Главная страница

даосизм. Даосизм учение, ставившее своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти


Скачать 276.43 Kb.
НазваниеДаосизм учение, ставившее своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти
Дата25.12.2018
Размер276.43 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файладаосизм.pdf
ТипДокументы
#61800
Даосизм - учение, ставившее своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти. Идеалом даосов была сама природная простота, естественность, уход от всяческой суетности, страстей и желаний, извращающих натуры людей. Простота и чистота помыслов, смирение и сострадание, даже просто недеяние («увэй») — вот что проповедовали первые адепты даосизма. Основные положения даосизма изложены в трактате Дао дэ цзин», чьим автором считается Лао- цзы. В этой книге содержатся возвышенные идеи, нравственные понятия и полностью отсутствуют магические элементы. Преобладающей формой изложения в Дао-де являются противопоставления, где легко постижимое и труднодоступное соединены вместе. Согласно учению Лао-цзы, основой основ природы и общества, всей Вселенной является великое Дао, или всеобщий закон природы, начало и конец творения. В общем можно сказать, что Дао — это все и ничто, никто не создал Дао, но все происходит от него и возвращается к нему. Оно никому неведомо, оно недоступно для органов чувств, оно постоянно и неисчерпаемо, не имеет ни имени, ни названия, хотя всем дает имя и название. Конкретным выражением Дао служит «дэ» (буквально добродетель) — если Дао все рождает, то дэ вскармливает.
Лао-цзы видит в добродетели проявление истинной природы человека. Познание Дао возводится в степень принципа морали. При этом оно не должно ограничиваться стремлением к книжной мудрости, так как требуется интуитивное познание бытия. Многознание Лао-цзы считает вредным, так как это отвлекает человека от его внутренней жизни. Отречься от мира, правда, не требуется, но искать путь к небу предлагается не в суете мирской, ау себя дома. Тремя самыми существенными качествами человека названы сострадание, бережливость и смирение. Философия даосизма Лао-цзы и других даосских мыслителей послужила основой для возникшей в эпоху Хань (III в. до н.э. — III в) религии даосов. В нее вошли следующие моменты учение о Дао и все связанные с ним проблемы натурфилософии и космогонии учение об относительности бытия, жизни и смерти ив связи с этим о возможности длительной жизни, достижения бессмертия принцип увэй. Хотя даосизм заимствовал свое название от принципа, введенного Лао-цзы, связь его с последним весьма отдаленная. Магическая составляющая даосизма не имеет корней в "Дао-де дзин". Поскольку религиозный мистицизм Лао-цзы далеко опередил свое время, тов руках его последователей он очень скоро выродился в светскую магию. Учение Лао-цзы о возвращении в Дао дало повод стремиться к достижению бессмертия нравственным путем или посредством магических эликсиров. Уже в III веке дон. э. китайский император снарядил экспедицию для поисков золотых островов, где духи раздавали жизненный эликсир. Но жизнь без богатств имеет мало цены, и даосские священники занялись не только изготовлением эликсира жизни, но и экспериментами по превращению простых металлов в благородные. В законченном виде даосизм соединил в себе большую часть национального героического культа и культа природы сих таинственной магией и предсказаниями. Всемогущий высочайший бог даосистов —
Юхуан-шанди, охранитель всего мироздания. Он — само Небо. Обожествлены также и звезды. Пять элементов металл, дерево, вода, огонь и земля — имеют души ив образе планет занимают свое место рядом с богами. Следы солнечного культа проявляются в торжествах весеннего праздника, когда священники зажигают перед храмами огни, бросают в них соль ирис и прыгают через огонь босиком. Культ природы проявляется также в почитании священных деревьев — акации, ивы, сосны, персикового дерева. Есть божества, охраняющие человека в зависимости от профессии. Учащиеся почитают бога Ван- чан — покровителя литературы. Военные почитают Гуанди, бога войны, который жил на земле в образе рыцаря в старые времена. Бога богатства прославляют в конце года купцы. Даосизм имеет своих священников и монахов. Главное занятие священнослужителей состоит в проведении религиозных церемоний. Им разрешено вступать в брак, но должность священника не наследственная. Даосские монахи соблюдают безбрачие, удаляются от мира и отличаются строгостью благочестия. Кроме того, в даосизме выделяется еще одна группа. Это геоманты, указывающие по приметам наилучшие места для жилищ и могил. Места захоронения должны быть ненарушаемы, иначе дух умершего будет мстить живым. К даосским знатокам геомантии обращаются за советом последователи всех трех китайских религий.


написать администратору сайта