Главная страница
Навигация по странице:

  • Символический капитал (П. Бурдье).

  • Бурдье. бурдье. Детерминации, связанные с особым классом условий существования, производят


    Скачать 16.06 Kb.
    НазваниеДетерминации, связанные с особым классом условий существования, производят
    АнкорБурдье
    Дата12.01.2021
    Размер16.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабурдье.docx
    ТипДокументы
    #167394

    В 1960-х годах во Франции было выявлено, что успеваемость детей зависит от принадлежности их родителей к определенной социальной категории. Несмотря на всеобщую идею о широкой доступности образования, школьные испытания всегда отражали распределение детей по социальным категориям родителей [Lemel 1991, р. 160].

    Бурдье дал объяснение этих результатов с помощью концепции культурного капитала. Культурный капитал, согласно Бурдье, это прежде всего языковая и культурная компетенция, которая складывается из чтения книг, посещения театров, межличностного общения и т. д. Культурный капитал, являясь своеобразным «сертификатом», полученным от родителей, обеспечивает детям успех в образовании, а следовательно, и высокое общественное положение в будущем. Манера преподавания, стиль поведения сотрудников школы, наконец, правила и нормы системы образования устанавливаются представителями элитных социальных категорий. В этом и заключается воспроизводственный механизм системы образования: правила и нормы выполняют селективную функцию, обеспечивающую детям из высших слоев общества сравнительное преимущество.

    О габитусе

    Габитус затрагивал один из великих вопросов в философии и социологии: каким образом индивид может быть свободен в условиях многочисленных ограничений и предопределенностей?

    Детерминации, связанные с особым классом условий существования, производят габитусы - системы устойчивых и переносимых диспозиций, структурированные структуры, предрасположенные функционировать как структурирующие структуры, т. е. как принципы, порождающие и организующие практики и представления, которые, хотя и могут быть объективно адаптированными к их цели, однако не предполагают осознанную направленность на нее и непременное овладение необходимыми операциями по ее достижению.

    Диспозиции обладают устойчивостью и долговечностью, поскольку они глубоко укоренены в агентах и сопротивляются изменениям, сохраняя в результате определённую преемственность в жизни индивида.

    Диспозиции габитуса, однако, не являются неизменяемыми: габитус способен трансформироваться.

    С другой стороны, агент может частично инкорпорировать или изменить габитус с помощью социологической рефлексии над самим собой.

     Диспозиции, определяющие габитус, являются переносимыми. Поскольку диспозиции получены в ходе конкретного опыта (например, в семье), то они оказывают влияние на другие сферы опыта (например, в профессиональной сфере) и обеспечивают существование единой личности.

    Наконец, диспозиции образуют систему, поскольку они имеют тенденцию к объединению.

    Но единство и устойчивость личности, действующей в соответствии с габитусом, не являются тем единством и той устойчивостью, которые сознательно и ретроспективно воспринимаются самой личностью и которые Бурдьё называет «биографической иллюзией», то есть ложной или фиктивной идентичностью. Диспозиции являются едиными и устойчивыми для исследователя, который их реконструирует.

    Символический капитал (П. Бурдье). Понятие символического капитала у П. Бурдье первоначально обозначало примерно то же самое, что и «социальный капитал» Дж. Коулмена. Это тот кредит доверия, который облегчает любой акт социального обмена и об экономической выгодности которого принято молчать. В главе «Символический капитал» своей книги «Практический смысл» (1980) П. Бурдье пишет: «В рамках экономики, по определению отказывающей­ся признавать «объективную» суть «экономических» прак­тик, т. е. закон «голого интереса» и «эгоистического расче­та»... такой отрицаемый капи­тал, признанный в своей законности, а значит, не узнанный в качестве капитала (одной из основ такого признания мо­жет быть признательность - в смысле благодарности за благодеяния), - это и есть символический капитал, и в ус­ловиях, когда экономический капитал не является признан­ным, он, вероятно, наряду с религиозным капиталом об­разует единственно возможную форму накопления» . Символический капитал – это «капитал чести и престижа, который производит ин­ститут клиентелы» . И далее: «Зная, что символический капитал - это кредит, но только в самом широком значении слова, т. е. своего рода аванс, задаток, ссуда, которые одна лишь вера всей груп­пы может предоставить давшему ей материально-симво­лические гарантии, легко понять, что демонстрация сим­волического капитала (всегда весьма дорогостоящая в эко­номическом плане) составляет, вероятно повсеместно, один из механизмов, благодаря которым капитал идет к капиталу».

    Однако, изначальная путаница между «символическим» как особым видом капитала и символическим характером самого производства любой ценности привела в конце концов к тому, что на сегодняшний день в научной литературе бытуют несколько трактовок символического капитала, причем самая общая из них принадлежит самому П. Бурдье: «Символический капитал… - любая собственность, любая разновидность капитала, воспринимаемая социальными агентами, категории восприятия которых таковы, что позволяют им знать о ней, замечать ее, придавать ей ценность».

    Например, некоторые исследователи считают символический капитал видом культурного, другие, наоборот, культурный капитал относят к одной из важнейших форм символического капитала. В ряде случаев путаница возникает потому, что и культурный, и символический капитал основаны на знании: в первом случае это полученное образование и общая культурная компетентность, во втором - экспертное влияние, т.е. власть, основанная на знании и признании авторитетности этого знания другими людьми.


    написать администратору сайта