библиотечные выставки. Дипломная работа АНЮТА (1). Дипломная работа
Скачать 57.51 Kb.
|
1 2 Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский колледж культуры и искусств имени Аграфены Дмитриевны Макаровой» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Технология организации выставочной деятельности в библиотеке Выполнил(а):Протопопова Анна Игнатьевна (ФИО полностью) студент(ка) группы _________________ специальность ____________ (Код, наименование специальности) ____51.02.03 Библиотековедение__________ Руководитель: Иванова Диана Лесбековна__ Рецензент: _____________________________ ______________________________________ Допущена к защите: «___»_________ 20__ г. Защищена: «___»_________________20__г. С оценкой____________________________ Якутск, 2021 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………….. Глава I. Сущность и понятие выставочной деятельности в библиотеке….. 1.1. Классификация выставок……………………………………………… 1.2. Основные функции выставок………………………………………… Глава II. Методы организации выставочной деятельности в библиотеке.. 2.1. Особенности организации выставочной деятельности ……………. 2.2. Особенности оформления выставок в библиотеке……………………. 2.3. Информационные технологии в выставочной работе………………… 2.4. Стендовая выставка как форма организации выставочной деятельности в библиотеке …………………………………………………… 2.5. Проект выставки «Охранять природу – значит охранять Родину…. Заключение…………………………………………………………………… Список использованной литературы……………………………………… Введение Выставочная деятельность библиотек является одной из актуальных направлений библиотечной работы. Сегодня выставочная деятельность включает в себя не просто оформление выставки, а её проектирование, организацию, создание. Это творческий трудоёмкий процесс. Ушли в прошлое выставки заурядные, безликие, серые. В настоящее время есть масса возможностей показать книгу достойно. Выставка - это всегда творчество и возможность соединить в единое целое библиотекаря, книгу и читателя. Выставочная деятельность рассматривается сейчас как образовательный проект, в котором участники получают информационные, коммуникативные знания, обучаются проектной технологии, выстраивают социальное партнёрство и приобретают навыки культуры чтения. Выставка направлена на привлечение читателей; активизацию творческой и познавательной деятельности; продвижение современной литературы и современных авторов, формирование информационной культуры; развитие навыков управления коллективной и индивидуальной деятельностью; непрерывное образование библиотечных кадров. Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную деятельность читателей, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких выставок огромны для развития творческих способностей наших читателей. Работа над выставками с инновационными моментами интересной становится и для самих библиотекарей. [4, с.7] Таким образом, создание выставок - даже вполне традиционных их разновидностей, как будто бы освоенных многолетней практикой, требует от библиотекаря постоянного совершенствования, сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательностью. Эти составные образуют понятие «профессиональное мастерство». Актуальность исследования связана с тем, что падение интереса к книге как традиционному источнику информации, кризисное состоянии чтения в России заставляет библиотечных работников искать новые современные инструменты продвижения книги, а также внимательно присмотреться к испытанным практикам раскрытия библиотечного фонда и приобщения к чтению, таким как библиотечные выставки. Выставочная деятельность библиотек, кроме раскрытия книжных фондов, призвана обеспечить осознание мотивов обращения к информации, а также стимулировать способность к информационному общению. Задачи исследования: 1. Рассмотреть историю выставочной деятельности библиотек; 2. Выявить структуру и свойство выставочной деятельности библиотек; 3. Дать классификацию библиотечных выставок; 4. Выявить и проанализировать инновационные формы выставок в библиотеке. Объектом исследования является выставочная деятельность библиотек. Предметом исследования являются инновационные формы и методы выставочной деятельности библиотек. Цель исследования рассмотрение основных типов и видов книжной выставки, ее тематическое наполнение. Хорошо оформленная, организованная и подготовленная выставка - это творение библиотечного искусства, результат научных и творческих исследований, итог воодушевленной работы. Она обязана содействовать развитию положительного образа библиотеки. [9] Глава 1. Сущность и понятие выставочной деятельности в библиотеке 1.1. Типология выставок Научной типологии библиотечных выставок в истинном значении термина не существует. Но чтобы упростить и облегчить представление о различных выставках, ее характеристики методики их формирования, опишем их характерные виды. Выставки традиционного типа различают по следующим признакам: по содержательно-смысловым: универсальные, отраслевые и тематические по типу, виду или жанру издания: книг, периодических изданий, исторических романов; по хронологии издания документов или их поступления или возврата в библиотеку: новых и свежих поступлений, возвратных и «забытых» книг; по месту размещения: внутри и внебиблиотечные; по структурным особенностям: на стеллажах, витринах, стендах, т.д. В последнее время свое отражение нашли: выставки, базирующиеся на специальной идее и содержащие компоненты музейной выставки, театра, архитектурного пространства. Чаще всего такие выставки называют концептуальными или авторскими. Концептуальные выставки осуществляются как независимый проект; о них информируют местные СМИ, сопровождаемые презентациями. Зачастую к их созданию притягивают другие библиотеки, местные музеи, читателей - владельцев личных книжных и других коллекций. С изучением и освоением новых информационных технологий в библиотеках появились и другие выставки универсального характера, где связь документов выполняется и реализуется уже совсем по другому признаку. Интерактивные выставки - они соединяют печатные документы и предметы с мультимедийными элементами. Такая выставка обязательна и непременно имеет в виду какую-либо деятельность зрителя-читателя. Виды выставок: Выставка-вопрос: для организации такой выставки необходимо найти интересные вопросы по специальной теме. На выставке должны располагаться тексты вопросов и книги, периодика, где можно будет найти ответы на эти вопросы. Например: «А у нас сегодня гость» (об этикете). Такая форма выставки доступна для младших школьников и подростков. Озвученная выставка: подразумевает и имеет в виду музыкальное оформление, присутствие аудио или видеосопровождения. Например: «Какая птица как поет». Такую выставку можно оформить для любого возраста. Выставка-отзыв: реализуют в основном для младших и старших подростков; она состоит из отзывов о книгах: прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй. Выставка-диспут: подразумевает спор между читателями-подростками, с целью выявления проблем общественного развития подростков, помощь в их нравственном формировании и развитии. Выставка-бенефис читателя: например, «Лучший читатель года». Цель такой выставки состоит в привлечении внимания к книгам через определенные тесные интересы ровесников. Необходимые и важными элементами являются: формуляр читателя, фотография, анализ и разбор чтения, обращение к ребятам. Выставка может быть организована так же и для младших школьников, подростков. Выставка-ребус: иллюстрируется плакатом с ребусом «Попробуй отгадай». Она может быть интересна не только учащимся начальных классов, но и старшим. Выставка-кроссворд: непременно присутствие кроссворда по теме выставки, оформление его большим и крупным планом, а так же показ литературы, где можно будет найти ответы. Такую выставку лучше устраивать и проводить для младших школьников и подростков. Выставка одной книги - здесь возможны разные версии: именно выставка одной книги для дошкольников и младших школьников. Ее непременно нужно сопроводить ярким плакатом ил афишей с рекомендательной аннотацией. В изложение аннотации так же могут входить вопросы, которые заставляют нас более пристально сосредоточенно читать, думать, сопоставлять героев, их характеры, поступки, которые мотивируют к целостному и неделимому восприятию произведения. Выставка-игра - главный вид деятельности в дошкольном возрасте. Но любят играть все, что в особенности заметно в школе: как малыши, так и учащиеся средних и старших классов. Выставка-диалог - она лучшим образом выполняет так нужный сегодня взаимоуважительный диалог между библиотекарем и читателем. С вопросами чаще обращаются дети. Например: «Я хочу узнать о себе». Ответы на вопросы читателя ищет библиотекарь или психолог. Случается так, что детям многое интересно, но они бояться спросить у взрослых, но это можно предугадать: любовь, мои права и др. Важно направлять детей на более глубокое восприятие литературы, обмен своими мнениями, рассуждениями, для них стоит организовать интеллектуальные задания, которые соответствовали бы теме, интересующей детей. Выставка-викторина - это такой вид выставок-конкурсов, который стимулирует и оказывает поддержку в познавательной и воспитательной деятельности детей в ходе чтения. В отличие от других, ответы на вопросы, должны быть приведены письменно, читатель в литературе, выставляемой на выставке. Выставка-чайнворд: непременно присутствие чайнворда по данной теме выставки, оформление его большим планом и показ литературы, где возможно найти ответы. Все эти выставки одного ряда, похожи по форме. И хотя они стимулируют пытливость, формируют любознательность, готовят к более осторожному прочтению предложенных на выставке ресурсов, использовать во вред ими не стоит: ведь монотонности ни дети, ни взрослые. Также, выделяют виды выставки по содержательно-смысловому признаку: Тематические выставки - самые распространенные и встречающие в библиотеках. В их фундаменте лежит планируемый или исследуемый интерес читателя к специальной теме. Кроме вкусов и предпочтений читателей принимают во внимание также содержимое школьной программы (в том числе и введенные в последние годы спецкурсы по выбору), специализацию школы, присутствие профильных классов. Краеведческие выставки - это воспитание и развитие любви к родному краю навряд ли можно преувеличить. Состав цикла разнообразен. Нередко такой вид тематических выставок строится в согласованности и с хронологическим принципом. Краеведческие выставки - чаще всего отличает предельная полнота при отборе изданий. Здесь более обширно, чем в других видах выставок, показаны публикации из периодических изданий или их ксерокопии, копии архивных документов, открытки, значки и другие вещи из личных коллекций. Юбилейные выставки - большой относительный вес среди тематических библиотечных экспозиций имеют выставки, посвященные юбилею знаменитого деятеля или крупного исторического события. Библиотекари с юмором называют их «датскими». Но если судить такие выставки, то нередко «круглая дата» - это отличный шанс притянуть внимание аудитории к увлекательной личности, событию, явлению. Монографические выставки - среди тематических выставок различают выставки монографического характера. Их функции разнообразны, а задача как всегда - заинтересовать новинкой и параллельно воспитать (расширить) интерес к теме, творчеству определенного автора, публикациям конкретного периодического издания. Рекламные выставки - одной из разновидностей тематических выставок являются выставки, нацеленные на рекламу библиотеки, выявление и определение ее информационных возможностей, на изучение школьниками основ библиотечно-библиографических знаний. Такие выставки отличает разное содержание. Обычно это показ изданий, которые ориентируют читателей в информационных источниках, в том числе Интернет; листовки и буклеты различных библиотек города, региона. [8,14] 1.2. Основные функции выставки Выставка библиотечная - это общественный показ конкретно выбранных и систематизированных произведений печати и других ресурсов информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления. Любая выставка определяет свою специфическую задачу и содержит конкретный читательский адрес. Выставка планирует прямой показ книг или материалов, которые раскрывают их содержание в визуально воспринимаемом виде. Пользователь библиотеки видит либо саму книгу, либо её изображение. Как обычно, выставка выставляется на протяжении конкретного времени и содержит конкретные уровни организации: выбор заголовка, выявление подразделов, выбор цитат, вопросов, иллюстраций, обдумывание структуры композиции, размещение и оформление. Книжно-иллюстративные выставки, специалисты разглядывают в первую очередь как метод раскрытия наиболее актуальной части книжного фонда, заострить внимание читателей на самых ценных изданиях или, наоборот, продемонстрировать забытые книги, акцентировать внимание читателя на малоспрашиваемые разделы фонда. Внедрение справочно-библиографического обслуживания в структуру отраслевых залов (в том числе систематические каталоги и картотеки). Важной целью выставочной работы библиотеки, как обычно, является выявление фондов. Кроме выявления фонда определяют такие функции выставок, как: 1. Право связать вместе издания из всевозможных разделов фонда; 2. Оказать помощь в освоении потока новых изданий; 3. Способ творческой самореализации библиотекарей; 4. Показывать навык работы в команде, строить деловые контакты со СМИ, музеями, архивами и т.д. Задачами, решаемыми библиотекой при помощи библиотечных выставок, являются: привлечение внимания к чтению; упрощение поиска нужных изданий. Таким образом, выставки являются особой визитной карточкой библиотеки, одним из составляющих ее образа. Потому что, это наглядная форма деятельности, качество которой, независимо от многих других направлений (комплектования, каталогизации) - имеет шанс сразу оценить посетитель, который пришел в библиотеку или в другое помещение, где выставляют библиотечную выставку. [9, с.8] Глава 2. Методы организации выставочной деятельности в библиотеке 2.1 Особенности организации выставочной деятельности Книжная выставка - обширно встречающаяся в библиотеке, а также актуальная и оперативная форма массовой работы. Главными требованиями к выставке, являются, наглядность (визуализация), доступность, оперативность. Визуализацию можно обозначить как особо действенный метод осуществления выставки. Выделяют три вида визуализации: документ, представленный в фонде библиотеки в порядке открытого доступа; образ документа как элемент библиотечной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы; библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и прочее. Основная цель принципа визуализации - продемонстрировать и показать пользователю, что данный документ имеется в фонде и уверить в его доступности. [13] Помимо всего, проявлением доступности можно считать иные по сравнению с открытым доступом методы классификации литературы на тематических, проблемного характера выставках. Доступность библиотечных выставок считается проявлением и выражением уважения, доверия к читателям. Действенность библиотечных выставок понимается двусмысленно. Во-первых, как оперативность отражения нового документа, актуальной темы, проблемы. Во-вторых, возможность познакомиться сразу и с книгой, и ее библиографическими данными, то есть информацией. Всестороннее осуществление этих требований гарантирует формирование уникальной библиотечной среды. Библиотеки всегда должны ориентироваться на потребностях читателей, особенно на таких как: учебных, общекультурных, справочных, досуговых Цели библиотечных выставок библиотековеды характеризуют по-разному. Это и «повышение стандарта чтения, увеличение обращаемости, предоставление результативности применения каждой книги, и, нема важно, выявление фондов. Задачами, которые решает перед собой библиотека, при помощи выставок: привлечение внимания к чтению, упрощение поиска нужных изданий. Методика организации библиотечных выставок - это множество методов и способов, приемов и средств выставочной работы, нацелены на достижение определенной цели. [8, c. 67] Такой целью является создание экспозиций, отвечающих потребностям определенной группы пользователей, отражающих информационные ресурсы библиотеки. Прямое демонстрирование литературы на экспозиции, привлекает и заинтересовывает любого читателя, упрощает работу по обслуживанию с читателей и пользователей, оказывает помощь в выявлении точных и конкретных потребностей. Но экспозиция выставки требует длительной подготовки, следовательно, важно очень грамотно и креативнее идти к проведению этого мероприятия. С точки зрения Ефремова, [7] прямой показ литературы на книжной выставке привлекает внимание любого читателя, упрощает работу по обслуживанию читателей всевозможных групп, оказывает помощь при выявлении конкретных интересов читателей. Но книжная выставка требует длительной подготовки, в силу того, что надо владеть профессионально-творческими навыками и с особой ответственностью подходить к организации этого мероприятия. Осмысленное формирование замысла библиотечной выставки, это множество разных понятий и этапов. Первый этап сопряжен с разъяснением проблематики выставки. Вопрос, кому или чему будет посвящена выставка, должна содержать проблемный характер, то есть требующий исследования, изучения и самое важное - ответа и выхода. Вторым этапом является исследование содержания проблемы, которую незамедлительно надо раскрыть перед читателями. Третий этап – это уже прямая и незамедлительная разработка идеи выставки. Библиотекарю следует внимательно и точно продумать, и выбрать нужные для экспозиции документы, придумать оформительские и организационные средства, благодаря которым, он сможет осуществить и выполнить свой план, при этом передавая нужные идеи и образы. Таким элементам выставки нужно иметь максимально точное значение, ее важность и осуществлять задуманное впечатление и медленно вести читателя к заключению и выводу, на которые надеется библиотекарь. Создание понятия выставки можно полагать законченным, только если готовы дать ответ на три вопроса: 1. Что желаете сказать? 2. С какой целью и для кого вы организуете и проводите выставку? 3. Каким образом планируете выразить свою точку зрения? Представляем ряд требований к заголовку библиотечной выставки: - объем заголовка не должен достигать 5 слов; - заголовок выставки косвенно отражает целевое и читательское предназначение данной выставки; - своеобразие выставки, чтобы отсутствовали заимствования, было развито воображение, ведь все это позволяет наиболее полно отразить и точку зрения автора, его собственное видение проблемы, которой посвящена выставка; - нужно с осмотрительностью приближаться к применению многозначных заголовков. [7] 2.2 Особенности оформления выставок в библиотеке Главное сосредоточить внимание при оформлении - это привлечет читателей. Особенности оформления - методы привлечения читателей. Маркировка отдельных книг, благодаря помощи цветных закладок (например, с надписями: «Это интересно», «Твой помощник в учебе», «100 страниц о любви» и т.п.), аннотаций, держателей-подставок. Существуют и другие методы обращения внимания на определенную книгу. Об одном из них можно найти замечание в трудах замечательного русского философа и ученого П.А.Флоренского. Надо повернуть книгу под конкретным углом. Кроме того, если речь пойдет о книге с иллюстрированной обложкой. Таких, в современной детской или школьной библиотеке много. По мнению Флоренского, книгу с непосредственным изображением лица или фигуры разумно установить под углом в три четверти. Такой разворот как бы приближает представленное лицо к зрителю, претворяет гуманность, а на женских и детских портретах воссоздает восприятие некой теплоты, близости. Следовательно, книгу с рисунком на обложке, где уже применен упомянутый разворот, следует установить прямо. Особенности зрительного восприятия прямого поворота организатор выставки применяет тогда, когда хочет передать и показать читателю чувство неразрывности, силы героя книги или иллюстрации. Изображение в профиль, по Флоренскому, также отображает силу, но при этом связь с большей выразительностью и четкостью. При этом мы не просто рекламируем то или иное литературное произведение, но и сообща с автором иллюстрации воссоздаем «образ книги» и образы ее героев, помогаем посетителям выставки принять их судьбу как реальный факт культуры или истории. Показанный вместе с книгой тематический ряд по-своему доказывает эту действительность. На краеведческих выставках стало традицией представлять подлинные предметы труда и быта, декоративно-прикладного искусства жителей данной местности. Немаловажную смысловую нагрузку несут макеты, модели (лишь изредка движущиеся) изделий, военных орудий, фигурки игрушечных солдатиков. Чтобы поместить такую насыщенную экспонатами выставку, к стеллажу с книжно-иллюстративным рядом приставляют стол или витринку. Тогда выставка получается в двух плоскостях. [3] В последнее время детские и школьные библиотеки намного чаще делают предметы смысловым центром выставок. В Удмуртском республиканском библиотечно-культурном комплексе для детей и юношества выставка «Шляпы, шапки, шапочки» была оформлена работами детей. Модели головных уборов ребята сделали из соломки, ватмана, ткани под управлением профессиональных дизайнеров, ведущие в библиотеке художественный кружок. Предметы были показаны в окружении литературы по истории костюма, в том числе национального удмуртского. Идея каждой выставки предполагает личную цветовую палитру. Так, если выставка предназначена военной тематике, соединение красного и черного цветов воссоздадут беспокойное настроение, черного с золотом (приближенный к расцветке Георгиевской ленты) - торжественное и т. д. Заголовки разумно осуществлять, применяя соединение трех цветов: фон - общая информация - символика. Как никогда самыми продвинутыми считаются следующие типы цветовых композиций: -двухцветная однотонная, например, синее с голубым; -двухцветная контрастная - черно-белое; -трехцветная однотонная, например, бежевое, коричневое и красное; -трехцветная однотонно-контрастная (белый, синий, голубой) и, как исключение, четырехцветная. Композиции, сделанные в контрастных сочетаниях красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового цветов, сами по себе яркие, как обычно, не применяются в соединении с крупным шрифтом заголовка. Лучшим способом усваиваются следующие контрастные соединения: черный - на желтом фоне, зеленый - на белом, красный - на белом, черный - на белом, желтый - на черном. Красный цвет - дает ощущение близости предмета и причиняет беспокойство. Оранжевый цвет - дает ощущение близости, но причиняет воодушевление и поднятие духа. Желтый цвет – дает ощущение близости и наводит состояние бодрости тела и духа. Зеленый цвет –отталкивает предмет и вызывает покой. Синий и фиолетовый зеленый цвета - отталкивают предметы, но если синий цвет несет спокойствие, то фиолетовый вызывает усталость или агрессивность. Дизайнеры рекомендуют применять и такое свойство соединения цветов: два контрастных цвета, находящихся рядом, попарно укрепляя друг друга; близкие цвета - смягчают. Так, зеленый цвет кажется ярче в соединении с красным. Значимым является освещение выставок - один из самых больных вопросов их оформления. Не рассчитывая на естественный свет (в большинстве регионов России зима длится около полугода), библиотеки применяют различные способы искусственного освещения. Размещаемые с помощью специальных гибких кронштейнов на стеллажах и в витринах, лампы-фары меняют угол отражения. Это позволяет не только целенаправленно освещать выставку с разных сторон, но и при потребности играть светом, вследствие чему отдельные книги, иллюстрации или предметы появляются в фокусе внимания читателя или зрителя. Такая игра светом также предоставляет возможность применять кинематографические приемы «крупного плана» и «глубинной экспозиции», что создает эффект пространственности. [8, с. 67] Важное внимание - это требует сосредоточить внимание на цветовой гамме выставляемого иллюстративного материала. Цветовая палитра должна сопоставляться с проблематикой выставки, местом ее расположения, (поперек окна, в углу, недалеко с отопительными приборами), временем года и, конечно же, освещением. Ведь лишь некоторые цвета воспринимаются как выступающие - теплые (красно-оранжевые), а другие как отступающие - холодные (зелено-синие). Освещение выставок - один из главных и больных вопросов их оформления. Не рассчитывая на естественный свет библиотеки применяют разнообразные средства искусственного освещения. Расположенные на особых гибких кронштейнах на стеллажах и в витринах, лампы содержат перемену угла освещения, лампы, имеющие возможность изменять насыщенность света. Одним из основных условий результативности выставки является пропорциональность расположенных на ней книг, предметов и иллюстраций. Все они обязаны оказывать впечатление единого ансамбля. Его создают немного словленными методами, не нагружая, качественно расставляя эмоциональные акценты, например, при помощи подсветок, вазы, цветка или букета, колосьев, а также драпировки. Собственно, эти неявные методы коммуникации, сопряженные с подсознанием, создают определенную связь визуального сообщения. Для удачного осуществления творческой идеи надо помнить о четырех главных принципах дизайна: Замысел контраста в том, чтобы подбирать ту цветовую палитру, которая как никогда привлекает читателей данного региона. Повторение. Воспроизводя элементы композиции в четкой очередности, вы укрепляете восприятие их единства и придаёте работе организованный, слаженный вид. Выравнивание. Элементы композиции не могут находиться там, где им хочется. Каждый элемент надлежащим образом, должен иметь визуальное отношение к другому элементу. Для этого дизайнер и выравнивает их по отношению друг к другу: по горизонтали, по вертикали, гораздо реже - по диагонали. Единство и соответствие. Пропорциональность и контрастность элементов композиции устанавливается соподчиненностью их значимости. Ну, а важность всей композиции характеризуется ее сотрудничеством м со средой. Цепочка такого соблюдения выстраивается от мелких деталей - к более крупным, а от них - к композиции в целом, далее - к окружающему пространству и так до бесконечности. Таким образом, создание выставок - даже вполне традиционных их видов- как будто бы изученных многолетней практикой, потребует от библиотекаря регулярного развития, соединения знаний и навыков с глубокой эрудицией, интеллектуальной смекалкой и даже изобретательностью. [15] 2.3 Информационные технологии в выставочной работе Нетрадиционные элементы современной выставки, по своей сути воплощающие игровое начало, связывают сегодня с новыми информационными технологиями. Прежде всего, имеются в виду так называемые интерактивные выставки. Они сочетают собственно книгу, иллюстрации, а также получаемые с помощью мультимедиа визуальный и звуковой ряды. По сути дела это может быть та же тематическая выставка, но спроектированная на ином «гуманитарно-технологическом уровне». Электронные технологии в выставочной работе используют по-разному. Это могут быть экспозиции, существующие в электронном формате на CD, которые выдаются на дом. Или те, которые размещают в каждом компьютере зала школьной медиатеки. Смена слайдов происходит автоматически или с помощью мыши, клавиатуры. При этом библиотекарь продумывает заголовки разделов - слайдов, цитаты к ним, списки литературы, к которым отсылают гиперссылки, и, конечно же, иллюстративный материал и цветовую гамму фона. Электронные выставки нередко представляют на сайтах крупных библиотек. В оптимальном варианте, помимо кратких текстов и списка литературы, предпочтительно показывать обложки наиболее интересных, в том числе и уникальных, изданий, давать отсылки к соответствующим частям книжного фонда. Кроме того, здесь также важен цветовой фон и иллюстративный ряд. И все же самое главное — эти разновидности свидетельствуют об инновационном развитии выставочной библиотечной работы. Они создаются творчеством библиотекаря, не имеющим пределов. Поэтому перечень нестандартных выставок всегда открыт для пополнения. Электронная выставка является синтезом традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов представления информации. Существует достаточно большое число разнообразных графических редакторов. Часть из них является прикладными программами в составе Windows (Paint), компонентом текстового редактора Word (WbrdArt) или специальными программами для создания и обработки изображений (Microsoft Picture-It, Paint Shop Pro, PictureMan, CorelDRAW и пр.). Предлагаем небольшой список специальных программ, позволяющих работать с графическими файлами. Paint Shop Pro 7.0 – программа предоставляет возможность создания графических файлов с использованием всевозможных инструментов: кистей, мелков, карандашей, перьев, маркеров, пульверизаторов... Для каждого инструмента существует возможность установки параметра: толщина линии, степень прозрачности и т. п. Kроме того, программа обеспечивает работу с фотографиями: редактор фотоизображений позволяет превратить фотографию в гравюру, набросок карандашом, мозаику, тиснение и пр. В программе можно создавать анимации, воспроизводить файлы в виде «виртуального альбома» или галереи. Интерфейс программы на английском языке. PhotoImpact 7 – программа предоставляет возможность работы с фотографиями, создания Web-страниц и графических файлов. Для работы с векторной графикой существует набор инструментов и библиотека образов. Язык интерфейса – английский. CorelDRAW – программный комплекс. В комплект поставки CorelDRAW входит библиотека образов (свыше 40 000 картинок, 1000 фотографий, 1000 шрифтов и 450 специальных шаблонов). Основными графическими инструментами служат обычные геометрические фигуры и линии. При помощи этого редактора можно создать заголовки, логотипы и красивые рекламные тексты. Программа поддерживает не только стандартную заливку объекта, но и заливку с перетеканиями цвета, сложной узорчатой текстурой. Язык интерфейса программы: в версии CorelDRAW 8 – русский, CorelDRAW 10 – английский. PictureMan Painter 2.0 – Программа предлагает три уровня сложности: от новичка до профессионала. Содержит набор инструментов в зависимости от уровня сложности, фильтры и спецэффекты. Позволяет работать с готовыми изображениями. Однако неустойчиво работает с большим объемом данных. Язык интерфейса – русский. «Веселая каллиграфия» – программа является электронным учебником рисования для малышей, однако может использоваться и как графический редактор для оформления в детских библиотеках. Большие возможности работы со шрифтами: для оформления букв предусмотрены различные орнаменты, заполнения, аппликативные формы. Электронная библиотечная выставка может быть создана в формате «PowerPoint» в виде электронной презентации. В настоящее время этот формат используется преимущественно для подготовки и проведения публичного выступления: лекции, доклада, сообщения. Возможности, предоставляемые данной программой, позволяют создавать электронные выставки литературы, где первый слайд представляет всю совокупность экспонируемых изданий, а все последующие – отдельные издания и/или авторов. Зрительный ряд электронной выставки представлен иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями и т. п.). Текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, состоит из цитат, аннотаций, биографических справок и пр.Существуют определенные рекомендации по размещению текстовой информации на экране. Эти рекомендации предусматривают размещение подсказок и справочных сообщений в верхней части экрана и использование различных эффектов для выделения элементов или фрагментов текста. Опыт работы по созданию электронных выставок позволяет предложить некоторые рекомендации по анимационному оформлению текстов: При использовании в текстовых фрагментах анимационных эффектов необходимо учитывать, что электронная библиотечная выставка может быть реализована в двух режимах: режиме произвольной демонстрации и демонстрации, регулируемой пользователем. Эти режимы предполагают различное время просмотра. Целесообразнее использовать анимационные эффекты применительно к тексту целиком или большим его фрагментам. Появление текста по принципу «пишущей машинки» – по буквам – замедляет время просмотра выставки и, если текст достаточно большой, утомляет зрение. При использовании традиционных (статических) рисунков и фотографий важно правильно выбрать масштаб изображения и удачно использовать цветовую палитру. При этом если графическое изображение представляется на экране вместе с текстом, то рекомендуется оставлять 1/2 экрана пустым; размер деталей должен соответствовать разрешающей способности экрана и остроте человеческого зрения. Электронное представление информации предполагает аккуратное обращение с цветовой гаммой. При выборе цвета специалисты рекомендуют руководствоваться следующими принципами: красный и синий цвета более всего привлекают внимание, однако синий цвет малопригоден для окраски мелких графических объектов, требующих максимальной четкости изображения. Для этих целей используются цвета желто-зеленый, желтый и оранжевый, а синий цвет применяют для акцентирующей подложки под выделяемые графические элементы; целесообразно использовать цветовой, а не световой (яркостный) контраст; темно-фиолетовый, темно-зеленый, лимонно-желтый, желто-зеленый и бледно-розовый оттенки и сочетания вызывают негативные реакции, и ими следует пользоваться очень осторожно. Электронные выставки для детей также имеют свою специфику. Возможность использования не только анимации, но и игровых моментов делает такую форму работы особенно привлекательной для детей и подростков. Выставка в библиотеке для детей может содержать в себе литературную викторину, что позволит в полной мере использовать возможности информационных технологий. Такая викторина, реализованная в формате «PowerPoint», имеет существенные ограничения по сравнению с виртуальной игрой, созданной в формате HTML, в частности, сложно организовать подсчет очков, однако при определенных условиях такой вариант игры можно использовать. [20]. 2.4. Стендовая выставка как форма организации выставочной деятельности в библиотеке В конце 20 - начале 21 столетия в российских библиотечно-библиографических учреждениях получили бурное развитие различные формы рекламы, в том числе стендовой. Стенды, посвященные библиотекам, различным их подразделениям и направлениям деятельности, имеющие целью помочь в решении разнообразных научно-практических задач, в. последнее время стали очень популярны. Стендовые библиотечные выставки имеют не только ярко выраженные рекламные функции, но и позволяют наглядно представить основные компоненты библиотечно-библиографической деятельности, логику их развития, а также выявить социальный эффект библиотечно-информационной деятельности. Благодаря стендам можно получить объективное, многогранное, «голографическое» представление о реально существующих направлениях деятельности библиотечно-библиографических учреждений, их подразделений в наглядной, легко воспринимаемой форме. Стенды могут создаваться в соответствии с исследовательскими проектами, планами инновационной, научно-методической, научно-исследовательской работы, могут быть приурочены к юбилейным, знаменательным датам, времени проведения корпоративных, профессиональна акций, кампаний, форумов, научно-практических конференций, семинаров, совещаний, симпозиумов и т. д. Чаще всего стенды выполняют роль не только рекламно-информационного, но и вспомогательного, обучающего материала. На стендах бывают представлены не просто таблицы, диаграммы, графики, статистические показатели. Создается информация-метафора, подразумевающая глубокие пласты библиотечно-информационной, библиографической деятельности. Библиотеки в настоящее время все шире применяют стенды в целях презентации как формы проведения научно-практических конференций. Планирование стендовой презентации начинается с принятия решения о ее проведении, затем следуют изучение темы, подготовка материала, экспонирование, организация встреч, бесед, обзоров. На стендах помещаются разнообразные текстовые материалы: книги, распечатки текстов из массивов электронной информации, диски, дискеты, схемы, таблицы, слайды, магнитные ленты, фильмы и т. д. При помощи досок-блокнотов удобно демонстрировать материалы, содержащие сведения о библиотечно-библиографическом учреждении, его продуктах и услугах. Стендовая презентация должна представлять собой не случайный набор, а целостную систему логически выстроенных актуальных, социально и профессионально ориентированных документов. Композиция призвана быть привлекательной по своей цветовой гамме, шрифтам, организации материалов. Эффективной формой рекламы в библиотеке является стенд с плакатами (постерами). Постерное направление библиотечно-библиографической, рекламно-информационной деятельности считается весьма перспективным, особенно в связи с возможностями, которые открывают компьютерная графика и другие новейшие электронные технологии. Важное достоинство и особенность книжной выставки в отличие от многих других видов библиотечной рекламы - непосредственный показ на стенде самих документов, предоставление читателям реальной возможности контакта с книгой. Читатель может взять издание с полки, ознакомиться с данными аффинной (внутрикнижной) библиографии - выходными и выпускными сведениями, предметными, именными и иными указателями, данными о коллективных и индивидуальных авторах, оглавлением, предисловием, библиографическим сопровождением и другими элементами справочно-поискового аппарата. Это предварительное знакомство с книгой делает более целенаправленным интерес читателя, позволяет решить вопрос о целесообразности дальнейшего обращения к соответствующей литературе. Небольшая книжная выставка может быть устроена за очень короткий срок и отражать только что появившиеся в свет издания, освещать любую злободневную тему, причем пользователь получает необходимый ему релевантный текст наиболее простым путем. Литературу на выставке можно непрерывно обновлять, дополнять, по-иному структурировать экспозицию. Выставка предоставляет большие возможности для маневра: от экспонирования одной, двух, трех книг до демонстрации сотен книг в специальных читальных залах. Объем, характер, содержание и оформление выставок зависят от широты проблемной области и материально-технических возможностей библиотечно-библиографического учреждения. Стендовая выставка предназначена рекомендовать группу книг группе читателей или, как принято говорить в теории рекламы, целевой аудитории. Понятие «группа книг» должно характеризоваться наличием сходства, связи между книгами, иначе внимание читателей будет рассредоточено и пропадет смысл совместной рекомендации документов. Такими объединяющими понятиями для текстов могут быть их новизна для читателя, либо общая тема, либо единый жанр. Новизна как более общий фактор, определяющий воздействие выставки, влечет за собой две следующие особенности: ограниченность выставки во времени и необходимость систематического обновления экспозиций. Оба этих момента связаны между собой и проявляются так или иначе на любой выставке. Увеличение числа одновременно действующих выставок при разнообразии их форм создает реальную возможность организации стройной системы книжных выставок. В это понятие мы включаем два основных момента: а) организация выставок по всем разделам фонда в целях создания у читателя представления о лучших (релевантных целевой аудитории) книгах по всем разделам фонда; б) зависимость объема выставки и методики показа документов от значимости события (проблемной области выставки), необходимости длительного поддержания интереса или же возбуждения его на относительно короткий срок, от количества и качества экспонируемой литературы. Виды выставок разнообразны как по содержанию, так и по оформлению. Выделим основные группы: Первая группа - книжные выставки информационного характера. К ним относятся выставка новинок литературы и выставка «забытых», редко или совсем не спрашиваемых книг. Второй вид библиотечных экспозиций - тематические выставки, включающие документы и материалы по определенной теме. Выставочные стенды-витрины желательно оформлять просто, но оригинально, с творческой выдумкой. Практикой установлено, что на стендовой рекламе, плакате больше всего бросается в глаза правый верхний угол. Именно там надо помещать значимый слоган, наиболее существенную информацию. Заголовок выставки должен легко восприниматься. Известны особые методики рекомендации статей из журналов, сборников, томов сочинений. Можно экспонировать сборник, прикрепив к его обложке карточку с библиографическим аналитическим описанием необходимой статьи и указанием страниц. Используется также прием показа книги, раскрытой на странице, где начинается необходимая статья. Возможно и экспонирование ксерокопии нужного материала с указанием источника его публикации. Задача библиотекаря-библиографа - привлечь внимание к выставке самыми разнообразными художественно-графическими средствами (включая богатые электронно-технологические возможности). Особенно важно умение выделять основное, учитывать психологические особенности читателей. Качественная библиотечная выставка - это продукт творчества, своеобразное авторское произведение. Поэтому ее надо "персонализировать" - указывать коллективных и индивидуальных авторов. Библиографические компоненты выставок многогранны и разнообразны. Фактически выставка является комплексной формой работы в библиотечно-библиографическом учреждении, сочетающей непосредственно документную, фактографическую и библиографическую информацию. [5]. 2.5. Проект выставки «Охранять природу – значит охранять Родину»
Список книг экспонируемых на выставке, по разделам. Охранять природу – значит охранять Родину (название) 1 2 |