КУРСОВАЯ. Дизайн (от англ design замысел, проект, чертеж, рисунок), термин, который появился в нашей стране недавно, означает различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды.
Скачать 32.14 Kb.
|
Дизайн (от англ. design — замысел, проект, чертеж, рисунок), термин, который появился в нашей стране недавно, означает различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн — художественное конструирование. Человека, который занимается художественно-технической деятельностью, называют «дизайнером». Основное, что требуется от людей этой профессии чутье художника и эстетический вкус. Известно, что дизайн присутствует почти во всех сферах нашей жизни, вне зависимости от того, знаете ли вы о нем что-нибудь или нет. Он тесно связан с архитектурой, со скульптурой, с отраслью технических изобретений, с конструированием одежды и т.д. В нашем случае мы подробней рассмотрим дизайн интерьера – архитектурно-художественное проектирование внутреннего пространства квартиры, дома или нежилого помещения с целью создания в них комфортной и эстетичной среды обитания. В работе над проектом, дизайнером по интерьеру, который действует сообразно пожеланиям заказчика, а также строительным нормам и правилам, осуществляется выбор стилистики будущего интерьера, его цветового решения, отделки, обстановки мебели и оборудования. Первоисточником дизайна интерьеров было желание людей к внутреннему декорированию помещений, однако сфера обязанностей современного интерьер-дизайнера гораздо масштабней. На сегодняшний день дизайнеры помещений сотрудничают вместе с архитекторами, заказчиками, подрядчиками, строителями и поставщиками, утверждая решения о габаритах и структуре пространств, оборудования, типов меблировки и отделочных материалов. В основе дизайна интерьера лежит синтез утилитарных решений и художественных идей, направленных на повышение качества условий существования человека в целостной эстетически совершенной форме. Интерьер складывается из трёх составляющих:
Требования к дизайну интерьера:
Интерьер можно классифицировать на 2 основные группы — общественный и жилой. Жилой интерьер — это своего рода портрет человека, живущего в нем. Он может многое поведать о характере своего хозяина, о его интересах и вкусах, социальном положении и психологическом типе. Жилые интерьеры могут реализовываться стихийно, а могут быть осуществлены профессиональным дизайнером. И тут главной целью дизайнера является выяснение пожеланий и характер клиента. Высшая награда для мастера заключается в том, чтобы полной мере воплотить пожелания заказчика, так как жить в этом интерьере предстоит именно ему. При разработке общественного интерьера в первую очередь учитывается его назначение и функциональные требования. Элементы дизайна интерьера Основными составными частями дизайна и средствами его воплощения являются пространство, форма, линия, фактура, цвет и свет. Пространство. Пространство, ограниченное стенами, потолками, плоскостью пола и мебелью, было и остается основным и непростым элементом дизайна. Когда человек находится в пространстве интерьера, его соотношение с ним все время меняется. Само пространство можно определить, как позитивное или негативное. Позитивные пространства создаются массами - предметами мебели, оборудованием, стенами, в то время как негативное пространство - это в большей части сам "воздух", охватывающий предметы. Именно соотношение позитивного и негативного пространств, выраженное их мерой и конфигурацией, создает атмосферу интерьера. Иными словами, помещение с большим количеством позитивных пространств будет восприниматься сложным и камерным, тогда как интерьер с большей долей негативных пространств кажется более легким и открытым. То, как взаимодействуют между собой позитивное и негативное пространства, устанавливает структуру пространства. Форма и контур. И позитивное, и негативное пространство формируется формой и контуром. Под контуром понимается внешние очертания объектов, выраженных в двухмерной проекции, тогда как формой рассматривается трехмерный объем предмета. Дизайнеры систематизируют формы и контуры по их сопоставимости с простыми геометрическими фигурами - квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником и ромбом. Большая часть интерьеров базированы на квадрате и прямоугольнике. Они фундаментальны и усиливают пространству устойчивость. Треугольники и ромбы в основном динамичны. Наконец, криволинейные фигуры, круги и овалы привносят в интерьер мягкость и разнообразие. Линия. Основные виды линий - горизонталь, вертикаль, диагональ. Как правило, один характер линий является в помещении главным и устанавливает общее настроение. При преобладании вертикальных линий интерьер зрительно будет восприниматься выше, при этом более сдержанно и статично. Интерьер, в котором доминируют горизонтали, порождает неофициальную и спокойную атмосферу. Диагонали придают динамику, их выдержанное использование привносит в помещение оригинальность и интригу. При этом чрезмерное применение диагоналей грозит созданием чувства тревоги и беспокойства. Плавные линии, изогнутые формы и контуры заглушают академизм прямых архитектурных линий. Если они длинные, то несут в себе совокупность изысканности и покоя, если короткие, - игривости. Фактура поверхности. Фактура в большей части устанавливает меру официальности интерьера, она может привносить пространству оттенок холода или теплоты. Фактуру применяют для создания чувства различия и отсутствия монотонности при схожести цвета. Среди фактур поверхности различают шероховатые и гладкие, твердые и мягкие, блестящие и матовые, прозрачные и непрозрачные. Обычно шероховатые матовые поверхности принято считать неофициальными, а гладкие блестящие поверхности, например, черный лаковый рояль, акцентируют формальность меблировки. Мягкие ковры вызывают чувство тепла и уюта, между тем как гладкие твердые поверхности присущи для деловых по характеру интерьеров. Цвет - ключевой составная часть, определяющая настроение интерьера, он зачастую оказывает на человека физиологическое и психологическое влияние. Мода интерьера меняется, а восприятие цвета человеком остается. Относительно цвета сложились три отрасли теоретического знания: физиологическое воздействие цвета; соотношение цвета и света; цвет и его обусловленность от красителей. Цветовой оттенок раскрывает название цвета. Все цвета создаются смешением трех основных тонов - красного, желтого и синего, которые определяются в чистом виде, без участия белого или черного, и расклад оттенков демонстрируют на так называемом цветовом круге. Чем ближе один оттенок к другому на этом круге, тем спокойнее их совмещение; оттенки, которые располагаются на противоположных частях круга, сильно контрастируют, их сопоставление резко бросается в глаза. Оттенки цвета классифицируют также на теплые и холодные. Мода интерьера меняется, а восприятие цвета человеком остается. Свет по большей части понимается в нашем представлении с объемом черного или белого пигмента в краске. Он измеряется обычно на ахроматической (серой) шкале с постепенным переходом от черного до белого. Правда люди при подборе цветовой гаммы часто концентрируют внимание на оттенок, в конечном итоге на характере интерьера сильнее всего отзываются вариации световой плотности. Насыщенность складывается частью основного пигмента в общем объеме краски. Оттенок, составленный, к примеру, чистым красным пигментом, характеризуется максимальной насыщенностью. Насыщенность будет колебаться при добавлении черного, белого пигмента или же оттенка, лежащего на диаметральной стороне цветового круга. В виде градации световой плотности строится и градация насыщенности в соответствии с пропорциональной добавкой черного, белого или контрастного цвета. Цветовые гаммы интерьеров строятся на всевозможных сочетаниях цветовых тонов, световой плотности и цветовой насыщенности. Основные колористические схемы бывают монохромные, аналогичные, взаимодополняющие и ахроматические. В монохромной схеме применяется только один оттенок, это усиливает в интерьере ощущение абсолютного единства, различие в которую включается варьированием плотности света и цветовой интенсивности. Подобного рода схемы основаны на применении оттенков, размещенные близко друг к другу на цветовом круге. За счет сходства оттенков создается эффект сдержанности и ясности, который для преодоления возможного однообразия требует привнесения различных вариаций световой плотности и насыщенности цвета. Взаимодополняющие схемы складываются на оттенках противолежащих частей цветового круга, их контраст привносит в интерьер интригу. Композиционные особенности интерьера. Пространственная композиция интерьера определяется планировкой квартиры и функциональной программой. Это равным образом влияет на цветовое решение, отделку помещений, декор и освещение. Выполненное посредством расстановки мебели и оборудования функциональное зонирование, зрительное разложение пространства отдельных помещений способствует переходу к очередному этапу — выделению основного и вспомогательных композиционных акцентов. Цветовая гармония расширяет композиционный замысел, объединяет или разобщает отдельные части пространства. Цвет в совокупности с выбранной системой освещения может облегчить зрительную работу и отдых в квартире, визуально увеличить или уменьшить пространство и произвести необходимый эмоциональный эффект. Входя в квартиру, переходя из помещения в помещение, человек проводит путь своего движения. Входной проем и точка изменения маршрута устанавливают, как воспринималось пространство, какая плоскость или точка помещения может стать центральной частью. При формировании центра композиции нужно принимать во внимание следующие закономерности композиционного построения, определенные психологией восприятия. - Простота — простые формы воспринимаются легче - Близость — близко установленные друг к другу объекты, воспринимаются как одно целое. - Сходство — схожие объекты воспринимаются как единое. - Симметрия — симметричные объекты воспринимаются как единое. - Контраст — контрастные линии содействуют лучшему восприятию элементов. - Противоборство — элементы разной формы лучше рассматривается в отдельности, чем в совокупности. - Фигура-фон — элементы простой формы рассматриваются как фигуры, ясно выделяющиеся от фона. - Инерция — если на камерном пространстве наблюдаются повторяющиеся изображения, то другие объекты не воспринимаются. - Замкнутость — геометрически незавершенные фигуры могут расцениваться как законченные объекты. - Зависимость от осей — восприятие облегчается, если человек находится на оси симметрии видимого объекта. - Узнаваемость — легче оцениваются объекты, формы которых в значительной степени знакомы. - Назначение — объекты, имеющие одинаковое или схожее назначение, ощущается как целое. - Польза — лучше воспринимаются объекты, функция которых более доступна. Перечисленные рекомендации нужно принимать во внимание при организации плоскостной композиции — декорировании стены, принимающей на себя при оформлении помещения главную композиционную функцию. Создание композиционного центра предусматривает объединение отдельных разрозненных предметов мебели и оборудования и декоративного искусства в единое целое. Их совокупность может осуществляться по правилам симметрии и асимметрии. Симметрия как принцип системы элементов на плоскости или в пространстве предусматривает наличие одной или нескольких осей, по отношению к которым проводится построение. Часто встречающимся приемом в жилом интерьере является уравновешенная симметрия. При данных условиях также имеется центральная ось, по обе стороны, от которой группируются неодинаковые по величине пластинки. Если симметричное построение в некоторой степени строго и официально, то асимметрия придает интерьеру свободу, движение, стремительность. Уже небольшие отклонения, внесенные в симметричную схему, создают элемент интерьера или интерьер в целом более сложным. Симметричное и асимметричное построение предусматривает применение таких композиционных средств, как повтор, нюанс и контраст. Если в повторе сохраняются размеры, материал, цвет, фактура, то преобразование по меньшей мере одного из этих составляющих в незначительных пределах может дать нюансные решения. Резкие изменения сказанных характеристик порождают контраст. Изменение размеров может проводиться с сохранением формы. Различие в размерах такого рода фигур подчиняется арифметической или геометрической прогрессии. При помощи арифметической прогрессии можно получить более мягкие нюансные изменения размеров, при геометрической прогрессии разница между первой и последней фигурой ряда существенна. Если объединить приемы, дающие один и тот же пространственный эффект, то можно определить следующие рекомендации: - ощущение большей высоты комнаты обеспечивается: при окрашивании пола в насыщенный цвет, при применении лакированной поверхности, а также посредством подсвечивания нижней зоны помещения; - эффект визуального увеличения высоты помещения достигается следующими методами декорирования потолка: устройством встроенных осветительных приборов, применением пространственной структуры подвесного потолка, созданием глянцевой или зеркальной поверхности, использованием подсветов в верхней зоне помещения, усиливающих яркость потолка; - визуальное увеличение пространства достигается: при контрастном противопоставлении цветов вертикальных и горизонтальных плоскостей; Применение вертикалей в декоре стен зрительно увеличивает высоту помещения. Этот же эффект соблюдается, если присутствуют вертикально вытянутые картины, светильники или вертикальные полосы в обивочной ткани. Закономерности цветовой композиции жилого интерьера Цвет является в наибольшей степени действенным способом придания интерьеру неповторимости. Подбор цветов определяется в первую очередь цветовыми предпочтениями жильцов, а знание закономерностей влияния цвета на человека позволяет только удостовериться в выборе цветового решения либо подправить его. Различают общие закономерности влияния цвета на человека. В их числе наиболее важны психологические воздействия, которые формируются тем, что цветовая среда может вызвать легкое, приподнятое настроение, или, напротив, подавлять активность, вызвать чувство бодрости и усталости. Среди психологических реакций на цвет выделяют и вторичные, когда подобранный цвет приводит к ощущению легкого, просторного помещения, а может подчеркнуть массивность стен и концентрированность пространства. В зависимости от вызываемых психологических настроений цвета подразделяют на возбуждающие и успокаивающие. К первому типу относятся теплые оттенки — желтый, желто-оранжевый, оранжево-красный, красный и все производные от них. Теплые интенсивные цвета воспринимаются ближе к наблюдателю, отсюда их еще называют «выступающими» цветами. Успокаивающие холодные цвета («отступающие») — голубой, синий, сине-фиолетовый кажутся дальше. Зеленый цвет является промежуточным в цветовом круге между желтым и синим, соответственно от преобладания желтого цвета он воспринимается как теплый желто-зеленый, преобладание синего цвета дает синезеленый оттенок и считается уже как холодный. То же самое происходит с фиолетовым цветом, который достигается путем смешивания синего и красного. Красный цвет — возбуждающий, согревающий и энергичный, наиболее активный цвет. Стимулирует все функции организма, активизирует мозг и порождает яркие эмоции; содействует увеличению мускульного напряжения, но только при кратковременном воздействии; считается источником повышенной усталости. Красный цвет — первый в числе цветов, оказывающих активное воздействие на человека. И исходя из этого использование красного цвета в интерьер специфично. Характер применения цвета в интерьере определяется материалами-цветоносителями. Когда мы говорим о красном как возбуждающем цвете, мы в первую очередь подразумеваем ярко окрашенные ткани, алкидные эмали, масляные краски, пластмассы. Цвета, включенные в интерьер этими материалами, как правило бывают очень сильными, активными. Но есть и другая группа материалов — красный кирпич, глиняная ангоба, красный глиняный черепок — они тоже доставляют в интерьер красный цвет, но в непростых, сдержанных оттенках. И в этом случает активность красного цвета во многом подавляется. Красному цвету отдают предпочтение люди энергичные, активные, легко возбудимые. Для осуществления их цветового предпочтения совсем не обязательно окрашивать им стены. Бывает вполне достаточно включить его как Оранжевый цвет приписывают к числу тонизирующих цветов, степень его активности чуть слабее, чем у красного. Его влияние сказывается на частоте пульса. Этот цвет используется для декорирования больших плоскостей, в большинстве случаев его используют в роли акцентного цвета. В комплексе с белым он дает ощущение солнечного света. В основном его применяют в цвете абажура, диванной подушки, штор. В желтом цвете просматривается теплый и холодный колорит. Так, стронций дает оттенок интенсивного и холодного лимонного цвета, а кадмий желтый, неаполитанский желтый - более спокойные и теплые оттенки. Поэтому этот цвет без труда используются при декоре интерьера, направленных как на север, так и на юг. Так как желтый находится в последним в ряду активно воздействующих на человека цветов, он довольно часто используется в больших площадях, но при этом его яркость снижается. Однако при введении его в качестве акцентного цвета насыщенность может быть максимальной. Голубой считается представителем группы успокаивающих цветов, потому как может снижать кровяное давление и успокаивать пульс, замедлять ритм дыхания. Психологическое воздействие его обусловлено широким распространением в природе. Для человека — это цвет чистого, ясного неба и спокойной воды, горных вершин. В интерьере все эти ассоциации позволяют характеризовать голубой цвет как цвет рабочей зоны, как цвет для помещений, ориентированных на юг. Совсем иной эффект дает голубой оттенок в комнате с окнами на восток или запад, из-за того, что поступающие в помещение солнечные лучи обладают теплым спектральным составом и не отражаются от холодных по цвету поверхностей, создавая мрачное и темное помещение. Синий относится к составу холодных цветов, но его успокаивающее свойство при большой насыщенности преобразуется в угнетающее. Психофизиологическое реакция зеленого цвета считается оптимальным. Благотворность этого цвета формируется тем, что он регулирует кровяное давление, ослабевают невралгические боли. Это самый распространенный естественный природный цвет, который ассоциируется с покоем. Психологи полагают, что ассоциации закладываются за каждым оттенком зеленого цвета. В частности, светло-зеленый — вызывает представление о пробуждении природы; ярко-зеленый — ассоциируется с прохладой, покоем; темно-зеленый — с безопасностью и покоем; зелено-голубой — с водой, льдом и холодом. Цветовая композиция предписывает свои рекомендации по применению каждого из перечисленных оттенков. Так, ярко-зеленый цвет не принято использовать для декорирования больших поверхностей, но хорошо сочетается как акцент на бело-бежевом фоне; темно-зеленый на должном уровне смотрится на большой поверхности, но предусматривает расположение на его фоне белых элементов или из светлой древесины. Фиолетовый цвет — тяжелый и неспокойный. Он действует угнетающе и в своей полной насыщенности сталкивается только как акцентные пятна на незначительной площади, в роли контурных линий. Этот цвет при использовании в интерьере нередко сглаживается применением серого такой же светлоты. Пурпурный цвет является следствием смешения фиолетового и красного и благодаря этому отличается определенной двойственностью. К примеру, психологи считают, что пурпурно-фиолетовый темный — это цвет роскошный, возвышающий, а пурпурно-красный — могущественный, но земной и обыденный. Белый цвет занимает отдельное место в интерьере. Применяется на больших плоскостях, исходя из своей нейтральности является отличным фоном для любых цветовых акцентов, усиливая их яркость и чистоту, обнажая их сложность. |