Главная страница

Курсовая работа. Хайдаров. Дидактические игры как инструмент обучения и их роль в саморазвитии учащихся


Скачать 61.1 Kb.
НазваниеДидактические игры как инструмент обучения и их роль в саморазвитии учащихся
АнкорКурсовая работа
Дата13.11.2022
Размер61.1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаХайдаров.docx
ТипКурсовая
#785007
страница3 из 5
1   2   3   4   5

1.2 Классификация дидактических игр


По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

– игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

– игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.

– игры, включающие элементы поиска и творчества.

Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее, она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере «вхождения» детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним).

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

По функциям дидактические игры делятся на:

– обучающие;

– контролирующие;

– обобщающие

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

По характеру познавательные игры можно разбить на группы:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по указанию.

  2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

  3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.

  4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразовательную деятельность

П.И. Сорокин выделяет следующие виды дидактических игр:

а) игры – путешествия

б) игры – поручения

в) игры – предложения

г) игры – загадки

д) игры – беседы [5].

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие – игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы.?» или «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы.?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения [1].

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета-темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть-сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
1.3 Значение и роль дидактических игр на уроке математики

Исследования показали, что игра – эффективное средство умственного развития ребенка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений (А. Люблинская, Р. Римбург, В. Черков, Р. Жуковская, др.).

Рассмотрению игры как многообразной практической познавательной деятельности ребенка большое внимание уделяет А. Люблинская, которая обрисовала игру как форму приобретения и уточнения знаний, средство действенного усвоения знаний, как способ перехода от незнания к знанию. А. Люблинская видит в игре проявление мыслительной деятельности ребенка, специфическую форму анализа воспринимаемого ребенком явления и последующего синтеза.

В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер: чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

Вопросы, споры, возникающие между детьми в процессе игры, способствуют расширению их кругозора, углублению интереса к познанию окружающего мира. Детские познавательные интересы в таких случаях развиваются как потребность в дополнении имеющихся у них знаний, в их «углублении и расширении» [3].

Познавательные интересы детей, развиваясь в дидактических играх, содействуют переходу детского любопытства в любознательность, воспитанию наблюдательности, находчивости, развитию воображения, памяти, речи, способствуют становлению личности.

Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных и психофизиологических возможностей и максимально развивать способности каждого. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Кроме формирования логического мышления, происходит развитие психических процессов: внимания, памяти: от непроизвольного вида к произвольному. Исследованиями В.А. Крутецкого установлено, что в игре ребенок может запоминать в два раза больше, чем под прямым обучающим воздействием взрослого [1].

Игровая обстановка, многообразие взаимоотношений, в которые дети вступают во время игры, активизируют и одобряют самых застенчивых, побуждая их переходить от молчаливого отказа к активному участию в игре. Вследствие этого преодолеваются замкнутость, неверие в свои силы, пагубно воздействующие на детей, оторванных от коллектива. Это объясняется тем, что в процессе игры у детей создается равное положение с остальными участниками, появляется доверие к своей памяти и своим способностям, развивается общность коллективных переживаний, формируется положительная самооценка, прививается доброе и веселое настроение, одновременно возрастает удовольствие от результата игры, стремление играть лучше, появляется радость творчества.

Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимают умения контроля, которые осуществляются через использование различных видов взаимоконтроля и взаимооценки. Эти умения успешно формируются при использовании личностно-ролевой формы организации учебного процесса.

В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с использованием игровых моментов. Так, учитель может обратиться к детям от имени Буратино и Незнайки с просьбой вспомнить буквы и какие звуки обозначают эти буквы и т.п.

При изучении нового материала в дидактические игры в начальных классах вносятся моменты творчества. Так, В.В. Волина рекомендует при изучении во II классе геометрических фигур стимулировать составление детьми изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились. Использование творческой игры на уроках русского языка организуется с целью расширения знаний детей, а главное – развития способностей самостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях. Например, на занятиях русским языком для этого используют включение в игру работы со словарями, сочинения на свободную тему. На уроках родного языка в начальной школе нередко используются такие игры, как составление предложений из двух-трех слов, мало связанных по смыслу; выражение мысли другими словами; придумывание заглавий к тексту; перечисление синонимов, омонимов, слово исключений и др.

Выделим функции дидактических игр:

  1. Функция формирования устойчивого интереса к учению и осмыслению его; снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

  2. Функции формирования психологических новообразований;

  3. Функция формирования собственно учебной деятельности;

  4. Функция формирования общеобразовательных умений и навыков учебной и самостоятельной работы;

  5. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

  6. Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

В.И. Попова рекомендует на уроках математики использовать математическую мозаику, лото, «необыкновенное домино», занимательную мозаику, веселые считалки, «Цветочные счеты», «Считаем на компьютере» и т.д.

Игру «Качели» для усвоения темы «Состав числа»

Чтоб на качелях качаться,

Надо числом сравнятся.

Если слева сели пять,

Сколько клоунов справа позвать.

Эффективно использование на уроках занимательные задания, в выполнении которых принимают участие двое учеников, сидящих за одним столом или соседними столами. При этом каждый ученик становится соперником, конкурентом. Для проведения занятий нужны не сложные парные карточки, на которых записаны задания.

Н.Б. Истомина рекомендует для постановки учебного задания использовать разные игровые персонажи, с помощью которых создается игровая ситуация. Это могут быть Буратино, Угадайка, веселые человечки и просто дикие и домашние звери, которые ведут детей на экскурсию в лес, парк, тайгу и знакомят со своими друзьями и врагами, с образом их жизни. С большим интересом встречаются дети с куклами, которые одеваются на руку. Ведь с ними можно «общаться», т. к. они кивают головой, наклоняются, хлопают руками и т.п. Если таких кукол несколько, то с их помощью разыгрываются речевые ситуации, драматизация прочитанного на уроках чтения и развития речи, а на уроках ознакомления с окружающим миром – сценки нравственного характера [4].

Неизменный интерес вызывают сюжетно-ролевые игры, связанные с профессией, в которых ребенок действует как взрослый. В зависимости от ситуации это могут быть индивидуальные и коллективные игры. Например, «Я – учитель», «Я – почтальон», «Мы – путешественники», «Мы – строители».

Дидактическая игра – это всегда познавательная игра, направленная на расширение, углубление, систематизацию знаний, воспитание познавательных процессов, т.е. умственное развитие, где развиваются сенсорные способности, пополняется и активизируется словарь, формируется обобщение, закрепление норм и правил поведения.

При знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.

Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму. В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр. Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными.

1   2   3   4   5


написать администратору сайта