Главная страница
Навигация по странице:

  • Джадиди́зм

  • Список используемой литературы

  • Султагбек Диас Ис212-СО История реферат. Джадидизм и Пантюркизм Гаспринского


    Скачать 28.57 Kb.
    НазваниеДжадидизм и Пантюркизм Гаспринского
    Дата21.04.2022
    Размер28.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСултагбек Диас Ис212-СО История реферат.docx
    ТипРеферат
    #489503

    Казахский университет технологии и бизнеса

    Технологический факультет

    Информационные системы

    РЕФЕРАТ

    На тему «Джадидизм и Пантюркизм Гаспринского»

    Работу выполнил:

    Студент группы ИС-212-со

    Технологический факультет

    Султанбек Диас Даниярович

    Работу проверил:

    к.п.н.,асс.профессор

    Канафиева К.К.

    Нур-Султан – 2022

    История джадидизма, как крупного общественн-политического и социокультурного явления среди российских мусульман на рубеже 19-20 веков, занимает особое место в исследованиях отечественных и зарубежных историков. Джадидизм - обновленческое течение в исламе, представители которог о выступали за реформу и приспособление жизни мусульман России к новым требованиям и : веяниям современности. Появившись первоначально как движение за преобразование мусульманской системы образования, джадидизм иод воздействием событий 1905-1907 годов превратился в мощную политическую силу, способную повести за собой общество.

    Одним из первых кто ратовал за необходимость реформ во всех областях общественной жизни российских мусульман, был крупный общественный деятель, педагог, публицист - Исмаил - бей Гаспринский. В 1881 году он опубликовал свой труд «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина», который закрепил за ним статус основоположника джадидизма. Благодаря Гаспринскому в 1883 году в городе Бахчисарай стала издаваться газета «Тарджиман», остававшаяся на протяжении 20 лет главным рупором джадидов. На сегодняшний день джадидизм в полной мере изучен в таких регионах как Крым \ и Поволжье, являвшихся центром данного движения и просветительства,, Проникновение и развитие реформаторских идей в Казахстане исследовано ’ недостаточно полно, что дает немногочисленным публикациям по теме еще большую значимость и ценность.

    Джадиди́зм — идеология исламского модернизма в  Российской империи конца XIX — начала XX века. Противостоял кадимизму — консервативному направлению в российском исламе. Иногда джадидизм понимают широко как синоним мусульманского модернизма в целом и тогда к нему относят даже таких людей как Джамалуддин аль-Афгани Непосредственный основоположник джадидизма крымскотатарский просветитель и политик — Исмаил Гаспринский

    Научное осмысление места, роли и содержания джадидизма в Казахстане началось в 30-е годы 20 века. Первым серьезным исследованием явилась работа С, 102. Асфендиярова «История Казахстана (с древнейших времен)»

    Пантюркизм, как и панисламизм, возникает в России в 1880-х годах как
    культурно-либеральное движение татарской интеллигенции. Формирование
    и распространение теории тюркизма и неотделимой от нее программы обновления мусульманской системы просвещения (джадидизма) самым тесным образом
    связаны с общественной и научной деятельностью крымско-татарского просветителя Исмаила Гаспринского (1851–1914). Его труды, вошедшие в историю
    общественной мысли конца XIX — начала XX века как цельная гуманистическая
    идеология тюркизма, довольно своеобразны — они менее всего похожи на систематизированный и аргументированный компендий и носят скорее фрагментарный и эмпиричный, подчас декларативный характер. Гаспринский даже не писал
    о «тюркизме» как таковом — его волновала проблема «согласия» и общего прогресса тюркских народов; оставаясь в сфере просветительской деятельности
    и нравоучительной риторики, он не заботился о концептуальной разработке
    основ пантюркизма. И все же именно Гаспринскому принадлежит та формулировка, которая определила программу пантюркизма, его лозунг и кредо, нравственный императив, обращенный к народам тюрко-исламского мира: «Dilde,
    Fikirde, Iste birlik» («Единство в языке, вере и делах»)[6].

    Он же определил целый ряд проблем, перед которыми стояли тюркские народы Российской империи: необходимость реформ в области образования, применение новых методов обучения, модернизация образа жизни. Важным средством пропаганды новых идей становилась тюрко-татарская печать, флагманом
    которой был «Tercuman» («Терджиман» — «Переводчик») Исмаила Гаспринского,
    появившийся в 1883 году. Сначала еженедельная, газета стала затем выходить чаще и просуществовала до 1918 года, на четыре года пережив своего основателя
    (после смерти Исмаила Гаспринского редактором стал его сын Р. Гаспринский).

    Свои взгляды на единство тюркского мира, составившие теоретическую
    основу либерального пантюркизма, Исмаил Гаспринский изложил в сочинениях
    «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина»[7], «Русско-восточное соглашение» (Бахчисарай, 1896), а также во многих статьях, опубликованных на страницах «Терджимана».

    Всю совокупность тюркских, мусульманских народов России Гаспринский
    определяет как этнокультурную общность, обладающую устойчивой внутренней
    цельностью и выступающую на этнополитической арене как спаянный блок. Границы этой тюрко-татарской общности очерчиваются Гаспринским как область проживания тюркских племен на огромных просторах Евразии между христианским
    Западом и буддистским Востоком. «Племя это, — пишет он о тюрко-татарской
    общности, — разбросано на громадных просторах Европейской и Азиатской России
    и во многих местах смешано с русским или иным населением. Однако, имея особые
    и прочные религиозно-бытовые условия жизни, оно представляется нам довольно
    крупной единицей среди народностей нашего обширного отечества, и судьбы ее заслуживают, мне кажется, серьезного внимания общества и государства»[8].

    Мусульманское религиозное, культурное и нравственное начало он считал
    важнейшей, цементирующей субстанцией тюркской общности. Характерно, что
    в эту общность он включал и литовских татар, фактически не являющихся тюркоязычным народом, поскольку язык своих предков они утратили много веков
    тому назад (но верность исламу сохранили). Вторым по значению стержнем этой
    общности Гаспринский считал историческую связь этих народов с Россией. Рассматривая Россию как преемницу бывшей татарской державы (можно было бы
    сказать «Золотой Орды», но этим термином Гаспринский не пользуется), он писал: «...Мне кажется, что пока русские границы, как наследие татар, не дойдут
    до исторических, естественных пределов их поселений, они не могут быть прочны. Таким образом... в будущем, быть может, недалеком, России суждено будет
    сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы»[9]. Он видел реальную перспективу прогрессивного культурного развития, решения насущных
    социальных и политических проблем тюркского мира внутри российской государственной целостности, в союзе и согласии с русским народом, о котором он
    писал: «Самый многочисленный и главный народ России — русские — одарены
    весьма редким и счастливым характером мирно и дружно жить со всякими другими племенами. Зависть, враждебность, недоброжелательство к инородцам не
    в характере обыкновенного русского человека. Это хорошая черта, несомненный
    залог величия и спокойствия России...»[10].

    Тюркизм Исмаила Гаспринского был не только теорией, но и программой
    действий, в реализации которой он сам принимал активное и разностороннее
    участие.

    Считая язык главной основой общетюркской солидарности, он прежде всего
    пытался осуществить языковую реформу. «Единство в языке», стоящее на первом
    месте в его формуле мобилизованного тюркизма, не могло сложиться само собой, ибо живые языки тюркских народов при всем их структурно-типологическом сходстве и общности лексики все же значительно различались. Выработка
    тюрки — своеобразного тюркского эсперанто — на основе модернизованной версии крымско-татарского языка была важным шагом на пути к общетюркскому
    сближению. Особой задачей, которая решалась в ходе языковой реформы, была
    минимизация фонетических различий в тюркских языках. В результате был создан «общий язык» («Lisan-i umumi»), понятный всем народам тюркского мира.
    Именно он обеспечил успех и широкое распространение «Терджимана» во многих регионах Евразии.

    Второй важнейшей областью, в которой могла быть реализована программа
    объединения и модернизации тюркского мира, была система образования.
    В этой области Гаспринский работал особенно энергично и плодотворно, разработав «новый метод» школьного образования — «usul-i ceded». Его русское обозначение дало название «новометодным» школам, а тюркский корень «джадид»
    положен в основу наименования всего движения («джадидизм») и его сторонников («джадиды»). Главным достоинством этого метода, впервые опробованного
    Гаспринским в 1884 году в бахчисарайской школе, стало осмысленное освоение
    учебных предметов (вместо механического заучивания наизусть непонятных текстов), активное использование в системе обучения родных языков (что не исключало изучения арабского, русского и европейских иностранных языков), приоритет слова над знаком («новый метод» в педагогике именовался также «звуковым
    методом» обучения). Эта система получила широкое распространение в татарских и других национальных школах в России и за ее пределами.

    Третьим (может быть, важнейшим) практическим делом Гаспринского была
    журналистика, издательская и литературная деятельность, прежде всего его «Терджиман», ставший главным «пропагандистом и организатором» движения пантюркизма. Сохранившиеся в архивах отчеты царской охранки (жандармского управления и ведомства по делам цензуры) свидетельствуют о том, что российская
    администрация отлично понимала, какую опасность представляет тюркское единение для самодержавной системы[11].

    Реализацией идей тюрко-исламской солидарности были первые мусульманские съезды, проведение которых стало возможным в условиях революционной
    ситуации 1905 года. Уже резолюция Первого съезда, состоявшегося в Нижнем Новгороде 15–28 августа, требовала объединения («Ittifak») всех мусульман России, которые стремятся к проведению реформ, отвечающих национальным интересам.
    Съезд положил начало организационному объединению российских мусульман.
    Они были разделены на 16 округов, каждый из которых выбирал свою ассамблею
    («меджлис» — meclis). Состоявшийся 13–23 января 1906 года в Петербурге Второй
    мусульманский съезд, на котором председательствовал Гаспринский, принял решение о создании Союза мусульман России (Russiya Musulmanlarinin Ittifaki). Третий Съезд, собравшийся вблизи Нижнего Новгорода 16–20 августа 1906 года, принял решение о преобразовании Союза мусульман в политическую партию,
    программа которой базировалась на идеологии пантюркизма.

    Исмаил Гаспринский не был одинок в своих программных разработках концепций пантюркизма и исламизма. У него были и предтечи, и единомышленники-современники — как в тюркском мире России, так и за его границами. Один
    из ранних и последовательных представителей панисламизма Джемаледдин Афгани (1839–1898) тоже писал о необходимости объединения народов, стремящихся
    к освобождению от колониального гнета, не только на конфессиональной основе,
    но и на основе языковой, этнической близости, позволяющей им лучше понять
    друг друга. «Единство немыслимо без родства, — писал он, — родство немыслимо
    без языка, а язык не может выполнить свою социальную функцию, если не послужит средством понимания всех слоев ... одного и того же общества»[12].
    Тюркизм и джадидизм формировались практически одновременно в широком
    пространстве «татарского мира», новые идеи буквально носились в воздухе, опорные пункты новой идеологии и нового движения размещались на оси Казань —
    Крым — Стамбул. Историк Баттал Таймас в своей книге «Казанские тюрки», изданной в Анкаре в 1966 году, оценивая расстановку сил в конце XIX века, писал:
    «...Хотя правофланговым движения усулю-джадид был Исмаил бей Гаспралы
    из Крыма, эта идея была немедленно подхвачена некоторыми мыслителями
    из числа казанских тюрков, и Гаспринский обрел в них надежную опору».

    Список используемой литературы

    1. Асфендияров С, История Казахстана (с древнейших времен). - 3-е изд. Под ред. профессора А. Такенова. - Алматы: Санат, 1998. - 304 с.

    2. Пясковский А.В. Революция 1905-1907 годов в Туркестане. - М., АН СССР, 1958. - 615 с.

    3. Бендриков К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865-1924). - М.: Педагогика, I960. - 509 с.

    4. Вахабов М.Г. О социальной природе среднеазиатского джадидизма и его эволюции в период Великой Октябрьской революции. // История СССР, 1963, № 2, с.35-56.

    5. Сембаев А.И., Храпченков Г.М. Очерки по истории школ Казахстана

    6. Атишев А.А. Политическая мысль Казахстана второй половины 19 - начала 20 века. - Алма-А та; «Наука», 1979. - 161 с

    7. Иноятов Х.Ш. Победа Советской власти в Казахстане. - М., 1978. - 256 с.

    8. Садыков Е.Б. Российско-казахстанские отношения на этапе становления тоталитарной системы (1917-1937). - Алматы: «Галым»,1998. - 272 с.

    9. Нуртазина Н.Д. Тюрки принимали новую веру добровольно и искренне. // Казахстанская правда, 30 июня 2001 г

    10. Нуртазина Н.Д. Духовное наследие народов Центральной Азии в свете межконфессионального диалога (суфизм и джадидизм). // Глобализация и диалог конфессий в странах Центральной


    написать администратору сайта