курсовая работа формы(источники)права. Документ Microsoft Word. Данной работы Формы (источники) права включает в себя два понятия, каждое из которых многозначно. На протяжении существования юридической науки подходы к их пониманию различались и менялись в зависимости от позиции исследователя по отношению к пониманию сущности всего права
Скачать 65.4 Kb.
|
2.2 Источники романо-германского праваКорни этой правовой системы уходят ко временам Римской империи. Однако влияние римского права происходило не в одинаковой степени на различные национальные правовые системы и породило уникальные черты каждой их них. Тем не менее существует обобщенная классификация источников права романо-германской правовой семьи в зависимости от степени их распространения, от их значимости и юридической силы. Выделяют первичные источники права – нормативно-правовые акты и обычаи, иногда принципы права – и вторичные источники права – судебные прецеденты и научные труды известных ученых-юристов.26 Страны романо-германской семьи – это страны писаного права. Закон не случайно ставится в основу системы источников права – он «как будто охватывает во всех странах романо-германской правовой семьи все аспекты правопорядка»27. Закон исторически являлся главным элементом, опорой формирования и развития данной правовой семьи, его считали выражением правил справедливости, претворяемым в жизнь. В данном случае закон подразумевает все письменные юридические акты, исходящие от уполномоченных на их издание законодательных и исполнительно-распорядительных государственных органов, то есть практически все нормативно-правовые акты. Следует уделить внимание двум тенденциям стилей законов: первая предполагает стремление сделать законы как можно понятнее и доступнее, вторая считает правильней выработку четкого технического языка, даже если это сделает право понятным только специалистам. Основная задача деятельности юриста в данной правовой семье – найти необходимую норму в законодательстве для эффективного применения к конкретному делу. Согласно научной точке зрения закон в процессе правоприменения должен использоваться строго согласно своему содержанию, однако в повседневной практике «значение содержащихся в статутах норм дольно часто и весьма значительно («либерально») расширяется»28. Толкование закона важно для его практического применения. Обычно судья комбинирует различные методы толкования, чтобы наряду с буквой закона учесть намерение законодателя. Относительная свобода обращения судей с законом проявляется в возможности оценки ими фактов конкретного дела – они не связаны решениями своих предшественников, поскольку в данной системе права судебный прецедент не признается. Поэтому в случаях, когда законодатель использует формулы без уточнения их четкого содержания (например, такие понятия, как интересы семьи, вина, невозможность исполнения), можно считать, что тем самым он «дал полномочие на свободный дополнительный поиск в рамках закона (inter legem)»29. Отношение к обычаю как источнику права в данной правовой семье выражается в двух противоположных подходах: «социологическая концепция» (роль обычая считается высокой) и позитивистская теория (роль обычая сводится на нет). Правильнее было бы определять роль обычая на среднем уровне между этими двумя крайностями. Нельзя отрицать, что обычай играл огромную роль в римском праве, но по мере усложнения разветвленных правовых систем его значение снижалось. Осуществлялась систематизация обычаев, им придавалась письменная форма – тем самым терялась их сущность обычая в пользу нормативного правового акта. В зависимости от характера взаимоотношения обычая с законом выделяют три вида обычаев: выступающие «в дополнение к закону» (secundum legem), действующие «кроме закона» (praeter legem) и обычаи «против закона» (consuetudo adversus legem). Первые из них наиболее распространены во всех странах, они способствуют правильному толкованию закона, объясняют и дополняют его. Вторые обычаи рассматриваются в качестве самостоятельных источников права и регулируют лишь те отношения, которые не урегулированы кодифицированным законодательством. Последние же являются довольно редким явлением, не только не приветствуемым, но и часто запрещенным национальным законодательством. Доктрина не признается источником права, но к ней нередко прибегает законодатель в процессе подготовки и обсуждения проектов нормативных актов. Кроме того, именно доктрина формирует правовые понятия и категории, которые использует законодатель, а также по мере возможности выражает те тенденции, которые впоследствии использует законодатель. В итоге, теория источников права в странах данной правовой семьи не сводится к определению единственной априорной роли законодательных норм, а включает также и стремление к справедливому творению права и сочетанию как частных интересов, так и интересов всего общества. |