Цвет и его влияние на человека. Цвет и его влияние на человека. Восприятие цвета и цветотерапия. Введение о цвете
Скачать 23.11 Kb.
|
Цвет и его влияние на человека. Восприятие цвета и цветотерапия. Введение о цвете. Начнём с того, что такое цвет и как он воспринимается с точки зрения физиологии. Это отражения световых волн, воспринимаемые сперва анализатором - глазом(3-мя типами колбочек, красный, зелёный и синий пигменты в колбочках), а затем преобразованными в цвет в зрительной коре головного мозга, обрабатывающего количество задействованных колбочек и силу сигнала. Максимум солнечной E падает на область 480-650 нм - наш глаз способен воспринимать спектр от 380 - до 780 нм. Вроде бы немного, однако в этот спектр попадают самые распространённые в природе цвета, что позволяет нашему виду успешно взаимодействовать с окружающим миром, формировать целостное восприятие. Следует учитывать особенности зрения: Явление иррадиации: лучи, падающие на центр и периферию хрусталика, преломляются неодинаково. Поэтому светлая поверхность на темном фоне воспринимается большей по площади, чем темная на светлом. Явление константности восприятия цвета. Белая бумага, освещенная лампой накаливания, приобретает желтоватую окраску. Но мы воспринимаем ее белой – по предыдущему опыту мы знаем, что она белая. Хроматическая аберрация. Желтые цвета фокусируются точно на поверхность сетчатки, цвета красного спектра – перед сетчаткой, фиолетовый конец – за сетчаткой. Поэтому холодный цвета (зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и цвета темные ахроматические (черный и близкие к нему) кажутся удаленными от зрителя, теплые хроматические (красный, оранжевый, желтый) и светлые ахроматические (белый, светло-серый) – выступающими, приближающимися. Теплые и холодные цвета равной насыщенности воспринимаются лежащими в разных плоскостях. Использование выступающих и отступающих цветов дает большие возможности для зрительной корректировки объемов. Представление, восприятие цвета. Генезис цветовых ассоциаций. Представление о цвете формируется с раннего детсва, когда субъект перенимает определённый опыт, связывающий объект с его наименованием\внешним видом *Взрослый говорит ребёнку, что проезжает синий автомобиль* В момент представления входит не только зрительный образ, но вообще все анализаторы человека, они накладываются на переживаемые эмоции, психические и физические состояния (когда человеку физически плохо, нарушается ощущение цвета). ( А.Н. Румянцева "Анализ цветовых предпочтений взрослого населения") (Бреслав Г.Э. "цветопсихология и цветолечение для всех) Возникает вопрос: как цвет влияет на человека? Его воздействие можно разделить на два пункта - первичное и вторичное Первичное формирует впечатление о предмете, с помощью него мы воспринимаем окружающую среду, вторичное же подсознательно и действует через ассоциации, то бишь накапливается в процессе приобретения жизненного опыта. Однако имеется ряд генетически сформированных ассоциаций цвета, таких как связь жёлто-оранжевых цветов с солнцем, теплом и энергией, а также связь сине-голубых цветов с морем, небом, покоем. Цвет определённо воздействует на психику человека. Однако формирование цветовых значений интерпретируется по-разному. Есть 2 подхода генезиса цветовых ассоциаций: 1)Социокультурный. Отношение к цвету определяется целиком и полностью культурно-историческими традициями и обычаями. Опосредованность цветового воздействия. 2)Психофизиологический. Объективный характер цветового воздействия на человека. Роль предметных связей цвета в становлении его значений не отрицается. Воздействие цвета на Вегетативную нервную систему (ВНС) Результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова (1935—1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение. В 1879 г. Н.Е. Введенским было описано повышение осязательной чувствительности, происходящее при освещении. В работе И.В. Годнева «К учению о влиянии солнечного света на животных» (1882) показано, что на свету обостряются осязательная, обонятельная и вкусовая чувствительность. Переход от темноты к свету приводит к уменьшению частоты пульса и повышению кровяного давления (С.О. Истманов, 1885). В 1904 г. П.П. Лазарев в Москве демонстрировал опыт, показывающий факт усиления слуховой чувствительности под влиянием освещения. Цветовое воздействие может усиливать вегетативные проявления стресса. Так «цветовая нагрузка» с использованием коричневого, оранжевого и особенно желтого заметно усиливает имеющуюся при кинетозе тошноту (Л.А. Китаев-Смык, 1977). Быстрая установка перед испытуемым яркого желтого экрана могла при наличии тошноты вызывать рвоту, при этом, как отмечает Китаев-Смык, испытуемые испытывали субъективное ощущение «удара в живот». И наоборот, воздействие голубого, фиолетового и особенно синего цвета несколько снижала тошноту при кинетозе. Экспериментальные данные, подтверждающие важную роль цветового воздействия в регуляции деятельности ВНС, приводятся также в работах Б.И. Шапиро (1965) и J.H. Stolper (1977). Снижение (или повышение) чувствительности к цвету означает увеличение (или уменьшение) абсолютного порога различения данного цвета. Тем самым, активация СНС приводит к улучшению различения синего и зеленого, а активация ПНС — красного и желтого, что в результате приводит к восстановлению баланса, т.к. желтый с красным стимулируют СНС, а синий с зеленым — ПНС. Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» НС человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению НС. *Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние и находиться в нем достаточно долго. И наоборот, яркое, солнечное утро способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, достижению необходимого уровня активности. Е.Ф.Бажин и А.М.Эткинд экспериментально выявили возможность описания цветов в терминах семантического дифференциала Ч.Осгуда (1957), из чего следует описание цвета по фкторам силы(Р) и активности(А). Ч. Осгуд (1957), изучая с помощью СД роль цвета в рекламной продукции, эмоциональном воздействии произведений искусства и архитектуры, выявил, что цветовой ряд, составленный на основе оценок цветов по фактору «А», практически, совпадает с последовательностью этих цветов в спектре: наиболее высокие оценки по фактору «А» отмечены у цветов красно-желтой части спектра, а наименьшие — у сине-зеленой. Оценки цветов по фактору «Р» оказались в прямой зависимости с таким параметром цвета как насыщенность. Результаты данных экспериментальных работ дают основание считать энергетический аспект цветового воздействия одним из ведущих при формировании цветовых предпочтений. Тем самым, цветовые предпочтения человека могут отражать объективную нужду его Центральной нервной системы в энергетическом воздействии цвета. Косвенно это подтверждается данными изучения корреляций между различными показателями электроэнцефалографического (ЭЭГ) исследования и цветовыми симпатиями испытуемых. Было выявлено, что показатель активации ЦНС (уровень биоэлектрической активности — УБА) достоверно связан с предпочтением определенных цветов теста М. Люшера. При активации НС наблюдалось предпочтение фиолетового, красного и желтого цветов, тогда как при торможении, наоборот, эти цвета отвергались. В целом, низкому УБА соответствовало предпочтение цветов красно-желтой части спектра над сине-зеленой, а для высокого УБА наблюдалось обратное соотношение. Особенно выраженною эта тенденция проявилась в диапазоне альфа ритма. При этом отмечен тот факт, что испытуемые с низким УБА оценивают свое состояние как более активное, бодрое, работоспособное, чем испытуемые с высоким показателем УБА. Отсюда можно сделать вывод, что предпочтение цветов красно-желтой части спектра отражает состояние повышенной активации Центральной нервной системы. Подобный вывод подтверждается результатами изучения цветовых симпатий различных слоев и групп населения. Р. Франсе в «Психологии эстетики», а также М. Сент-Джордж и В. Уолтон (см. М. Афасижев — журн. «Искусство», 4, 1971 г.) делают вывод о «врожденности цветовых предпочтений детей». При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно. Основатель Вальдорфской школы педагогики Рудольф Штейнер советовал воспитателям использовать красный цвет для успокоения ребенка трех-четырех лет. Пару слов о патологиях восприятия цвета: Специфические поражения Центральной нервной системы могут привести к потере человеком способности воспринимать цвета частично или полностью, т.н. цветовой агнозии (Е.Д. Хомская — 1987). Различают собственно цветовую агнозию и цветовую слепоту или дефекты цветоощущения. Цветотерапия 1. Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания (см. воздействие цвета на ВНС). 2. Желтый — тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др. 3. Зеленый — уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и др. 4. Синий — замедляет сердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию. Синие лучи применяют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине и др.[по данным Г. Фрилинга и К. Ауэра — 1973; Л.Н. Мироновой — 1984; И.В. Андрианова и Г.И. Демидова — 1991 г] Эткинд А.М. Цветовой тест отношений. // Общая психодиагностика. М., 1987. с. 221-227. Luscher M. The Luscher color test. — L., 1970. Всеобъемлюще значение света и цвета. При их отсутствии у нас наступает «световой голод», который сопровождается не только внешней бледностью, но и апатией, сонливостью и даже депрессией. Избежать этого помогает физиотерапия. Воздействие светом, ультрафиолетовыми (УФ) или инфракрасными (ИК) лучами в лечебных целях общеизвестно. Хотя и не всем понятно. Однако между ИК- и УФ-лучами существует огромнейшая совокупность видимых цветов. И эти цвета воздействуют на нас, нередко минуя зрение. Задачу общего воздействия цветом, по-видимому, можно искать в повышении реактивности больного организма для усиления факторов иммунитета и одновременном снижении местных проявлений болезненных состояний. Иначе говоря, необходимо осуществлять общую сенсибилизацию организма к поглощаемому в определенной степени дефицитному цвету и местную десенсибилизацию к цвету, связанному с увеличением к нему чувствительности. Источники: Базыма Борис Алексеевич – Цвет и психика. Монография. 2001 Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение Серов Н.В. С 331 Лечение цветом. Luscher M. The Luscher color test. — L., 1970. А.Н. Румянцева "Анализ цветовых предпочтений взрослого населения" |