Главная страница
Навигация по странице:

  • "Я буду благодарен этому человеку до конца дней своих за то, что он заставлял меня так упорно трудиться".

  • Список литературы

  • Электронные ресурсы

  • Детство и юность будущего композитора (Йозеф Гайдн). Детство и юность будущего композитора. Детство и юность франца йозефа гайдна, путь к мастерству


    Скачать 2.58 Mb.
    НазваниеДетство и юность франца йозефа гайдна, путь к мастерству
    АнкорДетство и юность будущего композитора (Йозеф Гайдн
    Дата25.04.2022
    Размер2.58 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДетство и юность будущего композитора.docx
    ТипИсследование
    #495537

    ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ФРАНЦА ЙОЗЕФА ГАЙДНА,

    ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ

    Детство и юность будущего композитора

    Франц Йозеф Гайдн родился в 1732 году в маленьком городке Рорау в Восточной Австрии, на границе с Венгрией. Хотя в метрике композитора в графе "дата рождения" написано "первое апреля", сам он утверждал, что родился ночью 31 марта. Изданное же в 1778 году небольшое биографическое исследование приписывает Гайдну такие слова: "Мой брат Михаил заявлял, что я родился 31 марта. Он не хотел, чтобы люди говорили, что в этот мир я пришел "апрельским дураком"1 [2, с.1]

    Отец композитора, Матиас Гайдн, был ремесленником. В 1728 году он женился на Марии Коллер и поселился в Рорау. Нотной грамоты отец Гайдна не знал, но у него была арфа; затем выучился на колесного мастера. Странствуя по Германии и Австрии в качестве подмастерья, арфу все же не забросил и даже приобрел навыки игры на ней. Видимо, именно от отца Йозефу достались в наследство музыкальные способности.

    Рорау лежит среди болот; даже сегодня эта местность выглядит довольно неприглядно. Дом, где Гайдн появился на свет, сохранился и по сей день. У Матиаса было двенадцать детей, но шестеро из них умерли еще в младенчестве. Тех, что выжили, звали: Франциска (1730-1781), Йозеф (1732-1809), Анна Мария (ум. 1802), Анна Катарина, Иоганн Евангелист (ум. 1805) и Иоганн Михаил (1737-1806). [2, с.1]



    У Гайднов часто, особенно в дни праздников, собирается народ. Матиас любит, когда в его доме звучит музыка, люди веселятся и танцуют. Сам хозяин дома тоже не отстает от гостей: он поет, аккомпанируя себе на арфе, хотя, по правде говоря, не знает ни одной ноты.

    Но больше всех рад домашним праздникам маленький Иозеф — сын Гайднов. Стоит только зазвучать музыке, Иозеф тут как тут: устроится где-нибудь рядом и не сводит глаз с играющих на скрипке или мандолине.

    Соседи и гости Гайднов знают, что маленький Зепперль — так зовут Иозефа дома — очень любит музыку, и слегка подтрунивают над ним:

    — Ну-ка, Зепперль, покажи, как наш пастух созывает стадо!

    Йозеф быстро складывает «трубочкой» маленькие кулачки, прижимает их к губам и издает звук, очень напоминающий сигнал рога.

    — А ведь и вправду похоже, — улыбаются гости. — А теперь, Зепперль, сыграй нам на скрипке!

    Иозеф мгновенно исчезает и вскоре возвращается с двумя палочками. Одну он, придерживая левой рукой, прижимает к подбородку, а второй водит, как смычком.

    -Ай да Зепперль, ай да умница! Ты наверное будешь музыкантом![3, с.3-4]

    Мальчик обладал прекрасным голосом и мечтал научиться играть на скрипке, как учитель местной школы. В небольшом городке Рорау возможностей для обучения одаренного маленького музыканта было немного. Когда Йозефу было пять лет, Гайднов навестил двоюродный брат отца, живший в нескольких милях от Рорау, в Хайнбурге. Иоганн Матиас Франк был школьным учителем и регентом хора в местной церкви. Именно он предложил взять Зепперля с собой в Хайнбург, где тот мог бы получить намного лучшее музыкальное образование, чем в Рорау. Несмотря на то что мать не хотела расставаться с пятилетним сыном, Франк все-таки забрал ребенка. Жить в родном городе мальчику уже больше не довелось - впоследствии он приезжал туда лишь на короткое время.

    В отличии от Рорау жизнь в Хайнбурге била ключом.



    Иногда Зепперль и скучал по дому, но теперь его ритм жизни был таким напряженным (а по сегодняшним меркам, даже слишком напряженным для столь маленького ребенка), что свободного времени у мальчика не оставалось. С семи до десяти утра были уроки в школе, затем - месса в церкви. После обеда, с полудня до трех часов, дети вновь должны были заниматься. Когда же трудный день подходил к концу, Гайдн и остальные дети учились играть на скрипке и клавире. Альберт Кристоф Дис, биограф Гайдна, писавший о ранних годах его жизни, рассказывает, как в возрасте шести лет тот также научился играть на литавре и принимал участие в процессии во время Страстной недели, где заменил внезапно умершего литавриста. «Незадолго до торжеств неожиданно умер литаврист, обычно принимавших в них участие. Это повергло Франка в полную растерянность. Тут ему на глаза попался Йозеф – мальчик должен немедленно научиться играть на литаврах и выручить всех их беды, Показав Гайдну способы удара, Франк оставил его одного, Йозеф взял маленький короб, которым крестьяне пользуются при выпечке хлеба и натянул на него платок. Свое изобретение он поставил на мягкое кресло и начал барабанить с таким энтузиазмом, что не заметил, как мука просыпалась из короба и вконец испортила обивку. Виновник получил за это нагоняй, однако учитель был несколько смягчен, когда с удивлением обнаружил, что Йозеф так скоро сделался законченным литавристом, Это обстоятельство ещё раз подтвердило, что музыка должна стать его профессией»[1, c.17-18]

    Барабан привязали к спине горбуна, чтобы маленький мальчик смог играть на нем. Этот инструмент до сих пор хранится в церкви Хайнбурга.


    Маленький Гайдн принимал участие во всех музыкальных мероприятиях, проходивших в городе. Эти годы были тяжёлыми, но не пропали даром. На закате жизни Гайдн высказал слова признательности своему учителю: "Я буду благодарен этому человеку до конца дней своих за то, что он заставлял меня так упорно трудиться".

    В 1740 году в Хайнбург прибыл Карл Георг Рейтер, недавно назначенный капельмейстером собора святого Стефана в Вене. О талантливом мальчике он узнал от одного хайнбургского священника.

    Пение маленького Йозефа произвело на Рейтера большое впечатление, и он согласился, когда ребенку исполнится восемь лет, взять его в хор. Возможность дать сыну дальнейшее образование очень обрадовала Марию и Матиаса Гайднов. Франк не мог даже показать Йозефу упражнений для постановки голоса, поэтому улучшения вокальной техники Йозеф достигал самостоятельно.

    Смена обстановки при переселении из захолустного Рорау в Хайнбург поразила маленького Зепперля. Мысль же о том, чтобы из глухого провинциального городка, каким все-таки был Хайнбург, переехать в саму столицу, целиком завладела воображением ребенка; он не мог дождаться момента, когда своими глазами увидит красоты Вены и особенно знаменитый собор, при котором в течение следующих девяти лет ему предстояло жить.

    Гайдн стал певчим в церковном хоре собора святого Стефана, сказочно прекрасная Вена переживала свой расцвет. Монументальные здания, огромные дворцы, церкви и сам собор не могли не пробудить в маленьком мальчике благоговейного страха.



    Карл Георг Рейтер, капельмейстер собора, родился в Вене в 1708 году и был сыном предыдущего капельмейстера. Перу К. Е Рейтера принадлежит много церковной музыки, в том числе девять ораторий, а также тридцать одна опера, которые он написал, будучи композитором при австрийском дворе, куда поступил на службу в 1731 году в возрасте всего лишь двадцати трех лет. Движимый честолюбием, Рейтер поднимался все выше в иерархии венского музыкального мира, поэтому времени заботиться о благополучии своих подопечных из церковного хора и их обучении у него не оставалось. Как композитор он был в свое время весьма популярен в Вене, но до наших дней дошло очень немного его произведений.

    Сегодня условия жизни в хоровой школе Франка в Хайнбурге кажутся нам просто-таки спартанскими; жизнь же в соборе святого Стефана оказалась даже более тяжелой. Власти собора выделяли Рейтеру по 700 гульденов в год на содержание и обучение каждого хориста. Может быть, сумма действительно была мала, но и сам Рейтер ничуть не заботился о детях, живших впроголодь. Поэтому мальчики с нетерпением ожидали всякого случая выступить на свадьбах, похоронах и других торжествах вне собора - ведь тогда им доставалась прекрасная еда!

    Гайдн, как и остальные хористы, стремился попадать во все "выездные" группы певцов, поскольку только так можно было поесть как следует.

    Рейтер не заботился не только о желудках вверенных ему детей, но и об их образовании. Обучение было допотопным и строилось вокруг богословия, латинского языка, математики и письма. Что касается музыкального образования, в него входило обучение пению, игре на скрипке и клавире, но теоретические дисциплины и композиция не преподавались. Естественно, церковные службы отнимали у хористов большую часть времени, так что на уроки музыки и практику в игре его оставалось совсем немного. Не удивительно, что единственное, что заботило Рейтера в преподавании музыки, - чтобы дети как можно лучше пели в соборе. Однажды капельмейстер застал Гайдна за написанием двенадцатиголосного хора "Salve Regina"2, но даже не удосужился предложить начинающему композитору совет или помощь. По словам Гайдна, за все время пребывания в соборе наставник преподал ему только два урока теории.

    Тем не менее мальчик с рвением и большим усердием изучал все, что ему приходилось петь на церковных службах: Кальдару, Фукса, самого Рейтера, - и таким образом на практике узнал, как "устроена" музыка. Позднее он говорил Иоганну Фридриху Рохлицу: "У меня никогда не было настоящего учителя. Я начал обучение с практической стороны - сначала пение, затем игра на музыкальных инструментах, и лишь потом - композиция. Я больше слушал, чем изучал. Я слушал внимательно и старался использовать то, что произвело на меня наибольшее впечатление. Вот так я приобретал знания и умения. Для меня звучала во всем своем разнообразии самая прекрасная музыка, которую только можно было услышать в мое время - а её в Вене было много".

    У Рейтера было принято, чтобы старшие ученики обучали младших некоторым премудростям. Поэтому Йозеф стал учителем для своего брата Михаила, когда тот несколько лет спустя поступил в хор. Другой брат композитора, Иоганн Евангелист, также впоследствии попал в хор.

    Повседневная жизнь была тяжелой, но были в ней и свои радости. Гайдна восхищали замысловатые церемонии и процессии во время религиозных празднеств в соборе. Хористы часто принимали участие в костюмированных шествиях и других мероприятиях, поражавших воображение ребенка. Однажды, когда хор приехал во дворец Шёнбрунн в Вене, недавно построенный по велению императрицы Марии Терезии, несколько мальчиков забрались на строительные леса, все еще окружавшие стены. Это вызвало монарший гнев: императрица пригрозила выпороть их, если еще раз там увидит. На следующий день Йозеф не смог противостоять искушению - и был должным образом наказан за дерзость.

    В подростковом возрасте голос Гайдна, как и следовало ожидать, начал ломаться. Мальчик изо всех сил старался скрыть это, но когда неудовольствие по поводу его ужасного пения высказала сама Мария Терезия, стало ясно, что дни его в хоре сочтены. Более того, как раз в это время все стали восторгаться чудесным голосом молодого Михаила Гайдна. Успех брата, росший с каждым днем, пробудил в сердце старшего мальчика, которого вскоре должны были исключить из хора, вполне естественную зависть, хотя внешне он и вел себя сдержанно. Только святой мог бы не впасть в уныние от того, что младший брат исполняет ведущие партии, которые до этого пел ты.

    И все же расставание с собором произошло внезапно, хотя Гайдн, должно быть, ожидал увольнения в любой момент. Дурачась, он отрезал косичку у другого хориста. Когда Рейтер пригрозил побить его тростью, Йозеф сказал, что лучше уйдет из хора, чем согласится быть наказанным. Рейтер, возможно обрадовавшись представившемуся поводу, немедленно выгнал мальчика - но перед этим все-таки выпорол.

    Итак, холодным ноябрьским утром 1749 года семнадцатилетний Гайдн оказался на улице - без денег, без жилья и безо всякого умения зарабатывать себе на жизнь.

    Счастливый случай помог Гайдну найти кров. Его приютил Иоганн Михаил Шпанглер – певчий из другой венской капеллы. Но заработать деньги не было шансов, т.к. он был недостаточно хорошим скрипачом, а от голоса было мало проку.

    Несколько месяцев Йозеф жил у Шпанглеров, зарабатывая написанием и переложением музыки для самых разных инструментов, игрой на улице и уроками.

    В начале следующего года он уехал из Вены, так как Шпанглеры ожидали рождения ребенка, а на тесном чердаке места еще для одного жильца уже не хватило бы.

    Вместе с паломниками Гайдн направился в штирийский город Мариацелль, в храм Девы Мариацелльской.



    Он надеялся попасть в местный церковный хор, регент которого, Флориан Врастил, раньше был певчим в соборе святого Стефана. Сначала юноше отказали, но его настойчивость была вознаграждена, когда он, проникнув в церковь во время исполнения хором какого-то произведения, выхватил ноты у солиста и безукоризненно спел с листа трудную партию. Так Гайдн остался в Штирии на неделю и пел в хоре, но что более важно, впервые за много месяцев он стал нормально питаться. Певчие из храма устроили небольшой сбор пожертвований в пользу бедного юноши, и возвращался он в Вену в немного более приподнятом настроении, чем уезжал.

    В столице удача опять улыбнулась ему. Антон Бухгольц, работавший вместе с Матиасом Гайдном, одолжил начинающему композитору 150 флоринов - не требуя процентов и не называя точной даты возврата. На эти деньги Гайдн смог снять комнату на верхнем этаже дома в Михаелерхаусе - районе Вены возле Капустного рынка и церкви святого Михаила. Здесь молодой композитор со всей серьезностью взялся за изучение теории музыки. Он приобрел экземпляр "Gradus ad Parnassum" Фукса и трактат Иоганна Маттезона. В это же время юноша открыл для себя первые шесть фортепианных сонат.3

    Музыка эта потрясла Гайдна. Он говорил Дису: "Я не вставал из-за клавира, пока не смог сыграть все сонаты. Я играл их особенно охотно тогда, когда меня охватывало уныние,- и всегда покидал инструмент в хорошем расположении духа". Самое раннее из дошедших до нас произведений Гайдна, "Messa Brevis" (фа мажор), написано как раз в этот период его жизни.

    В 1752 году Гайдн написал музыку для оперы-бурлеска "Хромой бес". Она имела значительный успех, который, однако, оказался недолгим, так как какой-то венский дворянин решил, что главный герой - пародия на него самого, и оперу сняли со сцены.

    Еще одним подарком судьбы для Гайдна оказалось то, что в доме, где он снимал комнату, жил знаменитый итальянский поэт и либреттист Метастазио4, писавший тексты для большинства знаменитых оперных композиторов, включая Генделя, Глюка и Кальдару. В 1754 году при посредничестве Метастазио у Гайдна появилась талантливая ученица Марианна Мартинец - десятилетняя дочь одного испанского дворянина, который тоже снимал квартиру в Михаелерхаусе. Каждый день в течение трех лет Гайдн обучал девочку игре на пианино и за это жил и питался в Михаелерхаусе бесплатно.

    Позже Марианна, одаренная в равной степени как певица, пианистка и композитор, стала звездой первой величины в музыкальных кругах Вены. Однажды она играла на фортепиано дуэтом с Моцартом. Именно через Марианну Гайдн познакомился со знаменитым итальянским учителем вокала и композитором Николо Антонио Порпорой. Марианна брала у него уроки пения, а Гайдн аккомпанировал ей во время этих занятий.

    Гайдн многому научился у Порпоры, который был в то время "выше самых невообразимых высот", внимательно наблюдая за его методами преподавания. Юноша стал "музыкантом-лакеем" при престарелом композиторе, который даже брал его с собой в поездки. Самой важной из них была поездка на воды в Маннерсдорф в Венгрии, где Гайдн познакомился с Глюком. Порпора высказывал ценные критические замечания по поводу сочинений своего ученика-слуги и помогал ему совершенствоваться в итальянском.

    В 1754 году Гайдн получил известие о том, что в возрасте сорока семи лет умерла его мать. Пятидесятипятилетний Матиас Гайдн вскоре после этого женился на своей служанке, которой было лишь девятнадцать. Так у Гайдна появилась мачеха, бывшая на три года моложе его.

    Гайдн понемногу приобретал известность в музыкальном мире Вены; однако сам он говорил об этом времени так: "В течение восьми лет мне приходилось влачить весьма жалкое существование". Благодаря одной из учениц дворянского сословия, графине Тан, для композитора открылись двери в высший свет. На одном из вечеров камерной музыки он завязал знакомство с Карлом Йозефом фон Фюрнбергом, который взял его на службу в качестве скрипача в свой загородный дом в предместьях Вены. Именно для домашних музыкальных вечеров Гайдн написал свои первые струнные квартеты. Они неожиданно принесли ему популярность, и юноша стал известен и как исполнитель, и как педагог. что, хотя трудиться приходилось с утра до ночи, впервые в жизни принесло ему сносный заработок.

    В 1758 году Гайдн получил свое первое постоянное место в качестве музыканта. Фюрнберг порекомендовал его графу Фердинанду Максимилиану фон Морцину, страстному поклоннику музыки. Ежегодное жалованье юноши составляло теперь 200 флоринов - конечно, не златые горы, но достаточно, чтобы больше не думать о хлебе насущном.

    Первые оркестровые произведения Гайдна были созданы им именно для графа Морцина. Именно в летней резиденции Морцина в Лукавце однажды вечером была исполнена Первая симфония Гайдна, дирижировал которой, стоя за клавесином, как тогда было принято, сам композитор. Аристократической публике она пришлась по вкусу. Одному из гостей, князю Антону Эстерхази, суждено было в дальнейшем сыграть важную роль в жизни Гайдна.
    Список литературы

    1. Альберт Дис. История жизни Йозефа Гайдна М. Издательство «Классика - XXI», 2000, -185 с.

    2. Баттерворт Нейл. Гайдн «Урал LTD», 1999, 30 с.

    3. Зильберквит М.А. Йозеф Гайдн М. «Гамма-пресс», 2014, 96 с.

    4. Кремлев Ю. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества М. Издательство «Музыка», 1972, -317 с.

    5. Меркулов А.М. Йозеф Гайдн. Личность. Творчество. Интерпретация, М –ООО «Дека-ВС», 2018, -284 с.

    6. Меркулов А.М. Как исполнять Гайдна М. Издательство «Классика - XXI», 2009, -204 с.

    7. Новак Леопольд. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение, М. – Издательство «Музыка», 1973, -446 с.

    Электронные ресурсы

    1. https://www.austria.info/ru/vidy-otdyh/gorod-i-kul-tur/avstriya-strana-muzyki/puteshestvie-po-mestam-gaydna

    2. https://www.vipgeo.ru/countries/austria_showpl/dostoprimechatelnosti/dommuzey_yozefa_gaydna_v_rorau_nizhnyayaavstriya.html

    3. https://tourweek.ru/countries/austria

    4. https://vasilegori.livejournal.com/5721.html

    1 Друг композитора, И. К. Розенбаум, в своем "Дневнике" (хранится в Венской национальной библиотеке) недвусмысленно пишет, что композитор родился в четыре часа пополудни 31 марта.

    2 Хор во славу Богородицы.

    3 "Прусские сонаты", 1742) Карла Филиппа Эммануэля Баха, сына более известного сегодня Иоганна Себастьяна Баха.

    4 Пьетро Метастазио, наст. фамилия Трапасси (1698-1782), итальянский поэт и драматург-либреттист. Автор либретто опер-сериа "Милосердие Тита" (1734), "Антигона" (1743) и др.


    написать администратору сайта