Курсовая. Д. Б. Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения ролевой игры. По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных
Скачать 82.19 Kb.
|
1 2 Место данного урока в системе уроков: обзор жизни и творчества писателя Цели урока: 1) предметные- познакомиться подробно с биографией Салтыкова-Щедрина 2) метопредметные- научиться слушать и слышать одноклассников, работать в группах, самостоятельно находить и систематизировать материал 3) развитие патриотизма Задачи урока: 1. Познакомиться с биографией Салтыкова-Щедрина 2. Работа с афоризмами 3. Зафиксировать основные даты и события жизни писателя в тетрадь Опорные понятия, термины: смех, сатира, повесть Дидактический материал: библиографический словарь, учебник 10 класс И.Сухих Оборудование: доска, мультимедиа, раздаточный материал
Ход урока. Оргмомент. Здравствуйте, ребята, рада всех видеть, пожалуйста, присаживайтесь. Проверьте, чтобы на ваших партах лежали рабочие тетради и ручки Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжим знакомство с великим писателем Михаилом Евграфович Салтыковым-Щадриным. Давайте вспомним, какие произведения этого писателя мы уже знаем?(сказки). Темой нашего урока будет «Гневный смех С-Щ». (запись в тетради). Ребята, смех бывает разным: добрым\добродушным, например, в детской литературе Драгунского; смех сквозь слезы (когда встречаем?- «Ревизор», «Мёртвые души»; а сегодня мы будем говорить о гневном смехе, как бы вы охарактеризовали его? – язвительный, саркастический, злой, жалящий, уничтожительный). У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию. Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста, критика, редактора, продолжателя сатирического направления в литературе XIX века М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё непростое время сделать мир лучше. Давайте запишем эпиграф к нашему уроку: «Родина не там, где лучше, а там, где больнее». (запись в тетради). Наш эпиграф является объяснением нашей темы. В конце урока мы вернемся к нему и обсудим. Перед тем, как мы начнём наш урок-интервью, я раздам вам листки, где написаны несколько афоризмов самого С-Щ. Во время урока вы познакомитесь с ними, выберете тот, который вам понравился больше всего, а в конце урока мы вернемся к ним и обсудим, почему вы выбрали тот или иной афоризм. Список афоризмов: 1. «Родина не там, где лучше, а там, где больнее» «Нет на свете милее доброй души человеческой» «Многие склонны путать понятия: "Отечество" и "Ваше превосходительство"» «Самые плохие законы — в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполняет» «Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щетка» «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына» 3.Работа группы № 1. Сегодня у нас будет необычный урок, к нам в гости пришли эксперты по биографии и творчеству Салтыкова-Щедрина и сам Михаил Евграфович. На прошлом уроке я просила вас подготовить вопросы для наших гостей. Первому я предоставляю слово специалисту, который изучал биографию писателя, Валерия Григорьевна. (выходит ученица, дети задают ей вопросы, на которые Валерия отвечает, ответы сопровождаются презентацией, дети записывают важные факты). После ответа Валерии, дети задают доп. вопросы. Примерные вопросы : У писателя остались тяжёлые воспоминания о детстве. С чем это связано? Где проходило его детство? Какое впечатление оказало оно на С-Щ? Пытался ли он использовать это в произведениях? (что сейчас с этим домом?) Расскажите про образование С-Щ?( Какие книги, и каких писателей любил С-Щ? Была ли библиотека в усадьбе? Сохранился ли дом-музей, памятники?). 4.Работа группы № 2 Долгое время С-Щ служил и был чиновником, а подробнее об этом нам расскажет эксперт, который изучал службу Михаила Евграфовича, Анастасия Владимировна. (выходит ученица, дети задают ей вопросы, на которые Анастасия отвечает, ответы сопровождаются презентацией, дети записывают важные факты). После ответа Анастасии, дети задают доп. вопросы. Примерные вопросы: С кем из известных лиц служил Михаил Евграфович? За что С-Щ отправили в Вятку? До какого чина дослужился С-Щ? (приносила ли пользу чиновничья служба?) Задать домашнее задание (Это одно из самых востребованных произведений 19 в. Книга на все времена. Вам нужно будет прочитать это произведение и выбрать самого интересного градоначальника и рассказать о нём). 5.Работа группы № 3. Ребята, также к нам в гости сегодня пришёл сам С-Щ, который расскажет нам про свои политические взгляды. Давайте его поприветствуем. (выходит ученик, дети задают ему вопросы, на которые ученик отвечает, дети записывают важные факты). После ответа ученика дети задаю доп.вопросы.(Сказать о том, что ответы- это голос самого С-Щ). После выступления Андрея задать домашнее задание. Примерные вопросы: 1.Михаил Евграфович, какова, на ваш взгляд, основная задача российской власти? 2.В последнее время мы наблюдаем как раз стремление законодателей запрещать множество вещей… 3. Скажите, воровство и коррупция у нас неискоренимы? 4.Печально, но, кажется, вы правы. Но многие могут обвинить вас в русофобии… 5.Вы не боитесь критиковать власть? 6.Законотворцы напридумывали сейчас множество, мягко выражаясь, странных, а грубо говоря, бессмысленных инициатив. Не отстают и чиновники, принимающие необдуманные решения… 7. Что такое для вас Родина? 8. А народ? 9.Какие люди, по-вашему, наиболее опасны для общества? 10.Что двигало вами, когда вы писали свои самые знаменитые произведения? 11. Каково ваше главное пожелание читателям? 6. Работа группы № 4. И последним к нам выйдет эксперт в области эстетических взглядов Салтыкова-Щедрина Анастасия Алексеевна (выходит ученица, дети задают ей вопросы, на которые Анастасия отвечает, важную информацию дети записывают в тетрадь). Примерные вопросы: С-Щ долгое время работал в журналах, расскажите про журналистскую деятельность Михаила Евграфовича? Как вы считаете, какие задачи в литературе ставил С-Щ? Какие проблемы в литературе интересуют С-Щ? Расскажите, что есть литература для С-Щ? (Кто из писателей 20 века продолжил традиции С-Щ?) 7.Слово учителя: сейчас мы с вами послушали экспертов и узнали много нового о личности и творчестве Михаила Евграфовича. А сейчас вернемся к афоризмам, которые я раздала вам в начале уроке. Вам нужно было выбрать, тот, который вам понравился больше всего и объяснить свой выбор (выслушивается несколько учеников, обязательно обсуждается афоризм, который взят, как тема урока). 8.Домашнее задание: прочитать «История одного города». Анализ урока. На уроке аудитория разделилась на 4 группы, каждая из которых заранее готовила вопросы своим одногруппникам, которые выступали в роли экспертов по жизни и творчеству Салтыкова-Щедрина и самого Салтыкова-Щедрина. Заранее были выбраны 4 студента, которые были: Эксперт по детству и образованию Салтыкова-Щедрина Эксперт по чиновничьей службе Салтыкова-Щедрина Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, который рассказывал про свои политические взгляды Эксперт по эстетическим взглядам Салтыкова-Щедрина Каждая группа задавала вопросы своему эксперту, на которые последние отвечали по заранее подготовленным ответам. Плюса данного типа урока: Динамичность урока Повышенный интерес учеников благодаря диалоговой ситуации Большой масштаб представленной информации Минусы данного типа урока: Большая затраченность времени учителя на консультацию учеников Ученики могут не подготовиться и сорвать урок Урок может затянуться или закончиться раньше времени, так как учитель не в полной мере контролирует данный урок На данном уроке у меня получилось реализовать всё то, что я запланировала. Все обучающиеся были готовы к своему выступлению. Было интересно наблюдать за тем, как оставшиеся обучающиеся «включились» в урок, задавали вопросы. Но вместе с положительными результатами, были и отрицательные. Во-первых, некоторые из «экспертов» не выучили свой материал, а читали по листку, что стало неинтересно для аудитории и со стороны выглядело неправдоподобно, так как эксперт по жизни или творчеству писателя не нуждается в шпаргалках. Во-вторых, сложность возникла с самим образом М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сложно найти ученика, которой бы был похож внешностью на этого писателя. Студент, который был М.Е Салтыковым-Щедриным на данном уроке, не выучил того материала, который он подготовил для ответа, и читал прямую речь Салтыкова-Щедрина, что со стороны выглядело нелепо. В-третьих, обучающиеся, которые не были «экспертами», а должны были задавать вопросы вторым, не все были готовы к уроку. На данном уроке работало несколько человек. В целом урок прошёл хорошо. Данный тип урока стоит поводить в школе на уроках литературы. Такая работа будет интересна как учителю, так и ученикам. Но учителю стоит быть осторожным и внимательным по отношению к классу, чтобы творческий урок не превратить в посмешище для учеников. Учителю нужно точно знать, что ученики серьёзно отнесутся к такому уроку и смогут по-настоящему войти в свои роли. Заключение По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Ролевые игры – эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока. Ролевые игры и задания развивают и совершенствуют у школьников речемыслительную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят искреннего желания читать не только на уроке, но и во внеурочное время. Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мотив к изучению литературы. Урок литературы рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительный вклад в это процесс. Помимо учебных целей ролевые игры и задания помогают решать воспитательные задачи, так как особое внимание уделяется выработке умения вежливо вести разговор. Кроме того, посредством ролевых игр и заданий у школьников формируются такие качества, как общительность, коллективизм, появляется чувство ответственности за своих товарищей. Уроки с применением ролевых игр и заданий обычно проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д. Немаловажным является то, что ролевая игра учит быть чувствительным. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения. В настоящее время стала очевидной идея необходимости коммуникативного подхода к литературе с учётом личностно-межличностных связей: преподаватель – группа, преподаватель – ученик, ученик – группа, ученик – ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Библиографический список 1) Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. — М: Просвещение, 1989. — 225 с. 2) Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. — М: Просвещение, 1987.— 144 с. 3) Арустанянц Е.С. Ролевые упражнения как одно из средств интенсификации обучения диалогической речи. Е.С. Арустанянц. // Проблемы интенсификации обучения иностранному языку в высшей школе. — М: Высшая школа, 1990 . – 112 с. 4) Бабурова Т.Н. И снова пятый…: О некоторых формах работы на уроках лит. // Лит. в шк. – 1991. — № 5. – С. 98—107. 5) Брандесов Р.Ф. Моделирование урока литературы: Метод. рек. / Челяб. гос. пед. ин-т. — Челябинск: ЧГПИ, 1987. – 32 с. 6) Быкова Е.А. Литературные праздники в школе. – Киев: Рад. шк., 1986. – 191 с. 7)Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. – № 3. — С. 28 – 30. 8) Денисова Л.Г. К проблеме концепции интенсивного курса в условиях средней школы / Л.Г. Денисова, С.М. Мезенин. — ИЯ — ИЯШ, 1991. – С. 18 – 23. 9) Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение / Р.И. Жуковская. – М: Высшая школа, 1975. — 146 с. 10) Кульпина И. Новые подходы в обучении литературе // Литература (прил. к газ. «Первое сентября»). – 2003. — № 14. – С. 13 – 14. 11) Литературные праздники и нетрадиционные уроки: 5 – 7 кл. / Л.Г. Максидонова и др. – М: Олма — пресс: Олма — пресс образование, 2002. – Вып. 1. – 263 с. 12) Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка / Р.П. Мильруд.: Издательство: Дрофа, 1991. — 189 с. 13) Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке / Р.П. Мильруд.: Энос, 1987. — 385 с. 14) Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 1990. — 219 с. 15) Рабинович Ф.М. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению: учебное пособие / Ф.М. Рабинович [и др.] – ИЯ—ИЯШ, 1983. — С. 43—48. 15) Смирнова Н.Е. Литература: Рус. и зарубеж. произведения: Игровые уроки: 7 кл. / Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. – М.: Энос, 2002. – 118 с. 16) Смирнова Н.Е. Литература: Рус. и зарубеж. произведения: Игровые уроки: 8 кл. / Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. – М.: Энос, 2002. – 127 с. 17) Смышляева Е.В. Урок-праздник «Степан Писахов —очаровательный художник слова»: 7 кл. // Лит. в шк. – 1998. — № 1. – С. 150—153. 18) Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр / В.М. Филатов. — ИЯ—ИЯШ, 1988. – С 18—19. 19) Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. — М: Педагогика, 1978. — 361 с. 20) Яшина Е. Урок-игра: 50 игровых сюжетов в помощь учителю: Метод. пособие –практикум. — Челябинск, 1992. — 93 с. 1 2 |