Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание

  • 1.Становление казахской интеллигенции

  • 3 тысячи учителей, 590 сельскохозяйственных рабочих, 244 врача и 393 фельдшера.

  • 33 врача и несколько фельдшеров

  • А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Тынышпаев, М. Шокай, Х. Досмухамедов, Ж. Досмуха-медов, О. Альжанов и многие другие

  • М. Жу-мабаев, С. Садвакасов, К. Кеменгеров, Ж. Аймауытов, М. Ауэзов, А. Сеитов, Х. Болганбаев и другие

  • Либерально-демократическая интеллигенция во главе с А.Бокейхановым, А.Байтурсыиовым, М.Дулатовым придерживалась другой позиции.

  • Абдулгафара Жанбосынова

  • Бекболат Ашекеев

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

  • Реферат мичурин. Деятельность национальной интеллигенции и формирование идеологии освободительного движения


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеДеятельность национальной интеллигенции и формирование идеологии освободительного движения
    АнкорРеферат мичурин
    Дата10.04.2022
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файла804201.pptx
    ТипИсследование
    #460328

    Студентка Кусаинова Жулдыз Мат 102 Научный руководитель Анара Шабамбаева

    НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ

    по современной истории

    На тему

    «Деятельность национальной интеллигенции и формирование идеологии освободительного движения»

    ЦЕЛИ: 1.Комплексное исследование деятельности национальной интелегенции . 2.Пересмотреть историю создания идеологии национально освободительного движения ЗАДАЧА:  Сохранить национальную самобытность казахского народа, но и воссоздать историческое прошлое

    список использованной литературы.

    1.Козыбаев ИМ. Историография Казахстана: уроки истории. — Алма-Ата: Ғылым, 1990

    2.https://e-history.kz/ru/history-of-kazakhstan/show/9306/

    3.Алаш Орда.Сборник документов. Алматы.Жалын 1992

    4. 9 класс Учебник « История Казахстана»

    Актуальность проекта

    Сегодня интеллигенция является создателем новых духовных ценностей, которые приобретают особое значение в периоды кризисов и переходных этапов истории. Таким образом, интерес к изучению одного из основных элементов социальной структуры развитого общества, а именно интеллекта, в настоящее время не ослабевает.

    Содержание


    1.Становление казахской интеллигенции

    2. Политическая позиция казахских демократов в начале 1916 г.

    3. Национально-освободительное движение в Семиречье, его ход, руководители.
    1.Становление казахской интеллигенции После Октябрьской революции 1917 года потребовалось более полувека, чтобы в Казахстане появилась многочисленная и стабильная национальная интеллигенция с высоким уровнем образования.
    По неполным данным, в дореволюционном крае было 3 тысячи учителей, 590 сельскохозяйственных рабочих, 244 врача и 393 фельдшера.

    Нехватка квалифицированных рабочих усугубилась гражданской войной и иностранной интервенцией.

    К 1919 году на всей территории Казахстана осталось всего 33 врача и несколько фельдшеров.
    Казахская интелигенция искала пути возрождения казахской государственности. Огромный вклад в развитие общественно-политического развития казахского общества в начале XX века внесли такие личности, как А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Тынышпаев, М. Шокай, Х. Досмухамедов, Ж. Досмуха-медов, О. Альжанов и многие другие. Ими же было воспитано молодое поколение будущих деятелей алашского движения: М. Жу-мабаев, С. Садвакасов, К. Кеменгеров, Ж. Аймауытов, М. Ауэзов, А. Сеитов, Х. Болганбаев и другие. Процесс использования старого интеллекта, его переход на позиции социализма был непростым и длительным. 4 апреля 1919 года ВЦИК объявил амнистию лидерам партии «Алаш» и правительства Алаш-Орды. Возвращению старой интеллигенции к работе в своей сфере способствовали также наступление долгожданного мира, введение нэпа и успешное преодоление последствий двух войн.
    • В 1916 г. царская администрация готовилась к изъятию новых земель для российских колонистов.
    • Шла «добровольная» вербовка Оатраков-казахов для работы в кулацких хозяйствах, на предприятиях. На фронт из Казахской степи отправлялись мясо, тысячи лошадей и верблюдов. «Само существование казахской нации стало острой проблемой», — писал еще в 1913 г. А.Байтурсынов.

    В степи, по определению местной царской администрации, образовались две партии:


    1 партия

    не желающая дать рабочих,

    2 партия

    согласная выполнить приказ

    На стороне царского указа оказалась часть баев, колониальная местная администрация — волостные управители, аульные старшины

    Либерально-демократическая интеллигенция во главе с А.Бокейхановым, А.Байтурсыиовым, М.Дулатовым придерживалась другой позиции.

    • Они считали, что казахи — подданные российского государства, сыны своей родины. «Казахи должны быть на фронте, наравне с дру­гими нациями, с оружием в руках защищать страну, а привлечение к "черной” работе считаем, унизи­тельным», — писал А.Байтурсынов. 
    • Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов в своем обращении выдвинули следующие альтернативы: «Согласившись идти, жигиты пострадают меньше и не погибнут; сопротивление же повлечет огромные жертвы, кровопролитие».
    • Движение 1916 г. охватило весь Казахстан, Среднюю Азию, часть Сибири и Кавказа. Оно поднималось стихийно и было неоднородным.
    • В нем принимали участие казахские рабочие угольных копей, нефтяных промыслов, Иртышского пароходства, Омской, Оренбургско-Ташкентской железной дороги.

    Их связь с аулом и крестьянством придала движению характер стихийной народной войны. Главной движущей силой стали народные массы.

    Одним из крупных центров движения 1916 г. было Семиречье.

    К тому времени весь огромный регион был охвачен пламенем народной войны.

    Движение охватило всю территорию, прилегавшую к реке Чу, к озеру Иссык-Куль.

    Повстанцы уничтожали телеграфные линии, нападали на почтовые станции, на аулы волостных управителей.

    Борьба казахских крестьян здесь оказалась особенно упорной и длительной. Местная аульно-волостная администрация была отстранена от управления, и власть перешла в руки повстанцев.

    Повстанцы избрали своим ханом Абдулгафара Жанбосынова, пользующегося уважением в народе, а своим сардарбеком — Амангельды, внука известного батыра Имана.

    Не было единства в рядах национальной демокра­тической интеллигенции.

    В ряде случаев феодально-байские элементы, ханы предали интересы восставших. Царскому правительству удалось быстро обезглавить движение.

    Так, был публично повешен на сопке Бурундай один из лидеров восстания в Семиречье Бекболат Ашекеев. В Каркаре в тюрьме был отравлен один из вожаков повстанческого движения Жаменке Мамбетов, растерзаны 12 других руководителей.

    Вывод

    На основании проведённых исследований,мы узнали,что лидеры казахского национально-освободительного движения старались быть понятыми новой властью в своих намерениях, т.е. они стояли на позиции возрождения своей национальной государственности на автономных началах, что казахское общество совершенно не готово к немедленному размежеванию на основе классовых различий.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



    написать администратору сайта