Главная страница

Стиль Рококо. Стиль рококо в искусстве. Стиль рококо в искусстве. С угасанием великого века


Скачать 17.19 Kb.
НазваниеСтиль рококо в искусстве. С угасанием великого века
АнкорСтиль Рококо
Дата12.11.2022
Размер17.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСтиль рококо в искусстве.docx
ТипДокументы
#784935

Стиль рококо в искусстве.
С угасанием «великого века» монументальный архитектурный стиль ХVIII века сменился новым художественным направлением – изысканным рококо. Сложившись в 20-е годы ХVIII века, рококо достигло расцвета в 30–40-е годы. В это время строительство из Версаля было окончательно перенесено в Париж.

Искусство рококо было утонченным, призывавшим к наслаждению, к чувственным радостям. Оно стало украшением праздной жизни беспечной, изнеженной знати, предметом эстетического наслаждения.

На смену усадебному замку пришел городской дом, утопавший в зелени садов. Залитые светом, изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки, вырвавшейся после смерти Людовика ХIV из-под деспотической опеки королевского двора. В особняках рококо уже не было характерного для классицизма единства решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к асимметричным композициям, лишенным объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта.

Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам. Интерьеры отелей рококо поражают безудержной роскошью. Излюбленная овальная форма залов своими криволинейными очертаниями уничтожает конкретную определенность стены, а система декораций лишает их материальности. Все переходы и грани закругляются. Светлый камень приглушенных тонов, нежно-розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности. Мотивы цветов, масок, обломков скал, раковин, животных вкраплены в узоры и образуют «чарующий стенной убор».

Типичный образец рококо – интерьер отеля Субиз, созданный архитектором Жерменом Боффраном (1667–1754). Его овальный зал (1730) отмечен грацией форм, непринужденным изяществом. В создании целостного пространства большую роль играет овальная форма плана. Стены, обшитые легкими панелями, членятся нишами на три части; нижние прямоугольные формы панели образуют устойчивое основание, на них покоятся полуциркульные арки, они завершаются живописными панно («Амур и Психея» и др.). На границах между стенами, плавно переходящими в пологий купол, расположены панно с причудливым плетением растительного орнамента. Хрупкие, изящные лепные рокайли (формы плоских раковин) сплетаются с лепными цветочными гирляндами и стеблями, с лентообразными обрамленьями. Неотъемлемая часть интерьера – мебель: резные нарядные столики – консоли на двух ножках; инкрустированные комодики и секретеры; удобные мягкие кресла и диваны с узорной обивкой, с гибкими причудливыми очертаниями спинок и ножек. С модными китайскими ширмами сочетались восточные безделушки и хрустальные сверкающие и переливающиеся оттенками люстры, бра в виде вьющихся веток, хрупкие фарфоровые статуэтки, гобелены, изящные мелочи – драгоценные игрушки из серебра, черепахи, эмали, янтаря и т. д.

Потребность в роскоши породила во Франции в ХVIII веке множество мастеров, наделенных воображением, тонким вкусом: столяров, резчиков, ювелиров, ткачей, которые передавали секреты мастерства из поколения в поколение. Оформлением архитектуры интерьера занимались Ж. О. Мейссонье (1693–1750) и Ж. М. Оппенор (1672–1742). В том же направлении, что и архитектура, эволюционировала французская живопись. С конца ХVII века распространялась декоративная нарядная живопись, возник интерес к колориту. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (десюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи; мифологические и галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии; пасторальный жанр (пастушеские сцены); идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в станковых формах.

Ярким представителем стиля рококо был Франсуа Буше (1703–1770), талантливый декоратор, создатель искусства бездумно-праздничного, основанного не столько на наблюдении жизни, сколько на импровизации. «Первый художник» короля Людовика ХV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги, исполнял декоративные панно для интерьеров, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторалям, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Кокетливые венеры и нимфы, амуры, пасторальные персонажи, предающиеся утехам любви, – герои его нарядных картин. Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с голубыми и жемчужными переходами теней и полутонов, пикантные лица, грациозные движения, часто впадая в манерность, строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, блестяще владел ракурсами, эффектно использовал драпировки, гирлянды, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев.

Ко времени расцвета творчества Буше относится «Туалет Венеры» (1751, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) – композиция, проникнутая жизнерадостностью и безмятежностью. Лирические черты дарования художника проявились в его декоративных пейзажах с мотивом сельской природы, с интимными уголками у полуразрушенных мельниц и хижин: «Утро в деревне» (ок. 1740, Мюнхен, Старая пинакотека), «Осенняя пастораль» (1749, Лондон, Собрание Уоллеса), «Ферма» (1752, Москва, МГИИ им. А. С. Пушкина).


написать администратору сайта