Главная страница
Навигация по странице:

  • Деонтология социального педагога

  • Библиографический список

  • Деонтологические вопросы в социальной педагогике


    Скачать 251.44 Kb.
    НазваниеДеонтологические вопросы в социальной педагогике
    Дата05.05.2022
    Размер251.44 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаdeontologicheskie-voprosy-v-sotsialnoy-pedagogike.pdf
    ТипКодекс
    #513277

    УДК 301.85
    К.А. Кременцова
    Омский государственный педагогический университет
    ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
    В статье представлены деонтологические основы социальной педагогики, отражены особенности этического кодекса социальной педагогики, выделены компоненты социально-педагогической де- онтологии, среди которых долг и ответственность социального педагога перед обществом и госу- дарством, перед профессией, коллегами и клиентом.
    Ключевые слова:деонтология, деонтология социальной педагогики, социально-педагогическая де- онтология, деонтология социального педагога.
    Любая из профессий имеет свои деонтологические основы. Это такие основы, которые определяют понимание специалистом своего долга перед обществом и государством. Мало понять и осознать этот долг, необходимо реализовать его в процессе своей профессиональ- ной деятельности. Для обеспечения безопасности человека и эффективности оказания соци- ально-педагогической помощи нужноо соблюдать требования этических профессиональных кодексов профессий в системе «человек – человек».
    Рассмотрим, как определяется понятие «деонтология». Считается, что английский фи- лософ, экономист, юрист И. Бентам первым ввел в науку указанное понятие. В его понима- нии деонтология – это теория нравственности, определяющая совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, регулирующих действия че- ловека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде [8].
    Эти принципы и нормы в сфере профессиональной деятельности определяются назначением спе- циалиста, его социальным статусом и ролью.
    В педагогической и правовой литературе под деонтологией (от греч. deon – долг; deontos – должное; logos – учение) понимается раздел этики, изучающий проблемы долга и должного. При этом в толковом словаре русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой долг – это то же, что и обязанность [6]. В медицине деонтология – это учение о морально- этических нормах и принципах поведения медицинского работника по отношению к пациен- ту. Основы этики и деонтологии давно закладывались в законах и клятвах медицины.
    Основные принципы, регламентирующие правила поведения врача и медицинского ра- ботника, содержались в письменных источниках. Уже в индийском своде законов Ману «Ве- ды» перечислены правила поведения врача [10]. В античные века огромное влияние имела знаменитая «Клятва» основоположника научной медицины Гиппократа. Любопытно отме- тить, что за всю историю развития медицины только в 1967 г. на II Всемирном деонтологи- ческом конгрессе в Париже было сделано первое и единственное дополнение к клятве Гип- пократа: «Клянусь обучаться всю жизнь» [9]. Клятва Гиппократа распространена во многих странах мира и задает высокую нравственную планку личности и деятельности врача.
    Г.М. Кертаевой принадлежит одно из первых исследований сущности деонтологии в педагогике. Учитель характеризуется деонтологической готовностью к профессиональной деятельности, которая представляет собой «состояние готовности сознания учителя, его зна- ний, умений, навыков к выполнению образовательной, воспитательной деятельности в соот- ветствии с требованиями профессионального долга. Она является неотъемлемой частью его общей готовности, отражающей уровень развития профессионального сознания, осознания должного в профессиональной деятельности» [3, с. 62]. Закладывается деонтологическая го- товность в вузе, поддерживается практической деятельностью.
    Следует выделить деонтологию социальной педагогики, деонтологию социального пе- дагога и социально-педагогическую деонтологию.

    Л.В. Мардахаев под деонтологией социальной педагогики понимает учение о нравст- венной направленности теории и практики социальной педагогики. При этом он говорит, что
    социально-педагогическая деонтология – это учение о нравственных требованиях долга, нормах, принципах и правилах поведения, профессиональной деятельности человека в со- циокультурной среде [5]. Важную роль в развитии профессиональных качеств социального педагога играют его моральный облик, личная привлекательность в общении с другими людьми, наличие необходимых психологических черт характера. Социально-педагогическая деонтология становится действенной основой поведения социального педагога не сама по себе и не наряду с психологическими мотивами, личностными качествами, а всегда прелом- ляясь через них.
    Деонтология социального педагога – это учение о нравственных требованиях, нормах, принципах и правилах поведения, профессиональной деятельности социального педагога, оп- ределяющих его назначение и обязывающих в повседневном проявлении [5]. Требования оп- ределяют нормы профессиональной деятельности социального педагога в соответствии с эти- ческими ценностями, принципами и правилами социальной педагогики. Эти нравственные нормы представлены в отечественном и зарубежном кодексах социального педагога.
    Рассмотрим особенности этического кодекса в социальной педагогике. Как и в любой другой сфере профессиональной деятельности, нравственные нормы в социальной педагоги- ке, возникнув, продолжают совершенствоваться с учетом накопленного эмпирического опы- та социальной педагогики и потребностей общества в данном виде деятельности. Последний вариант этических рекомендаций был принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая в 1994 г. и представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной и социально-педагогической работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обя- занностей [7].
    Основное назначение кодекса – представлять эталон нравственного поведения в про- фессии социального педагога. Кодекс основывается на общих этических принципах, а также принципах Всеобщей декларации прав человека, принятой под эгидой ООН в 1948 г. Декла- рация не имеет юридической силы, но представляет собой свод нравственных норм, которые включены во внутреннее законодательство большинства стран мира [2].
    Социальный педагог, согласно кодексу этики, признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостоя- ние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп. Таким образом, эти- ческий кодекс выполняет общественную функцию – определяет степень значимости профес- сии в обществе.
    Как записано в кодексе, социальные педагоги демонстрируют уважение и доброжела- тельное отношение ко всем людям и уважают убеждения своих клиентов, их ценности, куль- туру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения и связи с другими людьми; защищают и поддерживают их достоинство, учитывают индивидуальность, интересы и социальные по- требности на основе построения толерантных отношений с ними; гарантируют клиентам не- посредственное участие в процессе принятия решений на основе предоставления полной ин- формации, касающейся конкретного клиента в конкретной ситуации; гарантируют защиту своим клиентам в целях их безопасности, а также безопасности их социального окружения
    [7].
    Нравственная сторона деятельности социального педагога особенно значима в условиях, когда общество не располагает необходимыми ресурсами в обеспечении права человека на достойную жизнь. Этический кодекс социального педагога, являющийся профессиональным моральным сознанием, выступает морально-нравственной основой профессиональной дея- тельности социальных педагогов.
    Важными компонентами деонтологии выступают долг и ответственность социального педагога перед обществом и государством.В Конституции Российской Федерации записано,
    что главной целью государства является обеспечение блага его граждан [4]. Существует много направлений в деятельности государства по достижению этой цели. Одно из них – это создание института социальной педагогики. На этот институт возложены задачи оказания помощи ребенку, прогнозирования условий, обеспечивающих его оптимальное развитие, вы- бор методов и средств, позволяющих достичь намеченных результатов. Многие проблемы социальный педагог не сможет решить сам. В этом случае он должен уметь выступать по- средником в координации усилий родителей, разных специалистов, а также ведомств и ад- министративных органов для комплексного разрешения проблем ребенка [1]. Социальный педагог решает проблемы, исходя из личностных качеств клиентов, проявляющихся в част- ных ситуациях. Таким образом, долг социального педагога состоит в том, чтобы все свои профессиональные компетенции использовать для выполнения государственной социальной политики.
    Современное развитие государственной социальной политики свидетельствует о том, что государство не готово к тому, чтобы взять всю ответственность за благополучие всех граждан. Дефицит ресурсов не позволяет пока это сделать. Однако дело не всегда заключает- ся в недостатке ресурсов. Социальный педагог должен участвовать в определении социаль- ной политики, принимать участие в ее корректировке, исходя из реальных проблем, которые он знает не понаслышке. На социального педагога возложена ответственность не только за действия самого социального педагога, но и за деятельность его клиента.
    Социальный педагог должен помочь клиенту в решении его проблем, активизировать жизнедеятельность. Социальный педагог должен способствовать максимально активному участию самого клиента в решении проблем. Необходимо направить активность клиентов в нужное русло. При этом важная роль должна отводиться изменению ценностных установок личности, когда они ориентировались бы на личностное развитие.
    Итак, социальный педагог должен добиваться улучшения моральной и социальной си- туации в обществе.
    Компонентами деонтологии являются долг и ответственность социального педагога пе- ред профессией.В России профессия социального педагога молодая и не является престиж- ной. Как видно из эмпирических данных (рисунок), только 5,8% из выпускников 2011 г., обучавшихся на факультете психологии и педагогики по направлению «Социальная педаго- гика» в ФГБОУ ВПО «ОмГПУ», работают по специальности. 29% – работники профессий, связанных, близких с социально-педагогической деятельностью. Среди них аниматор, стар- ший преподаватель в детском оздоровительном лагере, специалист по социальной работе.
    Результаты изучения профессионального устройства выпускников –
    социальных педагогов
    Престиж профессии в значительной мере зависит от того, каково отношение к ней в го- сударстве, как государство оплачивает труд социальных педагогов, что напрямую зависит и от социальной политики. Также престиж профессии зависит от отношения к ней каждого из
    представителей профессиональнойгруппы. Деятельность социальных педагогов,способст- вующая развитию авторитета профессии, складывается из следующих составляющих:
    1. Квалифицированная практическая работа, основанная на профессиональных знаниях, которые постоянно пополняются. Социальный педагог, как записано в кодексе, должен ос- новывать свою деятельность «на профессиональных знаниях» и быть «всегда в курсе новых профессиональныхзнаний» [7].Безусловно, профессиональные знания и навыки не могут быть получены «раз и навсегда». Они могут устаревать, что обусловливает необходимость в их своевременной критической оценке. Важным профессиональным качеством социального работника является стремление к развитию и совершенствованию своих знаний, методов со- циальной работы.
    2. Наличие моральной ответственности не только за свой участок работы, но и за дея- тельность организации, в которой социальный педагог трудится. Это достигается благодаря участию социальных педагогов в коллективных формах ведения работы. Такие формы рабо- ты позволяют обмениваться теоретическими знаниями и практическим опытом.
    3. Недопущение неквалифицированной и запрещенной практики социально- педагогической работы. Социальный педагог должен использовать все возможные средства для того, чтобы в профессиональной деятельности утверждатьпрофессионально-этические и правовые принципы.
    4. Участие в добросовестной рекламе и информационных кампаниях, формирующих положительное общественное мнение о достойных представителях этой профессии, а также о социальном ее предназначении. Важность этого требования обусловлена повышением роли средств массовой информации в обществе. Социальный педагог, способствуя повышению авторитета профессии, должен использовать эти источники информации в целях рекламы, а также продвижения информационных материалов о деятельности социальных служб, о луч- ших представителях профессии. Но это направление деятельности предполагает соблюдение определенных этических требований, например, соблюдение нормы запрета на недобросове- стную рекламу, в которой искажаются квалификация, компетентность, результаты социаль- ной практики.
    Следующие компоненты деонтологии – долг и ответственность социального педагога перед коллегами.Социальная педагогика всегда является делом всего коллектива социаль- ных и социально-педагогических работников. Поддержание коллектива – это профессио- нальный долг социального работника. В коллективе он развивает свои качества, получает поддержку, защиту личного достоинства.
    Социально-педагогическая деятельность может быть успешной только в «команде», так как многие проблемы решаются только в масштабе организации либо с привлечением спе- циалистов из других организаций. В профессионально-этическом кодексе утверждается не- обходимость «выстраивать» отношения между коллегами на принципах уважения, честно- сти, вежливости. Первые два принципа характеризуют сущность нравственных отношений, а вежливость – внешнюю форму проявления взаимоотношений.
    Этические нормы социального педагога по отношению к коллегам включают в себя требования, следование которым позволяет не допустить либо успешно преодолеть (разре- шить) моральные конфликты в коллективе. Продуктивность профессиональных взаимоот- ношений предполагает также, с одной стороны, уважать доверие коллег, а с другой – оказы- вать помощь коллегам в осуществлении профессионально компетентных действий. Отсутст- вие зависти позволит честно оценивать квалификацию другого человека и не позволит ис- пользовать в укреплении своих позиций средства, далекие от морали. Необходимо помнить, что социальная педагогика всегда является делом всего коллектива социальных педагогов.
    Не менее важными в структуре деонтологии являются долг и ответственность социаль- ного педагога перед клиентом.Кодекс определяет интересы клиента как первостепенныев социальной педагогике. Если говорить о профессиональной составляющей социального пе- дагога по отношению к клиенту, то она заключается в следующем: социальный педагог дол-
    жен обслуживать клиента преданно, лояльно, применяя максимум профессиональных зна- ний, компетентностей и навыков.
    Нравственные ценности не должны оставаться идеальной моделью, благим пожелани- ем. Они должны реализовываться в конкретных делах. Этические обязательства, которые со- циальный педагог обязан нести перед клиентами, сформулированы в кодексе либо в форме абсолютного запрета, либо запрета, допускающего его нарушение, либо в форме регламента- ций, которым необходимо следовать [7]. Роль абсолютного запрета выполняют следующие нормы:
    - невозможность использования отношений с клиентами в личных целях;
    - недопустимость дискриминации клиентов по любому поводу (национальность, веро- исповедание, политическая ориентация, семейное положение, возраст, умственные и физиче- ские недостатки и пр.) и «борьба» с нею;
    - социальному педагогу необходимо избегать тех отношений, которые «идут во вред клиентам» (с членами ближайшего окружения клиента и др.);
    - нельзя ни при каких обстоятельствах вступать в сексуальные связи с клиентом.
    Нормами запрета, которые в исключительных обстоятельствах могут быть нарушены, являютсяконфиденциальность и неучастие в действиях, которые «оскверняют и уменьшают гражданские и юридические права граждан».
    К группе норм, регламентирующих отношения социального педагога к клиентам, мож- но отнести нормы-указаниякак предъявление требований, положенных в основу профессио- нальной деятельности:
    - социальный педагог должен в качестве своей стратегической задачи «обеспечивать субъективную позицию самого клиента»;
    - уважать достоинство личности клиента;
    - социальный педагог должен при возникновении затруднений в работе, прибегая к консультациям, учитывать советы коллег;
    - социальный педагог должен завершить профессиональные отношения с клиентом, ко- гда они не служат интересам клиента, не принимая ценных подарков от него.
    Таким образом, профессиональный долг специалиста – это те требования, которые об- щество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает пе- ред специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального педагога представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.
    Библиографический список
    1. Бочарова, В.Г. Социальная педагогика [Текст] / В.Г. Бочарова. – М. : Просвещение, 1994. – 189 с.
    2. Всеобщая декларация прав человека [Текст]. – М. : Интерпракс, 1994. – 25 с.
    3. Кертаева, Г.М. Профессионально-этические нормы социальной работы [Текст] / Г.М. Кертаева // Ос- новы педагогической деонтологии : учеб. пособ. – Павлодар, 2009. – 96 с.
    4. Конституция РФ [Текст]. – М. : Поматур, 2009. – 48 с.
    5. Мардахаев, Л.В. Деонтологические основы социальной педагогики [Текст] / Л.В. Мардахаев // Соци- альная педагогика: вызовы XXI века : сб. материалов Международного конгресса специалистов социальной сферы. 22–23 сентября 2011 года / отв. ред. Е.А. Юрина ; адм. Тамб. обл. [и др.]. – Тамбов : Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. – С. 146–153.
    6. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Текст] /сост.Т.Ф. Ефремова.М. :
    Дрофа, 2000. – 848 с.
    7. Профессионально-этический кодекс Межрегиональной общественной организации «Ассоциация ра- ботников социальных служб» [Текст]// Этика социальной работы : материалы метод. семинара. – М., 2000. –
    206 с.
    8. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия Кругосвет. Бентам Иермия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/BENTAM_IEREMIYA.html/.

    9. Фармацевтическая деонтология [Электронный ресурс] // Фармацевтический менеджмент. – Режим доступа: http://www.ecopharmacia.ru/publ/farmacevticheskij_menedzhment/farmacevticheskaja_deontologija/ponja- tie_o_deontologii/23-1-0-238/.
    10. Эрман, В.Г. Очерк истории ведийской литературы [Текст] / В.Г. Эрман. – М. : Академия, 1980. – 216 с.
    © Кременцова К.А., 2012
    Автор статьиКристина Алексеевна Кременцова, специалист по учебно-методической работе, Омский государственный педагогический университет, e-mail: tina0211@mail.ru.
    Рецензент – З.А. Аксютина, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.


    написать администратору сайта