Главная страница

Эссе_Декарт_Удивление_Сушинский_В_И_. Удивление единственная положительная страсть человека Рене Декарт


Скачать 17.5 Kb.
НазваниеУдивление единственная положительная страсть человека Рене Декарт
Дата07.12.2022
Размер17.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе_Декарт_Удивление_Сушинский_В_И_.docx
ТипДокументы
#833858

«Удивление – единственная положительная страсть человека» Рене Декарт.
Рене Декарт – философ, механик, математик, физик, физиолог, создавший аналитическую геометрию и современную алгебраическую символику.

Рене Декарт появился на свет в городе Лаэ 31 марта 1596 года. Впоследствии название этого города было переименовано в «Декарт». Родители Рене были представителями старинного дворянского рода, который в XVI веке еле сводил концы с концами. Рене стал третьим сыном в семье. Когда Декарту исполнился 1 год, мать скоропостижно скончалась. Отец будущего прославленного ученого работал судьей в другом городе, потому редко навещал детей. Поэтому после смерти матери воспитывать Декарта-младшего взялась бабушка.

Cogito, ergo sum – я мыслю, следовательно, я существую. Эта фраза сделала бессмертным Рене Декарта. После него осталось огромное наследие, причем в абсолютно разных отраслях науки, ему принадлежит открытие алгебраической символики, применяемой и сейчас, он оставил свой след в геометрии, физике и рефлексологии, но именно эта фраза содержит главную философскую идею, которой он придерживался всю жизнь.

Одним из универсальных методов познания Декарт считал рационализм. Ученый придерживался мнения, что человек является господствующей силой над природой. Рене считал, что именно несовершенство человека и его непохожесть на Бога сковывает возможности его разума. Эти рассуждения Декарта впоследствии стали основой для закладки рационализма.
Куна фишер считал что, не в объекте как таковом заключается основание страстного ощущения, а в том участии, которое принимает воля в его бытии, или в том, как объект относится к нашему бытию и как мы ощущаем это отношение. Характер последнего бесконечно разнообразен, ибо он зависит от различия индивидуальностей и наших временных душевных состояний: что одному кажется страшным, к тому другой относится презрительно, третий безразлично. При изменчивости наших состояний и настроений один и тот же предмет производит на одну и ту же личность то радостное, то противоположное этому впечатление, то совсем не производит никакого. Потому-то многообразие страстей бесконечно. Но из сущности страстного возбуждения можно вывести вообще известные простые и необходимые формы, относящиеся ко всем остальным как основные формы к модификациям или как (данные в теории соединений) элементы к вариациям.

Основные формы Декарт называет первоначальными или примитивными, выводимые из них или комбинируемые формы — особенными или партикулярными страстями. С этой точки зрения можно различать и классифицировать наши страсти. То, что возбуждает в нас страсть, есть не вещь, а ценность ее, т. е. польза или вред, который мы получаем или думаем, что получаем от вещи. Возможно, по-видимому, что третий случай, когда объект не воспринимается ни как полезный, ни как вредный, исключает всякую ценность объекта и поэтому всякое возбуждение страсти. Однако это не так. Есть объекты, которые привлекают с неудержимой силой нашу душу мощью и новизной впечатления, нимало не возбуждая нашего вожделения. С представлениями этого рода, вследствие их непроизвольного и мощного действия, соединяется страстное возбуждение, которое Декарт обозначает словом «удивление». Мы познаем тотчас же, что это ощущение аффективно и не обладает ни обычным характером вожделения, ни еще менее — равнодушия, то что мы представляем полезным или способствующим нашему бытию, кажется достойным желания, или благом; противоположное ему есть зло, уничтожения которого мы желаем, Благом хотим мы обладать, от зла хотим избавиться: в первом случае мы желаем приобрести объект, во втором — освободиться от него, тогда как объект, вызывающий в нас удивление, мы только рассматриваем, следовательно, не хотим ни обладать им, ни освободиться от него. Поэтому можно пока различить две основные формы страстей: удивление и вожделение. Последнее относится к своему объекту или позитивно, или негативно, оно хочет иметь благо и сохранить его, избавиться от зла и уничтожить его. В первом случае оно есть любовь, во втором ненависть. Но вожделенные объекты принадлежат или будущему, или настоящему. Предстоящее благо манит, предстоящее зло угрожает; в обоих случаях вожделение напряжено и состоит в ожидании или желании (dйsir) достичь блага и избежать зла.

Так как в обоих случаях может произойти противоположное (можно не достигнуть блага, претерпеть зло, которого мы избегали), то желание сопровождается надеждой и страхом, т. е. является одновременно и позитивным, и негативным. Если вожделенные объекты налицо, то мы или обладаем желаемым благом, или терпим лишение: в первом случае мы испытываем ощущение радости, во втором — ощущение печали. Сообразно с этим существуют следующие примитивные страсти, лежащие в основе всех остальных: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Удивление — единственная страсть, которая не позитивна и не негативна, желание — единственная страсть, являющаяся одновременно и той и другой, все прочие страсти суть вожделения или одного, или другого вида


Ознакомившись с мыслями и идеями Куна Фишера, я бы разделил все простые страсти на условно положительные и условно отрицательные. К отрицательным я бы отнес: печаль и ненависть. Я вижу в них разрушительную силу, которая не способствует развитию и желанию мыслить. Люди, часто испытывающие печаль, начинают базировать свою жизнь именно на этом чувстве, которое в свою очередь деструктивно влияет на все жизненные аспекты и не дает уверенно идти вперед. Ненависть еще более опасное чувство, которое может затрагивать уже и других людей, вовлекая их в негативный сценарий жизни другого человека. Чувство ненависти, по моему мнению, является очень сильным и деструктивным. Из-за этого чувства происходит множество ужасных вещей: от мелких бытовых или рабочих ссор, до серьезных межрасовых и межнациональных конфликтов, которые, к сожалению, так часто встречались на протяжении всей истории человечества.

Радость и любовь, я бы в свою очередь отнес, к условно положительным страстям. Радость заряжает человека положительным настроем, дает силы двигаться дальше и достигать новых высот. Любовь же является очень сильным чувством, которое, при искренних намерениях, также дает человеку силы и веру, в то, что он может «свернуть горы»!

Желание и удивление я бы поставил в один ряд, как страсти положительные. В желании (искреннем и чистом) я также вижу, в первую очередь, движущую силу для человека. Чистое и искреннее желание в достижении чего-либо дает человеку своего рода маяк на его жизненном пути. Благодаря желанию, люди порой совершают невероятные вещи: достижения в спорте, преодоление себя и человеческих возможностей, научные открытия. В удивлении же я вижу наибольшую связь с основными идеями Декарта в его трудах. Испытывая чувство удивления, человек, скорее всего, сталкивается с чем-то новым, неизведанным, а значит расширяет границы своего сознания. Удивление может заставить нас задуматься о тех вещах, которые раньше и приходили в голову, видеть новые горизонты жизни и сознания, мыслить совершенно другими категория.

А если мы мыслим – значит мы существуем!


написать администратору сайта