сбалансированную композицию. Линии в большей мере, чем прямоугольники, влияют на ритмическое построение композиции. Своей направленностью, сгущенностью, пересечениями они определяют движение. Сегодня мы узнаем, что цветовое пятно и свободные линии так же являются важным элементом композиционного творчества, При создании композиции художник использует различные приемы и средства для решения своих идей при создании образа, для передачи состояния или настроения в композиции. - Посмотрите на произведения искусства и ответьте, чем они отличаются? ( Катины: монохромная , в цвете) (Ответ: Эти картины отличаются цветом.) Цвет оказывает большое влияние на чувства человека - цвет больше, чем любой другой элемент композиции, обращен к нашим чувствам. Цветовое решение - не случайность, а продуманное композиционное сочетание цветов. При составлении композиции важно не только эмоционально-чувственное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоведения. - Почему предметы имеют цвет? (ответы : Благодаря солнцу! Его лучи озаряют всё на своём пути. В темноте нет цветов, и только при свете возникает ощущение цвета. ) . - Какие цвета называются хроматическими? (Слово "хроматический" в переводе с греческого означает "цветной" (обладающие цветовым тоном) К хроматическим относятся яркие цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и все их оттенки. Среди них есть теплые и холодные цвета. – Назовите тёплые цвета . (красные, оранжевые, красно-оранжевые, желтые, желто-оранжевые, и желто-зеленые). - Назовите холодные цвета . (голубой, бирюзовый, фиолетовый, синий). Хроматические цвета и формируют цветовой спектр. Цветовой круг - система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр, цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета цветового спектра – красный и фиолетовый – более похожи один на другой, чем крайние со средними, например, красный и зелёный. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу. Вы знаете, что есть цвета, которые невозможно получить путем смешивания каких - либо красок. - Как называются эти цвета? Назовите их. (Ответ: Основные цвета. Это красный, желтый, синий.) - Что означает понятие - составные цвета, как вы это понимаете? (Ответ: Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок.) Все оттенки этого спектра можно получить смешиванием трех основных - красного, желтого и синего - в различных пропорциях. Из этих основных (первичных) образуются вторичные и третичные. Так всего из трех красок получается множество других тонов и оттенков. Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными. Это оранжевый, зелёный и фиолетовый цвета. Если провести диагональ через середину жёлтого цвета, то другой конец пройдёт через середину фиолетового цвета. Таким образом, легко определить дополнительные цвета. -- Поговорим теперь об ахроматических цветах. (Слово "ахроматический" в переводе с греческого означает "бесцветный". Такое на первый взгляд странное название получили цвета, которые не образуются никакими комбинациями первичных или вторичных. ) - Какие ахроматические цвета существуют в природе? (Это белый, черный и все возможные оттенки серого. ) Они не имеют цветового тона и отличаются друг от друга только по светлоте. Из-за того, что их нельзя получить с помощью основных, им и дали такое парадоксальное название - ахроматические, хотя в действительности бесцветный из них только белый. Цветовой круг обычно делят на две части - теплую и холодную. - Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите. Где теплые, а где холодные цвета. Теплые цвета - (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость. Холодные цвета - (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний. - Какой цвет называют локальным? (Собственный, неизменный цвет предмета. ) Цвет - элемент композиционного творчества. Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности. - Что привлекает в первую очередь наше внимание в предметах, рекламе? (Ответ: это форма предмета и его цвет.) Очень велика роль цвета в плоскостной композиции. Достаточно ввести цветовое пятно, чтобы все пространство перестало быть монохромным. Образное впечатление движения, легкости или плотности, веселья или строгости можно создавать при помощи цветных линий и цветовыми формами. К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения, относятся тёплые цвета, а отступающими кажутся холодные . Цветовое пятно может стать акцентом, меняющим общее цветовое восприятие работы. Особое значение для достижения выразительности в декоративной работе приобретают тоновой и цветовой контрасты. Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся. Свободные формы: линии и тоновые пятна Сравним прямую и свободную линии .Конечно же, свободная линия художественно более выразительна, богаче формами, изгибами. Она имеет больше оттенков, больше интонаций. Художник одинаково изящно и красиво может нарисовать затейливую виньетку, хитрый узор или орнамент. А может сделать просто мазок или росчерк, но их будет интересно разглядывать как облако или ветку. Виньетка (фр. vignette) — украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста. Свободная линия, цветовой или тоновый мазок конкретно ничего не изображают. Подобно звуку они беспредметны, абстрактны. Содержание абстрактной композиции трудно передать словами. Ее смысл не в правдоподобии и узнаваемости изображенного, а в образной выразительности, обращенной к чувствам и воображению зрителя Есть художники, которые именно в абстрактных картинах выражают свое понимание мира. Их творческий поиск и находки во многом используются в практике современных дизайнеров и архитекторов. Рассказ о творчестве Пита Мондриана Динамическая пауза . 5. Творческая практическая деятельность – Сегодня мы будем выполнять задания на акцентирующую роль цвета, ритмическую организацию пространства цветовыми элементами и создадим композицию цветового пространства. Рассмотрим примеры для практической работы. Ритмическая организация пространства цветовыми элементами. Акцентирующая роль цвета. Цветовое пятно - главный элемент: композиции. Задание : Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 линий и небольшого круга, который должен стать доминантой в композиции. 6.Подведение итогов .Выставление оценок. 7. Рефлексия 8.Домашнее задание . |