Главная страница
Навигация по странице:

  • Формирующиеся ценности

  • Комплект материалов

  • СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ Часть 1. Мотивационная. Учитель

  • Ответы обучающихся. Учитель.

  • Демонстрация видеороликов (видеообращения В. Л. Машкова, Е. В. Князева). Учитель

  • Часть 2. Основная Учитель.

  • Учитель.

  • Длительность спектаклей

  • «Историю одной куклы»

  • Слайд №8 Ежик в театре «Живых кукол» самый популярный актер, любимец публики. Он появился раньше Зайца, раньше Медвежонка. Даже раньше самого спектакля «Про Ежика».

  • Критерии оценивания разработки

  • Интерпретация результатов

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3. Практическая работа к теме 3.4. Педагогические технологии в рабо. День театра. Томский театр живых кукол 2Ку


    Скачать 170.55 Kb.
    НазваниеДень театра. Томский театр живых кукол 2Ку
    АнкорПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3.2
    Дата02.05.2023
    Размер170.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая работа к теме 3.4. Педагогические технологии в рабо.docx
    ТипЗанятие
    #1103699

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Среднетымская средняя общеобразовательная школа»

    Практическая работа к теме 3.4. Педагогические технологии в работе классного руководителя (куратора)

    Тема: ДЕНЬ ТЕАТРА. Томский театр живых кукол «2+Ку».

    Класс: 5



    п. Молодёжный 2023г

    Цель занятия: опираясь на наследие нашего великого соотечественника Станиславского, создать для обучающихся воспитательную ситуацию размышление об исконной роли театрального искусства нести людям жизненную правду, идеалы нравственности и справедливости. Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, самореализация, развитие. Продолжительность занятия: 40 минут.

    Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентацию, включает в себя анализ информации.

    Комплект материалов: – сценарий, – методические рекомендации, – видеоролики, – презентации, – комплект интерактивных заданий.

    Структура занятия

    Часть 1. Мотивационная. Вступительное слово учителя, беседа по предварительным вопросам, просмотр видеоролика.

    Часть 2. Основная. Общее обсуждение. Выполнение заданий.

    Часть 3. Заключение. Подведение итогов занятия, рефлексия.

    СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

    Часть 1. Мотивационная.

    Учитель. Сегодняшний наш разговор посвящен Всемирному дню театра, который отмечается 27 марта. Ребята, скажите, а зачем мы ходим в театр и почему мы иногда так любим играть в театре сами?

    Ответы обучающихся.

    Учитель. Наверное, кто-то находит в театре ответы на сложные жизненные вопросы, кто-то приобретает новые знания, кто-то переживает сильные эмоции, а кто-то просто получает эстетическое удовольствие… Но совершенно точно театр заставляет всех нас думать и сопереживать. Современный театр — это разнообразие жанров и синтез самых разных видов искусства: музыки, хореографии, литературы, живописи. Предлагаю посмотреть видеообращения Владимира Львовича Машкова – художественного руководителя Московского театра Олега Табакова и Евгения Владимировича Князева – ректора Театрального института имени Бориса Щукина.

    Демонстрация видеороликов (видеообращения В. Л. Машкова, Е. В. Князева).

    Учитель. Ребята, реформатором русского театра был Константин Сергеевич Станиславский. Без него сложно представить себе современный театр. В этом году мы празднуем юбилей этого выдающегося человека, реформатора театра, актера, режиссера и педагога. Что вы слышали о Станиславском? Чем он знаменит? Почему его ценят во всем мире?

    Ответы обучающихся.

    Учитель. Константин Сергеевич создал знаменитую на весь мир актерскую систему, на принципах которой до сих пор основывается методика подготовки актеров в театральных вузах. Давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается о выдающемся русском мастере театрального искусства Константине Сергеевиче Станиславском. Демонстрация видеоролика (дикторский текст). Знаете ли вы, что знаменитые актеры, которыми мы восхищаемся в кино, практически все работают по системе актерского мастерства, которую разработал великий русский режиссер и педагог Константин Сергеевич Станиславский еще в начале ХХ века. Константин Сергеевич родился в Москве 17 января 1863 года в многодетной купеческой семье. Его отец, Сергей Владимирович Алексеев, владел крупнейшей в России фабрикой, руководство которой в дальнейшем доверил сыновьям, в частности, и Константину. Семейное дело Алексеевых процветало, и Константин мог бы спокойно продолжать заниматься делами фабрики. Но главной страстью Кости стал театр. В 1877 году несколько членов семьи создали домашний любительский театр – Алексеевский кружок. Отец Константина переделал сарай загородного дома в небольшой театральный зал, где юные артисты и показывали свои спектакли для близких друзей и родственников. Но Константин мечтал о большем. Занятие театром в то время было не настолько почетным, как сейчас. Потому, чтобы не пятнать знаменитую фамилию и всерьез заниматься любимым делом, Константин Сергеевич взял псевдоним. Так, купец Алексеев превратился в актера, режиссера, величайшего театрального педагога Станиславского. А уже в 1897 году состоялась легендарная беседа Станиславского с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко, которая навсегда изменила русское искусство. В 1898 году был создан общедоступный театр, на сцене которого воплощали свои идеи Станиславский и Немирович. В то же время Константин Сергеевич продолжал искать упражнения и инструменты, с помощью которых актеры могли максимально правдиво воплощать своих персонажей. И создал универсальную систему НЕ для гениев, а для всех желающих искренне и честно выступать на сцене.

    Вот некоторые ее принципы: 1. Действие. На сцене нужно действовать, а не показывать эмоции. 2. Не играть, а жить. Чем сильнее актер проживает свою роль, тем больше эмоций испытает зритель, глядя на его игру. 3. Анализ. Актеру нужно анализировать свои действия, поступки, свои сильные и 5 слабые стороны и постоянно совершенствовать себя. Важно изучать и анализировать мир вокруг, чтобы создавать и творить. 4. Простота, логика и последовательность. Все сложные задачи нужно разбивать на маленькие и простые, тогда их легче будет решить. Применение этих принципов увидим прямо сейчас. Данила Козловский - для роли Валерия Харламова в знаменитой Легенде 17 - несколько месяцев учился с профессиональными тренерами кататься на коньках и владеть хоккейной шайбой. Для роли Тора Крис Хемсворт за полгода набрал 18 кг мышечной массы. Джонни Депп придумал своего Джека Воробья, частично взяв черты от анимационного персонажа Пепе Ле Пью из детского мультика «Луни Тюнз». Более 100 лет система Станиславского – самая востребованная система актерского мастерства в мире. И не только на сцене театра или в кино. Ею пользуются предприниматели, политики, ораторы, журналисты, чтобы повысить эффективность своей работы. И вы тоже можете смело использовать принципы системы Станиславского в своих выступлениях как в школе, так и за ее пределами.

    Часть 2. Основная

    Учитель. Ребята, назовите, какие вы знаете виды театров?

    Школьники отвечают: Драматический, Балетный, Оперный, Театр кукол, Театр пантомимы.

    Учитель. А в каком театре вы были или вам хотелось бы посетить?

    Какие театры есть в нашем областном центре г. Томск?

    Школьники отвечают: Томский областной театр драмы, Томский областной театр юного зрителя, Театр куклы и актера «Скоморох» им. Романа Виндермана.

    Учитель. Я хочу вас сегодня познакомить с еще одним знаменитым театром г. Томска.

    Это театр живых кукол, и называется он очень просто «2+Ку».

    Рассказ педагога (с сопровождением презентации)

    Ребята, театр «2+Ку» работает круглый год и не уходит на летние каникулы. Спектакли проходят в пятницу, субботу и воскресенье.

     В пятницу в 19.00 один взрослый спектакль.

    В субботу и воскресенье проходит по 3-4 представления. Длительность спектаклей: условно детский 30 минут, взрослый 40-50 минут.Однако приходить в театр нужно заранее, чтобы занять место и познакомиться с куклами и оживающим пространством.

     Зрительный зал вмещает порядка 60-80 зрителей. Как только места заполняются, двери закрываются и начинается спектакль. Поэтому приходя в театр ровно к заявленному времени, вы рискуете увидеть т абличку «Простите, спектакль уже начался».

    Руководил этим театром замечательный человек, сказочник и кукольник Владимир ЗАХАРОВ. Сейчас его дело продолжают его ученики. Слайд №1 Владимир Захаров был робототехником, работал в НИИ, занимался разработкой, внедрением в производство, автоматизацией технологического процесса 7 лет. Однажды спросил про автоматизацию в театре кукол. Мне нравился тот театр кукол, что появился в Томске в 1983 году. В 1984 году там начали играть спектакли, в 1985 я пришел их посмотреть, а в 1986 уже работал в «Скоморохе». Сказал, что я кибернетик, и услышал, «Вот нам как раз такие люди и нужны!». Спустя десять лет Владимир Захаров ушел из театра «Скоморох» и начал изготавливать своих кукол на запястье, такой технологией никто не владел в целом мире! И воплотил в жизнь свою мечту, построил свой театр.

    В этом театре Владимира Захарова даже вешалки необычные. Владимир Захаров мог все: превратить кедровую чурку в куклу, научить ее двигаться, говорить; по его команде зажигаются и гаснут звезды, всходит луна и улетают зайцы. Он разбирался в робототехнике и умел говорить на одном языке с физиками-теоретиками. Но лучше всего у него получалось сочинять стихи и сказки, ставить спектакли и в них играть. Больше того, ему удалось воплотить в жизнь свою мечту - построить дом-театр.

    Слайд №2. Зритель сюда ходит-ездит разный, от младенцев до стариков. А выходят от Захарова все абсолютно счастливыми.

    В чем секрет? Здесь все необычно. Не стандартно. Люди, привыкшие к металлу, пластику, гипсокартону, словом, ко всему искусственному - искусственным отношениям, материалам, попадая в театр к Захарову, начинают меняться. Даже если они и не собирались этого делать. Слайд №3

    «Театр, как и всякое искусство, имеет одну задачу - человека растормошить, дать ему возможность подумать о чем-то, - объясняет Владимир. - Мысль вот какая-то у него была, а тут раз... Как только я осознал, для чего нужен мой театр, сначала, конечно, интуитивно осознал, даже инстинктивно, только потом разумом, то мне стало ясно, что надо делать. А надо чтобы все, что увидит и услышит здесь зритель - музыку, стихи, образы, впитывал бы в себя, как губка. Нужно человека ввести в состояние повышенной восприимчивости. Для этого я стараюсь использовать материалы природные. И формы тоже природные, округлые. Здание даже не из бруса, а из бревен сложено. На этих формах глаз отдыхает, вот на этой корнепластике и веткопластике. Глаз же тоже - не дурак. Когда видит острые углы, он напрягается. Все плоскости, острые углы дурно влияют на человека: пространство души становится таким же плоским, меняется и отношение к миру - человек делается колючим. А у меня в театре он становится доверчивым, добрым, мягким».

    Метаморфозы начинаются с порога. Заходишь, а тебя уже приветствуют куклы, здороваются с тобой, предлагают пройти в зал. Протягиваешь руку к вешалке - и понимаешь, как прав был Станиславский: театр должен удивлять с вешалки. У Захарова вешалки сделаны из ошкуренных толстых веток. Делал сам. Слайд №4.5

    «Посмотрим, посмотрим, во что вы оцениваете театр, - скрипит за спиной старушечий голос. - Билетики берите самостоятельно. А потом сравните: какой спектакль и во сколько вы его оценили».

    Старушка-кассирша намекает, что нужно в мешочек с пришитыми к нему буквами «касса» опустить денежки: 100-200 рублей, если ребенок, 200-500 - если взрослый. Слайд №6,7 Из театра Захарова уходишь - как будто заново расстаешься с детством. Может быть, поэтому есть настойчивое желание сюда вернуться снова. В Томске живет один серьезный музыкант, который регулярно, раз в квартал как минимум, приходит в театр «Живых кукол». «Что-то я соскучился», - говорит он и смотрит в 15-й раз «Историю одной куклы». Недавно он посмотрел «Маленького принца». С тех пор приходит сюда в два раза чаще.

    ...Свободных мест в зрительном зале уже нет. Сажусь на лестницу. «Не садись, - просит Захаров. - Куклы ругаться будут. Ты попадаешь в зону действия датчиков». Пришлось смотреть «Перелетного зайца» со второго этажа, где обычно волшебник Володя, как зовут его дети, чаевничает с друзьями.

      Вот-вот Коля Шторкин должен объявить: «...Третий звонок, господа!» и раздвинуть занавес. Шторкин - ветеран захаровского театра. У Коли печальная история - он не прошел кастинг на Маленького принца и благодарен, что его оставили в театре. С тех пор, то есть с начала 90-х, служит у Захарова наплечной куклой. Слайд №8

    Ежик в театре «Живых кукол» самый популярный актер, любимец публики. Он появился раньше Зайца, раньше Медвежонка. Даже раньше самого спектакля «Про Ежика».

    До того, как стал выходить на сцену, он полтора года жил вполне самостоятельной жизнью - участвовал в тусовках, выступал с импровизациями на концертах. Однажды даже стоял на контроле в новосибирском театре - проверял билеты. Слайд №9
    Спектакли рождаются, живут и умирают. Таков закон жизни. Захаров пытался открыть новый закон, чтобы делать вечно живые спектакли.

    Просмотр видеосюжетов о театре «2+Ку».
    Учитель. Ребята, а вы бы хотели посетить театр Захарова?

    Ответы учащихся
    Учитель. А сейчас я вам предлагаю разыграть не большие кукольные сцены из знакомых вам русских сказок. Посмотрите, какие сказочные -герои здесь есть, распределите их по сказкам.Разделитесь на группы.

    Учащиеся делятся на группы. Разыгрывают сценки из знакомых русских сказок. (курица «Ряба», «Теремок».

    Часть 3. Заключение.

    Учитель. Театр – это особый мир искусства, в котором мы получаем уроки художественной красоты, где мы переживаем глубокие чувства, задумываемся о смысле жизни. Посещать театры, смотреть захватывающие постановки, видеть игру гениальных актеров, разбираться в тонкостях театрального искусства – это всегда интересно, это делает богаче наш духовный мир. Но еще интереснее – попробовать сыграть самим, поставить свою постановку: в школьном театральном кружке или даже в собственном классе. И это совсем несложно. Стоит только начать. И для этого в нашей стране создано много возможностей. Учитель знакомит обучающихся с региональными и федеральными проектами, поддерживающими школьные театры (Всероссийский проект «Школьная классика» РДДМ «Движение первых» и Театрального института имени Бориса Щукина, направление «Создавай и вдохновляй» РДДМ «Движение первых») – см. дополнительные материалы. А чтобы побольше узнать о театре, о сценическом искусстве, о деятельности К. С. Станиславского, предлагаю вам познакомиться с литературными произведениями, фильмами и пр. (см. дополнительные материалы).

    Учитель. Наш разговор хочу закончить еще одной фразой К. С. Станиславского: «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».

    Источники:

    1. https://teatr2ky.ru/

    2. https://ru.wikipedia.org

    3. http://dic.academic.ru/

    4. http://www.krugosvet.ru

    5. https://yandex.ru

    6. http://yandex.ru

    7. http://art.ioso.ru

    Критерии оценивания разработки:

    Критерий оценивания

    Баллы

    Описание фрагмента занятия выполнено в логике представленных комплектов методических материалов

    1

    Сформулированная(ые) педагогическая(ие) задача(и), решение которой(ых) планируется при реализации разработанного фрагмента, не противоречит(ат) целям и направлена(ы) на достижение планируемых результатов

    1

    Продолжительность занятия позволяет реализовать все поставленные задачи и выполнить необходимые для этого действия в соответствии с возрастными и

    психофизиологическими особенностями обучающихся

    1

    Представленный материал соответствует возрасту обучающихся, учитывает ведущие виды деятельности, интересы, психофизиологические свойства

    1

    Во фрагменте предусмотрена организация не менее 2 видов деятельности обучающихся

    1

    В разработке предусмотрены материалы, на основании которых может быть организована индивидуальная/коллективная рефлексия в рамках фрагмента занятия

    1

    В разработке предусмотрены основания для проведения рефлексии в конце занятия

    1

    Проект фрагмента урока содержит посыл к рефлексивной деятельности обучающегося после проведения занятия:

    осмыслению, анализу, наблюдению

    1

    В проекте фрагмента занятия предусмотрена возможность проведения без использования технических средств обучения

    1

    Разработанный фрагмент занятия может быть использован другим педагогом

    1

    2

    Интерпретация результатов:

    0–2 балла

    Разработанный проект фрагмента занятия требует критической оценки и доработки

    3–5 баллов

    Разработанный проект фрагмента занятия может быть использован в контексте сценария, представленного на федеральном уровне

    6–10 баллов

    Разработанный проект фрагмента занятия рекомендуется к практическому использованию в контексте сценария, представленного

    на федеральном уровне

    4 балла- Разработанный проект фрагмента занятия может быть использован в контексте сценария, представленного на федеральном уровне


    написать администратору сайта