Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса
Скачать 19.75 Kb.
|
Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса Марксистская философия – это целостная система философских, политических и экономических взглядов, разработанная в 40-70-х гг. XIX столетия немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895). На формирование этого учения особое влияние оказали: - классическая немецкая философия (в особенности диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха); - классическая английская политическая экономия; - критически-утопический социализм начала XIX века; В марксистской философии можно выделить два раздела – диалектический материализм и исторический материализм. Диалектический материализм – это философская основа марксизма, синтез материализма и диалектики. Основные идеи изложены в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1878) и «Диалектика природы» (1894). С позиций диалектического материализма материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противоположностей. Природа развивается во всех своих проявлениях (включая мыслящую материю) исключительно по присущим ей самой закономерностям. В основе теории познания марксизма – учение об отражении объективного мира в сознании человека. Существенная роль в познавательной деятельности отводится практике – материальной деятельности людей по преобразованию окружающего мира. Трудовая концепция антропосоциогенеза, изложенная Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», также подчеркивает решающее значение активной практической деятельности людей в процессах возникновения, развития и существования человека и общества. Исторический материализм представляет собой результат распространения идей материализма и диалектики на историю и социальную реальность. Суть «материалистического понимания истории» заключается в признании определяющей роли материального производства (экономической сферы общественных отношений) по отношению к другим сферам общественной жизни (социально-классовой, политической и идейной). Считая, что не сознание людей определяет их бытие, а напротив, «общественное бытие определяет общественное сознание», Маркс и Энгельс выделили в структуре каждого определенного общества два основных элемента: «базис» и «надстройку». «Базис» - экономическая основа общества, которая представляет собой систему производственных отношений, зависящих от уровня и характера развития производительных сил общества. «Надстройка» - система политико-юридических институтов (государство, политические партии и пр.) и различные формы общественной мысли (политика, право, мораль, искусство, религия и философия). Экономический базис и соответствующая ему надстройка образуют особый исторически определенный тип общества – общественно-экономическую формацию. Развитие и смена формаций (где движущей силой выступает классовая борьба) составляет процесс поступательного движения общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации; последняя состоит из двух этапов – социализма и собственно коммунизма (см. также 3.6.3 и 3.6.4). Марксизм был не только философским учением, но и социально-преобразовательной программой, попытки реализации которой были предприняты в ХХ в. Споры по поводу элементов «научности» и «утопичности» в марксистском учении не утихают до сих пор. Это свидетельствует о том, что, несмотря на явные недостатки, марксизм остается явлением общеевропейского и мирового философского масштаба Диалектический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895) занимались изучением проблем, поставленных немецкой классической философией. Маркс, будучи студентом Берлинского университета, увлекся философией Гегеля, был членом кружка младогегельянцев. Работа в качестве журналиста «Рейнской газеты» ближе познакомила его с реальной жизнью, и он перешел на позиции Фейербаха, выступая за полную реализацию человеком своих природных способностей, за гуманизацию отношения человека к природе и человека к человеку. Маркс изучал роль экономических интересов людей в общественной жизни и критиковал Гегеля. «Вместо господства всеобщего гегелевского разума в государстве идет борьба сословий и партий, и задача мыслителя — честно защищать интерес прогрессивных слоев общества». Но диалектический метод Гегеля, его рациональное зерно стали частью философии Маркса и Энгельса — диалектического материализма. Маркс декларировал гуманизм, основанный на идее свободной, универсальной, творческой сущности человека. Этому препятствует отчуждение труда как результата частнособственнических отношений. На смену отчуждению должно прийти присвоение, очеловечивание всех отношений, в том числе и экономических. Человек не просто часть природы, а важный продукт ее развития, поэтому он способен к любому роду деятельности, к труду. Человеческая деятельность включает и материальную, чувственно-предметную деятельность, и духовное освоение действительности. В процессе деятельности человек использует не только предметы природы, но и орудия труда, систему знаний, и вступает в связь с другими людьми (Ф. Энгельс. Диалектика природы). Внутренний мир личности ставится в зависимость от внутреннего мира других людей, и эта связь порождает возможность внутреннего развития личности. Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек — гуманистический идеал, который рисует Маркс в ранний период своего творчества. Достижение этого идеала Маркс и Энгельс в дальнейшем связывали с ликвидацией частнособственнических отношений, преодолением социального закрепления ролей человека в системе разделения труда, формированием отношений нового типа — коммунистических отношений. Материалистический подход был распространен и на общественные отношения. Материалистическое понимание истории предполагает, что: — материальное производство, система отношений определяют политику, право, мораль; — идеи и теории отражают объективную реальность, «сознание — есть общественный продукт» («Немецкая идеология»); — идеология — теоретическое отражение целей и интересов классов. Философия является только частью марксизма. В политэкономии и социологии рассматриваются формы практической деятельности человека в сфере экономического и социально-политического преобразования общества, необходимые, с точки зрения Маркса и Энгельса, для того, чтобы на смену старому буржуазному обществу с его «классовыми противоречиями пришла ассоциация, в которой свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех» («Манифест Коммунистической партии»). Фундаментальным принципом марксизма является принцип практики. Практика понимается шире опыта. Практика — активная, деятельная, преобразующая позиция человека по отношению к природе и обществу. Она имеет общественно-исторический характер. В гносеологии марксизма теория и практика взаимосвязаны. Если теория — обобщение практики, то последняя — основа познания, его цель и критерий истины. Решающее положение марксистской гносеологии: знание — это результат отражения в сознании человека материального объективного мира в форме идеальных субъективных образов. Отражение — свойство всего материального мира, который в своей эволюции достигает высшей формы — психического отражения, обладая которым, человек как существо социальное приобретает способность мыслить, отражать мир в понятиях, суждениях, умозаключениях. Проблема истинности знаний решается через диалектику объективной истины (независимой от сознания) и субъективной истины (зависимой от сознания); абсолютной истины (полной) и относительной (имеющей исторический конкретный характер). Завершая немецкую классическую философию, Маркс и Энгельс стремились создать монистическое учение на основе диалектического материализма. В1845 г. Маркс публикует «Тезисы о Фейербахе», где пишет, что: «Главный недостаток всего предшествующего материализма, включая и фейербаховский, заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика. Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». 35. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса Продолжение разбора конспектов по философии. Диалектический материализм - философия созданная двумая подружками: Карл(ик)ом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Отличается от всех тем, что она направлена на изучение именно общества, на то как оно развивается, и что с этим делать. (Ходят легенды, что с помощью этой философии можно преисполниться на столько, что можно будет понять всё развитие общества и даже предсказать будущее.) Диалектический материализм полностью не согласен с идеализмом. Миром управляют блага материальные. Идеи диалектического материализма: 1. История человечества - это вечная борьба идеалистического и материалистического принципов. (Борьба оформляющего и образующего принципов, борьба высших классов с низшими.) 2. Каждый сам отвечает за своё сознание (и каждый может сам решать как своё сознание формировать). Но, при этом, всё детерминировано борьбой. Нипанятна. 3. Материя диалектична, изменчива, в постоянном движении, имеет в себе противоборствующие силы. 4. Диалектика - это изучение противоборствующих противоположностей через рассматривание целого. ( Пример:Холод и жара - противоборствующие противоположности, которые существуют в общей теме температуры.) Материалистическая идея: Всё, что мы знаем и о чём мы думаем, исходит не из абстрактного мира идей, а из мира вещей, или выводятся наукой с помощью опыта. Диалектика Маркса: Всё в этом мире нужно изучать с позиции диалектики (считать всё результатом противоборствующих сил, и изучать эти силы чтобы понять как они борятся и вместе формируют мир). |