Дедлайн 09. 02 23 59 17. 2 Теория Родиона Раскольникова и правда Сони Мармеладовой. (По роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.)
Скачать 56.25 Kb.
|
ДЕДЛАЙН 09.02 23:59 17.2 Теория Родиона Раскольникова и правда Сони Мармеладовой. (По роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.) Социально-психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» строится на полифонии. Каждый персонаж здесь обладает своей философией, определенным видением мира. Мировоззрение главных героев, Раскольникова и Сони Мармеладовой, во многом противопоставлено. Рассмотрим это подробнее. Можно сказать, что в некотором роде судьбы главных героев схожи: оба они проходят через «преступление». Соня преступает нравственный закон – идет «по желтому билету», чтобы прокормить родных. Родион тоже нарушает закон, не только нравственный, но и уголовный – убивает двух людей. Но Сонечка обладает прекрасными христианскими добродетелями – кротостью, смирением, а в Раскольникове же напротив, есть тяга к вседозволенности, гордость и ярко выраженный индивидуализм. Желание помочь другим, неравнодушие к окружающим – яркие черты характера героини. Эти качества есть и у Родиона. Стремление к всеобщему благу – одна из причин, подтолкнувшая персонажа на преступление. Однако если для Сони самой важной и неприкосновенной ценностью является человеческая жизнь, то Раскольников считает, что убийство может быть оправдано. На этом и строится его теория, задумываясь о преступлении, персонаж задается вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Но, совершив убийство, герой понимает, что не выдержал проверку и не может причислить себя к «право имеющим». Он утверждает: «Я не старушку убил, я принцип убил!» Встреча с Соней переворачивает мир героя. Важной деталью является кипарисный крест, который девушка надевает на грудь Раскольникову. Автор дает понять, что душу персонажа ещё можно спасти. Соня призывает героя к тому, чтобы понести наказание: "... Страдание принять и искупить себя им..». Она пытается донести до Родиона ценность человеческой жизни, любой, даже этой, по его мнению, «мерзкой старушонки». Постепенно Соня помогает Раскольникову понять, что его теория низкая, жестокая и бесчеловечная. В развязке произведения герой ещё не до конца пришел к раскаянию, однако он уже начинает усваивать христианские истины и засыпает с Евангелием под подушкой. Таким образом, мы видим, что мировоззрение Сони Мармеладовой и Родиона сильно отличается. Тем не менее, героиня сыграла огромную роль в судьбе Раскольникова. Своим всепрощением, искренней любовью девушка возвращает нравственный облик главному герою. В эпилоге Достоевский дает понять, что рано или поздно Соня приведет Родиона к полному покаянию, и через страдания душа персонажа «спасется». |