Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3.Деятельность военного духовенства в русской армии……………………….......12 1.4.

  • 3. Литература………………………………………………………….…………………..23 4.Приложение……………………………………………………………………………..24 ВЕДЕНИЕ

  • Объект исследования

  • Задачи

  • 3.Выявить деятельность военного духовенства в русской армии 4. Выявить роль Храма Благоверного Александра Невского (Пензенский артиллерийский инженерный институт)

  • 5.Подвести итоги: реализация и результат Методы: 1.Сравнительный анализ 2.Исторический анализ 3.Систематизация материала

  • 4.Интервьюирование Гипотеза

  • Основная часть

  • Приложение №3 Храм Александра Невского (Пензенский артиллерийский инженерный институт)

  • Православная церковь и армия. Деятельность Храма Благоверного Александра Невского (Пензенский артиллерийский инженерный институт) Заключение литература


    Скачать 0.71 Mb.
    НазваниеДеятельность Храма Благоверного Александра Невского (Пензенский артиллерийский инженерный институт) Заключение литература
    АнкорПравославная церковь и армия
    Дата18.08.2022
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПравославная церковь и армия.docx
    ТипЛитература
    #648134



    Учебное исследование:

    Православная церковь и армия: исторический опыт, современность и

    перспективы сотрудничества.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………….3

    1.Основная часть:

    1.1.Основное содержание христианства…………………………………………………5

    1.2.Отношение религии к войне и военной службе…………………………………….9

    1.3.Деятельность военного духовенства в русской армии……………………….......12

    1.4.Деятельность Храма Благоверного Александра Невского (Пензенский артиллерийский инженерный институт)…………………………………………………………………………………….20

    2. Заключение……………………………………………………………………………..22

    3. Литература………………………………………………………….…………………..23

    4.Приложение……………………………………………………………………………..24

    ВЕДЕНИЕ

    Не даром говорят, что самое трудное - начало. Сколько раз снова и снова убеж­даешься в этом! Когда обдумываешь тему перед тем, как приступить к изложению мыслей на бумаге, так трудно охватить всю ее целиком, представить и выразить. Но вот- появляется Идея, смутно зреет план- и мысль бежит и бежит, и ее уже не оста­новить. Это, конечно, лирическое начало, но оно соответствует состоянию человека, который понял что-либо так глубоко и ясно.

    Да и сама тема представляет немалый интерес.

    В данной работе рассматривается взаимодействие Православной Церкви и ар­мии. Эта проблема является актуальной, так как в настоящее время общественная нравственность в нашей стране заметно снижается. и в армию. В отношениях между началь­никами и подчиненными, между старшими и младшими военнослужащими про­должают действовать заимствованные из криминального мира неписанные законы. Возникшая Негативные явления, распро­странившиеся среди молодежи, переходят после семидесятилетнего «государственного атеизма» душевная пустота заполняется низшими желаниями, скукой и праздностью, увлечением алкоголем и наркотиками.

    Исповедание известной формулы «Бога нет, все дозволено» открывает простор безраздельному господству в душе темного, стихийного, не преображенного выс­шим смыслом начала. Развивается безотчетная и бессознательная агрессивная по­требность, являющаяся главкой чертом нынешнего роста преступности. Серьезней­шей остается проблема самоубийств.

    Духовный вакуум несет в себе и еще одну опасность: он создает противоречие между самосознанием личности и системой общественного устройства, что для ар­мии просто губительно. Военным деятелям, вероятно, лучше других понятна эта опасность, ведь деморализованные воины небоеспособны. Но чем поднять их духов­ный уровень, чем просветить их души?

    Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, ведь главная цель Православной Церкви - это «очистить и изменить душу человеческую, пробудив в ней лучшее» и поэтому, именно она должна принять самое активное участие в процессе возрожде­ния человеческих душ и прежде всего душ воинов. «У церкви и у Вооруженных Сил, - по мнению Патриарха Всея Руси Кирилла, -вне зависимости от их институци­онного, конституционного отношения к государству, есть единая нравственная мо­тивация, есть, если хотите единый общий нравственный идеал, который и Воору­женные Силы, и церковь воспитывают, говоря о необходимости защиты Отечества. С другой стороны, православие представляет собой неотъемлемый элемент русской национальной культуры, в котором сокрыты «духовная и нравственная сила, на про­тяжении веков скреплявшая народ и объединявшая Отечество». В связи с этим все­возрастающий в последнее время интерес людей (и военнослужащих, в частности) к православной вере представляется вполне логичным и даже закономерным процес­сом, который органично связан с идущей сейчас перестройкой в Вооруженных Си­лах, и переходом к профессиональной армии.
    Актуальность:

    Актуальность и своевременность этого процесса сближения армии и Право­славной Церкви обусловлены еще и потому, что в современном бою помимо про­ведения чисто боевых действий предполагается мощное воздействие на психику воина всевозможных радиоэлектронных средств, достаточно вспомнить применение США в войне в Персидском заливе, Сирии голографических изображений в воздухе, вы­держать же это воздействие сможет только воин с устойчивой психикой, воин с бо­гатым духовным содержанием.

    Объект исследования:

    Вопрос взаимоотношения Церкви и армии.

    Предмет исследования:

    В данной работе рассматривается взаимодействие Православной Церкви и ар­мии. Эта проблема является актуальной, так как в настоящее время общественная нравственность в нашей стране заметно снижается. Негативные явления, распро­странившиеся среди молодежи, переходят и в армию. В отношениях между началь­никами и подчиненными, между старшими и младшими военнослужащими про­должают действовать заимствованные из криминального мира неписанные законы. Возникшая после семидесятилетнего «государственного атеизма» душевная пустота заполняется низшими желаниями, скукой и праздностью, увлечением алкоголем и наркотиками.

    Исповедание известной формулы «Бога нет, все дозволено» открывает простор безраздельному господству в душе темного, стихийного, не преображенного выс­шим смыслом начала. Развивается безотчетная и бессознательная агрессивная по­требность, являющаяся главной чертой нынешнего роста преступности. Серьезней­шей остается проблема самоубийств, «дедовщины».
    Цель исследования:

    Узнать какое же освещение истории Церкви вообще и военно-религиозной службы в частности, будет наиболее полезным и поучительным в размышлениях над тем, как следовало бы поставить дело воспитания в армии, при каких условиях мы можем рассчитывать на успех в решении насущных задач.
    Задачи:

    1.Познакомиться с основным содержанием христианства

    2. Узнать об отношении религии к войне и военной службе

    3.Выявить деятельность военного духовенства в русской армии

    4. Выявить роль Храма Благоверного Александра Невского (Пензенский артиллерийский инженерный институт)

    5.Подвести итоги: реализация и результат


    Методы:

    1.Сравнительный анализ

    2.Исторический анализ

    3.Систематизация материала

    4.Интервьюирование

    Гипотеза:

    Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «В жизни России Церковь и армия всегда по-особому влияли на народное бытие. Призвание Церкви - соединение человека с Богом, его духовное обновление, возведение его от жизни временной в жизнь вечную. Призвание армии -охрана человека от пагубных действий злой воли, защита жизни, свободы и досто­инства индивидуумов, объединенных в народ и скрепленных друг с другом узами государственного устройства. Как видите, задачи у Церкви и армии разные. Но подумаете: может ли Церковь, призванная изменить к лучшему Духовное состояние каждого человека, пройти ми­мо воина? Тем более, что его работа в обществе - это работа нелегкая, работа опас­ная, которую должно совершать с особой ответственностью, с особым нравствен­ным чувством. Вот почему Церковь делает, чтобы человек, носящий военную фор­му, был просвещен светом Истина Христовой. Она желает, чтобы сам Господь на­правлял этого человека и в мирное, и в военное время. И Церковь верует, что он бу­дет искренне и жертвенно защищать ближних своих, будет с честью выполнять свои обязанности, никогда не даст себя вовлечь в беззаконное, неправое дело».

    Церковь имеет воспитательный характер приучая курсантов к патриотизму.

    Основная часть:

    1.Основное содержание христианства

    Только христианская церковь, переросшая уровень двух миров - иудаизма и эллинизма, породила и осмыслила саму идею всеобщности, вселенскости, всемирности человеческой истории, сознательно оттолкнувшись от обветшавших национализмов.

    В.А. Карташев

    Самой распространенной мировой религией нашего времени является христи­анство. В большей или меньшей степени оно распространено почти во веек странах мира. Возникло это религиозное учение в Палестине в начале I века н.э. Главное в нем - вера в богочеловека –(1)«Иисуса Христа, сына божьего, рожденного путем не­порочного зачатия от духа святого девой Марией и посланного на землю богом-отцом. Для чего? Для того, чтобы, проповедуя свое учение, претерпеть страдания и принять мученическую смерть с целью искушения людей от «первородного греха». После распятия на кресте Христос воскрес и вознесся на небо. Верующие ждут вто­рого пришествия Христа для суда над живыми и мертвыми.

    Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское уче­ние привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испор­ченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут возна­граждены после наступления Царства Божьего на земле.

    Следующим шагом в развитии понятия «церковь» стала идея ее непогреши­мости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, осно­вавших первые христианские общины.

    В первом члене говорится о Боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы.

    Во втором - о вере в Сына Божия единородного - Иисуса Христа.

    Третий - это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, ос­таваясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.

    Четвертый член Символа веры - о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.

    Пятый - о воскресении Иисуса Христа.

    В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.

    В седьмом - о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.

    Восьмой член Символа веры - о вере в Духа Святого.

    В девятом - об отношении к церкви.

    В десятом - о таинстве Крещения.

    В одиннадцатом - о будущем всеобщем воскресении мертвых.

    В двенадцатом члене - о жизни вечной.

    В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение блаженного Августина. На рубеже 5 века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу «избранных» предопределенных к спасению, может войти любой уверовав­ший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.

    Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь та­инств:

    Крещение-таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

    В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвра­щающие и укрепляющие в жизни духовной.

    В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Те­ло и Кровь Христову для Вечной Жизни.

    Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священ­ником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

    Таинство священства совершается через епископское рукоположение при воз­ведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого та­инства принадлежит только епископу.

    В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

    В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывает­ся на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

    Крещение Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней - это первые ша­ги в истории христианизации всей Руси. Широкое принятие христианства связано с интенсивным освоением северных территорий в конце 18-го века. На волне пересе­ления христианство распространялось и утверждалось по всей территории Руси.

    Чрезвычайно важным этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. Поднятый Сергием культ Троицы стал одной из главных социальных идей, символом и знаменем национального сплоче­ния, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах.

    После победы на Куликовом поле Русь быстро крепла экономически и поли­тически. В 1448 году Собор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Ио­ну. Тем самым было положено начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви.

    2. Отношение религии к войне и военной службе

    Об отношении церкви к армии очень хорошо сказал покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II(2)«В жизни России Церковь и армия всегда по-особому влияли на народное бытие. Призвание Церкви - соединение человека с Богом, его духовное обновление, возведение его от жизни временной в жизнь вечную. Призвание армии -охрана человека от пагубных действий злой воли, защита жизни, свободы и досто­инства индивидуумов, объединенных в народ и скрепленных друг с другом узами государственного устройства.

    Как видите, задачи у Церкви и армии разные. Но подумаете: может ли Церковь, призванная изменить к лучшему Духовное состояние каждого человека, пройти ми­мо воина? Тем более, что его работа в обществе - это работа нелегкая, работа опас­ная, которую должно совершать с особой ответственностью, с особым нравствен­ным чувством. Вот почему Церковь делает, чтобы человек, носящий военную фор­му, был просвещен светом Истина Христовой. Она желает, чтобы сам Господь на­правлял этого человека и в мирное, и в военное время. И Церковь верует, что он бу­дет искренне и жертвенно защищать ближних своих, будет с честью выполнять свои обязанности, никогда не даст себя вовлечь в беззаконное, неправое дело».

    Эти слова сказаны на международной научно-практической конференции «Проблема и пути духовно-нравственного воспитания военнослужащих армий Рос­сии и США», состоявшейся в военном Университете ВС РФ.

    Примечательно, что мировые религии, в том числе православие, всегда отно­сясь отрицательно к войнам вообще, поддерживали войны в защиту Отечества. Это подтверждается и многочисленными примерами из нашей истории.

    Вспомним известную картину «Богатыри» кисти русского живописца В.Васнецова. На ней изображены герои русского былинного эпоса Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Если Илья Муромец известен как крестьян­ский сын, то Алеша Попович был поповским сыном..

    Эти предания подчеркивают мысль, что русская православная церковь издавна являлась выразительницей защи­ты земли русской.

    Возьмем примеры из Великой Отечественной войны. В суровые ее годы право­славная церковь совместно с мусульманским духовенством СССР и московской иу­дейское общиной выступила с призывом встать на защиту родной земли. Но если церковь всегда выступала с позиции защитников земли русской, то как же ею объ­яснялись заповеди в Евангелие: «Не убий», «Взявшие меч от меча и погибнут», «Любите врагов ваших». Нет ли здесь противоречия?

    Объяснение названным церковным постулатам весьма подробно обстоятельно дается в соответствующей литературе, в частности, в книге Валентина Свенциского «Война и Церковь».

    Прежде всего церковь считает, что всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Это не распространяется на случаи, когда преступник наказывается по правосудию, во-первых, и когда в бою, во-вторых. Именно так разъяснялось поло­жение «не убий» священнослужителями в прежней русской армии,

    Церковь учит, что война есть великое бедствие, вызывающее горе и страдание человечества. Но нельзя отождествлять понятие «война» и «убийство». В убийстве всегда предполагается цель - уничтожение человеческой личности. На войне же целью является достижение победы, а убийство не всегда обязательное средство для осуществления поставленной цели. Например, капитуляция противника сохраняет ему жизнь, а для более сильного - это победа.

    Церковь утверждает, что не всякая война грех, а лишь та, которая преследует злую цель, ибо моральное значение ее определяется тем, во имя чего стремятся к победе.

    Церковь считает, что второе заблуждение, тесно связанное с первым, заключа­ется в том, что войну противопоставляют «любви к врагам», упуская из виду, что иногда она может быть неизбежным и единственно возможным проявлением дея­тельной любви. И здесь моральное содержание «злого убийства» и «войны» во имя спасения совершенно различно.

    Церковь считает, что с христианской точки зрения война не только допустима, но иногда может быть и нравственно обязательной. Христианство может принять только ту войну, цели которой преследуют защиту Отечества и благословлены цер­ковью.

    Во взглядах на войну церковь считает, что защита Отечества является священ­ным долгом каждого. Вместе с тем она допускает, что есть люди, которые отвергают войну во всех ее проявлениях.

    Если рассматривть институциональное взаимодействие религии и военной службы в социальной структуре общества и процессе социального управления, нельзя не отметить, что социальные институты уже благодаря самому факту своего существования влияют на поведение индивидов и социальных групп, осуществляют контроль над ним, устанавливая определенные образцы, правила и нормы, которые придают поведению целенаправленный характер. Этот контролирующий характер присущ в целом процессу институционализации. Всякое институционализированное поведение индивида включает социальные роли. Институт военной службы — это совокупность нормативно-ценностных, знаково-символических, социально-ролевых компонентов, посредством которых организуется военно-социальная жизнедеятель­ность.

    Особым механизмом социальной регуляции поведения и поддержания социаль­ного порядка в обществе является социальный контроль, основу которого составля­ют нормы (положения о том, как человек должен себя вести) и санкции (совокуп­ность вознаграждений за соблюдение норм и наказаний за их нарушения). В процес­се социального управления благодаря социальному контролю поддерживается соци­альная стабильность.

    Религия, составляя основу морали, нравов и обычаев общества, образует цен­тральный круг социального контроля, играя важную роль социального регулятора поведения людей. Для религиозного человека преступить религиозно-нравственные нормы, имеющие для него безусловный и священный характер, представляется не­допустимым. Именно поэтому мораль для верующего сливается с религией.

    Одним из проявлений организационно-управленческого взаимодействия рели­гии и военной службы является наличие в силовых структурах подавляющего боль­шинства современных государств военно-религиозных служб, широкое использова­ние в военной сфере религиозных ритуалов и символов. С другой стороны, мы ви­дим, что в истории различных религий неоднократно предпринимались попытки синтеза двух организационно-управленческих форм — религиозной и военнойПримерами такого синтеза могут служить многочисленные военно-монашеские ор­дена (иоаннитов, тамплиеров, Тевтонский, Ливонский и др.), созданные в Средние века Католической церковью.

    Богатый исторический опыт организационного взаимодействия религии и воен­ной службы присутствует и в российской традиции. Институционализация этого взаимодействия во многом связана с военным духовенством, которое начало скла­дываться в период царствования Петра I, однако процесс этот был прерван Октябрь­ской революцией. В условиях, когда православие являлось государственной религи­ей, военные священники российской армии и флота решали две основные задачи в области военно-социального управления: религиозно-воспитательную и морально-психологическую.

    Современное взаимодействие органов военного управления Вооруженных сил РФ и религиозных объединений учитывает российские традиции, но в условиях светского характера российского государства идет по координационному пути, опи­раясь на практику взаимных соглашений в этой области.

    Так, в настоящее время взаимодействие Русской православной церкви и Воору­женных сил РФ основывается на подписанном 4 апреля 1997 года соглашении о со­трудничестве. В данном документе предусматриваются следующие приоритетные направления их социального взаимодействия: патриотическое воспитание военно­служащих, их нравственное и духовное просвещение, социальная защита военно­служащих и их семей, реализация религиозных потребностей военнослужащих, вос­становление культовых учреждений.

    Не избежало противоречивости и современное отношение Русской православ­ной церкви к проблеме вооруженного насилия, которое нашло свое отражение в «Основах социальной концепции Русской православной церкви». В данном доку­менте война трактуется как зло, корни которого в злоупотреблении человеком бого­данной свободой. Вместе с тем Русская православная церковь не воспрещает ве­рующим участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и вос­становлении попранной справедливости.

    Исламская концепция войны нашла свое выражение в учении о джихаде (араб, «усердствование на пути Аллаха»). Джихад является одной из главных обязанностей мусульман. Внеисламская трактовка джихада обычно сводится к его однозначному определению как вооруженной борьбы мусульман с неверными. Толкование этого понятия как «священная война» в религиозных целях не является корректным, так как мусульманская традиция считает любую войну, которую ведет мусульманская община, священной, на благо веры. В настоящее время лозунг джихада широко используется в политических целях националистическими и фундаменталистскими исламскими экстремистскими группировками, в том числе и на территории России (Чечня, Ингушетия, Дагестан). Не случайно поэтому многие политики, социологи, религиоведы, связанные с военной теорией и практикой, делают вывод о возраста­нии влияния религиозного фактора на духовную, политическую и военную безопас­ность Российского государства на современном этапе.

    Итак, мы видим, что на протяжении истории человечества и религиозный ин­ститут, и институт военной службы активно взаимодействуют в процессе социаль­ного управления. Религиозный институт воспроизводит некоторые основы военно-социальной организации, осуществляет легитимацию ценностно-нормативного от­ношения к вооруженному насилию, эффективный социальный контроль поведения военнослужащих, создает мощные мотивационные стимулы военной службы.

    (2).«Беседы с Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II». Изд. Патриархия с.23

    3. Деятельность военного духовенства в русской армии

    «Из-под горы от Бородина поднималось церковное ше­ствие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота со снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Поза­ди пехоты слышалось церковное пение,

    Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополчении.

    - Матушку несут! Заступницу!...Иверскую!!!

    - Смоленскую матушку, - поправил другой. Ополчен­цы - и те, которые были в деревне, те, которые работали на батарее, - побросав лопаты, побегали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в рядах священники, один старичок в клобуке с причтом к певчими. За ними солдаты и офицеры несли большую с чер­ный ликом в окладе икону... За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обна­женными головами толпы военный...»

    Лев Толстой «Война и мир»

    Эти строки из великого произведения» великого писателя очень наглядно и убедительно показывает ту духовную, нравственную нить, которая на протяжении веков связывала русскую армию и православную церковь.

    Перед боем, перед жесточайшими сражениями все - от солдата до фельдмарша­ла Кутузова - хотели поклониться святой иконе. Конечно, это не простое соверше­ние религиозного обряде. Освящение воинов перед битвой - как бы доказательство того, что они идут на святое дело, нужное и Богу, и стране, и людям. Прилагаясь к иконе, солдаты и офицеры черпали для себя нравственную силу, духовно укрепля­ясь перед кровопролитной сечей.

    А когда же зародилось военное духовенство?

    В полной мере о военно-религиозной службе в русской армии мы вправе гово­рить с момента появления самой постоянной армии, а это произошло первой четвер­ти XVIII в.

    Правда, было бы несправедливо не вспомнить, что еще в допетровское время появились ее первые признаки. Об этом, в частности, свидетельствует документ, да­тированный 1647 г. «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей», где впер­вые упоминается полковой священник. На основании этого факта первые назначе­ния в полки особых священников можно отнести: ко времени царствования государя Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). Во времена Царя Федора Алексеевича (1676— 1682 гг.) организация полковых церквей осуществлялась при непосредственном участии царя. Он сам предписывал патриаршему приказу назначать церковнослужи­телей и количество церковной утвари в полк.

    Однако в полной мере о деятельности священнослужителей в воинской среде можно говорить только с момента создания регулярной армии и узаконенной формы деятельности в ней священников. При этом необходимо учитывать, что становлениеи полноценное функционирование военно-религиозной службы произошло не сразу. Путь становления занял столетия.

    В первой четверти XVIII в. правительство Императора Петра I произвело ко­ренную реорганизацию вооруженных сил. Была упразднена прежняя военная орга­низация: дворянское ополчение и стрелецкое войско. С 1699 г. введена рекрутская повинность, единая система воинских званий и твердые основы прохождения служ­бы. В 1716 г. впервые в уставах русской армии появились отдельные главы «О свя­щеннослужителях».

    Параллельно с совершенствованием сухопутных войск в эпоху Императора Петра I строился военный флот. В результате возник вопрос о судовых священно­служителях. Право назначения иеромонахов для службы на флоте, до учреждения Св. Синода, фактически принадлежало Александро-Невской Лавре. С 1721 г. эти права перешли к Св. Синоду.

    Регулярные военные походы армии, увеличение численности военного духо­венства привели к необходимости создания специального органа для управления им. Этим объясняется появление при Петре I по примеру западных штабов должности полевого оберсвященника(приложение № 1, « полевой оберсвященник» ). Согласно уставу 1716 г. полевой оберсвященник пола­гался при фельдмаршале или генерале, командующем армией. Первый известный пример назначения на должность полевого обер-священника относится к 1746 г., ко­гда по просьбе главнокомандующего армии генерал-фельдмаршала Ласси Св. Синод назначил протопопа Антипа Мартемьянова. Аналогичные организационные ново­введения происходили и на флоте.

    В годы правления Императора Павла I ведомство по управлению военным ду­ховенством претерпело значительные изменения. При поддержке императора оно обособилось от епархиального, переподчинило себе все его функции по руководству полковыми священниками в мирное время и вело свою, независимую политику. В частности, в указе от 4 апреля 1800 г. Император Павел I объявлял: «... положенный полевой обер-священник как в военное время и тогда, когда войска в движении, равно и в мирное время, иметь должен в ведении своем всех священников армии... без одобрения оного полевого обер-священника никаких перемен по части армей­ских священников не чинить». Св. Синод, со своей стороны, предписывал всем епархиальным архиереям поддерживать тесную связь с полевым обер-священником при подборе кандидатов для службы в армии и на флоте. Так начинался процесс от­носительного обособления военного духовенства от епархиального, появления свя­щеннослужителей, основной миссией которых было религиозно-нравственное вос­питание воинов, совершение религиозных обрядов в армейских условиях.

    Основная работа по религиозному воспитанию военнослужащих ложилась на полковых На первое место среди многих задач, решаемых военным духовенством, высту­пало стремление воспитать в русском воине духовно-нравственные силы, сделать его человеком, проникнутым истинно-христианским настроением, исполняющим свои обязанности не из-за страха угроз и наказания, а по совести и глубокому убеж­дению в святости своего долга. Оно заботилось о воспитании в войсках духа веры, благочестия и воинской дисциплины, терпения, мужества и самопожертвования. В одной из инструкции благочинным, составленной первыми обер-священниками, от­мечалось:

    Среди направлений деятельности военного духовенства особое место отводи­лось духовно-просветительской работе пастырей. Необходимость ее вызывалась, прежде всего, религиозно-нравственной неподготовленностью молодого пополне­ния. По данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона в России в 1911 г. на тысячу новобранцев приходилось 617 неграмотных. В некоторых гарнизонах 70% из поступавшего молодого пополнения не имели ни малейшего представления не только о молитве, но и о религиозных началах. В этих условиях одной из важных форм религиозно-нравственного просвещения являлись церковноприходские шко­лы. Они открывались и функционировали при частях во многом благодаря энергии полковых священников, которые искали помещения для школы, осуществляли на­бор желающих, подбирали учителей, сами принимали непосредственное участие в обучении учащихся. Например, в 62 пехотном Суздальском полку, где в свое время Генералиссимус Суворов, побеждая невежество солдат, открыл для них школу и сам преподавал арифметику и

    Проведение в вооруженных силах реформ во второй половине XIX в. настоя­тельно требовало совершенствования духовно-просветительской деятельности во­енных пастырей, поиска средств, которые подняли бы ее на качественно новый уро­вень. Решая эту проблему, протопресвитер А. А. Желобовский принял ряд нововве­дений. Они были направлены на единение сил, координацию действий и усилий все­го военного духовенства в деле религиозно-нравственного наставления подопечных.

    Активно участвовало военное духовенство в борьбе с нравственными недугами в армии. И в те годы имели место случаи пьянства, «дедовщины» (называлось это возложение трудов житейских на новобранцев). Способы разрешения таких случаев были различные. Чаще всего строевой командир, замечавший «неуставные отноше­ния», обращался к батюшке, а тот в своих беседах старался увещевать старослужащего, объяснить постыдность поступка и на библейских примерах обращался к его совести и достоинству. Воле того, он брал таких солдат к себе в помощники: они из­бирались старостами, пели в церковном хоре и т.д. Не стояло в стороне военное ду­ховенство и в борьбе с таким злом, как пьянство. Известно, что 22 мая 1914 г. в Рос­сии были утверждены «Меры против потребления спиртных напитков в армии». Со­гласно этим мерам, полковые священники обязаны были не менее двух раз в год де­лать сообщения перед офицерами о вреде и последствиях употребления алкоголя на организм. С нижними чинами священник обязан был вести беседы: не менее одного раза в неделю - со всеми людьми и, кроме того, одного раза с молодыми солдатами, замеченными в пьянстве. С этой же целью церковь обязана была организовывать в полках воскресные чтения, участвовать в создании обществ трезвенников, в прове­дении других мероприятий

    Именно в экстремальных условиях войны наиболее отчетливо заметно значение заботы православной церкви о патриотиче­ском воспитании воинов, о привитии готовности защищать свою Родину не щадя жизни, чувства долга, помогающего безропотно переносить голод, холод, лишения и страдания, присущие походной жизни и фронтовым условиям.

    Задачи перед священнослужителями в военное время стояли, в общем, те же, что и в мирное: они обязаны были удовлетворять религиозные чувства и потребно­сти военнослужащих через совершение богослужений и треб, пастырским словом и примером вдохновлять воинов на ратные подвиги. Правда, ряд инструкций возлагал на них и специфические обязанности, а с началом первой мировой войны и такие, которые не несли их предшественники.

    Так, полковому священнику вменялось в обязанность помогать врачам в пере­вязке раненых. Это требовало от каждого духовного лица соответствующих навы­ков. Чтобы это требование не осталось декларацией, при военных госпиталях с вновь прибывающими в действующую армию священниками организовывались де­сятидневные курсы. Полковому священнику поручалось также организовывать вы­воз с поля боя убитых и раненых, заботиться о поддержании в порядке воинских мо­гил и кладбищ, извещать родственников убитых, организовывать в своей части об­щества помощи семьям чинов этого полка. От госпитальных священников требова­лось чаще совершать богослужения для больных, ежедневно обходить палаты, бесе­довать и утешать, писать письма от имени больных на родину.

    Вот ряд примеров о подвигах военных священников, которые дошли до нас. Одним из первых покрыл себя неувядаемой ратной славой священник Т.Е. Куцинский.

    При штурме Измаила в 1790 г., когда победа склонялась то в одну, то в другую сторону, в бой был брошен Полоцкий мушкетерский полк. Но в самом начале атаки командир полка был смертельно ранен. Солдаты за­колебались. Видя это, полковой священник Трофим Куцинский, находившийся сре­ди воинов, поднял крест и воодушевляя солдат словами: «Стой ребята! Вот вам ко­мандир!» бросился с ними на турок. Солдаты сломили врага и одержали победу. Сам же пастырь в ходе схватки был дважды ранен. За геройское участие в штурме Куцинский, по представлению князя Г.А. Потемкина, первым из духовных лиц по­лучил золотой наперстный крест на Георгиевской ленте.

    Священник 19 егерского полка Василий Васильковский - герой другой войны, войны 1812 г. Когда полк под Витебском вступил в бой, он шел впереди и благо­словлял его крестом. В разгар боя он находился в боевых порядках, поощрял и вдохновлял сражавшихся, исповедовал и причащал тяжело раненых и умирающих. В момент напутствия страдальцев был ранен сам, но не оставил полк в трудную ми­нуту. И только второе ранение заставило его покинуть поле боя. Новый его подвиг был совершен в бою под Малым Ярославцем. В. Васильковский, по представлению главнокомандующего князя Кутузова, был награжден орденом Св. Георгия 4-й сте­пени. Это был первый случаи такой награды священнику. Однако лишения, душев­ные и телесные страдания, раны сломали молодой организм героя-пастыря. Он умер в 1813 г. во время похода во Францию.

    Священник Навагинского мушкетерского полка А. Леонтьев за боевые подвиги в период с 1812 по 1814 гг. был награжден четырьмя наградами. Перечисление ге­роических поступков военных пастырей можно было бы продолжить. Об этом сви­детельствуют следующие статистические данные. До 1904 г. за военные подвиги че­тыре пастыря удостоены высшей воинской награды - ордена Св. Георгия 4-й степе­ни, 111 награждены золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте. За во­енные отличия 8 военных священников были награждены золотыми наперсными крестами от кабинета царя, 31 - наперсными крестами от Св Синода, еще 119 чел. в награду получили ордена Св Владимира 3 и 4 степени и Анны 2 и 3 степени с меча­ми и бантом, а 6 пастырей награждены иностранными орденами.

    В период эвакуации по поручению Патриаршего Местоблюстителя в Москве оставался митр. Николай. Во время битвы за Москву он часто выезжал на передо­вую, совершал богослужения в московских и подмосковных храмах, произносил проповеди, призывая москвичей не поддаваться панике, стойко защищать столицу. В ноября 1942 г. митр. Николай был введен в состав Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. В составе делегаций комиссии митр. Николай часто выезжал в прифронтовую полосу, посещал освобож­денные от оккупации районы, собирал свидетельства не только о громадном мате­риальном ущербе, нанесенном сражениями и войсками вермахта многочисленным храмам, но и о мученическом подвиге православных священнослужителей, монахов и монахинь, принявших смерть от фашистов. В работе территориальных комиссий по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков участвовали и др. иерархи и священнослужители РПЦ. Их наблюдения, свидетельства и выводы пере­давались в государственные органы, помещались на страницах церковной литерату­ры. Подлинным примером мужества является поведение православного духовенства и мирян во время 900-дневной блокады Ленинграда (8 сент. 1941 - 18 янв. 1944). Находясь в осажденном городе, Ленинградский митрополит Алексий (Симанский; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) служил литургии в Никольском Морском соборе и др. храмах, совершал отпевания жертв блокады, обращался с пат­риотическими воззваниями к клиру и верующим епархии. Его примеру следовали ленинградские священнослужители, не прекращавшие пастырского попечения о ве­рующих, совершавшие богослужения, отпевавшие погибших, оказывСреди жертв блокады - десятки клириков Ленинградской епархии. В ленин­градских приходах был организован сбор средств в Фонд обороны, в 1941-1945 гг. в храмах епархии было собрано более 17 млн р. В янв. 1944 г., вскоре после полного снятия блокады, митр. Алексий в составе обл. Комиссии по расследованию злодея­ний немецко-фашистских захватчиков посетил освобожденные Петергоф и Пушкин, где констатировал факты разрушения нем. войсками храмов и жестокого убийства более 2 тыс. мирных жителей, собранных в Петергофской кладбищенской церкви Св. Троицы и взорванных вместе со зданием).

    В первый же год войны православные храмы Москвы передали в Фонд оборо­ны более 3 млн руб., церкви Горького - более 4 млн руб., церкви г. Куйбышева - бо­лее 2 млн руб. Широкую патриотическую работу проводили возрождающиеся пра­вославные монастыри, где нередко устраивались госпитали и детские дома. Прояв­ляя заботу о детях воинов, сражавшихся на фронтах, православная Церковь объяви­ла сбор средств во всех действовавших храмах в особый Фонд помощи детям, Мос­ковская Патриархия первой сдала 1 млн руб. Всего за годы воины Московской Пат­риархией, духовенством и верующими было собрано более 300 млн руб. без учета пожертвованных ценностей и вещей.

    В 1942-1944 гг. во мн. республиках и областях СССР широко развернулось движение по сбору средств на строительство танковых колонн. 30 дек. 1942 г. митр. Сергий призвал верующих жертвовать средства на сооружение танковой колонны им. Дмитрия Донского. На танковом заводе в Челябинске были выстроены 40 тан­ков, которые митр. Николай 7 марта 1944 г. от Московской Патриархии передал Красной Армии. Танки из колонны им. Димитрия Донского участвовали в освобож­дении Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, в составе 516-го полка дошли до Берлина. Одновременно продолжался общецерковный сбор средств на авиаэскадри­лью им. Александра Невского. Помимо этого, православные верующие принимали активное участие в сооружении танков и самолетов по инициативе населения их об­ластей, напр., духовенство и верующие Новосибирска пожертвовали ПО тыс. р. на строительство сибирской эскадрильи «За Родину».

    4. Деятельность Храма Александра Невского (Пензенский артиллерийский инженерный институт)

    Богатый исторический опыт организационного взаимодействия религии и во­енной службы присутствует и в российской традиции. Институционализация этого взаимодействия во многом связана с военным духовенством, которое начало скла­дываться в период царствования Петра I. В условиях, когда православие являлось государственной религией, военные священники российской армии и флота решали две основные задачи в области военно-социального управления: религиозно-воспитательную и морально-психологическую.

    Современное взаимодействие органов военного управления Вооруженных сил РФ и религиозных объединений учитывает российские традиции, но в условиях светского характера российского государства идет по координационному пути, опи­раясь на практику взаимных соглашений в этой области.

    Так, в настоящее время взаимодействие Русской православной церкви и Воо­руженных сил РФ основывается на подписанном 4 апреля 1997 года соглашении о сотрудничестве. Вданном документе предусматриваются следующие приоритетные направления их социального взаимодействия: патриотическое воспитание военно­служащих, их нравственное и духовное просвещение, социальная защита военно­служащих и их семей, реализация религиозных потребностей военнослужащих, вос­становление культовых учреждений.

    Так в 1999 году в Пензенском АИИ открыт воинский храм Святого Благовер­ного князя Александра Невского, который был освящен Патриархом Московским и Всея Руси Алексием П. Духовное окормление личного состава института осущест­вляет иеромонах Дорофей (Постников Дмитрий Александрович), Пензенская Епар­хия. В воинском храме регулярно проводятся богослужения по воскресным и празд­ничным дням, в которых принимают участие личный состав института. В храме со­вершаются крещения, венчания, водосвятные молебны и т.д.

    (3)19 января на Крещении традиционно около родника, расположенного на приле­гающей к институту территории, совершается Великое освящение воды, после чего все желающие смогут окунуться в купель устроенную на роднике. В данном меро­приятии принимают участие военнослужащие, члены семей военнослужащих и прихожане воинского храма, проживающих на территории военного городка и ря­дом с ним. Каждый год в воинском храме проводятся богослужения, посвященные празднованию Пасхи. Данные мероприятия закончились праздничным богослуже­нием с крестным ходом.

    При проведении выпуска молодых офицеров на площади Ленина г. Пензы провидится освящение лейтенантских погон. А молодое пополнение, приведенное к военной присяге получает благословение на ратную службу.

    Еженедельно с личным составом института в воскресные дни иеромонахом Дорофеем (Постниковым) проводятся духовно-нравственные беседы. В воинском храме имеется православная библиотека, видео и аудиотека.

    По окончании богослужения воинскому храму была передана икона «Собор святых воинов» из военного отдела Московской Патриархии.20 октября 2019 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, в Пензенском артиллерийском инженерном институте (ПАИИ) состоялись торжества по случаю 20-летия храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. В 2019 году воинскому храму исполнилось 20 лет – он был открыт 30 сентября 1999 года, в преддверии 2000-летия Рождества Христова и 200-летия Пензенской епархии.

    (3) Победоносцев К. П. «Праздники Господни», - М.,1903.
    Заключение

    Безусловно, приведенные факты ни в коей мере не являются попыткой создать идеальное представление о деятельности Русской Православной Церкви в армии. Наряду с положительным здесь были и недостатки, и ошибки, и нерешенные про­блемы. И об этом для полноты исторической достоверности необходимо помнить. Только такое освещение истории Церкви вообще и военно-религиозной службы в частности, будет наиболее полезным и поучительным в размышлениях над тем, как следовало бы поставить дело воспитания в армии, при каких условиях мы можем рассчитывать на успех в решении насущных задач.

    Сегодня армия, как и все наше российское общество, переживает сложную со­циально-экономическую ситуацию, находится на духовном перепутье. У защитни­ков России всегда была лишь одна цель - оградить страну и утвердить за ее наро­дом священные права, без которых немыслимо мирное и устойчивое развитие граж­данской жизни. Есть надежда, что контакты и взаимодействие армии с представите­лями русской Православной Церкви и другими концессиями будут способствовать воспитанию военнослужащих и членов их семей в духе любви к Отечеству, готов­ности к его защите, развивать милосердие и благотворительность, веротерпимость и гражданскую ответственность

    ЛИТЕРАТУРА

    1) «Азы православия». Санкт-Петербург, 2000.

    2) Алексеев С. «Энциклопедия православной иконы». Санкт-Петербург: «Сатисъ», 2002.

    3) Антонов В. «Храм Божий и церковные службы». Санкт-Петербург, 1912.

    4) Бадур Н. «Дорога к храму: основы православной культуры» - М.: «Дрофа», 2008.

    5) Булгаков С. В. «Православная церковь и русская армия» - М., 1994.

    6) «Беседы с Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II». Изд. Патриархия.

    7) Галубинский Е. Е. «История русской православной церкви», т.5. М.: «Олун», 1994.

    8) «Краткое объяснение православного богослужения» - М., 1903.

    9) Овчинников А. А. «Батюшки в Отечественной войне 1812г.», М, «Дрофа», 2004.

    10) Победоносцев К. П. «Праздники Господни», - М.,1903.

    11) Рыбаков Б. Н. «Русская церковь в турецких войнах», М., «Прогресс», 2001.

    12) Рудаков А. Н. «Русская православная церковь в годы Великой Отечественной Войны 1941 - 1945гг.», Санкт-Петербург, 2007.

    13) Свешников А. А. «Служение народу и отечеству», РПЦ, 2005.

    «Русские священники в войнах XIX-XX вв.», М., «Прогресс», 2003.

    14) Яхонтов И. «Ежедневные богослужения и главные праздники Православной церкви», - Санкт-Петербург, 1989.

    Приложение №1

    « Полевой оберсвященник»


    .

    Приложение №2

    Парад победы на Красной площади 24 июня 1945 г.)




    Приложение №3


    Храм Александра Невского (Пензенский артиллерийский инженерный институт)






    написать администратору сайта