Главная страница

декоративный натюрморт. Декоративный натюрморт


Скачать 3.64 Mb.
НазваниеДекоративный натюрморт
Анкордекоративный натюрморт
Дата13.03.2022
Размер3.64 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаdekovaritivny_natyurmort_6_klass.doc
ТипУрок
#394639

" Декоративный натюрморт "

Программы по ИЗО/Л.Г.Савенкова,Е.А.Ермолинская,Е.С.Медкова- М.: Вентана.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ


Предмет

Изобразительное искусство



Класс

6

Тема четверти

Натюрморт

Тема урока

Декоративный натюрморт


Предыдущие темы / Последующие темы

Графический портрет
Построение геометрических тел

Тип урока

- по способу проведения;

-по целям обучения

Урок практикум, комбинированный

Урок открытия нового знания

Изучение нового материала.

Цель

создание условий развития творческого подхода, учащихся при выполнении декоративного натюрморта.

Возрастные особенности

формирования представлений о сущности, видах и жанрах изобразительного искусства, особенности художественно-образного языка, усвоения определенных художественных приемов и закономерностей и соответствующей терминологии

  1. Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать значение слова «натюрморт», «декоративность», «стилизация»

Уметь анализировать объекты

Уметь преобразовать форму предметов и цветовое отношение предметов.

Получить представление о стилизации в искусстве.

Уметь гармонизовать (уравновешивать) изобразительную плоскость, находить варианты композиционного решения, применять знания о закономерностях колористического решения, выявлять и передавать конструктивные и характерные особенности предметов, из которых составлен натюрморт. 



Использовать речь для регуляции своего действия

  1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

  2. Чувства прекрасного и эстетического

Развитие фантазии и воображения. Формирование широкого, объёмного представления учащихся о жанре натюрморта в изобразительном искусстве. Взаимосвязь изображаемых предметов в натюрморте (диалог предметов). Представление о выразительных средствах, используемых художником в изобразительном искусстве.

  1. Иметь воображение, уметь фантазировать, иметь представление о многообразии и красоте форм и предметов.

  2. Стремление самоконтролю и анализу своих действий.

Формировать эстетические потребности (потребности в творческом отношении с искусством), ценностей и чувств.

Формировать интерес к поставленной задаче и мотивацию к учебной деятельности.

Материально-техническое обеспечение

слайдовая презентация: иллюстративный материал к вводной беседе; план практической работы; критерии оценок

Репродукции натюрмортов А. Матисса «Натюрморт с магнолией», П. Сезанна, В. Ван Гога «Подсолнухи», П. Кончаловского «Сирень», репродукции картин в жанре натюрморт (реалистичный «КарлаШи» и декоративный Мержеевская Е.А. состоящий из цветов, из фруктов, из цветов и плодов, из посуды), портрет (по плечи «портрет А. С. Пушкина» — картина художника Ореста Кипренского, и в полный рост картина «портрет Жанны Самари в полный рост» создана Ренуаром), пейзаж (морской Айвазовский И.К «морской пейзаж», сельский «Васильев Т.А», лесной «пейзаж с цаплями Шишкин И.И»), изделия декоративно – прикладного искусства

План урока


  1. Организационный момент. Постановка цели и задачи урока.

  2. Актуализация знаний. Изучение нового материала.

  3. Творческая практическая деятельность.

  4. Подведение итогов урока, рефлексия.





Ход урока.

Организационный момент

1 этап. Организационный момент (2 мин)

Приветствие. Проверка готовности к уроку

2 этап. Актуализация знаний (3 минуты)

Создание учебно-проблемной ситуации.

Учитель:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями художников разных эпох передающих натюрморты. Жанр натюрморта вам уже знаком.
Натюрморт произошел от французского слова в дословном переводе "неживая натура", но сколько в нём жизни! (Слайд№1.2)
Натюрморт выделился в самостоятельный жанр изобразительного искусства из других жанров - сюжетного и портретного. ( Слайд.№3,4,5.)При этом натюрморт может играть роль фона, в нём может быть заключена информация о человеке, который изображён на картине, или об интерьере, в котором он стоит.(Слайд№6)
3 этап. Введение в тему урока (15 мин)

Учитель показывает слайды(с флэш - накопителя через медиапроектор):

1.Цветы и плоды

2.Лён. В. Стожаров.

3. Сын. Е, Моисеенко.

4. Портрет Ф.И. Шаляпина.

5.Катя у кухонного стола. З. Серебрякова.

6.Сын вариант картины. Е.Моисеенко.

Сейчас я представлю вашему вниманию несколько живописных работ разных художников: У И,И, Машкова красные фрукты задорны и нарядны( Слайд№7),картина А. Матисса похожа на яркий декоративный ковёр. Цвет для него является основным выразительным средством, красный на полотне словно излучает жизненную энергию, несет заряд радости и оптимизма.( Слайд№8)А в произведении "Красная мебель" Р. Фалька здесь красное драматично."Какие здесь кипели страсти...Какой тревожный колорит!"И. Калитина. Резкие контрасты создают атмосферу напряжённого конфликтного разговора.
Учитель показывает слайды(с флэш - накопителя через медиапроектор):

1.Синие сливы И. Машкова

2. Красная комната. А Матисс.

3. Красная мебель Р. Фальк

Учитель:

- Что изображают в натюрмортах?

Ученики:

- В натюрморте могут быть изображены какие-либо предметы быта, атрибуты, фрукты, цветы, овощи, плоды .

Учитель:
- Можно сказать, что в натюрморте существует своя жизнь, потому что предметы изображённые в нём, находятся в диалоге друг с другом и образуют свой особый мир. Назовите какие выразительные средства использует художник в работе?

Ученики:
- Построение композиции, организация общего пространства картины:

-форма предметов;

-цвет, колорит и ритм

Учитель:
-Правильно. Из грамотно созданной композиции невозможно убрать ни одного элемента без ущерба для её цельности. Чтобы убедиться в этом, можно провести эксперимент с картинами выдающихся мастеров живописи, например А.Матисса, И. Машкова, Р. Фалька. Если закрыть какой-то элемент в картинах, композиция приобретает иной смысл, не будет цельной и, как говорят художники, "развалится." Каждый, казалось бы, незначительный элемент находится в произведении не случайно и играет определённую роль.
Динамика и статика, симметрия и асимметрия- позволяют создавать особое настроение, состояние, передать историческое время, стили в искусстве.
Что такое стиль в искусстве? Открываем словарь в учебнике и читаем:

Ученики:
«Совокупность приёмов и признаков, характеризующих искусство определенного времени, направления или индивидуальную манеру художника.»

Учитель показывает слайды:

  1. Египетские маски. М. Сарьян.

  2. Синий кувшин. М. Сарьян.

  3. Натюрморт на синем столе. А. Матисс.

  4. Ананас и анемоны. А. Матисс

Учитель:
- Сейчас вы смотрите разные натюрморты, которые трудно назвать реальными, скорее это декоративные картины. Декоративные натюрморты построены по всем правилам композиционного и цветового решения, имеют содержательную и эмоциональную составляющую, раскрывают личное отношение автора к изображаемому и стремление рассказать о красоте предметного мира. В основе декоративного натюрморта лежат конкретные предметы, которые волей художника стилизованы. Основной  задачей  в  натюрморте является  задача  стилизации  намеренной, сознательной использованной художником формы предмета, их тона и цвета. не требует безоговорочного выполнения некоторых постановочных задач, таких, к примеру, как отображение материальности, пространства, лепка формы Предлагается их плоскостное решение, а падающая или собственная тень изображаемых предметов дополняет и обогащает декоративную функцию. художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.(Слайд 14,15) Натюрморт со стаканом под лампой. П. Пикассо, Натюрморт. Н. Пиросмани

- Теперь вы наверняка угадаете какой натюрморт мы с вами будем писать

Ученики:
- Декоративный натюрморт

Учитель:
- Да, все верно! Сегодняшняя тема урока "Декоративный натюрморт".
Вы задумывались как художник составляет натурную постановку?

Ученики:

Перед тем как рисовать, художник отбирает предметы, которые интересны по форме и цвету, и составляет из них натурную постановку.

Учитель:

- То есть создаёт композицию натюрморта на основе художественной идеи.
А что помогает передать настроение в декоративном натюрморте?

Ученики: - Цвет

Учитель:

Как сказал А.Матисс" Один тон сам по себе есть всего лишь цвет, — учил художник, — два тона — это уже соотношение, это жизнь. Цвет значим только в соотношении с соседним… Запомните своё первое впечатление… Это чувство — самое главное».

Однако важно не то только, что изображено. но и каким образом. Одни и те же предметы, по-разному расположенные, написанные яркими или контрастными цветамиКонтраст - придает композиции выразительность, с его помощью легко выделить главные элементы, увеличить диапазон динамики композиции, а сочными мазками, что можно передавать?

Ученики:
- Радость, праздничность, торжественность, счастье.

Учитель:
- А если они написаны мягко и тихо в холодном колорите, какое настроение они могут передать?

Ученики:
-Загадочность ,мрачность, тоскливость, грусть, таинственность, печаль

Учитель:

- Так давайте проведем анализ реалистического и декоративного натюрмортов. Почему они по разному воспринимаются?

Ученики:

- В реалистическом - все точно и подробно прописано, как на фотографии, передаётся форма, и цель художника передать реалистичность, а в декоративный натюрморте, внимание художника акцентируется на цветовом и эмоциональном настрое, плоскостном решение при этом показывая только тень на предметах или падающую тень. Свободное решение показывается в декоративном натюрморте

Учитель:
-Просмотрев произведения живописных натюрмортов вы могли отметить как по разному выглядит этот мир в изображении художников: радостным и торжественным, нежным и певучим или даже мрачным и тоскливым. Так же вы наверняка выделили работу понравившегося вам художника.
Домашнее задание: посмотреть работы понравившегося художника и почитать о нём.

4 этап (3 минуты)

Учитель:
-
Чтобы лучше запомнить что такое натюрморт давайте прочитаем стихи, посвященные этому художественному жанру:

Автор: Подгорная Светлана Рисовать решила Галя Кисти, краски и пастель.
Разместила всё на лавке –
Блюдце, ложку и стакан,
Фрукты в вазе на подставке
Украшают задний план.
Груши, яблоки, малина
Привлекают дружно взгляд,
Абрикосы, апельсины
Источают аромат,
Виноград искрится соком Радуя усталый глаз,
Манит черепичным боком
Заграничный ананас.
Рядом вишня заалела,
Сливы – самый высший сорт.
Кружевная скатерть смело
Дополняет натюрморт

Автор: Макашова Светлана

Приготовила натуру,
Вот на блюде фрукты –
Вкусные продукты.
Посерёдке ананас –
Король фруктов, без прикрас!
По бокам лежат бананы –
Очень любят обезьяны,
Вот и круглый апельсин,
Ему грустно – он один.
Яблоки и груши тут,
Красотой своей влекут.
И, конечно же, лимон
В нашем блюде отражён.
Виноград и персик вот –
Получился натюрморт

5 этап. Творческая практическая деятельность (15 минут)

Учитель:
- А теперь давайте перейдем к практической части нашего урока. Создайте декоративный натюрморт, в котором цвет и форма передают определённое настроение. Как сказал Улекса фон ЛУ: "Краски славят красоту -вдох и выдох вдохновенья"

Самостоятельная работа учащихся.
Музыкальная заставка
В названии отрази настроение твоей работы. Выразительность цвета, контраст или нюанс должны помогать передаче замысла.

Работа цветными карандашами на А4 формате. Работая над декоративным натюрмортом, обратите особое внимание на ритм и форму, контраст и принцип загораживания.

Самостоятельная работа учащихся.
Музыкальная заставка

6 этап. Подведение итогов урока (3 минуты).

Помогает в проведении презентации своей работы.

Давайте выберем, натюрморт, который наиболее вам понравился.

7 этап. Рефлексия (2минуты).

Проведение итогового анализа и оценивания работ обучающихся.

Учитель предлагает ответить на вопросы.

Что такое натюрморт?

-Что такое декоративный натюрморт?

-Чем отличается реалистичный натюрморт от декоративного?

-Что такое поставленный и случайный натюрморт?

Слайд №1 Цветы и плоды И. Хруцкий

Слайд №2 Лён. В. Стожаров

Слайд № 3Сын. Е, Моисеенко;

Слайд №4 Портрет Ф.И. Шаляпина К. Коровина

Слайд №5 Катя у кухонного стола. З. Серебрякова

Слайд №6 Сын вариант картины. Е.Моисеенко

Слайд№7Синие сливы И. Машкова

Слайд №8 Красная комната. А Матисс.

Слайд №9 Красная мебель Р. Фальк

Слайд №10 Египетские маски М.Сарьян

Слайд №11 Синий кувшин М.Сарьян

Слайд №12 Натюрморт на синем столе. А. Матисс

Слайд №13 Ананас и анемоны. А. Матисс

Слайд№14 Натюрморт со стаканом под лампой. П. Пикассо

Слайд №15 Синий кувшин Ж. Брак

Слайд№16 Натюрморт. Н. Пиросмани


Слайд №1 Цветы и плоды И. Хруцкий


Слайд №2 Лён. В. Стожаров



Слайд № 3Сын. Е, Моисеенко;




Слайд №4 Портрет Ф.И. Шаляпина К. Коровина



Слайд №5 Катя у кухонного стола. З. Серебрякова





Слайд №6 Сын вариант картины. Е.Моисеенко



Слайд№7Синие сливы И. Машкова




Слайд №8 Красная комната. А Матисс.




Слайд №9 Красная мебель Р. Фальк


Слайд №10 Египетские маски М.Сарьян



Слайд №11 Синий кувшин М.Сарьян




Слайд №12 Натюрморт на синем столе. А. Матисс



Слайд №13 Ананас и анемоны. А. Матисс


Слайд№14 Натюрморт со стаканом под лампой. П. Пикассо



Слайд №15 Синий кувшин Ж. Брак



Слайд№16 Натюрморт. Н. Пиросмани


написать администратору сайта