Главная страница
Навигация по странице:

  • Яблонская Л.М.

  • DEONTOLOGICAL NATURE OF POLICE OFFICERS’ PERSONAL MORAL PHILOSOPHY

  • Философия. Деонтологический характер личной моральной философии служащих полиции


    Скачать 168.95 Kb.
    НазваниеДеонтологический характер личной моральной философии служащих полиции
    АнкорФилософия
    Дата03.11.2022
    Размер168.95 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла5724.pdf
    ТипДокументы
    #768641

    146
    Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». № 3 / 2011
    Раздел II. Вопросы социальной философии и философской проблематики
    социогуманитарных наук
    УДК 174: 351.74
    Яблонская Л.М.
    Челябинский государственный университет
    ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИЧНОЙ МОРАЛЬНОЙ
    ФИЛОСОФИИ СЛУЖАЩИХ ПОЛИЦИИ
    L. Yablonskaya
    Chelyabinsk State University
    DEONTOLOGICAL NATURE OF POLICE OFFICERS’ PERSONAL
    MORAL PHILOSOPHY
    Действия и поведение сотрудников полиции являются своеобразными индикаторами состояния правоохранительной системы в государстве, характеризуя его, так как
    полиция
    является наиболее видимым проявлением государственной власти. В основе философии полиции демократических правовых государств заложена ориентация на служение населе- нию, поддержание общественного спокойствия и правопорядка; признание ценности ос- новополагающих прав и свобод личности; направленность на предотвращение и борьбу с преступностью, а также предоставление качественных услуг населению. Считается, что со- трудники полиции повышают легитимность государства, если в своей повседневной работе демонстрируют отзывчивость к нуждам и ожиданиям общества, а также используют госу- дарственную власть в интересах народа [2, 11-12]. Поэтому в демократических государствах большое внимание уделяется не только философии полиции как социального института, но и развитию персональной философии сотрудников, что самым непосредственным образом влияет на достойное осуществление ими своих должностных обязанностей.
    В России, к сожалению, этому аспекту не уделяется должного внимания, следствием чего является целый комплекс проблем в деятельности органов правопорядка, в том числе низ- кий уровень доверия россиян. Так, по данным Фонда «Общественный вердикт», 55% опро- шенных россиян в декабре 2010 г. были недовольны работой сотрудников милиции, а 60% не
    © Яблонская Л.М., 2011.
    Аннотация. В статье на основе оригинальных доку- ментов анализируется персональная философия сотруд- ников современной полиции. Особое внимание уделено ценностям полиции, которые определяют основные жиз- ненные позиции полицейских, реализуются в их действи- ях и поведении. Автор подчёркивает значение этичности полицейских, служения сообществу, уважения прав и свобод человека. Проведённое исследование показало необходимость создания философского основания со- циального института полиции и формирования мировоз- зрения служащих полиции на основе деонтологического подхода. Результаты исследования могут быть исполь- зованы при реформировании органов правопорядка Рос- сии.
    Ключевые слова: полиция, этика, личная моральная философия, ценности, служение сообществу, деонтоло- гический подход.
    Abstract. Based on original documents the article ana- lyzes personal philosophy of police offi cers. Particular atten- tion is paid to the values of the police which defi ne the basic life principles of police offi cers realized in their actions and behavior. The author stresses the importance of ethics in the police, serving the community, respect for human rights and freedoms. The study showed the need for a philosophical foundation of the police and the formation of philosophy of police offi cers on the basis of a deontological approach. The results can be used in reforming law enforcement services of Russia.
    Key words:
    police, ethics, personal moral philosophy, val- ues, serving the community, deontological approach.

    147
    Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». № 3 / 2011
    Раздел II. Вопросы социальной философии и философской проблематики
    социогуманитарных наук
    верили в то, что милиция способна защитить от преступников. Несмотря на это, более 70% респондентов считали, что граждане должны помогать милиции в её работе, что вызывает надежды на кардинальные изменения в от- ношениях с общественностью [1]. В связи с этим начавшийся с марта 2011 г. процесс преобразования милиции в полицию даёт шанс установления отношений социально- го партнёрства с населением на основе слу- жения полиции демократической правовой
    России её гражданам и вызывает надежды на то, что новая российская полиция будет соответствовать международным стандар- там. Именно поэтому международный опыт реформирования полиции на основе совре- менной философской концепции и понима- ния важности формирования персональной философии каждого служащего полиции полезен для России, а тема статьи актуальна.
    Отметим, что трудности, с которыми встретились российские органы правопо- рядка (малоэффективная деятельность, кор- рупция, преступность сотрудников и т. д.) переживали практически все развитые стра- ны, но комплексное реформирование служб полиции на основе философского видения и с акцентом на повышение этичности, добро- совестности, честности, ответственности, профессионализма сотрудников дало поло- жительные результаты практически во всех демократических государствах.
    Разработка философии, миссии, ценно- стей, видения развития, кодексов этики и поведения полицейских и других деонтоло- гических документов является необходимым этапом и условием эффективного служения интересам общества. Без них службам по- лиции невозможно ныне пройти аккреди- тацию, которая подтверждает соответствие полицейской организации международным стандартам и свидетельствует о наличии са- морегулирования, этичности сотрудников, уважения населения и компетентности. Дви- жение за профессиональную аккредитацию и профессионализацию полиции началось в
    60-70-е гг. XX в. в США и предполагало пере- ход к профессиональной полиции [3]. Про- фессиональная полиция стала опираться в своей деятельности на соответствующую философскую концепцию. Естественно, что от служащих полиции стали ожидать про- фессионального отношения к делу и профес- сионального поведения, что невозможно без соответствующего индивидуального фило- софского видения своей роли в профессио- нальной полицейской организации. Таким образом, стала очевидной необходимость формирования личной философии сотруд- ников полиции, определения этической роли и обязательств профессионалов.
    Личная моральная философия формиру- ется на основе индивидуального мировоззре- ния служащего полиции. И если для обыч- ного человека совершенно необязательно иметь сформированную личную моральную философию, то для служащего полиции, ко- торый уже при выборе профессии соверша- ет моральный выбор, это необходимо. Ведь с выбором профессии он отдаёт предпочте- ние ценностям профессиональной группы полиции. Они начинают влиять на характер мировоззрения сотрудника, становясь до- минирующими, по крайней мере, до тех пор, пока он работает в полиции. Подчеркнём, что профессиональная моральная филосо- фия определяется ролью, местом и полномо- чиями института полиции, созданного для осуществления социально значимых функ- ций, без которых до настоящего времени ни одно общество и государство не обходились.
    Кроме того, личная моральная философия служащего современной полиции обуслов- ливается системой взглядов общества на по- лицию как на социальный правовой инсти- тут демократического государства.
    Напомним, что в демократическом право- вом государстве полиция находится на служ- бе сообщества, признаёт верховенство права, уважение прав и свобод человека, необходи- мость этичности сотрудников полиции. Эти ценности обусловливают основные жизнен- ные позиции служащих полиции, их идеалы, убеждения, оценки, реализуясь в действи- ях и поведении. Деонтологические по сво- ему характеру, они обязывают, побуждают

    148
    Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». № 3 / 2011
    Раздел II. Вопросы социальной философии и философской проблематики
    социогуманитарных наук
    их соблюдать, что вызвано особенностями службы. Деонтологический подход, таким образом, предполагает создание условий для должного осуществления полицейским сво- их должностных обязанностей, среди кото- рых добросовестное служение сообществу находится на первом месте. При нарушении же деонтологических норм и стандартов на- блюдается отклонение от должного поведе- ния и даже совершение сотрудниками пре- ступных деяний.
    Личную моральную философию можно рассматривать как способ самовыражения человека в профессиональной деятельно- сти, так как сущность профессионала про- является, прежде всего, в его деятельности.
    И хотя каждый конкретный сотрудник яв- ляется носителем философии организации, в которой он служит, важно понимать, что личная философия отражает специфически неповторимые черты его индивидуальности, его знаний, личных ценностей, профессио- нального опыта. И здесь важно, чтобы они не противоречили институциональным цен- ностям и носили моральный характер.
    В
    Руководстве по демократическим ос-
    новам полицейской деятельности, состав- ленном Старшим советником Генерального секретаря ОБСЕ по вопросам полицейской деятельности К. Карти, записано, что поли- ция, чтобы оправдывать доверие населения, должна следовать кодексу профессиональ- ного поведения, отражающему наивысшие этические ценности, демонстрировать про- фессионализм и добропорядочность [2, 11].
    Такой кодекс был принят в Европе 19 сен- тября 2001 г. В преамбуле к Европейскому кодексу полицейской этики говорится: «… доверие населения к полиции тесно связано с позицией и поведением полиции по отно- шению к этому населению и в особенности с соблюдением полицией человеческого до- стоинства и основных свобод и прав чело- века в том виде, в каком они, в частности, закреплены в Европейской конвенции о пра- вах человека» [6].
    Ценности составляют основу как группо- вой, так и личной философии. По данным Ор- ганизации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co- operation and Development, OECD), наиболее упоминаемыми ценностями национальных государственных служб Европы являются беспристрастность, законность, добросо- вестность и честность, прозрачность, эф- фективность, равенство, ответственность и подотчётность, справедливость [4]. Эти же ценности принимаются в качестве высших ценностей местными организациями по- лиции и лежат в основе личной моральной философии.
    Формирование личной моральной фило- софии – процесс необходимый и сложный, предполагающий приложение усилий как со стороны служб полиции, так и при активном добровольном участии самих служащих. Без этого процесса современная деятельность полиции невозможна. Именно поэтому Пре- зидент Международной ассоциации началь- ников полиции У. Бергер и Директор Управ- ления общественно ориентированных служб полиции К.Р. Пид отметили: «Этика сегодня продолжает оставаться нашим главным на- правлением обучения и руководящей необ- ходимостью» [5].
    Моральные ценности и принципы, при- обретённые в результате получения про- фессионального образования, работы в профессиональной полицейской среде и с населением, собственный опыт, – всё это влияет на формирование личной философии и, как следствие, на личные стандарты дей- ствий и поведения, критическое отношение к действительности. Они используются в про- цессе принятия решения о действии как мо- рально правильном или неправильном. Вы- бор для полиции, наделённой усмотрением, должен при этом определяться предпочте- нием этически правильного и справедливого варианта. Основанием для такого выбора яв- ляются ценности, принятые и соблюдаемые сотрудником полиции.
    На этических ценностях строится оцен- ка собственного морального поведения и его корреляция с ценностями организации. Это важно, так как сотруднику полиции часто при-

    Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». № 3 / 2011
    ходится участвовать в коллективных действиях подразделения и, следовательно, уметь строить отношения и эффективную коллективную де- ятельность. Когда служащий обладает личной моральной философией, его действия и по- ведение выстраиваются, в основном, согласно принципам справедливости.
    В заключение важно отметить, что личная моральная философия обусловлена социаль- ными условиями, особенностями полиции как правового института и моральным вы- бором самого сотрудника. Осознанная ре- ализация её через действия, поступки и по- ведение служащих приводит к повышению качества и эффективности работы полиции, о чём свидетельствует международный опыт.
    Этот опыт, по нашему мнению, следует учи- тывать при реформировании российских ор- ганов правопорядка.
    ЛИТЕРАТУРА:
    1. Индекс доверия милиции: 60% граждан не верят в способность милиции защитить их от преступ- ности // Общественный Вердикт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.publicverdict.org/topics/
    research/8842.html (дата обращения: 05.08.2011).
    2. Руководство по демократическим основам полицейской деятельности // OSCE. POLIS
    Policing OnLine Information System: [Элек- тронный ресурс]. URL: http://polis.osce.org/
    library/f/2658/2755/OSCE-AUS-SPM-2658-RU.pdf
    (дата обращения: 31.07.2011).
    3. Яблонская Л.М. Место этико-деонтологическо- го подхода в становлении профессионализма служащих полиции // Теория и практика обще- ственного развития. 2011. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.teoria-practica.ru/
    (дата обращения: 26.07.2011).
    4. Building Public Trust: Ethics Measures in OECD
    Countries // OECD Public Management Policy
    Brief. [Электронный ресурс]. URL: http://www.
    oecd.org/dataoecd/60/43/1899427.pdf (дата обра- щения: 03.08.2011).
    5. Introduction to the ethics toolkit // Th e International
    Association of Chiefs of Police (IACP). [Электрон- ный ресурс]. URL: http://iacp.matrixredesign.net/
    PoliceServices/ExecutiveServices/ProfessionalAs- sistance/Ethics/IntroductiontotheEthicsToolkit/tab- id/148/Default.aspx (дата обращения: 08.08.2011).
    6. Th e European Code of Police Ethics // OSCE. PO-
    LIS – Policing OnLine Information System. [Элек- тронный ресурс]. URL: http://polis.osce.org/
    library/f/2687/500/CoE-FRA-RPT-2687-EN-Euro- pean%20Code%20of%20Police%20Ethics.pdf (дата обращения: 08.08.2011).


    написать администратору сайта