Диагностики на выявление музыкальных способностей. Диагностика чувства музыкальной формы Тестигра Незавершённая мелодия
Скачать 22.15 Kb.
|
Диагностика чувства музыкальной формы Тест-игра «Незавершённая мелодия» (В. П. Анисимов) Цель: выявить уровень развития чувства завершенности (целостности) музыкальной мысли. Инструкция: Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай, и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени? Вначале даётся пробный вариант, на котором педагог должен убедиться, что ребенок правильно понял инструкцию. После настройки в тональности исполняется любая известная ребенку мелодия, например, «В лесу родилась ёлочка», в которой последний звук не доигрывается, а прерывался на словах «зеленая бы...». Стимулирующий материал методики может подбираться диагностом самостоятельно. Методика использования стимулирующего материала строится в следующем порядке: 1-я мелодия – не доигрывается последний такт; 2-я мелодия – доигрывается до конца; 3-я мелодия – не доигрывается последняя фраза мелодии; 4-я мелодия – прерывается на середине второй фразы (из четырёх); 5-я мелодия – доигрывается до конца. Правильное определение оценивается в 1 балл. Критерии оценки: низкий уровень – правильно определены 1-2 пункта; средний уровень – правильно определены 3-4 пункта; высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов. Примерный образец стимулирующего материала (хрестоматия А. Иванова): Д. Кабалевский «Бег» (№ 22 настройка – С-dur) в мелодии не доигрывается последний такт. Правильное определение оценивается в 1 балл. В. Шаинский «Всё мы делим пополам» (№ 20) – мелодия не доигрывается до конца. И. Кальман «Вальс» (№ 61) – не доигрывается последняя фраза. Белорусская народная песня «Савка и Гришка» (№ 141) – исполняется до середины второй фразы. Т. Попатенко «Подарок маме» (№ 144) – мелодия звучит полностью. Куда идет мелодия? Цель: выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю - определение направления мелодии. - Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идет мелодия: вверх или вниз? Стимулирующий материал (Приложение 1): • №18: Русская народная песня «Как под горкой, под горой» (ответ: вверх-вниз, вверх-вниз= 4 балла); • № 19: Г. Эрнесакс «Паровоз» (ответ: вверх-вверхвниз= 3 балла); • №20: Русская народная песня «Я на горку шла» (ответ: вниз - вниз ... = 2 балла); • N№21: Детская песня «Василек» (ответ: вниз-вниз= 1 балл). Критерии оцени: • высокий уровень= 8-10 баллов; • средний уровень= 4-7 баллов; • низкий уровень= 1-3 балла. 3. Тест "Музыкальная палитра" Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки. Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского: 1. "Утреннее размышление" 2. "Сладкая грёза" 3. "Баба-Яга" 4. "Болезнь куклы" 5. "Игра в лошадки" Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки. 1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки; 2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки; 3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента. Критерии оценки: низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта; средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения); высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа; |