|
Действующие лица комедии Д. И. Фонвизина Недоросль
Действующие лица комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Всяк не на своём месте – вот общая беда…
Ст. Рассадин
ЗАДАЧИ АВТОРА
1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.
2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.
3.Выяснить причины, уродующие личность.
4.Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет (для получения образования).
5.Обострить основной конфликт времени — конфликт между невежеством и просвещением.
6.Вынести на обсуждение тему воспитания.
7.Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.
СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА
| | ЗАКОНЫ КЛАССИЦИЗМА
| ПОСТРОЕНИЕ КОМЕДИИ
| Правила «трех единств»
| | единство места
| поместье Простаковых
| единство времени
| в течение одних суток
| единство действия
| борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи
| Разделение всех героев на положительных и отрицательных
|
Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья
Отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)
| Назначение комедии: смехом казнить пороки
| | «Говорящие» фамилии персонажей
| Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость»)
| Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.
| | Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.
| | Структура драматического произведения - Действие, или акт. (события, изображенные в каждом из них, происходят в разных местах и сцена должна иметь соответствующий вид. Между действиями во время представления делаются перерывы (антракты). )
- Явление, объявление новых персонажей
- Картина
- Сцена
- Весь текст составляет речь персонажей. В диалогах действующие лица обмениваются мнениями, выражают свое отношение к предмету разговора, свои настроения и чувства. Свой монолог персонаж может обращать к зрителю, к самому себе.
- Слова в отдельном высказывании одного персонажа, на которые отвечает другой персонаж, называются репликой (от лат. – возражаю, отвечаю, раскрываю).
- Язык автора в пьесе занимает небольшое место. Это список действующих лиц, описания вида сцены, имена персонажей перед их высказываниями. В списке действующих лиц указывается, кем является каждый из персонажей, порой описывается их внешний вид, раскрываются некоторые черты характера. Язык автора в пьесе называется ремарками (от фр. – пометка, примечание).
Первые постановки Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием истории — пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и русского театра.
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И.А.Дмитревский, Правдина — К.И. Гамбуров, Цифиркина — А.М.Крутицкий, Скотинина — С.Е.Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».
А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.
Действующие лица - Простаков.
- Гж.* Простакова, жена его.
- Митрофан, сын их, недоросль. **
- Еремеевна, мама*** Митрофанова.
- Правдин.
- Стародум.
- Софья, племянница Стародума.
- Милон.
- Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.
- Кутейкин, семинарист.
- Цыфиркин, отставной сержант.
- Вральман, учитель.
- Тришка, портной.
- Слуга Простакова.
- Камердинер Стародума.
- Действие в деревне Простаковых.
- * Гж. - сокращенное написание слова "госпожа". В дальнейшем принято более употребительное сокращение - г-жа.
- ** Так официально назывались дворяне, преимущественно молодые, не получившие документа об образовании и не поступившие на службу. Вместе с тем слово "недоросль" обозначало любого дворянина, не достигшего совершеннолетия.
- *** Мама, то есть кормилица.
Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) - — недоросль, сын помещиков Простаковых, 15 лет. Имя «Митрофан» означает по-гречески «матерью явленный», «подобный своей матери». Оно стало нарицательным для обозначения тупого и наглого маменькиного сынка-невежды. Прототипом образа М. ярославские старожилы считали некоего барчука, проживавшего в окрестностях Ярославля, о чем сообщил Л. Н. Трефолев.
Недоросль - Слово «недоросль» до комедии Фонвизина не несло отрицательной семантики. Недорослями называли подростков, не достигших пятнадцати лет, т. е. возраста, определенного Петром I для вступления в службу. В 1736 г. срок пребывания в «недорослях» был продлен до двадцати лет. Указ о вольности дворянской отменил обязательную срочность службы и предоставлял дворянам право служить или не служить, но подтверждал введенное при Петре I обязательное обучение. Простакова следует закону, хотя и не одобряет его. Она знает также, что многие, в том числе из ее родни, обходят закон. М. учится уже четыре года, но Простакова хочет удержать его при себе лет на десять.
- Непросвещенность
- Лень
- Пустые занятия
- Обжорство
- Подхалимство
- Неблагодарный
Простакова - жена Терентия Простакова, мать Митрофана и сестра Тараса Скотинина. Фамилия указывает как на простоту, неученость, необразованность героини, так и на то, что она попадает впросак.
- Грубость по отношению к другим, оскорбления, побои
- Невежество, неразвитость ума
- Цель жизни – захват добычи
- Хитрость, изворотливость, обман
- Лесть
- Наглость
- Жадность
- Превратное представление о «вольности» дворянской, не подчиненной моральным нормам.
Муж Простаковой , отец Митрофана. «Простак» –протофиля, наивный человек Простаков
Терентий
Тарас Скотинин брат г-жи Простаковой, «Близость со скотиной» Скотинин Тарас - - дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался.
- Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном, конфликтовал с Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь».
- Этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такой деградации – в невежестве, отсутствии правильного воспитания: «…не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет».
Софья - — племянница Стародума (дочь его сестры); мать Софьи — сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простаковой. София — по-гречески означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость Софьи — не рациональная, не мудрость, если можно так выразиться, ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели.
Софья- «мудрость» Милон- «мил он» - Умна, образованна
- Испытывает искреннее почтение к Стародуму,уважает Правдина.
- верна Милону
- насмешлива (она подтрунивает над ревнующим ее к Скотинину и Митрофану Милоном),
- чувствительна и добра (с пылкостью она выражает свою радость, когда Стародум дает согласие на ее брак с Милоном; в момент счастья прощает Простакову за причиненное зло и жалеет «презлую фурию»).
Служащий дворянин, фамилия указывает на основное качество героя Правдин
Стародум - — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа Н. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые).
«любитель обычаев старины», «думающий по-старому» Стародум
ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА
Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.
Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
Невежда без души — зверь.
Великий государь есть государь премудрый.
Начинаются чины — перестает искренность.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Для прихоти одного человека всей Сибири мало.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.
Последуй природе, никогда не будешь беден.
Еремеевна, мама Митрофана, то есть кормилица. Цыфиркин,отставной сержант, учитель по арифметике
Кутейкин, дьячок, недоучившийся семинарист, фамилия указывает на род занятий (от «кутья» – каша с изюмом)
, Вральман, учитель (от «враль» и «манн» - человек) Интересные факты - Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
- Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.
|
|
|