Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественный, социальный строй

  • дискуссия. дискуссия_о_социальном_строе_Древней_Руси. Дискуссия о социальном строе Древней Руси


    Скачать 53.69 Kb.
    НазваниеДискуссия о социальном строе Древней Руси
    Анкордискуссия
    Дата25.01.2023
    Размер53.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладискуссия_о_социальном_строе_Древней_Руси.docx
    ТипРеферат
    #905442
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Возникновение древнерусского государства


    Вопрос образования российского государства обсуждался и решался огромным количеством представителей различных наук – от истории, археологии до лингвистики и географии. С положительной стороны, увеличивается количество публикаций, возрастает сложность исследований происхождения древнерусского государства. Раньше и сейчас идут споры об истории происхождения древнерусского государства. Это проблема постоянных политических спекуляций. Анализ исторических исследований показывает, что прав был, наверное, М.Н. Покровский, определивший историю как «политику, опрокинутую в прошлое»

    В исторической науке по вопросу образования государства у восточных славян с XVIII века кипят страсти. В 30-60 годы XVIII в. немецкие ученые Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии Наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им.

    М. В. Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России, решительно выступил против этой теории. С тех пор борьба норманнов и антинорманнистов не утихает. Норманны единодушны по двум принципиальным вопросам. Во-первых, они считают, что норманны получили господство над восточными славянами путем внешнего военного завоевания или путем мирного завоевания (приглашение править); во-вторых, они считают, что слово «Русь» имеет нормандское происхождение. Антинорманнисты считают, что термин «Русь» имеет варяжское происхождение и восходит к очень древним временам. В «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев править.

    За 852 год есть указание на то, что во времена правления Михаила в Византии уже существовала русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что все северные племена, включая Русь, пригласили варягов править. Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев считают, что запись о призвании варяжских князей появилась позже в летописях для противостояния двум государствам – Киевской Руси и Византии. Для этого автору летописи пришлось указать на иностранное происхождение княжеской династии. Согласно исследованию А.А. Чессова, варяжские войска стали называться Русью после перехода на Юг. А в Скандинавии ни один источник не может знать о каком-то племени русов.

    Вот уже более двух столетий идут споры между представителями нормандской и антинорманнианской школ в истории. В настоящее время позиции норманистов и славянофилов сблизились. Однако это сближение не является доказательством утверждения истины. И та, и другая концепция оказались тупиковыми.

    Общественный, социальный строй


    Характер общественного строя.

    Вопрос о природе общественного строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.

    Одни историки считают, что существовали рабовладельческие отношения (В. И. Горемыкин), другие определяют это общество как переходное и доклассическое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладала община (И. И. Фроянов).

    Большинство сходится во мнении, что в рамках Древней Руси происходил процесс зарождения раннефеодального общества, сильно отличающегося от зрелого феодализма.

    Основные черты зрелого феодального строя:

    • монопольная собственность феодалов на землю;

    • наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел рабочими инструментами, домашним скотом и использовал часть земли, которая была передана ему феодалом;

    • для своего пользования он оказывал услугу - аннуитет, аннуитет или денежную ренту;

    • личная зависимость крестьянина от феодала;

    • доминирование натурального хозяйства.

    Историки пытались выяснить зарождение этих черт и, прежде всего, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

    Особенности общественного строя Древней Руси.

    Община и свободные общинники. Основным населением Древней Руси были свободные люди (в единственном числе – «людин», отсюда – «простолюдин»). В Древней Руси и в XI веке сельскохозяйственная община составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф-виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. (Само слово «Вервь» чаще всего ассоциируется с веревкой, которая, возможно, использовалась для изоляции отдельных участков.) За владение, то есть распоряжение и использование земли, а также за защиту от набегов кочевников общины платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный владелец всей земли.

    В практике межэтнических отношений основана концепция «государственного феодализма», выдвинутая Л. В. Черепниным, трактующая дань как зародыш феодальной ренты, получаемой «коллективным феодалом» – государством. И. И. Фроянов видит в этом «военную контрибуцию», собранную князем с покоренных племен.

    Князь и дружина. Основными источниками дохода для принца и труппы, помимо дани, по-прежнему оставалась военная добыча. Но уже в конце Х в. появились княжеские села, экономика которых заключалась в рыболовстве и коневодстве (добытый мех продавался вместе с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а лошади были нужны для военных целей).

    С ростом рода Рюриковичей и умножением числа дружинников дани-полюдья начинает не хватать. Князья стали посылать своих боярских наместников «кормиться», предоставляя им право собирать полюдье в деревне или населенном пункте. В некоторых случаях, в виде своеобразной награды за службу князю, деревни закреплялись за приемными, переходя по наследству и становясь феодом.

    Редкие монастырские и боярские вотчины, окруженные морем вольных общин, появились не ранее XII в. Поэтому, если и можно говорить о первобытном характере древнерусского общества, то лишь с большой долей условности, как о тенденции - направлении развития, которое пробивается, но не как реальная ситуация того времени.

    Зарождению ранних отношений способствовали следующие факторы:

    • увеличение числа сотрудников Княжества;

    • сокращение его традиционных средств к существованию (дань, вира, военные трофеи);

    • увеличение стоимости пахотных земель;

    • возможность предоставления земли рабочей силой в связи с расширением общины и увеличением числа социальных изгоев;

    • изменение стереотипов сознания и поведения дружинников, которые, с одной стороны, все чаще стремились не к воинской славе и службе князю, а к богатству, а с другой стороны – главной ценностью стали считать не движимое имущество (деньги, домашний скот, рабов и т.д.), а землю.

    Зависимое население. В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Сначала здесь работала самая многочисленная группа зависимого населения – рабы (невольницы или селиды), пополнявшаяся за счет заключенных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками рабства были брак рабыни и служба тиуна без специального контракта на этот счет. Однако обращение в долговое рабство было запрещено. Хозяин полностью контролировал жизнь раба, и за его убийство он нес только наказание церкви. Диапазон использования их труда был очень широк – от пахоты (роль крепостных) до управления поместьем (тиуны, огнищане).

    В начале двенадцатого века. появилась новая группа зависимых людей - торговцы, чаще всего это были разорившиеся общинники, которые шли в рабство, чтобы получить какой-то заем – «купы». Работая в долг, покупатель мог работать на земле своего хозяина, но в то же время он сохранял свое хозяйство. Закон защищал покупку от возможного желания владельца превратить его в «обельного» (то есть полного) раба. Таким образом, по своему социальному статусу представитель других групп напоминал зависимого феодального крестьянина.

    «Русская правда» не раз упоминает такую группу людей, как смерды, зависимые от князя. Скорее всего – это люди, которые работали в княжеских селах.

    Некоторые историки видят в нем все сельскохозяйственное население страны – общины. (Термин «крестьянин» появится только в четырнадцатом веке.). Однако за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как за раба, так и за свободного общинника – «людину» – 40 гривен.

    Различные формы и степени зависимости, существующие в древнерусском обществе, сильное преобладание в нем свободных людей свидетельствуют о его сложном преходящем характере.

    Жизнь и быт.

    В Древней Руси доминировала семья из супружеских пар, состоящих из мужа, жены и детей. Исключением были многодетные семьи. В дохристианские времена известен обычай «омовения» невест на языческих праздниках, но, как отмечает летописец, и при этом с согласия невесты. Заключение брака проходило в несколько этапов. Все началось со сватовства. Невеста при появлении сватов нарядилась в самое лучшее платье. После этого в доме невесты произошел сговор. Ритуальными блюдами были круглый пирог (караваны) и сыр. Если жених после сговора отказывался заключать брак, он «платил за сыр» (за обман невесты). Свадьба длилась несколько дней и сопровождалась песнями, играми.

    С принятием христианства был введен религиозный брак. Но большинство населения уже давно ограничивается укоренившимся обычаем свадьбы – веселья.

    Однако постепенно церковь стала главным регулятором семейной жизни. Церковные правила диктовали определенные ограничения на брачные союзы. По возрасту – не менее 13-14 лет;

    По степени родства – не допускаются браки ближе шестого колена родства (двоюродные братья и сестры). Брак не допускался при резкой разнице в социальном статусе между женихом и невестой. Количество свадеб было ограничено: разрешалось не более двух. Третий брак был одобрен только в исключительных случаях.

    Развод (расторжение брака) разрешался в нескольких случаях: измена жены, супружеская неверность (если доказано), участие жены в покушении на жизнь мужа и краже его имущества; отсутствие детей. Инициатором развода в большинстве случаев был муж. По инициативе жены развод был одобрен, если муж был пьян, растратил семейное имущество.

    Многие считали деторождение самым важным признаком успешной семьи. Родители были обязаны заботиться о детях. Воспитание детей и ведение домашнего хозяйства были главной заботой женщины. Признаками хорошего воспитания были целомудрие, уважение к старшим. Дети, подвергшиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, были обречены на суровое наказание – от проклятий до отлучения от церкви. Родители, наказывая детей, не должны их обижать.

    В Древней Руси существовала свобода выбора супруга, осуждалось принуждение со стороны родителей и других людей. Женщина была относительно равной. На княжеских пирах присутствовали стражники и бояре со своими женами. Женщины приняли участие в праздничных беседах.


    1   2   3   4


    написать администратору сайта