Главная страница

реферат Кирюков. реферат кирюков Л.П.. Деятельность Л. П. Кирюкова в музыкальной культуре Мордовии


Скачать 25.41 Kb.
НазваниеДеятельность Л. П. Кирюкова в музыкальной культуре Мордовии
Анкорреферат Кирюков
Дата13.05.2022
Размер25.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат кирюков Л.П..docx
ТипРеферат
#526791

 

 

Реферат на тему:

«Деятельность Л.П.Кирюкова в музыкальной культуре Мордовии»

                                                                                                                                                                   

Выполнила:

Студентка ПЗМ-117

5 курс

Терентьева А.А.

                                                                                                                                                                      Проверил:

Профессор, доктор педагогических наук

И.С.Кобозева
 

 

                                                                                                      


Саранск 2022

Содержание


1. Л.П.Кирюков. Создатель и исследователь народного творчества Мордовии

2. Хоровые произведения Л.П.Кирюкова

3. Специфика произведений. Особый почерк.

4. Заключение

4. Список литературы

Л.П.Кирюков. Создатель и исследователь народного творчества Мордовии

Л.П. Кирюков - крупнейший в истории профессиональной музыки Мордовии собиратель и исследователь народно-песенного творчества мордвы. Образование дирижера и работа хормейстера обусловили направление его композиторской и исследовательской работы: профессиональное хоровое творчество, обработки и аранжировки устного музыкального фольклора мордовского народа.

Результатом многолетней собирательской деятельности Л.П.Кирюкова в полевых экспедициях на территории Мордовии и за ее пределами стали записи около 500 образцов народных песен, большая часть которых опубликована в сборниках. Композитор видел возможности дальнейшего развития профессионального музыкального искусства в изучении истоков национального народного творчества, в полной мере выражающего менталитет народа, его темперамент, нравственные позиции. В его сборниках представлены не только народные песни, но также оригинальные хоровые аранжировки и обработки самого композитора.
Первый сборник «Мокшэрзянь морот», включающий 44 мокшанские и 16 эрзянских песен, явился итогом творческой деятельности композитора за десятилетний период. В сборнике представлены песни для сольного и хорового исполнения, а также профессиональные обработки народных напевов.
Следующий сборник Л.П.Кирюкова - «Мокша-мордовские песни» - был также издан в Москве. Мокшанские песни, составившие сборник, представляют музыкальные образцы, доступные для исполнения самодеятельными хоровыми коллективами. Сборник «Мокшэрзянь народной морот» издан в Саранске в 1948 г. Его составляют 22 мокшанские и 18 эрзянских песни, а также авторские произведения композитора.
В указанных нотных изданиях представлена небольшая часть собранных и обработанных композитором мордовских народных песен. Многие песни, записанные Кирюковым, вошли в сборник «Мордовские народные песни»

Композитор редактирует записанные в полевых экспедициях подлинные мордовские напевы с целью предоставления широкому кругу музыкальных коллективов и солистов материала, приспособленного для непосредственного концертного исполнения.

Многоголосные напевы из указанных сборников - аранжировки, в которых прослеживаются тенденции преобразования хоровой фактуры средствами народной многоголосной традиции и западно-европейской функциональной гармонии, фактурные, ритмические и другие подобные изменения народного напева, а прежде всего - его композиционное развитие, а также добавление инструментальных голосов и новых тембров.

Композитор стремился, с одной стороны, сохранить элементы народного музыкального стиля напевов, с другой - использовать полученные во время учебы в семинарии и консерватории знания по классической теории. Одна из особенностей хоровой фактуры аранжировок народных песен и авторских сочинений - более или менее поочередное сопоставление двухголосия и трехголосия, в  котором нижний голос партитуры иногда точно  или  гетерофонно  повторяет  средний голос.

Начиная с 30-х гг. композитор расширяет спектр музыкальных выразительных средств и начинает привлекать инструментальное сопровождение (фортепиано), однако, партия инструмента в таких работах не играет самостоятельной роли, а близка по своей фактуре многоголосному хоровому изложению. Звучание мордовской народной песни в сопровождении фортепиано имело, прежде всего, концертно-просветительскую направленность национального искусства на территории республики и за ее пределами, а также способствовало профессиональному росту исполнительских коллективов. 

Хоровые произведения

Ведущее место в его композиторском творчестве занимают хоровые произведения. Музыкальные образы произведений - это отражение картин народной жизни мордвы во всей ее полноте, своеобразные «документы эпохи», которые как в калейдоскопе составляют историческое прошлое и трудовые будни советского человека, красочные сцены традиционных народных обрядов и современные праздники. Названия хоровых произведений точно передают смысл окружающей композитора действительности: «Слава партии», «Ленинский закон», «Песня славы», «Бригадир», «Колхозные частушки». В это же время он создает произведения, тесно связанные с мордовской народной музыкой, посвященные родной земле: «Ходила в поле», «Рано в поле», «Над Сурой-рекой», «Посадил я яблоньки». Авторами поэтических текстов стали поэты Мордовии, а исполнялись произведения на двух язык (мордовском, русском).

В хоровой музыке композитора наиболее ярко и последовательно проявляется его отношение к народно-песенным истокам, что обнаруживается на различных уровнях: в образном строе, в интонационном родстве, в ритмических особенностях, в фактурных решениях, в ладово-гармонических чертах, в формообразовании. В каждой из обозначенных сфер композитор использует оригинальные музыкальные приемы, придающие его произведениям ярко национальный характер.

Специфика произведений. Особый почерк.
Интонационный строй его музыкального языка имеет родственные корни с фольклорным материалом. Композитор привлекает специфические народно-песенные обороты, свойственные мордовской музыке: трихордовые попевки, характерные ступени различных диатонических ладов. Особое внимание уделено VI повышенной ступени в миноре (дорийское наклонение) и VII пониженной - в мажоре (миксолидийское наклонение).
Ритмические особенности сочинений Л.П.Кирюкова обусловлены специфическими ритмами мордовских народных песен и плясок. Так, для большей части его произведений характерна опора на устойчивые ритмо-формулы кштем (народных плясок). Такая особенность обнаруживается не только в произведениях танцевальных жанров. 
Фактура хоровых произведений максимально приближена к народным образцам: терцовая втора, бурдонирующие низкие голоса, разнообразно выраженная подголосочность. К оригинальным, часто используемым гармоническим приемам можно отнести использование аккорда мажорной субдоминанты и натуральной доминанты в миноре, ладовой параллельной переменности, плагальных каденционных оборотов.
Формообразованиев песнях и хоровых сочинениях подчинено народным принципам строфичности, двухчастности. Композиционные особенности танцевальной музыки обусловлены контрастно-составным принципом, связанным с народной традицией «состязаний» плясунов, со сменами солистов, передачей инициативы. Следует отметить вариационный принцип развития его инструментальных произведений, также берущий начало от народного музицирования.
В большинстве сочинений Кирюкова - как вокально-хоровых с сопровождением, так и инструментальных - очевидно стремление композитора воспроизвести средствами фортепиано или симфонического оркестра тембровую специфику и манеру игры народных инструментов. В хоровых произведениях, обработках, операх, инструментальных сочинениях естественно и художественно оправдано используются особенности национального фольклора мордвы и некоторые приёмы классической европейской полифонии. Одним из главенствующих видов полифонии является имитационная полифония. Однако нельзя не отметить, что имитационность присуща не только профессиональным образцам, но и уникально развитому, не имеющему аналогов в мире, музыкальному языку мордовского народа. 
Обращение к народным истокам проявлялось в самых различных формах. Наиболее распространенный прием - это привлечение целостных напевов народных песен и плясок (наигрышей). Примером подобного рода может послужить колыбельная «Тютю-балю», в которой привлекается прием цитирования музыкального первоисточника.

Кроме этого, Л.П.Кирюков интерпретирует музыкальный фольклор, творчески преломляя специфические жанровые черты, что проявляется на уровне внешнего подобия, в «манере подачи» музыкального материала хоровых сочинений. Так, для плясовых песен характерно поочередное проведение темы разными голосами, с тембровыми  контрастами,  противопоставлениями групп хора, как бы  воссоздающими  «вступление  новых танцевальных групп  в  пляску».
Для протяжных песен («Родимый край» (сл. П. Гайни), «Мордовская земля», «Поднимайся!», «Чапай» (сл. Ф. Атянина), «Расцветай, Мордовия моя!» (сл. С. Пронина), «За мир» (сл. А. Мартынова), «Яксень паксяв» (сл. М. Бебана), «Рана паксяв» (сл. С. Самошкина) свойственно введение сольных запевов, которым отвечает хоровое многоголосие со специфическим полифоническим подголосочным строем.
В хоровых произведениях можно обнаружить средства музыкальной выразительности, свойственные традиционной народной музыке. Ритмические формулы плясовой песни придают оригинальность партии фортепиано в песне «Эскадрон» (сл. Н. Эркая). Мелодика традиционных необрядовых лирических песен воспроизводится в интонациях хора «Яксень паксяв» (сл. М. Бебана), где «опорные звуки мелодии образуют характерную для мордовских народных песен «квинтовую рамку».
Одной из характерных особенностей музыкального языка Кирюкова  «начиная с 40-х годов, следует считать стремление автора передать в музыке акцентность мордовской речи, что выразилось в частой смене метра».
Анализируя музыкальный язык сценических произведений композитора, в частности музыкальной драмы «Литова», можно говорить о близости к народному творчеству как результату изучения композитором всего комплекса музыкально-выразительных средств мордовской народной песни. «Порою музыка настолько этнографична (особенно в жанрово бытовых эпизодах), что трудно отделить оригинальную тему от цитаты». Среди использованных народных напевов можно выделить следующие: эпическая «Вишкине од цера полонс понгсь» («Молодой парень в полон попал»), лирическая протяжная «Вай, иля пува, варма, вирь ланга» («Вай, не дуй, ветер, по-над лесом»), лирическая «Умарина» («Яблонька»).

Заключение

Таким образом, собирательская деятельность Кирюкова имеет непреходящую ценность для сохранения народно-песенной культуры народа и развития профессионального искусства. Однако следует заметить, что «многие произведения характеризуются авторской трактовкой напевов. Рассматривать их всецело как образцы народной музыкальной культуры, аутентично представляющие фольклор, – значит допустить принципиальную ошибку в трактовке ведущих стилевых черт традиционной мордовской народной музыки»

Список литературы

1. Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. – 160 с.

2. Бояркин Н.И. Кирюков Л.П. // История Мордовии в лицах: биогр. сб. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1994. – С. 93–94. 

3. Булычева Н.Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003. – 240 с.

4. Кавтаськин  Л.С.  Мордовская  народная песня  //  Мордовские народные песни. – М. : Гос. муз. изд-во, 1957. – С. 3–12.


написать администратору сайта