Главная страница
Навигация по странице:

  • Я угнетение глубоко ненавижу рассматривается ключевым, выражающим его политические взгляды: поэт отрекается от убеждений своей молодости, говорит о солидарности с народом, борющимся против монархии.

  • Буржуазная революция 1830 г, несомненно, заставила писателя задуматься над многими вопросами, привлекла его внимание к тем силам общества, которым в будущем предстояло сыграть огромную роль.

  • Напуганное дурной славой поэта и политически напряжённой обстановкой во Франции, просит его покинуть Бельгию.

  • В уединении, на острове Джерси поэт написал книгу стихов Возмездие.

  • После выхода «Тружеников моря» Гюго создаёт роман «Человек, который смеётся» и публикует его в 1869 году. Этому произведению уделим пристальное внимание несколько позднее.

  • Виктор Гюго. Человек, который смеётся. Детские годы Виктора прошли в переездах с места на место


    Скачать 30.06 Kb.
    НазваниеДетские годы Виктора прошли в переездах с места на место
    Дата06.12.2021
    Размер30.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВиктор Гюго. Человек, который смеётся.docx
    ТипДокументы
    #294128

    Глава 1.

    Виктор Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне, в семье офицера наполеоновской армии и убеждённой сторонницы роялизма.

    Отец писателя был сыном столяра и внуком земледельца. В звании капитана он участвовал в подавлении вандейского восстания и успешно провёл ряд походов в войске наполеоновской армии, получив за это звание бригадного генерала.
    Мать будущего поэта – Софи Требюше – происходила из семьи нантского судовладельца. Она была образованный женщиной, с неиссякаемой жизненной энергией, посвятившая большую часть жизни воспитанию детей.
    Детские годы Виктора прошли в переездах с места на место.
    Существенное влияние на формирование характера юного Гюго оказал генерал Лагори, близкий друг семьи. Республиканец по убеждениям, он не примирился с империей, участвовал в заговоре против Наполеона и, скрываясь от полиции, в течение двух лет тайно проживал в Фельянтийском монастыре, где поселились Гюго. Он проводил много времени с детьми, принимал участие в их воспитании. Под его руководством Виктор читал Тацита; от этого человека, как заявит в последствии сам поэт, он впервые услышал слова «право» и «свобода». Образ республиканца с ещё большей силой запечатлелся в памяти Гюго, когда он в 1812 году прочитал правительственное сообщение о том, что по приговору военного суда были расстреляны обвиняемые в заговоре против империи и Наполеона три бывших генерала – Мале, Гидаль и Лагори.
    В 1808 году Наполеон захватил Испанию. Отец Гюго, давно уже пользовавшийся покровительством Брата Наполеона, Иосифа Бонапарта, переехал в Испанию и занял важный пост при мадридском дворе. Дальнейшее пребывание в Испании запомнилось маленькому Виктору, и природа Испании, облики её городов, национальные обычаи испанцев найдут отражение в его творчестве.
    Пребывание семьи Гюго в Испании совпало с началом крушения наполеоновской империи. И когда в начале 1812 года положение французов в Испании стало критическим, генерал Гюго поспешил переправить семью в Париж.
    В Париже Виктор получает домашнее воспитание. Свободный выбор книг для чтения (братья в раннем возрасте прочли произведения Руссо, Вольтера, Дидро), преподавание детям старым школьным учителем греческого и латинского языков.
    В годы учения развивается талант юноши. Многие произведения данного периода до недавних пор ещё считались утраченными.
    Первоначальное литературное развитие Виктора Гюго шло в русле классицизма. Идейная направленность его первых поэтических опытов формировалась под давлением общественной атмосферы, то бишь политической атмосферы Реставрации (восстановление власти монархов из представителей династии Бурбонов), в которой превалировала насыщенность клеветой на революцию и в то же время вознесение алтаря и трона. Гюго пробовался в сатирической и эпической поэзии, лирике, драматургии, прозе.



    В 1822 году Гюго опубликовал свой первый поэтический сборник «Оды и разные стихотворения», доставивший ему некоторую известность в литературных кругах.
    С начала 20-х годов в произведениях юного поэта появляются новые черты, которые вскоре приведут его к разрыву с классицизмом. В его поэзию ощутимо входят традиции фольклора, Гюго проявляет интерес к истории, в частности к истории средневековья, которое станет любимым объектом изображения романтиков. Также движению Гюго к романтизму способствовал его переход от монархических убеждений к либерализму.
    «Поэтические раздумья» романтика Ламартина, изданные в 1820 г., производят на Гюго сильное впечатление своим лиризмом и способствуют рождению его первых философских и проникнутых глубоким чувством стихотворений. В эту же пору юный поэт пересказывает в стихах повесть «Атала» другого писателя-романтика старшего поколения – Шатобриана, который оказал на него ещё большее влияние, чем Ламартин.
    Франсуа Рене де Шатобриан, будучи последовательным защитником трона, активно сражался за династию Бурбонов, был связан с существующим режимом своим происхождением и политическими убеждениями. В 1819 году Виктор и его братья – Абель и Эжен – решают создать собственный журнал, который, подражая Шатобриану, издававшему политический журнал «Консерватор», в последствии называют «Литературный консерватор».
    Для журнала юный Гюго в 1818 году пишет свою первую повесть «Бюг Жаргаль». Затем в 1823 создаёт роман «Ган Исландец». Несмотря на буйную фантазию автора, связанную с полуфантастическими героями и невероятными происшествиями, в обоих произведениях уже просматривается явственная демократическая ориентация. В «Гане Исландце» представлено восстание рудокопов, в основе «Бюг Жаргаля» лежит восстание 1791 г. чернокожих во французской колонии Сан-Доминго. Вождя восставших Гюго делает положительным персонажем, что в итоге крайне возмущает царского цензора В. Семенова, который воспротивился изданию романа на русском языке.
    Во второй половине 20-х годов в стране нарастает оппозиция Бурбонам, особенно после прихода к власти Карла 10, который в своё время выступал за возвращение Франции к старым феодальным порядкам. На политические взгляды и настроения Гюго оказывают освободительные движения, вспыхнувшие в эти годы в других странах, - восстание декабристов в России, борьба греческого народа против турецкого ига.
    Хотя в 1825 г. Гюго ещё принимает почётное приглашение на коронацию Карла 10, пишет оду на коронацию и получает от нового короля орден Почётного легиона, - его симпатии в эти годы уже начали склоняться к бонапартизму и либерализму.
    Официальный разрыв Гюго с лагерем роялистов произошёл в 1827 г. Формальным поводом для этого послужил инцидент на дипломатическом приёме в австрийском посольстве, где были оскорблены маршалы бывшей французской империи (когда докладывали об их прибытии, намеренно опустили титулы, полученные ими от Наполеона, после чего маршалы демонстративно покинули зал). Восприняв этот акт как личное оскорбление своему отцу – наполеоновскому генералу, Гюго пишет «Оду к Вандомской колонне», открыто прославляя победы Наполеона и напоминая соотечественникам о тех временах, когда Франция несла идеи республики в феодальные государства Европы (вслед за отцом Гюго в это время считал Наполеона прямым продолжателем революционных идей 1789 г.). Роялистский лагерь с крайним озлоблением встретил «Оду к Вандомской колонне», обвинив автора в отступничестве и измене. Оппозиционные же газеты и журналы подняли её на щит.
    С этого времени мы можем наблюдать быструю политическую активизацию Гюго, освободившегося от своих юношеских иллюзий.



    Конец 20-х годов был периодом расцвета французской литературы, ибо на волне оппозиционного движения против режима Реставрации поднялись все её живые силы.

    В 1827 году во Франции возникает кружок поэтов-романтиков во главе с Виктором Гюго, который вошёл в историю под названием «Сенакль». Свою эстетическую программу романтики излагают в форме предисловий к своим произведениям, а также в виде самостоятельных критических этюдов. Они изображают сильные и цельные характеры и при этом дерзко ломают старые каноны, как в стихосложении, так и в драматургии.
    Учителем поэзии становится Байрон, богом театра – Шекспир. Именно в это время Гюго пробует свои силы и в лирическом, и в повествовательном, и в драматургическом жанрах. Он дополняет первый сборник своих стихотворений «Оды и другие стихотворения» новыми одами и балладами; выступает с первыми романтическими драмами «Кромвель», «Марион Делорм», «Эрнани» (1827-1830), публикует сборник «Восточные мотивы» (1829), пишет роман «Собор Парижской богоматери» (1831), становясь общепризнанным вождём молодой романтической школы.


    30 июля 1830 года во Франции произошла буржуазная революция, в результате которой был свергнут Карл 10 и королём Франции был провозглошён Луи-Филипп. Годы правления Луи-Филиппа характеризуются напряжённой обстановкой в стране и тяжёлым положениям рабочих и крестьян.

    В литературе Франции происходило заметное оживление: поэты и романтики по-разному отнеслись к июльской романтике. Ламартин, придерживавшийся либералистических позиций, заметно изменил свои взгляды в угоду консервативного лагеря. [Виктор Гюго пошёл по пути сближения с народом. Постепенный переход к демократическому мировоззрению, отчётливо проявившемуся в романе Собор Парижской Богоматери и в драматическом творчестве. Однако всё обстояло не так тривиально: путь Гюго был весьма противоречив и сложен, о чём свидетельствует его лирика. Сборники Осенние листья 1831 года, Песни Сумерек 1836, Внутренние голоса 1837, Лучи тени 40ой.

    Существенную значимость для него имели проблема общественного неравенства, впоследствии ставшей центральной темой его творчества. Гюго признаёт, что его поэзия прямо или косвенно отражает текущий момент в жизни Франции, так или иначе от него зависит.

    Я угнетение глубоко ненавижу рассматривается ключевым, выражающим его политические взгляды: поэт отрекается от убеждений своей молодости, говорит о солидарности с народом, борющимся против монархии.

    Буржуазная революция 1830 г, несомненно, заставила писателя задуматься над многими вопросами, привлекла его внимание к тем силам общества, которым в будущем предстояло сыграть огромную роль.

    В сборниках 30ых годов отразилось вторжение во внутренний мир человека, отразился и широкий разомкнутый кругозор, свойственный романтической поэзии. Здесь нашли своё воплощение мысли и чувствования, убеждения и поиски, выраженные им затем в прозе и драме. Здесь же впервые зародились те опыты, Которые получат развитие в лучших его творениях второй половины века…

    Театр занимал значимое место в творческих изысканиях писателя, но истинные шедевры были написаны именно в 30-ые годы в обстановке обострения общественных конфликтов и споров между приверженцами школы классицизма и сторонниками нового искусства. Для пьес Гюго характерны следующие черты: изолированность героев от реальных исторических условий, подмена социальных конфликтов побуждениями высокой морали, законами чести, - которые обуславливают поведение героев развивают действие пьес.

    Непосредственно накануне революции, Виктор Гюго начинает писать драматические произведения революционного и демократического характера. Театральное искусство он рассматривал не иначе, как народную литературу, а не придворную. Таковы пьесы Эрнани, Король забавляется, Марьон Делорм, Мария Тюдор, Анджело, тиран Падуанский, Рюи Блаз.

    В 40вые годы Гюго пошёл в некотором вроде на компромисс с буржуазной монархией Луи-Филиппа. Король пытался вызвать в писателе чувства верноподданничества, оказывая ему многочисленные знаки внимания, пожаловав графский титул и назначив членом палаты пэров.

    В 41 году Гюго был избран в Французскую Академию. Во вступительной речи им была оглашена идея о том, что писатели должны посвятить все свои чувства, мысли и труды тем слоям общества, которые ещё влачат жизнь, лишённую света и воздуха. Однако этот период не был отмечен произведениями, реализовавшими бы его слова.

    Вместо этого писатель публикует книгу путевых очерков, написанных под впечатлением от путешествия по Рейну и драму Бургграфы, фантастическую драму, описывающую вражду в среде крупных немецких феодалов, в которой социальность теряется среди множества неправдоподобных случайностей и абсолютно невероятного происходящего.

    Преодолел творческий кризис писатель лишь в 1848 году, на который пришлась буржуазная революция, к которой он сам примкнул. Среди французских романтиков одним из немногих остался в демократическом лагере, не переметнувшись на сторону реакционного правительства.

    В мае того же года становится депутатом Учредительного собрания, в должности которого принимает участие в решение основных вопросов. Так в самый разгар июньских боёв он пытался уговорить рабочих сложить оружие и разрешить конфликт мирным путём.

    Учредительное собрание уступило место Законодательному собранию. Избранный депутатом, Гюго присоединился к левому крылу парламента, к партии Горы. В гневных выступлениях Виктора находят отражение подавление венгерской революции, борьба итальянских республиканцев против австрийских, французских и испанских интервентов.

    В период буржуазной революции 1848-1849 годов и последующей борьбы передовых сил Франции против наступающей клерикально-монархической реакции окончательно оформились демократические и социалистические взгляды Гюго. Именно с этого времени Гюго стал стойким приверженцем гуманизма и остался им вплоть до самой своей смерти.

    Борьбу против Луи Бонапарта Гюго начал, как только узнал об аресте депутатов Законодательного собрания. Поэт предложил немедленно призвать народ к оружию и начать баррикадные бои. Восстание не имело успеха, а вслед за ним последовали многочисленные аресты республиканцев и изгнание их из Франции.]

    { 9 января 1952 года Луи Бонапартом был подписан декрет, согласно которому Гюго официально признаётся политическим изгнанником. Писатель с большой грустью в сердце и разочарованием за происходящее на Родине, покидает Францию.

    Первые шесть месяцев после отъезда из Франции, ОН проводит в столице Бельгии Брюсселе, где он собирает и редактирует материал для большого публицистического труда История одного преступления, подразумевая преступления Луи Бонапарта. Книга должна была состоять из четырёх частей: Засада, Борьба, Избиение. Из третьей части задолго до окончания работы над Историей, вырос Памфлет Наполеон Малый, написанный после пережитых событий, в течение одного месяца с 14 июня по 12 июля 1852 года.

    Памфлет пронизан пафосом гневного обличения, проявившийся с тех пор во многих трудах писателя, от которого выстраивались его этические и эстетические ценности. Он примечателен тем, что в нём намечена целая система политических и эстетических взглядов, которые будут им утверждаться и развиваться на протяжении 19 лет изгнания. Именно здесь он впервые выдвигают тезис об активном и пропагандистском назначении искусства, именно здесь он впервые твёрдо высказывает свои республиканские взгляды. Не чурается Гюго и моральной критики режима Луи Бонапарта. Он гиперболизирует его дурные качества.

    Напуганное дурной славой поэта и политически напряжённой обстановкой во Франции, просит его покинуть Бельгию.

    Гюго со поехал в Лондон и спустя несколько дней отправился на остров Джерси, где прожил со своей семьёй до 1855 года.

    В уединении, на острове Джерси поэт написал книгу стихов Возмездие.

    В сборнике раскрыты образы великой исторической драмы: образ самого узурпатора народных прав, образ “людей режима”, соучастников преступления, образы борцов – жертв узурпации и собирательный образ народа Франции. Наполеон 3 предстаёт “малым” –ничтожным хищником, вырядившийся в императорский пурпур.

    2 Ноября 1855 года Виктор Гюго вместе со своей семьёй переехал на Гернси. Рабочая обстановка на острове в целом благоприятна, писатель сам отстраивает дом, который становится не только семейным гнёздышком четы Гюго, но и пристанищем для многих других известных писателей Франции. Здесь же он вновь принимается за написание эпопеи Отверженные. В 1862 году работа над отверженными была закончена и отправлена в печать к публикации.

    Роман стал знаковым событием как в библиографии его автора, так и в истории Мировой литературы. Роман поставил вопрос о значении добра и милосердия для социального и нравственного возрождения человечества и попутно с этим он вводит в произведение обширные исторические, публицистические и философские главы, предающие ему эпический масштаб; тенденция к универсальному видению целой эпохи в полной мере развернулась в Отверженных.

    Это настоящий полифонический роман, с многочисленными темами, мотивами, идейными и эстетическими планами, где дана обширная картина народной жизни, где Париж бедноты, жалких и мрачных трущоб на фоне крупнейших политических событий истории Франции первой половины 19 века: катастрофы при Ватерлоо, падение режимов Реставрации и Июльской монархи, народно-революционных боёв 30-ых – 40-ых годов.

    Именно с Отверженных начинаются бесконечные споры об изменении художественного метода Гюго второго периода. Многие литературоведы настаивают на том, что отверженные реалистический роман. Это мнение при всей своей обоснованности, всё равно остаётся достаточно спорным.

    После написания Отверженных Гюго продолжает к широкому охвату жизненных проблем и это находит наиболее глубокий отклик в его трудах, написанных в период изгнания, продолжавшееся ещё и во время написания следующей его работы Труженики моря. Проблематикой нового романа, по выражению самого Гюго, связана с тремя аспектами: природой, обществом, религией.

    Он сопоставляет человека-труженика и природу, на фоне чего и происходят действия романа. Как и во многих других своих произведениях, автор «Тружеников моря» здесь ставит вопросы об устройстве мироздания человеческой судьбы. Если в «Соборе Парижской богоматери» основой для таких вопросов служил собор, а в «Отверженных» - судьба народа, то в «Тружениках моря» главным стержнем романа становится океан. Изображая морскую стихию, художник одушевляет её, перенося на волны, скалы и ветры чувства, свойственные человеку. В романе утверждается торжество человеческой воли над силами природы, громогласно звучит мысль о том, что человеку-титану нечего делать в деляческом мире.

    После выхода «Тружеников моря» Гюго создаёт роман «Человек, который смеётся» и публикует его в 1869 году. Этому произведению уделим пристальное внимание несколько позднее.

    В следующий год Виктор возвращается на родину. Империя Наполеона 3 прекратила существование из-за поражения Франции в Франко-прусской войне. Новый исторический этап начался 5 сентября 1870 года с основания и провозглашения Третьей республики.

    Основные принципы французского романтизма против господствующей в литературе классицистской системы Виктор Гюго излагает в предисловии к драме «Кромвель». Вопросы романтической эстетики он разрабатывает и в предисловиях к романам, драмам, поэтическим сборникам, излагая мысли об общественном содержании искусства, о том, что театр является трибуной, кафедрой, а драма выполняет «миссию национальную, миссию общественную, миссию человеческую». Свои романтические драмы Гюго противопоставляет ложноклассической трагедии. Отстаивает шекспировский метод в драматургии, введение массовых сцен, требует воспроизведения жизни в её историческом своеобразии. Также вводит понятие «местный колорит», требуя, чтобы персонаж был непосредственным свидетелем и участником драматических событий, а не узнавал о них из уст традиционных вестников классицистического театра.
    Гюго и его единомышленники творчески осмысливали классическое наследие, восприняв действенный, художественно значимый элемент классицизм, но решительно отвергнув холодное ремесленное искусство лжеклассиков. Гюго утверждал главной темой современной литературы изображение социальных конфликтов, напряжённую борьбу различных общественных сил.
    Значительное место автор отводит определению гротеска, считая его отличительным элементом средневековой поэзии и поэзии современной, романтической. Гротеск, по мнению Гюго, является богатейшим источником, который природа открывает искусству. Без введения в литературу возвышенных и низменных, уродливых и прекрасных невозможно отразить полноту жизни. Гюго заявляет, что поэт должен уметь довести до читателя всё: французский, латинский язык, тексты законов, королевскую брань, народные словечки, комедию, трагедию, смех, слезы, прозу, поэзию. Он ратует за простоту, выразительность и искренность поэтической речи, за обогащение её лексики народными речениями и удачными неологизмами, ибо «язык не останавливается в своём развитии. Человеческий ум всегда движется вперёд, он постоянно изменяется, а вместе с ним изменяется и язык».

    Самый главный для Гюго принцип – изображение жизни в её контрастах, где будто бы определяющим фактором развития является борьба противоположных моральных начал – добра и зла, существующих извечно.
    В ходе истории сложились многие концепции добра и зла. С этим вопросом связана также проблема нравственного совершенствования людей, общества. К концу 18 века в Англии и Франции полагалось, что изначально человек добр, чист. Жизнь его портит общество. Начиная же с 17-18 веков в Европе формируется Представление о морали как системе взаимной полезности. Между добром и практической пользой ставится знак равенства. У Гюго по первому критерию сложно сказать что-то определённое, так как внимание приковано к персонажам, о начале жизней которых ничего не известно. На поверхности противоречия, из-за которых невозможно сделать вывод. Однако, если проанализировать главных персонажей в произведениях Гюго, можно сказать, что ни общество, ни жизнь не портят их и их изначальную доброту. Так с героями романов «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери» и, собственно, «Человек, который смеётся» - Козеттой, Квазимодо и Эсмеральдой, Гуинпленом соответственно. Второй же критерий не подходит для применения к произведениям Виктора Гюго. К примеру, Гуинплен, пытаясь выжить после того, как его оставили компрачикосы, не искал какую-либо прагматическую пользу, спасая маленькую Дею от холода. По Гюго добро всегда бескорыстно, самоотверженно, зачастую трагично.
    Что насчёт концепции зла, оно у Виктора уродливо, и не всегда внешне. Человек неизбежно тянется к добру. Проблема нравственного совершенствования героев в творчестве Виктора Гюго неразрывно связана с их моральными принципами, теми внутренними мотивами, которые движут ими, направляя развитие по тому или иному пути. Прежде всего это любовь, связь, что формируется из этого чувства. Однажды влюбившись, человек может стать лучшей версией себя, что было показано на примере отношений повзрослевших Гуинплена и Деи из романа «Человек, который смеётся». Гуинплен в силу своего физического уродства, даже под гнётом общественного отвращения, не стал чудовищем, которое все упорно в нём видели.

    Своеобразие романтизма у Гюго.

    Литературу 19 столетия открывает романтизм. Движение это было чрезвычайно сложным.
    Исторической почвой романтизма во Франции стала буржуазная революция 1789 года. Она вызывала к жизни романтизм реакционный, но стала источником и романтизма демократического, революционного.
    Реакционные романтики считали революцию грозным возмездием за «за грехи», присущие просветительской эпохе, когда, по их мнению, французский народ был заражён идеями атеизма. Спасение общества они видели в восстановлении монархии и укреплении авторитета католической церкви.
    Если консервативное течение в романтизме было порождено отрицанием прогрессивных идей, то романтизм демократический и революционный, возглавленный в литературе Виктором Гюго, был порождён надеждами на улучшение человеческой жизни, которые несла революция.
    Революционные романтики полагали, что общественное развитие не имеет границ, что социальный прогресс приведёт к освобождению человечества.
    Правда, развитие общества представлялось прогрессивным романтикам неровным, стихийным; они видели, что грандиозное соседствует с посредственным и буржуазно-уродливым, но всё же оптимизм в оценке будущего никогда не покидал их.


    написать администратору сайта