ГЛАВА XXVII начало1. Xxvii. О преступлениях, оправданиях и о смягчающих вину обстоятельствах грех и преступление
Скачать 16.8 Kb.
|
ГЛАВА XXVII. О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ОПРАВДАНИЯХ И О СМЯГЧАЮЩИХ ВИНУ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ Грех и преступление Что такое грех? Грех это нарушение закона и презрительное отношение к законодателю. Что такое преступление? Преступление это совершение того, что запрещено законом, или невыполнение того, что велит закон. Так что всякое преступление есть грех, но не всякий грех есть преступление. Там, где нет гражданского права, нет и преступлений. там, где прекращается закон, прекращается и грех; с упразднением гражданских законов перестают существовать преступления; если перестает существовать верховная власть, перестают также существовать и преступления. Оправдания Незнание естественного закона ни для кого не может служить оправданием. В какую бы страну человек ни пришел, он совершает преступление, если он делает что-либо противное законам этой страны. Но незнание гражданского закона иногда может служить оправданием. Если гражданский закон объявлен в стране не в столь ясной форме, чтобы каждый при желании мог знать его, или сам поступок не противоречит естественному закону, незнание гражданского закона является достаточным оправданием. Незнание суверена не служит оправданием. Незнание суверена в своей собственной стране не служит человеку оправданием, ибо он обязан знать ту власть, защитой которой пользуется. Незнание наказания не может служить оправданием. Если наказание определено уже законом, правонарушитель подлежит этому наказанию; если же наказание не определено, то он подлежит произвольному наказанию. Наказания, установленные до совершения действия, исключают более суровые. Если наказание заранее известно и оно недостаточно сильно, чтобы удержать людей от свершения действия, то такое наказание является подстрекательством. Действие не становится преступлением, если закон издан после совершения его. Сейчас это устойчивое выражение «Закон обратной силы не имеет». Причины преступлений Причинами преступлений являются ложные принципы относительно права и не-права: 1) Предложения, в основу которых положены ложные принципы. 2) Неправильное истолкование естественных законов лжеучителями, которые придают им смысл, противоречащий гражданскому праву, либо выдают за законы собственные измышления или традиции прежних времен, несовместимые с обязанностями подданного. И ложные выводы из истинных принципов, которые делают учителя. 3) Ошибочные выводы из правильных принципов, что обычно встречается у людей, поспешных в выведении заключений и принятии практических решений. Встречаются у людей слишком высокого мнения о себе и которые полагают, что знания требуют только жизненного опыта, а не изучения. 4) Страсти людские. Тщеславие - глупая переоценка собственной личности. Тщеславие порождает предположение, что наказания, установленные законами и распространяющиеся обыкновенно на всех подданных, не должны быть применены к ним с той же строгостью. 5) Предположение о том, что их спасет богатство. Поэтому обычно люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем подкупа государственного правосудия или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения. 6) Предположение о том, что их спасут друзья. Люди, имеющие множество могущественных родственников или завоевавшие себе популярность и определенную репутацию среди толпы, осмеливаются нарушать законы в надежде, что им удастся оказать давление на ту власть, которой надлежит заботиться о приведении законов в исполнение. 7) Предположение о том, что их спасёт собственная мудрость. Люди, имеющие высокое и ложное мнение о собственной мудрости, берут на себя смелость порицать действия властей, ставить под вопрос их авторитет и своими публичными выступлениями опрокидывать законы, дабы преступлением считалось лишь то, что выгодно считать таковым им самим. 8) Ненависть, сладострастие, честолюбие, корыстолюбие. Эти страсти настолько присущи природе человека и всех других живых существ, что их последствия можно устранить лишь необыкновенным напряжением мыслительных способностей или постоянной строгостью наказания за них. 9) Страх физический. Когда человеку кажется, что ему грозит опасность быть убитым или получить телесные повреждения. Из всех страстей менее всего располагает человека к нарушению закона страх. 10) Страх суеверный. Человек может бояться духов из-за собственного суеверия или доверия, которое внушают ему рассказы о странных снах и видениях других людей, и при этом ему может быть внушена вера в то, что эти духи причинят ему вред, если он совершит или не совершит то, что предписывается или запрещается законом. Преступления и нет Не преступление - человек, подвергшийся нападению, боится быть убитым и, чтобы избежать смерти, не видит иного пути, как нанесение раны нападающему и смертельно ранил нападающего. Преступление - убить человека, потому что из его действия или угроз я могу заключить, что он убьет меня при первой возможности, между тем как я имею достаточно времени и средств, чтобы воспользоваться защитой верховной власти. Преступление - человек слышит по своему адресу несколько обидных слов или подвергается незначительной обиде, и боится, что, оставив без отмщения эту обиду, он навлечет на себя презрение и, следовательно, будет подвергаться подобным обидам и со стороны других; и вот, чтобы избежать этого, он нарушает закон и, чтобы другим неповадно было, мстит. |