Главная страница
Навигация по странице:

  • Волгоград 2020 Введение.

  • Архитектура.

  • Живопись.

  • Основная часть реферата

  • Предмет исследования

  • Глава 2. Биография и работы

  • «Принесение Исаака в жертву».

  • фресковое убранство Вюрцбургской резиденции.

  • «Венера и Вулкан» и «Апофеоз Испании»

  • Список использованной литературы

  • реферат по истории искусств. Джованни Баттиста Тьеполо


    Скачать 2.54 Mb.
    НазваниеДжованни Баттиста Тьеполо
    Дата14.02.2023
    Размер2.54 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат по истории искусств.docx
    ТипБиография
    #937067

    МБУ ДО ДШИ № Красноармейского района Волгограда”

    Отделение: Художественное

    Реферат

    Джованни Баттиста Тьеполо (биография и картины).

    Работу выполнила: Газеева Алла,

    учащаяся 6 ” А”

    Руководитель: Булат Л. Н,

    учитель композиции, скульптуры и истории искусства

    Волгоград 2020

    Введение.

    Искусство Италии 18 - го столетия. 

    В восемнадцатом веке завершается классический период развития итальянского искусства. Профессиональный уровень мастерства художников был все еще очень высоким, их приглашали правители различных европейских стран. Однако творческие искания даже самых видных художников  не выходили  за рамки барочного искусства.      Разрозненные войнами, истощенные экономически, итальянские государства большей частью находились под ярмом различных иноземных завоевателей. Лишь Папская область с Римом и Венецианская республика сохранили государственную независимость, а их искусство сыграло значительную роль в художественной жизни Европы 18 - го столетия.


    Искусство восемнадцатого века (по итальянски - сеттеченто) представляло собой завершающий этап многовековой эволюции великого классического искусства Италии. Это время всеевропейской популярности итальянских художников. Петербург, Мадрид, Париж, Лондон, Вена, Варшава — не было ни одной европейской столицы, куда бы не приглашали итальянских мастеров, где бы они, выполняя заказы королевских дворов и знати, не работали в качестве архитекторов и скульпторов, фрескистов или театральных декораторов, пейзажистов или портретистов.

    Столь широкий резонанс итальянской художественной культуры в данный период было бы неправильно объяснять тем, что ее мастера стали на путь принципиально новых художественных открытий, как это было в эпоху Возрождения и в семнадцатом столетии. Скорее можно сказать, что итальянские мастера подчас уступали в смысле исторической перспективности своих достижений художникам других стран, например Франции и Англии. Более того, итальянские зодчие и живописцы были теснее, нежели художники других национальных школ, связаны с характером образного мышления и языком форм мастеров предшествующего столетия. Всеевропейскому успеху итальянцев содействовал в первую очередь чрезвычайно высокий общий уровень их искусства, впитавшего многовековые плодотворные традиции великих предшествующих эпох, затем равномерно высокая развитость всех видов пластических искусств и наличие в Италии большого числа даровитых мастеров.
        Архитектура.


           

    В римской архитектуре получают дальнейшее развитие принципы живописной пространственной композиции, найденной барочными зодчими предшествующего периода.
    Примененные впервые в городском ансамбле, они находят наиболее яркое воплощение в
    Испанской лестнице (1721 — 1726), объединяющей площадь Испании с расположенной на верху холма строгой церковью Санта-Тринита деи Монти.
         В Риме завершается строительство ряда обширных раннехристианских базилик, получивших новые внушительные фасады в духе пышной барочной архитектуры, таких, как Сан-Джованни ин Латерано   (1736) и Санта-Мария Маджоре (1734—1750). 


    Живопись.
       В связи с проведенными раскопками засыпанных при извержении Везувия в I веке античных городов Помпей и Геркуланума вновь нарастает интерес к античной культуре. Рим становится одним из центров не только итальянской, но и европейской художественной жизни.    Поездка в Рим — «Римская премия» стала наградой многих европейских Академий художеств. В Риме создавал свои труды по античной культуре И. Винкельман. Его «История искусства древности» (1764) давала возможность познакомиться с характером развития греческого искусства и оказала большое воздействие на формирование классицизма 18 столетия.    В Риме работали французы, немцы, датчане, приезжали совершенствовать свое мастерство русские художники. И хотя сами римские живописцы в большинстве не поднялись выше среднего уровня и не создали выдающихся произведений в художественной практике, их пропаганда античности имела глубокий отклик в европейском искусстве не только в восемнадцатом столетии, но и отразилась в 19 - м веке.   Особое место в итальянском искусстве 18 века заняла венецианская школа живописи, выдвинувшая ряд крупнейших художников, которые продолжали традиции высокого мастерства декораторов барокко и отчасти Возрождения.


    Основная часть реферата

    Глава 1. Цель и задачи.

    Данная тема явлется интересной и исторически познавательной, особенно для учащихся художественной школы. В результате выбора темы по истории искусства сразу обозначилась цель реферата:

    провести исследование по выбранной мною теме, изучив материал в источниках, обозначить формулировку темы, введение, основную часть и представить реферат в виде текста с заключением и приложением.

    Постановка цели реферата привела к постановке и решению задач для её достижения:

    • изучить историю искусства восемнадцатого века,

    • рассмотреть конкретно представителя искусства того времени, ознакомившись с его биографией и работами

    • составить обобщённую и доступную информацию по теме,

    • на основании изученного материала описать заключение исследования

    • подготовить приложение к проекту в виде фотографий.

    Предмет исследования - Джованни Баттиста Тьеполо (биография и картины). В качестве методов исследования использовались: изучение источников, поиск и сравнение, анализ, систематизирование и обобщение информации, оформление результата.

    Глава 2. Биография и работы Тьеполо, Джованни Баттиста.

    2.1. Биография живописца.

    Джова́нни Батти́ста Тье́поло (итал. Giovanni Battista Tiepolo, варианты написания имени: Gianbattista или Giambattista — Джанбаттиста или Джамбаттиста; 5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.

    Джанбаттиста Тьеполо родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье многодетного шкипера Доменико Тьеполо, человека простого происхождения. Вскоре отец умер, и мать Орсетта, воспитывала шестерых детей в условиях бедности.

    В юности Тьеполо учился живописи у венецианского художника Грегорио Ладзарини, но искусствоведы отмечают, что наиболее сильное влияние на него оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ — картину «Принесение Исаака в жертву».

     Уже в 20 лет к нему приходит первое признание публики и первые заказы. Он очень быстро сформировался как состоявшийся художник. Индивидуальность, свобода и размашистость письма молодого автора впечатляют зрителя.
    В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и вступил в гильдию живописцев Фралья. В 1719 году он женился на Марии Чечилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джанантонио. От брака с Марией у Тьеполо родилось девять детей.

    2.2 Творчество Тьеполо, Джованни Баттиста.

    С 1726 года по 1728 год Тьеполо работал по заказу Дионисио Дельфино, аристократа из Удине, расписывая фресками капеллу и дворец. Это принесло ему известность и новые заказы — Тьеполо сделался модным живописцем. В последующие годы он много писал в Венеции, а также в Милане, Бергамо.

    В 1740 году Тьеполо получил заказ на роспись потолка на втором этаже Скуолы Кармини. Ещё более воздушными, невесомыми представляются его фрески на тему апофеоза семейства Пизани на вилле в Стра. По наблюдению Александра Бенуа.

    Если разглядывать в бинокль гениальный плафон Тьеполо на вилле Гримани в Стра, то моментами иллюзорность доходит до чего-то жуткого. Просто не хочется верить, что эти улыбающиеся, весёлые, полные жизни существа, ныряющие и плавающие среди серых туч, и сами эти тучи были только живописью, пятнами красок по штукатурке.

    К 1750 году к венецианскому живописцу пришла общеевропейская известность, и с 1750 года по 1753 год он создал свою центральную работу  фресковое убранство Вюрцбургской резиденции. Это целый архитектурный комплекс, выстроенный в стиле барокко. Тьеполо оформляет придворную церковь, зал кайзера и главную лестницу, над которой художник рисует самые большие в мире фрески. Они составляют почти 650 квадратных метров площади, на которых изображены части света с соответствующими им персонажами. Сочными, яркими, ликующими представлены на фресках мифологические герои и сказочные существа. Три года с 1750 по 1753 он работает в Вюрцберге, создавая уникальный шедевр росписи на потолке. Над карнизом короткой стены зала, умело используя освещение, Тьеполо помещает фреску, изображающую бракосочетание Барбароссы. В сложной интерьерной композиции с мотивами в духе Веронезе он представляет многолюдную свадебную церемонию, написанную в звучных и радостных тонах: сине-голубых, малиновых, желтых, зеленых, серебристо-серых.

    Помимо этих фресок Тьеполо расписал огромный, около 650 кв. м, плафон над дворцовой лестницей, где изобразил Олимп. Нерасчлененную поверхность потолка он как бы «проломил» насквозь, превратив ее в безграничное небесное пространство. Поместив среди несущихся облаков Аполлона, он по карнизу вокруг стен изобразил олицетворения разных частей света — Европу в виде женщины, окруженной аллегорическими фигурами наук и искусств (отдельным персонажам придан портретный характер; среди них он изобразил самого себя, своего сына Джованни Доменико и помощников), Америку, Азию и Африку с изображениями животных и своеобразных архитектурных мотивов. Этот плафон — также одна из вершин декоративного искусства восемнадцатого века.

    Возвратившись в Италию, Тьеполо был избран президентом Падуанской академии.

    В 1761 году испанский король Карл III пригласил Тьеполо в Мадрид, где художник оставался до конца своей жизни.  Живописец, будучи в почтенном возрасте, направиля туда с уже взрослыми сыновьями-художниками. И опять гений творца поражает короля и испанцев. Его знаменитые «Венера и Вулкан» и «Апофеоз Испании» произвели сильное впечатление на современников и на века остались шедеврами фресковой росписи.

       27 марта 1770 года великого живописца не стало. До последних дней он работал, оставив десятки эскизов и набросков. На сегодняшний день Джованни Батиста Тьеполо признанный мастер стиля
    рококо, работы которого занимают заслуженное место в крупнейших музеях мира.

    Фрески — очень сложный вид изобразительного искусства. Большие масштабы требуют тщательных подготовительных работ и точного геометрического расчёта. Очень трудно учесть также, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения. Те свобода и лёгкость, с которыми строил свои фресковые композиции Тьеполо, до сих пор поражают зрителей и художников. Это свобода в выборе композиции и в выборе расстановки фигур, свобода в выборе красок и в направлении динамики развёртывания композиции, свобода в ощущении энергичного, экспрессивного движения кисти, свобода в акцентировке деталей.

    Тьеполо обладает огромной работоспособностью, при этом не пропадают, а становятся еще более воздушными, легкими, реальными изображения на его фресках. А ведь этот вид живописи не считается легким. Художник работает по технике «сырой» фрески и ему, прежде чем начать работать, уже необходимо представлять полотно и какие будут цвета после высыхания красок на влажной штукатурке. Джованни Тьеполо совершенно не составляет труда строить живописные композиции, до того они правильно расположены, динамичны, решительны и свободны.

     Джованни Баттиста Тьеполо известен также как портретист. Его портреты Антонио Риккобоно (ок. 1745; Ровиго, Академия Конкорди), Джованни Кверини (ок. 1749; Венеция, музей Кверини-Стампалья) очень ярки и выразительны по характеристике.

    Около 1759 г. Тьеполо написал большой алтарный образ «Св. Текла избавляет город Эсте от чумы» (собор в Эсте), созданный в ином колористическом ключе, нежели его светские композиции. Глубокие темноватые тона подчеркивают драматическую напряженность этой сцены, образы которой созданы под воздействием великого венецианского живописца 16 в. Тинторетто.

    Он превращает каждый сюжет в праздничное зрелище: триумф ли Аифитриты, пир Клеопатры, суд ли Соломона или смерть Дидоны. Тьеполо - автор гигантских росписей, как церковных, так и светских, в которых архитектура, природа, люди, звери сливаются в одно декоративное целое, в единый декоративный поток. У Тьеполо был огромный декоративный дар и высокая культура колорита, как правило, вообще присущая венецианским художникам.

    В одном из полотен для палаццо Дольфино в Венеции "Триумф Сципиона" особенно наглядно видно, как умел и любил Тьеполо писать триумфальные шествия, праздничную толпу, разрабатывая при этом только десяток фигур, а все остальные намечая одной сплошной массой. Тьеполо - не исторический живописец. Обращаясь к таким сюжетам, он не стремился передать точностью деталей достоверность события, ему важнее создание самой атмосферы действия, жизненность образа. Его роднит с ренессанскими мастерами то, что он работает во всех жанрах, и в разных техниках.

    Одна из знаменитейших его картин - "Триумф Амфитриты" изображает колесницу Амфитриты в морских волнах в окружении наяд и тритонов, в настроении всеобщего ликования. Лицо богини будет потом повторяться и в Клеопатре ("Пир Клеопатры"), и в его Венерах, и в Данаях. Свой живописный иллюзионизм барочного мастера, свой дар монументалиста Тьеполо продемонстрировал в росписях палаццо Лабиа, исполненных в середине 40-х годов (фрески "Пир Антония и Клеопатры" и "Встреча Антония и Клеопатры"), во фресках епискоопской резиденции в Вюрцбуге (1751-1753). Это вершины монументально-декоративного искусства 18 века.

    Глава 3. Заключение.

    Связанный своим временем, Тьеполо не мог в своем творчестве подняться до той высокой меры человечности, глубины и цельности, которая была свойственна великим мастерам эпохи Ренессанса. Облик многих его героев основан на жизненных наблюдениях, примером чего может служить ряд его женских персонажей — Клеопатра, Армида, Амфитрита, — почти всегда восходящих к одному и тому же реальному прототипу — дочери венецианского гондольера Кристине, но не отличающихся подлинной внутренней значительностью. Содержательная сторона его яркого и праздничного искусства воплощена не столько в выразительности отдельных образов и персонажей, сколько во всем комплексе живописно-пластических мотивов, в их изумительном богатстве и изощренности.

    Живопись Тьеполо не была в должной мере оценена в девятнадцатов веке, так как она была далека от художественных задач, решавшихся в искусстве этого столетия. Лишь впоследствии Тьеполо занял достойное место в истории искусства как один из блестящих мастеров 18 - го века, создавший свой стиль и живописно-декоративную систему, завершившую собой многовековую эволюцию монументальной живописи классических художественных эпох.

    Список использованной литературы:

    1. Щербачёва М. И., Картины Тьеполо из дворца Дольфино в Эрмитаже, Л., 1941;

    2. Ольшанская Н. И., Тьеполо, М., 1957;

    3. Салмина Л. Н. Джованни Баттиста Тьеполо. М. — Л., 1963

    4. Васильева Е. В. Театральное начало в живописи Джованни Баттиста Тьеполо 5. // Искусствознание. — 2012. — № 1—2. — С. 350—387.

    Приложение

    Пир Клеопатры (1)


    При разделе римского мира после разгрома республиканцев Антоний послал своего офицера Квинта Делия в Александрию требовать к себе любовницу Цезаря Клеопатру, чтобы обвинить ее в убийстве своего любовника. Он хотел, скорее всего, получить от нее денег для нового похода. Умная Клеопатра, разузнав от Делия о характере Антония, о его влюбчивости, тщеславии и любви к внешнему блеску, прибывает к Антонию на судне с вызолоченной кормой, пурпурными парусами и посеребренными веслами; сама она восседала в наряде Афродиты, по обе стороны от нее стояли с опахалами мальчики в виде эротов, а управляли кораблем служанки в одеяниях нимф. Корабль двигался по реке Кинд под звуки флейт и кифар, окутанный дымом благовоний. Пораженного, восхищенного этой красотой Антония Клеопатра приглашает к себе для роскошного пиршества, не уступающего первому появлению коварной женщины. Антоний был совершенно очарован египетской царицей, как, впрочем, и сама Клеопатра не осталась равнодушной к его обаянию. Так начался их роман, один из самых знаменитых в истории.


    Агарь в пустыне (1726-1729)


    Агарь - египтянка, рабыня, служанка Сарры во время ее бездетности, ставшая наложницей ее мужа Авраама и родившая ему сына Измаила. Когда Исаак, сын Авраама от Сарры, стал подрастать, Агарь вместе с Измаилом по настоянию Сарры были изгнаны из дома Авраама. Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил стал родоначальником арабских племен, прозванных израильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). В качестве матери Измаила, традиционно считающегося прародителем арабов, Агарь занимает важное место в арабских преданиях.

    Похищение Европы


    Как гласит греческий миф, Европа - красавица дочь богатого финикийского царя Агенора. Однажды Европа, одевшись в яркие одежды, вышла с подругами на берег моря. Там девушки собирали цветы, водили хоровод.

    И тут на берегу ее увидел великий Зевс, он был поражен красотой девушки и решил ее похитить. Зевс превратился в быка с золотыми рогами, покрытого золотой шерстью, на лбу у него горело серебряное пятно. Золотой бык неторопливо вышел из леса. Девушки тотчас подбежали к нему, стали гладить его золотистую шерсть.

    Такого красивого и могучего быка им еще не доводилось видеть. Они начали водить вокруг него хоровод. Европа тоже гладила и ласкала его. Бык прилег, и Европа со смехом уселась на его спину, ей хотелось прокатиться на таком большом добродушном животном.

    Но бык неожиданно вскочил и бросился к морю. Европа от страха закричала, но было поздно, бык мчался со страшной быстротой, она вцепилась в его рога, чтобы не упасть. Закричали подружки, не в силах ей помочь. А бык, подбежав к воде, кинулся в волны и поплыл.

    И тотчас рядом появился бог Посейдон на своей золотой колеснице и резвящиеся нереиды. Посейдон, размахивая трезубцем, показывал быку дорогу. Вскоре Европа потеряла из виду родной берег. Долго плыл по морю Зевс, устал. Наконец показалась гористая суша. Это был остров Крит, где было место обиталища Зевса.

    Бык вышел на берег, Европа спрыгнула с него. И тут Зевс превратился в бога Зевса, и он предложил ей стать его женой. Европа согласилась. Она осталась жить на Крите, где у них родились трое детей.

    Триумф Амфитриты


    Как гласит античный миф, Амфитрита - дочь морского вещего старца Нерея и жена владыки морей Посейдона. Посейдон похитил ее, когда она водила хороводы с другими сестрами-нереидами,так как очень пленился ее красотой. Но ловкая Амфитрита убежала от него и скрылась в одной из пещер седого титана Океана. Однако Посейдон все-таки нашел ее и увез к себе во дворец глубоко под водой и женился на ней. Строптивая Амфитрита не устояла перед таким натиском и стала ему послушной и верной женой. У них родился сын Тритон, морское божество. Посейдону нравилось пошуметь в море, поднимать волны, вызывать бурю. Он выезжал вместе с Амфитритой из подводного дворца на своей колеснице, гнал лошадей, и перед ними расступались волны. Их всегда сопровождали дельфины, разные рыбы сновали вокруг колесницы, за которой оставался широкий пенный след. Посейдон яростно размахивал своим трезубцем, волны становились все выше. Когда ему надоедало бушевать, он трезубцем успокаивал волны, на море наступала тишина и тогда из волн выплывали прекрасные нереиды, а вместе с ними и Амфитрита танцевали, водили хороводы. А Посейдон с удовольствием наблюдал за их танцами.


    Анджелика и Медор с двумя крестьянами




    Брачное соглашение




    Дама с попугаем (1760-1761)




    Добродетель, венчающая Честь (1734)




    Менуэт




    Меркурий и Эней




    Мученичество святой Агаты




    Оплакивание у подножия креста




    Проповедь Иоанна Крестителя (1733)




    Щедрость, раздающая дары (1734)



    Женщина с мандолиной



    написать администратору сайта