Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава I . Дидактические функции ролевой игры 1.1 Специфика ролевой игры

  • 1.2. Структура ролевой игры и ее организация

  • Глава II . Эффективные модели сюжетно-ролевых игр, используемые в процессе изучения литературы.

  • Глава III . Урок- «Пресс-конференция» М.Е. Салтыков-Щедрин- мыслитель и художник

  • Технологическая карта урока

  • Курсовая. Д. Б. Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения ролевой игры. По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных


    Скачать 82.19 Kb.
    НазваниеД. Б. Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения ролевой игры. По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных
    Дата04.09.2022
    Размер82.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая.docx
    ТипЗанятие
    #661929
    страница1 из 2
      1   2


    Введение

    Термин «игра» на различных языках р соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. По М.Ф. Стронину, игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать. юбббббб решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. [16; 3]

    Игра представляет собой ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., является важной составляющей игровых ситуаций.

    Д.Б. Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения ролевой игры. По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. Это и было по мысли Д. Б. Эльконина так называемой ролевой игрой. [19;54]

    Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе [12; 167].

    Одной из актуальных проблем современной методики преподавания литературы является организация обучения детей разных возрастов с помощью игр.

    Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания литературы является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению литературы. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.

    С самого раннего возраста игра является одним из основных занятий ребенка. Через игру дети знакомятся с окружающим их миром, получают новые навыки и знания. Они как маленькие зрители в большом театре смотрят широко распахнутыми глазами на захватывающее представление под названием «Жизнь» и впитывают все, что происходит вокруг них. А потом в игре со своими сверстниками раскрываются их «актерские» таланты. В игре ребенок учится общаться, он растет и развивается.

    Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

    С возрастом интерес к игре не пропадает. Это надо учитывать при обучении детей литературе.

    Игра как одна из форм игровой деятельности дает возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая необходимость в правильном построении, организации и применения игры в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального изучения. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина.

    Ролевая игра помогает объединить учеников, создает между ними новые эмоционально-коммуникативные отношения. Еще одна из функций ролевой игры – релаксационная. Всем известно, что большую часть времени дети проводят в школе сидя за партой, при этом они испытывают большую эмоциональную и физическую нагрузку. И игра помогает снять напряжение, связанное с интенсивным обучением в школе. В игре осуществляется психологический тренинг, корректируются различные проявления личности.

    Тема: Сюжетно-ролевые игры на уроках литературы

    Объектом исследования данной работы является процесс изучения литературы в школе.

    Предметом исследования – методика использования сюжетно-ролевой игры на уроках литературы.

    Цель исследования: выявить эффективные модели сюжетно-ролевых игр для урока литературы.

    Задачи:

    – Обозначить специфику ролеигровой деятельности в процессе обучения

    – Исследовать структуру ролевой игры и условия её организации

    – Дать определение понятию игра и рассмотреть различную типологию дидактических игр.

    - Описать эффективные модели ролевых игр применительные к уроку литературы

    - Разработать и опробировать урок литературы на основе сюжетно-ролевой игры

    Структура работы: введение, три части, заключение и список литературы.

    Глава I. Дидактические функции ролевой игры

    1.1 Специфика ролевой игры 

    Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Ролевые игры дают возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

    В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению литературы. В условиях обучения литературы ролевая игра – это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры школьниками не осознается. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

    В учебных условиях не просто сформулировать к высказыванию. Трудность заключается в следующем: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, «ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию».

    Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

    Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

    Противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности – в игровой деятельности, в игре. Такого рода противоречие характеризует детей подросткового возраста. Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

    Таким образом, ролевая игра выполняет функции: мотивационно-побудительную, обучающую, ориентирующую.

    Применение ролевой игры в обучении – яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме.

    Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности;; способствует реализации деятельностного подхода в обучении литературе, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

    Чаще всего в учебном процессе используются умеренно-контролируемая ролевая игра, свободная и сценарная ролевые игры .

    Умеренно контролируемая ролевая игра:

    Ролевая игра, при подготовке к которой участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят свое индивидуальное ролевое задание. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции. Программа проведения игры разрабатывается учителем, и учащимся сообщается список всех типовых и проблемных ситуаций, в которых им предстоит принять участие. Все типовые и проблемные ситуации детально прорабатываются на уроках, изучаются образцы диалогов, имеется возможность получить консультацию учителя.

    Свободная ролевая игра:

    Ролевая игра, при подготовке к которой учащиеся получают обстоятельства общения. Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы по предмету. Учащиеся должны не только самостоятельно определить тему и разработать сценарий игры, но и подобрать соответствующий материал, произвести поиск информации, используя рекомендуемую литературу. [13;65]

    Сценарная игра:

    Чаще всего при работе с художественными текстами используется сценарная игра. При подготовке к сценарной игре учащиеся разрабатывают программу, сценарий под руководством учителя. Они подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы. В ходе подготовки к сценарной ролевой игре формируются навыки коллективной учебной деятельности по созданию ее сценария, определению проблемных ситуаций, поиску дополнительной информации по теме. В ходе подготовки к данной игре учитель наглядно с помощью объяснения, заполнения разнообразных таблиц, постановки проблемных вопросов демонстрирует учащимся методы работы с текстом, обучая при этом поисковому, изучающему и ознакомительному чтению.

    Каковы преимущества использования сюжетно-ролевой игры на уроке: 

    1. Посредством ролевой игры в классе могут быть привнесены разнообразные формы опыта;

    Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему.

    2. Ролевая игра ставит учащихся в ситуации в которых он может оказаться в жизни.

    3. Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся «маской» за которую они могут спрятаться. Учащиеся испытывают огромные затруднения, когда основной упор в обучении делается на личность обучающихся, на их непосредственный опыт. И в ролевой игре такие учащиеся получают обычно освобождение, поскольку их личность не затронута, им не нужно раскрываться.

    4. Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от них требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.

    5. Ролевая игра обладает целой гаммой коммуникативных технологий.

    Процесс обучения состоит из нескольких фаз:

    – фаза презентации;

    – фаза полузнаний;

    – фаза закрепления.

    Таким образом можно выделить три вида ролевой игры: умеренно контролируемая ролевая игра, свободная ролевая игра и сценарная игра. Выбор игры зависит от тех целей, которые ставит учитель, и специфики материала.

    1.2. Структура ролевой игры и ее организация

    В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

    Первый компонент – роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т.п.

    Второй компонент ролевой игры – исходная ситуация – выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что «при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения играющих».

    Третий компонент ролевой игры – ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью – главным компонентом ролевых игр – и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальные действия.

    Присвоение каждому учащемуся престижной социальной роли и постоянное внимание к его индивидуальной значимости помогают снять психологические барьеры общения, что является необходимым условием успешного обучения. Роль – маска помогает школьнику проявлять те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть в коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел бы делать достоянием коллектива. Занятия строятся таким образом, что доброжелательное отношение к ученику снимает страх перед возможной ошибкой. Проявление интереса к учащемуся как к значимому партнеру в беседе способствует снятию чувства неуверенности при говорении.

    Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр, необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

    У ролевых игр есть ряд особенностей, который отличает их от всех прочих видов интеллектуальных игр.

    Во-первых, ролевая игра не может состояться без ведущего. Если в других играх ведущий часто исполняет роль пассивного наблюдателя и судьи, то здесь он является основным действующим лицом, организующим команду игроков и ответственным за развитие игрового мира.

    Во-вторых, в ролевых играх не бывает победителей по той причине, что участники играют не друг против друга, а все вместе в одной команде (за исключением ведущего). Цель команды игроков – выполнить определенную задачу, изложенную в сценарии, все подробности которого известны только ведущему. Можно сказать, что они играют против сценария, стремясь преодолеть все описанные в нем трудности и вместе достичь определенной цели. 
     В-третьих, ролевая игра – интереснейший творческий процесс. Можно смело утверждать, что из всех возможных игр именно данный вид заставляет участников в наибольшей мере проявить свой творческий потенциал. Каждый игрок – создатель, автор своего персонажа, который может влиять на игровой мир и действия прочих персонажей.

    В-четвертых, у ролевых игр отсутствует один важный недостаток, имеющийся у всех прочих игр. Любая игра может наскучить, надоесть, но только не ролевая игра. Ролевые игры обладают таким простором для фантазии и воображения, такими неограниченными возможностями, что варьировать различные их детали можно до бесконечности. Наскучить может сценарий но не сама игра.

    Отсюда следует и пятая своеобразная черта ролевой игры – в нее можно играть бесконечно долго, единственным пределом являются фантазия и воображение.

    Учитель выступает в роли режиссера, который по возможности незаметно для учащихся управляет ходом игры, не беря на себя активной роли. Учитель должен оставаться активным наблюдателем, он может что-то рекомендовать, но не навязывать свои решения.

    Основные этапы проведения ролевых игр: 

    1.  Подбор обучающего материала.

    Учитель заранее должен отобрать материал, который будет использован для этого вида деятельности, при этом обучающий материал может быть взят как из учебника, так и из дополнительных источников, таких как книги, сценарии, кинофильмы, мультфильмы, картины и обучающие материалы для игры, которые должны соответствовать уровню обученности учеников и их интересам.

    2.  Выбор ситуации и создание диалога.

    Необходимо продумать ситуацию или ситуации для ролевой игры. Для каждой ситуации необходимо составить диалог. В зависимости от уровня учеников учитель дает готовый диалог, либо дети составляют его сами.

    3.  Введение понятий, лексики, соответствующих содержанию игры.

    Необходимо разучить с детьми слова и выражения, которые они будут использовать в своих диалогах.

    4.  Деление на группы, соответствующие «ролевым маскам.

    Учащиеся отрабатывают в парах или группах свои вопросы, фрагменты. Можно предложить им поменяться ролями.

    5.Организация выступления перед классом

    6.  Рефлексия.

    По окончании ролевой игры ученики должен оценить эффективность её проведения.

    Основные моменты, на которые следует обратить внимание при организации ролевой игры:

    – При организации ролевой игры следует начинать всегда с парной, а не с групповой работы (гораздо легче организовать беседу с кем-то одним, находящимся рядом с вами или перед вами, не нарушая планировки).

    – На начальных этапах следует организовать короткие виды деятельности, которые постепенно приучат учащихся к ролевой игре.

    – Учащиеся должны понимать ситуацию.

    – Следует быть очень тактичным, если кто-то из учеников не принимает участие в деятельности. Помните, что когда вы проводили обычные уроки, они могли также оставаться совершенно безучастными, о чем-то думать или мечтать, а вы не замечали этого.

    – Всегда продумывайте последующие виды деятельности для тех групп или пар, которые заканчивают раньше других.

    – Установите точный лимит времени и старайтесь добиваться, чтобы каждый этап ему соответствовал.

    Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

    1. Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

    2. Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

    3. Обязательна констатация результата игры.

    4. Компетентное жюри.

    Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

    Основные требования к ролевым играм были сформулированы Р.П. Мильрудом. В своей работе автор утверждает:

    1)  Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

    2)  Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

    3)  Ролевая игра должна быть принята всей группой.

    4)  Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.

    Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.

    5)  Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.

    6)  Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе. [13, 37]

    Выбирая игру, следует учитывать:

    На первом уровне её цель- удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

    Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

    Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

    Глава II. Эффективные модели сюжетно-ролевых игр, используемые в процессе изучения литературы.

    1. «Снимаем кино»

    Эта форма урока способна втянуть содержание даже самого скучного на первый взгляд (особенно для учащихся) урока (например, различного рода описания природы, интерьера и др.). Такой урок почти не требует никакой, дополнительной подготовки и тем не менее чрезвычайно эффективен.

    Техника этого урока такова:

    а) для начала вводятся кинематографические термины (допустим, общий план- панорама, средний, крупный, наплыв и др.);

    б) выбирается съёмочная группа, т.е. распределяются роли режиссёра, сценариста, оператора, художника, звукооператора, их ассистентов, музыкального редактора и др. Главное, чтобы никто не остался без роли;

    в) определяются задачи съёмки: что и как снимать, фильм или зарисовка, документальный или художественный, цветной или чёрно-белый, звуковой или немой и т.д.;

    г) выбирается название (на конкурсной основе);

    д) «Съёмка»

    В качестве примера можно привести фрагмент урока по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (6 класс), посвященного анализу 11 главы. Здесь дано описание украинской степи, по которой Тарас со своими сыновьями едут в Сечь.

    Начнём с конкурса названий, ибо удачное название- уже половина успеха, оно даёт толчок, импульс, идею. Опрашиваются почти все, и выбирается наиболее подходящее название («Степь», «Дорога в степи», «Три всадника в степи» и т.д.).

    А теперь- творческий процесс. Движение камеры, работа для звукооператоров. Можно предположить, о чём думают лирические герои.

    Перебираются многочисленные варианты начала, развития сюжета, концовки. И в заключении монтаж отснятого материала. При монтаже возможны всякие чудеса: то вдруг начало окажется концом, а конец началом, то появятся кадры «не из той оперы» и т.д.

    При таком подходе к делу решается множество задач:

    1. Знакомство с кинематографической «кухней» (хоть и поверхностная, но, тем не менее важна даже та информация, что кино делают не одни актёры, а целый коллектив);

    2. Творческий азарт;

    3. Развивается воображение (например, то, о чём могли думать герои в дороге, просто-напросто надо было придумать в духе Гоголя). [20;5]

    Такой урок пройдёт, скорее всего, удачно, так как обучающиеся сконцентрируют своё внимание не только на фабуле, что характерно для 6 класса, но и смогут углубиться в текст, поразмышлять и включат своё воображение.



    1. «Фотосъёмка»

    Урок-дагерротип. Техника его аналогична технике предыдущего урока. Меняется терминология (экспозиция, фокус, выдержка) и, конечно, суть. При монтаже такого урока необходимо учитывать специфику фотоискусства, его некоторую статичность. Это остановленное мгновение жизни. А потому- это урок-остановка. Урок-рассматривание, вглядывание, подмечание деталей (жестов, взглядов, поз, мимики).
    Важно пользоваться разными жанрами фото-искусства. Пусть будут и урок-портрет, и урок-пейзаж, и урок-панорама.

    Вот, несколько идей для подобных уроков.

    А. Знаменитая немая сцена в гоголевском «Ревизоре». Это самая настоящая фотография. Действие остановлено. По этой сцене можно дать характеристики всем персонажам, не читая пьесы, и не ошибиться, кто есть кто.

    Аналогично можно остановить любое действие любого литературного произведения, выхватить мгновение. Таким образом, будет урок-рассматривание нескольких кадров из произведения. «Несколько мгновений из жизни Печорина (Раскольникова, Базарова, доктора Старцева и др.) Или из жизни общества: «Несколько мгновений из жизни губернского города С» ( по «Ионычу» Чехова), «Из жизни великосветского Петербурга» ( по «Евгению Онегину» Пушкина) и т.д.

    Б. Можно из разрозненных фотографий сделать семейный альбом. Например, Ростовых или Балконских. Снимки должны отражать быт, уклад, атмосферу данной семьи. А можно сделать не один, а несколько альбомов по роману Толстого «Война и мир», в котором «мысль семейная»- главенствующая. Такое построение урока поможет заметить многие детали, остановиться, вглядеться в лица, события. [20;7]

    Но такой урок может превратиться в развлечение для детей, потому что в младших классах обучающиеся воспользуются таким уроком, как отдыхом, а в старших классах ученикам будет это не интересно. Поэтому, такой урок неэффективен.


    1. Юбилейный урок

    1) Создаётся юбилейная комиссия, распределяются задания: кому-то- составление поздравительных адресов от различных организаций, кому-то- приглашения, доклад о жизненном пути, тексты поздравлений и награды долгожителю. Получается забавный урок, в котором звучат вполне социальные нотки. ( Пример, М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый Пескарь»).

    Такие форма урока будет эффективной, потому что такое задание оживит обстановку в классе и вместе с тем позволит обучающимся узнать много нового, несмотря на игровую ситуацию.


    1. Урок-перевёртыш

    1. Это может быть урок-наоборот, в котором учитель и ученики меняются местами . Думается, что в школьной ситуации такой эксперимент даст положительные плоды: позволит ученикам вкусить учительский хлеб, а учителю побывать на месте учеников.

    2. Это может быть урок-небылица, урок-байка, сколько которого в нарочитом смешении понятий.

    В таком подходе к исходному материалу можно нащупать не только пародию, но и точку отсчёта для вольного рассказа, вольной трактовки. В этом случае урок получается с парадоксальным оттенком.

    Примеры таких уроков:

    1. Чацкий. Все хорошее про него уже сказано. Но почему-то замалчивается точка зрения Белинского, согласно которой Чацкий- «крикун, фразер, идеальный шут, новый Дон Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади». А горе здесь не от ума, а от умничанья (Бестужев-Марлинский).

    2. Печорин. Тоже вечная загадка. Как его не поливай, всё равно самый обаятельный и привлекательный. А если совершить с ними такой «перевёртыш»: Печорин и Грушницкий- птицы одного полёта, разновидности одной «фазаньей» породы (Алла Марченко).

    3. Поэма А. Блока «Двенадцать»- не алиллуйя, а анафема революции?

    4. Главный герой пьесы Чехова «Вишнёвый сад»- не кто-нибудь, а лакей Яшка, ибо не Лопахины сменили Раневскую и Гаева, а такие, как Яша. А сама пьеса повествует о конце интеллигенции.

    5. Почему в пьесе Островского «Гроза» Кабаниха выступает таким монстром престарелого возраста? А может, это дама, «приятная во всех отношениях, которой нет и сорока. А отношение к Катерине? Вполне современное: как может относиться свекровь к невестке, которую считает не парой своему любимому сыну?

    Такой урок будет удачным и интересным, так ученики узнают противоположные точки зрения критиков, а не те, которые принято изучать, посмотрят на произведение другими глазами и сами для себя сделают вывод, какая точка зрения им ближе.


    1. Урок-суд

    Подобный урок может оказаться очень эффективным, если его умело организовать, так как есть возможность тройного взгляда на явления действительности, на литературный образ и др., а следовательно, возможность найти истину. С одной стороны, стремление выразить негативную, критическую точку зрения, с другой,-позитивную (причём позитив необходимо найти даже в самой непривлекательной сфере) и, наконец, прийти к соглашению сторон, к «золотой средине».

    Разумеется, суд, осуждение возможно только тогда, когда есть, что судить (преступление или негативное социальное явление).

    Такой урок оформляется как судебное заседание со всеми его атрибутами и традициями. Вначале осуществляется выбор трёх сторон: обвинения, защиты и суда, а также присяжных заседателей. Каждому объясняется сущность выбранной должности. Все оставшиеся ученики автоматически становятся свидетелями, которые должны говорить только «правду и ничего, кроме правды (в том смысле, что должны хорошо знать первоисточник и не перевирать сюжет, имена и прочие премудрости произведения). Таким образом, в этом уроке есть возможность задействовать в игру абсолютно всех.

    Основной акцент- на опрос свидетелей (по сути, это зачёт по тексту). Разумеется, каждому свидетелю напоминается, что за дачу ложных показаний он будет приведён к ответственности. Вопросы могут быть самые различные, но главное- они должны воссоздавать хронику событий, психологическую и философскую подоплёку преступления.

    Но до опроса необходимо заполнить анкету подсудимого: ФИО, место жительства, год рождения, социальное положение, семейное положение, сведения о родственниках, портретные данные, особые приметы. И определить состав преступления (зачитать текст и охарактеризовать). Такая форма проведения урока обусловит стопроцентное знание текста и участие в уроке всех без исключения учащихся.

    Примером такого урока может служить суд над Раскольниковым.

    Заседание 1- замысел и реализация преступления (хроника дней, опрос свидетелей).

    Заседаний 2- теория преступления.

    Заседание 3- наказание. [20;28]

    Такой урок нужно проводить очень осторожно, так как ученики могут «заиграться» и отойти от сюжета текста.


    1. Заседание военного совета

    Такая форма уместна на уроках литературы во время изучения военных действий. Дело в том, что для многих учащихся батальные сцены, военные события неинтересны, скучны. Один из способов сделать анализ военного театра занимательным- провести заседание военного совета или военной экспертной комиссии.

    На военном совете можно обсудить планы, тактику и стратегию военных действий, описанных в произведениях или изложенных в исторических трудах. Так, возможны даже корректировки некоторых событий, исходя из современного положения дел.

    На заседании экспертной комиссии, наоборот, расследуются причины, приведшие к поражению того или иного военного события. Распределяются роли: председателя комиссии, военных экспертов, свидетелей (ими могут быть все остальные учащиеся, не занятые в комиссии). Тщательно соблюдается ритуал: ведутся протоколы, делается заключение экспертов, оглашаются выводы комиссии и т.д.

    Для примера можно привести разбор эпизода повести А. Пушкина «Капитанская дочка»- «Поражение Белогорской крепости». Комиссия военных экспертов тщательным образом опрашивает свидетелей падения крепости, скрупулёзно сопоставляют факты, приведшие к трагедии, и затем оглашает свои выводы.

    Такое же заседание можно провести, анализируя причины поражения под Аустерлицем в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Думается, что такая форма урока поможет заинтересовать абсолютно всех учащихся в классе. [20;30]

    Но мне кажется, что девочкам не будет интересен такой урок. Такой урок не будет эффективным.


    1. Застольная репетиция

    Изучение драматургии уже предполагает игру в театр. Речь идёт не об инсценировках, а о так называемых «застольных репетициях». Дело в том, что первоначальный этап в работе над пьесой происходит не на сцене, а за столом. Режиссёр и актеры, собравшись все вместе, проводят многие репетиции за столом, обсуждая версию пьесы, трактовку персонажей, возможности воплощения авторских идей на сцене. Такая форма урока может быть продуктивной при изучении драматургии, так как предполагает возможность высказать своё мнение, собственное понимание пьесы. А это очень важно, потому что именно при обсуждении драматургии так долго над нами давлели штампы.

    Организовать подобные уроки можно по-разному. В основе первой «застольной репетиции» может быть обсуждение идеи пьесы, что, разумеется, первично, так как от идеи зависит и трактовка персонажей и всё остальное.

    Вторая «застольная репетиция» должна быть по логике посвящена трактовке персонажей. В основе этого урока- «проба актёров» на роль путём обсуждения позиции каждого. Выбор ролей должен осуществляться по желанию учащихся. Причём распределяться должны не только главные роли, но и все эпизодические.

    Следующий урок должен быть посвящен режиссуре: расположения мизансцен, оформлению спектакля, звуковому и музыкальному ряду будущего спектакля и т.д. Это может оказаться очень интересным заданием, так как ребята чрезвычайно талантливо и неординарно порой мыслят. [20;31]

    При умелой организации подобные уроки окажутся привлекательными именно мыслительно-аналитической стороной, поиском нестандартных решений, интересными поворотами.


    1. «Делаем газету»

    Класс превращается в редакционный коллектив: журналисты, корректоры, редакторы, репортёры, фотокорреспонденты. Газетный номер может быть посвящен чему угодно: юбилею писателя, празднику, просто событию (и школьному тоже).

    Этапы подготовки номера газеты:

    1. Сбор информации (кто-то берёт интервью у воображаемого героя, кто-то пишет зарисовку, кто-то делает обзор по предложенной теме, кто-то репортаж с места события и т.д.).

    2. Обработка информации. Корректирование (придумывание рубрик, заголовков, редактирование материала, отсекание всего лишнего, поправка стиля).

    3. Макетирование (распределение газетного материала по полосам, рубрикам, т.е. композиционное оформление номера).

    4. Верстка (запись материала в заданной последовательности).

    5. Выпуск газеты (чтение номера, обмен мнениями).

    Игровая ситуация в таком уроке даст положительный результат. После выпуска газеты можно взяться за издание журнала.

    Например, взять интервью у героя художественного произведения, сделать репортаж с места события- дуэль Павла Петровича Кирсанова и Базарова, дуэль Онегина и Ленского, Грушницкого и Печорина. [20;45]

    Этот урок может быть эффективным, так как необычная форма урока поможет ученикам разрядить обстановку, заинтересовать, в то время, как тот материал, который должны усвоить обучающиеся, так или иначе прозвучит на уроке.


    1. «Круглый стол»

    В кабинете литературы должен быть круглый стол. А если нет, то его необходимо хотя бы вообразить. Тему лучше выбирать обобщающую, всеобъемлющую, способную обнажить все возможности беседующих. Причём важно помнить, что «круглый стол» не обязательно подразумевает спор, дискуссию. Напротив, приятно просто побеседовать, посмотреть друг другу в глаза, почитать стихи.

    Порядок проведения такого урока:

    1. Приглашаются знатоки текстов данного писателя (в роли знатоков- ученики). Тексты прочитываются заранее небольшими группами учащихся.

    2. Оговаривается тема

    3. Дискуссия, спор, беседа

    Допустим, пройдено творчество И.С. Тургенева. За «круглый стол» приглашаются знатоки тургеневских романов. Затем оговаривается тема. К примеру: «эволюция» тургеневских героев.

    Ещё один вариант: «Поэтические страницы зимы» (Пушкин, Вяземский и другие). [20;53]

    Такой урок будет эффективен и в младших и в старших классах, так как ученики будут самостоятельно работать и готовить свои ответы, а также у них будет возможность высказать своё мнение и послушать мнение других.


    1. Пресс-конференция

    Класс делится на 2 половины: одна будет выступать от имени прессы (т.е. задавать вопросы), другая может взять на себя разные функции.

    В качестве «атакуемых» прессой может оказаться кто угодно. Можно пригласить экспертов по творчеству того или иного автора, причём экспертов разного профиля (филолога, философа, социолога, историка литературы, учителя, психолога и др.) и, уже исходя из их специфики формулировать вопросы.

    А можно пойти ещё дальше и пригласить самого автора.

    Вопросы зависят от того, кому задаются. Если в пресс-центре находятся специалисты, то вопросы формулируются конкретно для каждого. Допустим, участвующему в конференции по Достоевскому психологу уместно было бы задать такой вопрос: «Не могли бы вы объяснить, почему многие герои произведений Достоевского больны различными болезнями?» А социологу, например, такой: «Скажите, почему именно Достоевский из русских писателей-классиков самый читаемый на Западе?».

    Если в центре внимания прессы окажется автор, то и вопросы должны быть «авторские». Кстати, «авторов» может быть несколько. Допустим, что в конференции участвует сам Пушкин. Вопросы могут быть такими:

    - Как вы видите дальнейшую жизнь Евгения Онегина?

    - Зачем вам понадобилось «убивать» Ленского? И так далее.

    Если же участниками пресс-конференции окажутся персонажи или актёры, пробующиеся на эти роли, то специфика вопросов будет тоже меняться. Например, «актёрам» задаются вопросы, предлагающие оригинальную трактовку персонажей. Пусть учащиеся попробуют побыть в шкуре героев литературных произведений. Это проверит знание текста, степень понимания логики поведения и психологии персонажей.

    Игроками могут быть не только ученики, но и учителя. Причём не стоит ограничиваться рамками одного класса. Пусть сборная команда учеников и вся секция литературы будут в качестве участников пресс-конференции, которая может оказаться очень увлекательным мероприятием. [20;56]

    Такой урок может быть эффективным, но может возникнуть проблема, если одним из отвечающих окажется сам автор. Ученикам сложно будет вести себя так, как вёл себя автор. Из-за этого урок может сорваться или оказаться смешным для учеников.


    1. «Что? Где? Когда?»

    Эта форма игры популярна для зачётных и другого рода уроков, так как содержит в себе азарт, возможность показать себя, эрудицию, наблюдательность, остроумие, сообразительность и прочие достоинства игроков. В основе- деление на «знатоков» и «зрителей». Последние задают вопросы, а первые на них отвечают. Такая форма уместна практически на любом уроке. Игра в «Что? Где? Когда?» заставляет не просто прочитать текст заданного произведения, но и найти мельчайшие детали, интересные повороты.

    Игра может быть выстроена двояко: либо вопросы задаёт учитель, тогда команд «знатоков» будет несколько; либо учащиеся делятся на 2 команды, одна из которых задаёт вопросы, другая- отвечает, а потом они меняются местами. Преимущества есть и в первом и во втором вариантах. Первый даёт возможность соревноваться в быстроте реакции, эрудиции между командами, но зато основная нагрузка ложится на учителя. Второй вариант, может быть, менее зажигателен, но зато предполагает тщательную подготовку вопросов самими учащимися.

    От качества вопросов зависит процесс игры, её азарт. Прежде всего, вопросы не должны быть мелочными. Вопросы должны пробуждать наблюдательность, сообразительность, умение анализировать ситуацию, остроумие. И самое главное- они обязаны «работать» на основную идею урока, а не быть хаотичными.

    Для примера разберём несколько вопросов, заданных в игре по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

    1. Почему автор даёт своей героине фамилию Кукшина?

    2. Какой ангел покровительствует главному герою и почему?

    И так далее. [20;60]

    Данный урок будет продуктивным и интересным для учеников, потому что игра «Что? Где? Когда?» популярна в наше время, и ученики с удовольствием примут участие в ней.


    1. Урок-дуэль

    Подобный урок-пир эрудиции, фантазии, наблюдательности, сообразительности и остроумия. Да и сама ситуация игры в дуэль непривычна, а поэтому притягательна. Эта форма может быть использована вместо зачёта или экзамена, ведь имеющиеся знания лучше всего проявляются в игровом состязании, где начисто отсутствуют комплексы и зажатость. Дуэли могут быть поэтическими, литературными, историческими и т.д.

    Урок-дуэль- это игра по тщательно соблюдаемому ритуалу, со своими традициями и антуражем.

    Участники дуэли (их может быть от одного до 10-15 человек). Каждый из дуэлянтов имеет право на «выстрел», который должен парировать его противник (блеснув либо эрудицией, либо остроумием). Если противник не сможет достойно парировать, он «нейтрализуется», т.е. уже не принимает участия в дальнейшей игре. Таким образом, дуэль продолжается до тех пор, пока какая-нибудь из сторон не окажется в безнадежном меньшинстве. Характер «выстрела» чрезвычайно разнообразен. Это либо вопрос на заданную тему с подтекстом, либо просто какое-либо задание, либо текст, содержащий информацию, требующую продолжения (начало стиха, поэмы, сюжет романа, повести) и т.п. Участники дуэли не вступают друг с другом ни в какие переговоры ни до, ни во время дуэли-

    это за них делают секунданты.

    Секунданты (2-3 человека с каждой стороны).

    Их роль:

    Во-первых, приложить максимум усилий к «примирению» (это зависит, что из себя будет представлять «выстрел»);

    Во-вторых, выработать условия дуэли и тщательно следить за их соблюдением;

    В-третьих, именно секунданты составляют картель (письменный вызов) и отправляют его противной стороне.

    Кроме прочего, секунданты должны в ходе игры проявлять дипломатические способности.

    Арбитры по вопросам этики и чести (тоже 2-3 человека с каждой стороны)- выполняют судейские функции: следят за тем, чтобы стороны в отношении друг друга были корректны, соблюдали этикет; определяют победителя.

    Как видно, все участники игры должны обладать определённой эрудицией, чтобы вести дуэль с разных позиций.

    Теперь, когда все роли распределены, можно переходить к самой игре.

    Вызов на дуэль. Картель. Вызывают либо один класс другой, либо сборная команда от параллели секцию учителей и т.д.

    Прежде чем встать к «барьеру», необходимо выбрать дуэльное оружие.

    Выбор дуэльного оружия. Выносится своеобразный «чёрный ящик», в котором либо карточки с заданиями, либо какая-то ситуация, а которой надо разобраться. Именно в этом ящике будет находиться предмет дуэльного выяснения отношений. Содержимое этого ящика известно только учителю и группе учеников, готовивших его к игре.

    Сам ход игры описать невозможно, ибо он зависит от характера заданий, которые будут предложены игрокам. Но хотя бы фрагмент можно воссоздать.

    Допустим, один из игроков достаёт карточку, на которой написано «Дуэли литературных персонажей». Это означает, что дуэлянты будут называть литературных героев, которые принимали участие в поединках. Естественно, «стреляться» игроки будут до тех пор, пока один из них не замолчит, не зная ответа. (Кстати, «выстрелы», вполне, можно имитировать игрушечными пистолетами: и забавно, и создаёт настроение). [20;63]

    Я не считаю, что такой урок стоит проводить в школе. Во-первых, много времени уйдёт на совсем не нужные: выбор дуэльного оружия, распределение ролей, а во-вторых, ученики не смогут вести себя так, как вели себя люди из той эпохи. Из-за этого у учеников сложится неправильное представление об эпохе.


    1. Урок- гипотеза

    Урок по формуле: «Что было бы, если…» или «А что было бы потом?». Так можно продолжить жизнь литературных персонажей, придумывая их дальнейшие приключения, поступки, переносить их из привычного контекста в необычный. И появится возможность дописать свою страницу, эпилог, поставить вместо точки задумчивое многоточие и выйти за рамки, где всё по-твоему.

    Условия игры, распределение ролей, установки

    1. Создание научно-исследовательских групп (по 4-5 человек)

    2. Выбор жюри

    3. Установки болельщикам (могут оппонировать, критиковать, уточнять).

    4. Жеребьёвка

    5. Задания командам. Каждая команда должна представить мини-доклад по выбранной проблеме. В каждой группе могут быть археологи, социологи, психологи и другие специалисты.

    6. Заслушивание команд. Обсуждение.

    7. Оценки жюри и болельщиков (Надо заметить, что подсказки болельщиков идут в счёт команде).

    8. Заключение [20;8]

    Я бы не стала проводить такой урок, потому что не считаю, что это необходимо. На уроках литературы нужно изучать само произведение, а не то, «что было бы, если…». Если у учеников есть желание этим заняться, можно это сделать на уроках внеклассного чтения или на факультативных занятиях.


    1. Урок-прогноз

    Подобный урок- разновидность гипотезы (в которой всё возможно), прогноз более прагматичный, более логичный. Это то, что ожидается. То, что вероятно, а может быть, и очевидно (в гипотезе может иметь место и неожиданное, невозможное, невероятное). [20;9]

    Так же как и урок-гипотеза, этот урок не является эффективным и продуктивным.
    Выводы: эффективными моделями для урока литературы оказываются сюжетно-ролевые игры «Снимаем кино», «Урок-перевёртыш», «Урок-суд», «Застольная репетиция», «Делаем газету», «Круглый стол», «Пресс-конференция» и «Что? Где? Когда?», так как они:

    1. Концентрируют внимание учеников не только на фабуле, но и помогает углубиться в текст, поразмышлять и включить своё воображение

    2. Оживляет обстановку и вместе с тем позволяет обучающимся узнать много нового, несмотря на игровую ситуацию

    3. Позволит познакомиться не только с материалом, который принято давать в школьной программе, но и узнать различные точки зрения критиков

    4. Позволяет высказать обучающимся своё мнение и послушать мнения одноклассников

    Глава III. Урок- «Пресс-конференция» М.Е. Салтыков-Щедрин- мыслитель и художник

    В студенческой аудитории филологического факультета 4 курса мной был проведен урок-конференция, посвященная жизни и творчества Салтыкова-Щедрина.

    Ниже представлена технологическая карта данного урока и ход урока.

    Технологическая карта урока

      1   2


    написать администратору сайта