Диагностика в музыкальном воспитании. Диагностика в музыкальном воспитании
Скачать 3.12 Mb.
|
Диагностика в музыкальном воспитанииВ диагностике музыкального воспитания и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей; диагностика детской музыкальной деятельности. Прежде всего уточним роль диагностики музыкальных способностей, т. е. ответим на вопрос: для чего она нужна? Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду. Назначение диагностики музыкальных способностей дошкольников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей. 1. В диагностике, предложенной Н. А. Ветлугиной, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику детского сада. Так, например, в изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий. Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр по Н. А. Ветлугиной 1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее, выражающаяся: · в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей; · в различении изменений в музыке, чередования ее выразительных средств; · в улавливании линии развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа». 2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку, проявляющаяся: · в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением; в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры; · в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость); · в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры. 3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста, которая выражается: · в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения; · в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения; в способности дать вербальную характеристику музыке; в оценке качества движений у себя и у своих сверстников. 2. В настоящее время педагогом О. П. Радыновой конкретизированы и более четко выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей Ведущий диагностический метод О. П. Радыновой — это подгрупповые и индивидуальные задания для детей. Короткие тестовые задания, скрининги для детей среднего и старшего дошкольного возраста предлагает использовать и А.Н. Зимина Диагностика музыкальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста (по А. Н. Зиминой) Ладовое чувство: Узнать по мелодии ранее исполнявшуюся песню, инструментальную пьесу, пляску. Рассказать о содержании или вспомнить название исполненного произведения. Определить правильность спетой или сыгранной на инструменте педагогом знакомой мелодии (Знакома ли тебе эта мелодия? Правильно ли она звучит?). Закончить мелодию на тонике («Я начну, а ты закончи»). Определить, правильно ли сыграл взрослый знакомое ребенку произведение для игры или пляски Музыкально-слуховые представления: - Спеть мелодию знакомой песни на удобном для воспроизведения слоге, обращая внимание на чистоту интонирования. Спеть песню без фортепианного сопровождения. Спеть песню в другой тональности. Подобрать знакомую мелодию на металлофоне. Повторять за педагогом голосом играемые на инструменте звуки. Повторить за педагогом голосом сыгранную на фортепиано незнакомую музыкальную фразу Музыкально-ритмическое чувство: Прохлопать метрическую долю знакомой песни. Прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («Спой песенку руками!»). Воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («Спой песенку ногами!»). Эмоционально-выразительно передать в движениях характер знакомого музыкального произведения. Прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранной педагогом на инструменте. Передать в движениях характер незнакомого ранее произведения после его предварительного прослушивания Зимина А.Н. дает несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму. (СНОСКА: Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, 1998. — С. 100 — 101).Исследователь современных проблем музыкального воспитания детей Ю. Б. Алиев считает, что традиционно используемые методы в диагностике музыкальных способностей проверяют и оценивают «не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения мелодии голосом; не музыкальную память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и, что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра» Ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю. Б. Алиев считает яркое эмоциональное переживание музыки, интерес к ней, желание заниматься музыкальной деятельностью. Ученый предлагает осуществлять диагностику музыкальных способностей в детском саду нетрадиционными методами, используя в качестве диагностики пробные музыкальные занятия, экзамен-процесс, который организуется по принципу приемных испытаний детей, желающих поступить в музыкальную школу. К.В. Тарасова вслед за Н.А. Ветлугиной утверждает, что диагностические задания должны быть игровыми. Диагностика организуется только индивидуально Диагностика детской музыкальной деятельностиПримерная диагностика художественного восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста Цель: изучить особенности художественного восприятия музыкальных произведений П. И. Чайковского (в единстве компонентов художественного восприятия музыки: эмоциональной отзывчивости; интереса к слушанию музыки; музыкальной эрудиции) детьми старшего дошкольного возраста. Используемые методы диагностики: диагностические задания, наблюдение за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений, беседа-обсуждение. Диагностическое задание 1 Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки. Детям предлагается для прослушивания (1 — 1,5 мин) два отрывка: «Песня жаворонка» из «Детского альбома» и марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия: · сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость); · воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка; · проявление у ребенка интереса к слушанию музыки; · наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания); · адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению. Особенности восприятия фиксируются в протоколе. Качественные проявления оцениваются по 3-балльной системе: · 1 балл — низкий уровень эмоциональной отзывчивости: ребенок отвлекается, не слушает; · 2 балла — средний уровень эмоциональной отзывчивости: внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят не устойчивый характер; · 3 балла — высокий уровень эмоциональной отзывчивости: показатели проявляются ярко, без инициативы взрослого. 24 — 30 баллов — высокий; 20 — 24 балла — средний; до 20 баллов — низкий. |