для 6а консп. Цвет в произведениях живописи (изо, 6 класс)
Скачать 99.5 Kb.
|
Тема: Цвет в произведениях живописи (ИЗО , 6 класс) Цели: познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией; учить находить гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками; воспитывать художественный вкус, наблюдательность; формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей. Планируемые образовательные результаты : Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений. Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях Оборудование: репродукции картин художников Веермеера «Женщина , наливающая молоко» ; К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», таблица «Цветовой круг». Ход урока 1.Организация урока.2. Сообщение темы урока. – Мир, окружающий нас, удивляет и радует разнообразием цвета.Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым. Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. - О чем говорит эта легенда?С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир! Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль. История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цветовых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями. О них мы и поговорим сегодня поподробнее. ЖИВОПИСЦЫ Живописцы, окуните ваши кисти в суету дворов арбатских и в зарю, чтобы были ваши кисти словно листья. Словно листья, словно листья к ноябрю.Окуните ваши кисти в голубое, по традиции забытой городской, нарисуйте и прилежно и с любовью, как с любовью мы проходим по Тверской. Мостовая пусть качнется, как очнется! Пусть начнется, что еще не началось! Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется... Что гадать нам: удалось — не удалось? Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы, наше лето, нашу зиму и весну... Ничего, что мы — чужие. Вы рисуйте! Я потом, что непонятно, объясню. Это замечательное стихотворение Б. Окуджава. Поэт убежден, насколько полезен и необходим труд художников-живописцев. Он понимает связь между живописью и поэзией, эта связь выражается в творчестве человека искусства. На предыдущих уроках мы с вами изучили вид изобразительного искусства - рисунок, также мы проходили основные выразительные средства рисунка. Затем мы начали изучать такую серьезную науку, как цветоведение неспроста. Так как в основе живописи лежит цвет. А искусному смешению красок художники учатся годами. После того, как мы изучили конструктивную основу формы, т.е. рисунок, мы с вами будем учиться правильно видеть и чувствовать цвет. Конечно, не забывая, что в основе живописи лежит грамотный рисунок. 3. Формирование новых знаний Цвет – душа живописи. В основе живописи лежат цветовые отношения. Нас окружает бесконечное множество цветовых явлений, и художник стремится рассказать о них особым языком – живым смешением красок. В живописи же цвет определяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. Надо очень много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво. Сами предметы цвета не имеют, а цвет, который мы видим обусловлен, тем какие лучи он поглощает, а те которые отражает мы и будет принимать за его цвет. Из опыта мы знаем, что огурец зеленый, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими красками? И да и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим или даже почти красным (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых. Снег отражает все лучи спектра, поэтому мы видим снег белым. Но не чисто белым, а в нем присутствует большое число оттенков, которые отражаются от других предметов и тел. - Посмотрите, например, как написан снег в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Как же удается верно передать цветовое многообразие природы, если не копировать «натуральные» цвета предметов? Все решают верно найденные в картине взаимные отношения цветов. Со всем не надо стремиться подобрать краску, совпадающую с окраской предмета. Художнику не надо подходить к предмету с кистью в руках и пробовать на нем подбираемый цвет, чтобы он в точности совпал. Нужно подобрать, найти такой цвет, который на картине, в окружении других цветов, будет убедительно восприниматься как верный и точный, соответствующий натуре. Таким образом, художник изучает не цвета предметов, а их цветовую взаимосвязь. Он может использовать как будто бы несколько иные краски, не со всем соответствующие известной нам натуральной окраске тех или иных предметов. Но он берет их так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом так же, как и в натуре. На картине, возможно, все будет несколько темнее или холоднее, чем нам кажется в натуре, но картина все равно будет правдивой, так как в ней будут правильно соблюдены цветовые отношения. Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистической живописи. На цвет предмета оказывает большое воздействие освещение. - Картина художника Яна Веермеера «Женщина , наливающая молоко» Давайте представим, какими красками мы будем писать пейзаж в пасмурный день, а какими в солнечный. Естественное освещение очень отличается от электрического, так как при нем предметы будут иметь естественные холодные оттенки, в то время как при электрическом цвет предмета будет более теплым и желтым. Так же на цвет влияет пространство, т. е. воздушная среда в которой находится предмет. В дали предметы будут как бы рассеиваться и постепенно исчезать, станут холодных оттенков, вблизи же будут более теплого цвета, яркого и контрастнее в отношении среды. Цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов называется в живописи колоритом. Закономерное сочетание цветов помогает глубже выразить замысел художника, передать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, раскрыть внутренний мир персонажа. Одним из средств передачи является прием валёра (от франц. valeur – буквально цена, ценность) – передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его применение позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов. «Весь секрет ... живописи, -говорит Б. Иогансон, – в тенях и полутенях (полутонах)... Тени и полутени – это тот «аквариум» живописи, из которого будут вы плывать золотые и серебряные «рыбки» света». Классический образец валёра – картина «Ночь на Днепре» замечательного мастера пейзажа А. И. Куинджи. Старые мастера писали тремя красками, ограниченной палитрой, но, не смотря на это добивались большой выразительности цвета. Чтобы писать ограниченной палитрой, необходимо очень внимательно относиться к цвету, чутко чувствовать его, как мастерски делали это старые мастера. Для обогащения колорита используется также лессировка – нанесение тонких или полупрозрачных слоев краски для достижения нужной интенсивности цвета. Другой живописной техникой является Алла-прима. Где художник сразу с первых мазков, а не последовательно, как старые мастера строит живописное произведение, накладывая мазки рядом друг с другом, постоянно сравнивая их между собой, чтобы они вписывались гармонично. Колорит может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые, фиолетовые). По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряженным, по степени насыщенности и яркости цвета – ярким и блеклым, светлым и теплым. Создание колорита – настоящее искусство. Не случайно лучшими колористами всегда были Д. Веласкес, Тициан, В. Суриков, И. Левитан. Д.з. – радостный натюрморт из осенних плодов. Цветовой тон – одна из основных характеристик цвета (наряду с цветонасыщенностью), определяющих его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой, лиловый, коричневый» и т. д. Различия в названиях красок в первую очередь указывают на цветовой тон (например, изумрудная зелень, лимонная желтизна). В живописи тоном называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчетом на объединение цветов общим тоном. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различий в их сочетаниях тон в картине может быть золотистым, серебристым, теплым, холодным. Еще одно понятие в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи». Это – локальный цвет. Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов. Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины. Применение локального цвета характерно для изобразительного искусства средневековья, раннего Возрождения и классицизма. На сочетании нескольких локальных цветов строили колорит своих картин художники-романтики (Э. Делакруа, О. А. Кипренский и др.) – Использовали этот прием и русские художники-жанристы, например В. Г. Перов, часто изображавший в своих картинах пейзаж. Важнейшая задача художника, использующего цвет, – найти наиболее эффектные гармонические цветовые сочетания. Взятые цвета могут сочетаться красиво (гармонично) или некрасиво (дисгармонично). Цветовые гармонии – это комбинации немногочисленных цветов, расположенных в определенном порядке. Рассмотрим примерные схемы гармонических сочетаний цветов: 1) двухцветная гармония – сочетание противоположных в цветовом круге цветов. Такое сочетание несколько грубовато, контрастно, уместно только в плакате; 2) трехцветная гармония – цветовой круг делится точно на три части. Взяв любой один цвет, находят к нему два других; 3) четырехцветная гармония – круг делится на четыре части. Из четырехцветной и трехцветной гармонии могут быть взяты не все цвета, а только любые два-три. Их сочетание будет также гармоничным. Вот некоторые практические рекомендации: а) лучшие цветовые сочетания – в больших интервалах по цветовому кругу; б) более интенсивные цвета при сочетании с менее интенсивными надо брать в меньших количествах (по площади пятна); в) хроматические цвета могут сочетаться с ахроматическими: теплые – лучше с темно-серыми, холодные – лучше со светло серыми. Однако не надо забывать, что законы цветовых гармоний относительны. Их применение корректируется множеством конкретных обстоятельств, и они не могут считаться раз и навсегда установленными для всех случаев. При работе красками следует учитывать еще одно интересное явление, называемое пространственным отношением цветов. Установлено, что некоторые цвета в соседстве с другими кажутся нам или выступающими вперед, или отступающими назад. В основном выступающими воспринимаются теплые, светлые и насыщенные цвета, отступающими – холодные, темные и ненасыщенные. Надо оговориться, что в каждом конкретном случае играют роль характер и величина пятен, контур и другие обстоятельства. Все эти и многие другие свойства используются живописцем. Картина не имеет реальной глубины – она расположена на плоском холсте, доске, бумаге. Но искусство мастера таково, что у зрителя возникают иллюзии пространства, воздушности и даже движения. Электрический свет (ламп накаливания) по сравнению с естественным содержит значительно больше желто-оранжевых лучей, что заметно сказывается на нашем восприятии цветов. При этом освещении все цвета приобретают оранжевый оттенок: красные становятся еще более оранжевыми и насыщенными, холодные же – фиолетовые и голубые – теряют насыщенность, сереют, темнеют. Желтые цвета светлеют, кажутся более бледными. Вследствие этого живописные работы, выполненные при электрическом свете, днем могут оказаться слишком желтыми. Беседа по картине К. А. Коровина «Зимой». Главным в творчестве К. А. Коровина является колорит. «При рода наделила его исключительным глазом колорита, – вспоминал о своем учителе художник Борис Владимирович Иогансон. – Что бы он ни писал: жаркое солнце юга или серенький денек нашей русской природы – везде, во всем его живопись соткана, если можно так выразиться, из драгоценнейших находок, заключающихся в тончайших и тончайших красочных соотношениях, характеризую щих живое». Картина К. А. Коровина «Зимой» сыграла важную роль в русской пейзажной живописи конца XIX века. Чем же так примечательно это небольшое произведение? Сюжет у него самый незатей ливый: белое зимнее утро. Все бело – небо, снег. Но обратили ли вы внимание на снег? Это не положенная на холст белая краска. Это цвет, имеющий множество оттенков. Серые бревна избы, изго родь, цвет дуги, бархат шерсти лошади, рефлексы (отсветы, блики) снега на санях. Эти цветовые соотношения стали особой эстетикой русского зимнего пейзажа. - Что вы можете сказать о колорите данной картины? Цветовом тоне? 4. Актуализация знаний учащихся. Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается. Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два – три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками. Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д. Физкультминутка . Поднимаем кверху руки,Опускаем их на плечи. Поднимаем, опускаем, От урока отдыхаем. Руки все перед собой Позвоночник выпрямляем. Локти сводим, распрямляем, Организм оздоровляем.И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем.Потянулись, растянулись И за парты все вернулись. Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение по вторите 4-6 раз. 5. Практическая работа. Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа в цвете ). Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимися, испытывающим затруднения; В 13.40 в школе № 16 пос. Заветы Ильича благочинный Восточного благочиния игумен Савватий провел беседу о св. кн. Владимире с презентацией в 8 классе, руководитель которого Котик Наталия Александровна. Все дети слушали очень внимательно, и после занятия классный руководитель поблагодарил за лекцию. 31 октября. Св. мч. Уара Всенощное бдение в домовом храме св. Феодора Ушакова в п. Заветы Ильича. 31 октября.Память Св. ап. и евангелиста Луки Заупокойная лития и молебен о здравии в строящемся храме св. прав. воина Феодора Ушакова г. Советская Гавань. Доброго времени суток! По поводу Вашей просьбы прислать о. Андрея Дидура. Просмотрели Вашу программу, не увидели предполагаемых мероприятий, где должен участвовать о. Андрей. Прошу обосновать необходимость его приезда. Досточтимые отцы благочинные! По благословлению владыки и по его распоряжению (см. прикрепленный файл) отправляю вам бланк анкеты благочиния. К письму прикреплено два файла, которые одинаковы по содержанию: один в формате docx (для программы WS Word 2007 и выше), а другой в формате doc (для старых версий MS Word). Благочинные могут использовать любой из них (какой откроется, в том и работать). Анкета заполняется каждым благочинным самостоятельно. Анкета подается в епархиальное управление в печатном (и подписанном благочинном) и электронном виде (файл должен содержать название благочиния, например: «Анкета Бикинского благочиния» . Для заполнения анкеты нужно: 1. Скачать файл на свой компьютер; 2. Переименовать файл так, чтобы он содержал название благочиния, например: «Анкета Бикинского благочиния»; 3. Заполнить анкету по всем пунктам (все поля анкет, кроме тех, где указано «если известен» или «при наличии», обязательны для заполнения, иначе возникнут трудности в дальнейшей работе по составлению отчета); 4. Сохранить файл; 5. Выслать файл мне по электронной почте; 6. Распечатать заполненный файл анкеты, подписать его и передать мне. Досточтимые отцы благочинные! В целях рассмотрения возможности предоставления льгот на оплату авиаперелетов священнослужителям и сотрудникам митрополии, занимающимся активной социальной и церковно-просветительской деятельностью, Правительство края просит срочно предоставить нас информацию: маршрут, количество перелетов, и если будет возможность, стоимость, т.е. сумма, которая была потрачена на перелеты в 2013-2015 годах. А за 2016 год – планируемое количество перелетов и маршруты. По благословению владыки пересылаю Вам таблицу, которую нужно заполнить и выслать мне на почту в срок до 27 октября (включительно). Обращаю Ваше внимание, что в таблице необходимо учитывать и священнослужителей, и сотрудников, занимающиеся активной социальной и церковно-просветительской деятельностью. с уважением, прот.Олег Хуторской К уроку № 6. Тема урока: Проповедь Христа Цель урока: дать представление о том, что учение Христа является духовно-нравственным фундаментом культуры большей части человечества, познакомить с Нагорной проповедью Задачи урока: Обучающая: узнать о представлении христиан об Иисусе Христе,начать знакомство с Нагорной проповедью, понять смысл словосочетания «духовные сокровища». Развивающая: понять, что большее мужество проявляет тот, кто терпит причиненное ему зло, чем тот, кто отвечает злом на зло. Воспитывающая: усвоить, что счастье мало зависит от наличия богатства у человека. Ключевые понятия урока: Иисус Христос, учение Христа, Нагорная проповедь, духовные сокровища. На доске выписаны слова: Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит? Вопросы для повторения: Почему Библию называют «Книгой Книг»? Кто такие христиане? Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме: - Приведите известные вам примеры мужественного поведения. - Является ли мужеством терпение причиненного тебе зла? - Можно ли месть причислить к мужественному поступку? Почему? Описание урока Осмысление статьи учебника. Подробно обсудить, почему именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Обратить внимание на утверждение о том, что земные богатства и счастье - не одно и то же. Цель урока: дать представление о том, что учение Христа является духовно-нравственным фундаментом культуры большей части человечества, познакомить с Нагорной проповедью Задачи урока: Обучающая: узнать о представлении христиан об Иисусе Христе,начать знакомство с Нагорной проповедью, понять смысл словосочетания «духовные сокровища». Развивающая: понять, что большее мужество проявляет тот, кто терпит причиненное ему зло, чем тот, кто отвечает злом на зло. Воспитывающая: усвоить, что счастье мало зависит от наличия богатства у человека. Ключевые понятия урока: Иисус Христос, учение Христа, Нагорная проповедь, духовные сокровища. На доске выписаны слова: Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит? Вопросы для повторения: Почему Библию называют «Книгой Книг»? Кто такие христиане? Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме: - Приведите известные вам примеры мужественного поведения. - Является ли мужеством терпение причиненного тебе зла? - Можно ли месть причислить к мужественному поступку? Почему? Описание урока Осмысление статьи учебника. Подробно обсудить, почему именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Обратить внимание на утверждение о том, что земные богатства и счастье - не одно и то же. Прошу Вас предоставить анкеты в срок до 29 октября включительно. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 35 имени Героя Советского Союза А.В. Гусько станица Новоминская Каневской район Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе на тему «Военные походы фараонов». подготовила учитель истории Сергиенко Марина Владимировна станица Новоминская Каневской район План-конспект урока истории в 5 классе Тема урока: «Военные походы фараонов» Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин, характера и последствий военных походов фараонов Древнего Египта; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний; воспитывать интерес к предмету. Оборудование :карта «Древний Египет», схема «Древнеегипетская армия». Тип урока: комбинированный. Основные понятия и даты: пехота, колесница, конница, 1500 год до н. э. – походы фараона Тутмоса. План урока: 1.Египетское войско. 2.Военные походы. Ход урока: 1.Оргмомент. 2.Проверка домашнего задания по вариантам. Фронтальный опрос -Кого называли ремесленниками? -Какие ремесла были развиты в Древнем Египте? -В каких условиях трудились земледельцы и ремесленники? -Чем занимались вельможи? -Что имели вельможи и ремесленники? 2)Работа у доски с терминами -ремесленник -вельможи -жрецы -фараон -Египет 3)Работа по карточкам 1.В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми». Вопросы: Чему учит отец сына? Как, по его мнению, можно стать писцом? Почему должность писца в Египте считалась очень почетной? 2.Прочитайте отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы. Я - раб царя. С восхода до заката Среди других свершаю тяжкий труд. И кус гнилой – единственная плата За стон, за пот, за тысячи минут. Я – раб царя, и жребий мой безвестен; Как тень зари исчезну без следа. Меня с земли судьба сотрет, как плесень; Но след не минет скорбного труда. И простоит близ озера Мерида Века веков святая пирамида. Вопросы: О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор? Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки? 3.Работа над новым материалом. Тема нашего урока «Военные походы». Мы выясним с вами, что собой представляет египетское войско, из кого оно формировалось, куда и с какой целью оно совершало военные походы. ( Работа по схеме) ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ АРМИЯ ТЕЛОХРАНИТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОИНЫ ПЕХОТА КОЛЕСНИЧЬЕ ВОЙСКО тяжеловооруженная легковооруженная Телохранители- личная охрана фараона, которая в основном состояла из чужеземцев -наёмников, которые за свою службу получали плату из казны и подарки от самого фараона. -А почему фараон не использовал египтян? (Боялся заговоров). Профессиональное войско -это войско, которое состояло из наиболее опытных, знающих свое дело воинов, которые не только ходили с фараоном в военные походы, но и обучали новобранцев бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть топориком и копьем. Они так же, как и телохранители, получали за свою службу плату из государственной казны. Пехота- самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от нее действий, выучки и выносливости. Воины -пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах -на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Фараоны уделяли огромное внимание своему войску, всячески поощряли нелегкий солдатский труд, раздавали земли наиболее отличившимся, золотые и серебряные знаки отличия. Воины, трудившиеся на каменоломнях, получали от государства ежедневно -около двух килограммов хлеба, кусок жареного мяса, два пучка зелени. По вооружению пехотинцы делились на легковооруженную (показ на схеме), у которой были лук и стрелы. Тяжеловооруженную -имевшие копье, топорики и щит. Колесница. В Iтыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Появляется колесничье войско. (Показ). Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Лошади выдавались из государственных конюшен. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое -возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой -стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке -дышлу, за которое два коня везли колесницу.- В чем преимущество колесниц перед пехотой? (Скорость, стремительность, внезапность) Египетская армия состояла из нескольких соединений по 5 тыс. человек в каждом. 4 тыс. -пехо та и 1 тыс. -колесничих. При Тутмосе было 12 соединений.- Сколько же воинов насчитывала его армия? (Работа с аппликацией) - Как вы думаете, почему я расставила именно так египетскую армию? (Именно такое построение было при больших военных походах) - Куда и зачем посылали воинов египетские фараоны? Одним из таких и был Тутмос, который правил 1500 тыс. лет до н.э. Именно при нем были успешными военные походы. Сколько лет назад это было? Южнее Египта находилась страна Нубия. Она славилась золотыми рудниками. К западу от Египта жили ливийцы, обладавшие стадами коров, коз и овец. На северо-востоке, в Азии, совсем близко от Египта, находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды. -Почему Тутмос так легко покорял государства и вывозил оттуда все, что ему было необходимо? (Сильная армия; государства, которые он покорял, не были едиными). На севере находились Палестина, Сирия и Финикия. Эти государства уже были наслышаны о завоевательных походах Тутмоса, и чтобы защитить себя, они создали военный союз, но и это не испугало фараона Египетские воины возвращались от северных соседей с богатой военной добычей: древесина, шерстяные ткани, украшения Из каждой страны они привозили то, что им было необходимо. А какой один и тот же товар они привозили из всех стран? (Рабов.) - Они называли их «живой -убитый». Как вы думаете, почему их так называли? А как вы думаете, кто больше всего страдал из за военных походов? А кто был заинтересован в них и почему? (Учащиеся вместе с учителем делают вывод о причинах и целях военных походов). Для осуществления своих целей фараон забывает о простых воинах, которые ради достижения его цели идут в длительные походы, оставляя свою семью, землю, которая за время их отсутствия приходит в негодность. Полученные во время сражений раны, сокращают им жизнь, ведь раненый вождь не нужен фараону. И если кто-то вздумает оказать неповиновение от вельможи до простого ремесленника, их ждет смерть, как и раба невольника. Ведь цель фараона - богатство и власть. 4.Закреплениеи обобщение нового материала. -Для чего фараоны Египта организовывали военные походы? -Как было вооружено войско фараона? -Как выглядели боевые колесницы? -Что привозили из походов их участники? 5.Д/З: параграф9. Список использованной литературы: 1.А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая История Древнего мира. М, Просвещение, 2012 г. 2.О. В. Арасланова, К. А. Соловьев Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. М., ВАКО, 2009 г. 3.Г. И. Годер История Древнего мира. Рабочая тетрадь. Часть 1. М., Просвещение, 2014 г. 4.Г.И. Годер Задания и задачи по истории Древнего мира. М., Просвещение, 1996 г. |